ЧАСТЬ V. ЧТО ДЕЛАТЬ? (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)




 

Конечно, Святая Русь не вернется к нам, как говорил святой Игнатий «не покусись своей немощной рукой остановить попущенное Богом отступление». Остановить нельзя, но можно умилосердить Бога истинным «музыкальным приношением». Не бесовскими бренчаниями на скрипках и органах, а святыми песнопениями православными, распевом знаменным. По единогласному мнению святых отцов, этот музыкальный язык – показатель истинной веры православной. Творцами (композиторами) этих произведений были не блудники, содомиты, католики, протестанты или проститутки, а истинно христианские подвижники. К сожалению, начиная с 17 века, среди прочей развратной заразы гнилого Запада, на Русь Святую начал проникать партес. А затем сочинение песнопений церковных взяли на себя люди, далекие от христианства. И произошел духовный кризис русского общества, проявившийся в отступлении от веры, в отказе от понятия женской чести, в разврате, воровстве и пьянстве. Итогом всего этого стала революция и гражданская война. Ибо Бог поругаем не бывает, в том числе – блудливыми мелодиями, подсунутыми в богослужебное пение. Правы были древние философы (Платон и Конфуций), говорившие, что, переменив музыку, можно поменять государственный строй. Это и случилось…


Знаменный распев, как и старинные русские иконы, прекрасно передает православную мистику, выраженную в красоте молчания, в состоянии внутренней тишины (исихазм). О подобных чувствах написано в творениях святых отцов, из современных пастырей интересные мысли оставил митрополит Антоний Сурожский. Из произведений русской поэзии стоит упомянуть стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Silentium». Классика пробуждает страсти, поднимает бурю в душе, а древнерусский распев утишает их. Классика похожа на вихрь, а распев – на тихую молитву перед старой русской иконой. Классика – гордый и страстный вызов, распев знаменный – смирение, покаяние. Когда слушаешь классику, иногда твои страсти успокаиваются, но при этом переходят в другой ракурс – например, в гордыню: «Я победил страсть!» или в утончённое сладострастное наслаждение. Для сердца человека развратного древнерусская музыка покажется чем-то скучным, но, когда ему откроется мистическая красота Веры Православной, тогда он поймет, какое духовное богатство скрывает за собой неброская форма. Мертвецы духовные – меломаны – занимаются украшением мертвецов своих (Мф.), но бездуховность остается бездуховностью…

 

Святой Игнатий (Брянчанинов) пишет о знаменном распеве: «Тоны этого напева величественны, протяжны, заунывны; изображают стоны души, кающейся, воздыхающей в стране своего изгнания о блаженной, желанной стране вечного наслаждения, чистого, святого. Так, эти самые тоны, а не иные, должны раздаваться в этой обители, которой самые здания имеют образ темницы, назначенной для рыданий, для плача о своем плене, для дум глубоких, для размышлений о вечности. Эти тоны — в гармонии с дикой, строгой природой, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами. Эти тоны то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают, как эхо среди скал и ущелий, то гремят внезапно. Они-то с тихой скорбью приносят жалобу на греховность, выражают томящую и снедающую скорбь по причине греховного бремени, то, как бы от невыносимой тяжести этого бремени, от ударов греха, начинают вопиять и призывать помощь неба, тогда они гремят! Величественное Господи помилуй подобно ветру пустынному: так оно плачевно, умилительно, протяжно! Падший человек ощутил, при помощи уединения и самовоззрения, свое падение, увидел его в себе, убедился в нем, и предался непрестанному стенанию в надежде помилования. Песнь Тебе поем оканчивается протяжным, переливающимся звуком, постепенно стихающим, теряющимся незаметно под сводами храма, как теряется эхо в пространстве воздушном. Когда же братья запоют на вечерне Господи воззвах к Тебе, услыши мя, то звуки сперва как бы исходят из глубокой пропасти, потом с быстротою и громом исторгаются из нее, несутся к небу, несут туда мысль и желание пламенные, как молния, тогда они гремят! Художник найдет в пении Валаамском много негладкостей, недостатков в исполнении, но он же и признает в нем полное преобладание благоговения и набожности, необыкновенную энергию, которая и умиляет, и потрясает душу. Здесь все должно быть важно, грандиозно. Все веселое, легкое, игривое, показалось бы странным, уродливым. Не устрашитесь от этого сказания, сказания правдивого. Не подумайте, что здесь живет, может жить только несчастье. Нет! И здесь есть свое утешение: утешение плачущих, возвещенное в Евангелии ».

 

Согласно результатам передовых научных исследований в области акустики, знаменный распев отражает естественные психофизиологические ритмы человеческого организма. По представлению многих физиологов: Н. П. Бехтеревой, Н. А. Аладжаловой, В. А.Илюхиной и других, в человеческом организме управляющей является сверхмедленная ритмическая система, обнаруженная в 60-х годах в головном мозге. В то время как польза от классической музыки всегда дает при временной синхронизации обязательную десинхронизацию процессов. Поэтому мы видим, что обозначенный стиль является полезным не только духовным, но и физически.

 

Господь создал звуки природы и человеческий голос. А инструмент изобрели потомки каинита Иувала (Кн. Бытия. Гл. 4, Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина. т. 1. СПб 1904 - 1907, 2 изд. Стокгольм 1987 г.). Поэтому в Православии и в ряде других мировых религий всегда было критическое отношение к музыкальным звукам (что мы отразили в Части III).

 

По слову Святых отцов, в первозданной природе Бог пребывает.

 

«Дух Божий везде: мысленно пронесись по всему свету, везде увидишь дела Его. Им оживляются люди высшею жизнью, животные, птицы, рыбы, растения. Везде Тело и Кровь Спасителя

одинаково чудеса делают; везде таинства силу имеют, а сила их Дух Святый». (Иоанн Кронштадский – Моя жизнь во Христе, Слово 1579)

 

«Господи, открой волю Свою через глашатаев Твоих. Птицы Твои будят меня на рассвете, шелест озера убаюкивает вечером. Нет, не птицы рассветные будят меня, и не озеро вечернее убаюкивает меня. Ты, Господи, Которому все голоса подвластны. Ты даровал птицам голос и озеру шепот полночный. Всякому дыханию даровал Ты голос, во всякое создание заключил звук. Господи, дарующий голоса, научи меня слышать о Любви Твоей через глашатаев Твоих!».Святитель Николай Сербский «Молитвы у озера»

 

«Голодный соловей поет на заре по два часа, прежде чем найдет два зерна на завтрак. Чему этот соловей учит людей, богачей на ложах, которые начинают свой день, открывая рот, но не для песни, а для еды. Люди, радуйтесь благому и пойте о благом! Не спрашивайте о благе: "Чье оно?". У блага нет хозяина на земле. Оно - гость издалека. Мы, сотворенные и смертные, не собственники блага, но певцы его » (Николай Сербский, «Беседы » [66]).

 

«Вся природа, можно сказать, песнословит, восхваляет Бога и, в зависимости от нашей чистоты, слышим и мы это мистическое славословие. Мистическое беззвучное славословие, которое даже камни совершают. "Огнь, град, снег... дух бурен..." (Пс. 148, 8), холмы и горы, деревья и рыбы - всё славословит Бога! Но так как мы помрачили разум души нашей, мало мы это разумеем, мало» ("Старец Ефрем Катунакский", "Русский хронограф", Москва, 2002).

 

Но, при этом, на природу, согласно Священному преданию православной Церкви, влияние оказывает и грех первородный, страсти человеческие. Результат исследований учёного В.А. Синкевича показал, что вблизи городов, при большей урбанизации ритмика звуков природы удаляется от естественной, сверхмедленной. И он же создал механизм исследования голоса животных на предмет агрессии. Поэтому при лечении естественной «музыкой» следует анализировать записи…

 

Николай Сербский замечает:

 

«Если бы исчезли наши дурные качества, грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им в природе образы….

Одним словом, до тех пор, пока человек будет умножать свое безбожие и свою безнравственность, природа будет умножать соответствующие им образы зла: будут множиться хищники, микробы, бури, ураганы, наводнения, пожары и прочее.

Следовательно, природа зависит от человека и в образах, и в Содержании»

 

Звуки природы, по свидетельству практически всех ученых, целебны для человеческого здоровья. Директор общественной лаборатории «Русский звук» Владимир Синкевич отмечает, что «звуки природы помогают в любой реабилитации, оказывают успокаивающее благотворное воздействие на нервную и вегетативную системы, снимаются стрессы и депрессии, улучшается сердечно - сосудистая деятельность, нормализуются артериальное давление и пульс, проходит головная боль, уменьшаются раздражительность и агрессия, исчезает бессонница, улучшается настроение, повышается работоспособность, укрепляется психофизиологическая защита».

 

Также звуки природы близки к сверхмедленной ритмике процессов человеческого организма (народные песни 1-3 сек, классика 3 – 7 сек, распев знаменный 8 -12 сек).

 

Поэтому необходимо противопоставить музыкальной классике, року и прочему беснованию, звуки природы и знаменный распев.

 

ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ.

1. Игнатий Брянчанинов, свт. Собрание сочинений. Том 1. Аскетические опыты (часть 1). 27. О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести

2. Добротолюбие. Том 5. Глава 35. Преподобный Иоанн Лествичник. О борьбе с восемью главными страстями.з. Борьба с гордостью. 53

3. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 1. Аскетические опыты (1 часть). 48. О посещении Валаамского монастыря

4. Распутин В. Е. Эти 20 убийственных лет. / Валентин Распутин, Виктор Кожемяко. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2011. – 320 с. – (Политические тайныXXI века)

5. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Сила Моя в немощи совершается: избранные проповеди и поучения / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). – М.: Артос-Медиа, Воздвиженье, 2013. – 320 с.

6. Сост., общ.ред. и послесловие Н. Ф. Болдырева И.-С. Бах. Моцарт. Шопен. Шуман. Вагнер: Биогр. повествования. — Челябинск: Урал, 1995. — 461 с.; портр., нот. (Жизнь замечательных людей. Биогр библиотека Ф. Павленкова; Т. 7)

7. Акопян К. З. Мировая музыкальная культура /Акопян К.З., Ильичева Н. И., Чершинцева М.А – М.: Эксмо, 2012. – 480 с.: ил. – (Российский институт культурологи. Сокровищница мировой культуры).

8. Святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о смерти» Т. III. М.1993 г.

9. Джон Стэнли. Классическая музыка: Великие композиторы и их шедевры. Пер. с англ. – М.: ООО «Магма», 2006. – 280 с., илл.

10. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 1. Аскетические опыты (1 часть). 2. О последовании Господу нашему Иисусу Христу

11. Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 1. С. 336

12. Тибальди-Къеза М. Паганини / Мария Тибальди-Кьеза; пер. с ит. И. Константиновой – 2-е изд., доп — М.: Молодая гвардия, 2008. — 388[12] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей, сер. биогр.; вып. 1130)

13. Фоконье Б. Бетховен / Бернар Фоконье, пер. с фр. Е. В. Колодочкиной. – М.: Молодая гвардия; Палимпсет 2014. – 244[12]с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 69).

14. Суше, Джон. Бетховен.

15. Роллан Р. Жизни великих людей: Пер. с франц. – М.: Известия, 1992. – 335 с.: ил.

16. Залесская, М. К. Рихард Вагнер. Запрещенный композитор / М. К. Залесская. – М.: Вече, 2013. – 240 с. – (Человек-загадка)

17. Борис Кремнев. Франц Шуберт. Серия "Жизнь замечательных людей", М., "Молодая гвардия", 1964

18. Гейне Г. Собрание сочинений. В 10 Т.: Т.6. М, 1958. С. 365 – 372

19. Виноградов А. К. Повесть о братьях Тургеневых: Осуждение Паганини. – Л.: Лениздат, 1983. – 639 с.

20. Гуревич С.А. «Страницы биографии Шопена и Шумана, рассказанные врачом», М-СПб, Московский философский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000

21. Левик Б.В.»Музыкальная дитература зарубежных стран» М.1953 г.

22. Залесская М. К. Ференц Лист / Мария Залесская. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 495 с.: ил. – (Жищнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1589)

23. Росс, Алекс. Дальше – шум. Слушая XX век / Алекс Росс; Пер. с англ. М. Калужского и А. Гиндиной – Москва: АСТ: CORPUS, 2015. – 560 с.

24. Игнатий Брянчанинов, свт. Христианский пастырь и христианин-художник.

25. Чайковский, П. И., фон-Мекк, Н. Ф. Переписка. В 3 т. Письмо от 10 апреля 1878 года.

26. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. – М.: Благовест, 2001. – 800 с.

27. Чайковский, П. И., фон-Мекк, Н. Ф. Переписка. В 3 т. Письмо от 4-7 июля 1880 года.

28. Познанский, Александр. Чайковский. / Александр Познанский. – М.: Молодая гвардия. 2010. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.)

29. Чайковский, П. И., фон-Мекк, Н. Ф. Переписка. В 3 т. Письмо от 8 ноября 1881 года.

30. Ухтомский А. «Заслуженный собеседник» Рыбинск, «Рыбинское подворье» 1997 г. ст. О церковном пении

31. Л.Корабельникова «Инструментальное творчество С.И.Танеева» М.1981 г.

32. С.И. Савенко. Сергей Иванович Танеев. 2 изд. М, Музыка. 1984

33. Святитель Игнатий (Брянчанинов), О прелести. Раздел. О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому

34. Сабанеев, Леонид. Скрябин

35. Шлецер Б. А. Н. Скрябин

36. Русские пропилеи. М., 1919. Том 6

37. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, с.487.

38. Флоренский П. А. (священник). Сочинения: в 4 т. Т 4: Письма с Дальнего Востока и Соловков / сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой.- М.: Мысль, 1998.-795 с.: 1 л. Портр

39. Лосев А. Мировоззрение Скрябина. – Лосев А. Страсть к диалектике. М.,1990

40. Шагинян, М. С. Воспоминания о Сергее Васильевиче Рахманинове // Шагинян М. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 7. М, 1988.

41. Игнатий Брянчанинов, свт. Понятие о ереси и расколе. IV. Раскол

42. Федякин, С. Р. Рахманинов / Сергей Федякин. – М. Молодая гвардия.2014. – 478[2] с.: ил – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1491)

43. сб. «О церковном пении» Сборник протоколов и докладов. Поместного Собора 1918 г.М.2002 г.

44. Вишневецкий И. Т. Сергей Прокофьев / Игорь Вишневецкий. – М.: Молодая гвардия. 2009. – 703[9] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.)

45. Третьякова Л. С. Дмитрий Шостакович. М., "Сов. Россия", 1976

46. Wilhelm Riedel, Die Kirchenrechtsquellen des Patriarchats Alexandrien (Leipzig, 1900), стр. 267

47. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М, 1966. Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова

48. «Невидимая брань». Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Репринтное издание, М., изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.

49. Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л. А. Дмитриев; Под. Ред. Д.С. Лихачёва – М.: Высшая школа, 1990 – 544 с.

50. Димитрий Ростовский, свт. Поучения и проповеди. Часть 1. 13. Поучение второе на вход в Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет на жребяти осли» (Ин. 12: 15))

51. Глухарев Макарий (архимандрит). «Мысли о способах успешного распространения христианской веры в Российской державе».Сергиев-Посад, 1898.

52. Игнатий Брянчанинов, свт. Собрание сочинений. Том 1. Аскетические опыты (часть 1). 46. Сети миродержца

53. Георгий Задонский, затворник. Письма

54. Оптинский цветник

55. Варсонофий Оптинский, прп. Духовное наследие. Беседы.

56. Иоанн Кронштадский, святой праведный. Христианская философия, - М.: Отчий дом, 2011 – 240 с. (Серия «Духовный собеседник)

57. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 4 т. Том 3, стр. 50 - 52

58. Анна Ильинская «Тайна старца Феодосия»-«Православный паломник» 1997 г. 27.

59. Диоптра или духовное зерцало для познания сует мирских и необходимости их презрения», СПб, “ОЮ-92”, 1996.

60. Архимандрит Рафаил, «Церковь и мир на пороге на пороге апокалипсиса», М., 1999

61. Воробьевский Ю. Русский Голем. М., 2003

62. Герцман Е.В. «Гимн у истоков Нового Завета», М., «Музыка», 1996.

63. Медушевский В.В. «Внемлите ангельскому пенью». Минск. Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2000.

64. Мартынов В. И. «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси». М., «Прогресс-Традиция, Русский путь», 2000.

65. Попова Т. «Основы русской народной музыки»

66. Святитель Николай Сербский (Велимирович) "Беседы", изд "Лодья", Москва, 2001 год

67. Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым. М, 1996, стр. 512

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

68. https://www.pravmir.ru/igumen-petr-meshherinov-iogann-sebastyan-bax-bogoslovie-v-zvukax/

69. https://www.pravmir.ru/igumen-petr-meshherinov-mne-dejstvitelno-blizki-i-dorogi-bax-gendel-gajdn-betxoven/ Игумен Петр (Мещеринов): Неужели русская культура недостойна переводов Баха

70. https://www.gazeta.ru/science/2007/04/17_a_1593258.shtml // Шумахер убил эффект Моцарта

71. Александр Меламид: «Искусство нужно прекратить вообще!» https://artchronika.ru/persona/20993/.

72. Поучения монахов Афона / https://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2180

73. Священник Иоанн Фатопулос. Византийское пение сегодня https://www.pravoslavie.ru

74. Гарднер И.А. Об инструментальной музыке и о хоровом полифоническом пении в православном богослужении /https://www.seminaria.ru/chsing/gard_instr04.htm

75. Архимандрит Рафаил (Карелин). Ответ на вопрос об отношении к музыке отца Серафима (Роуза) https://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5876/index.html

76. https://www.gazeta.ru/science/17.04.07 11:37.Текст: оксана

Молчанова

77. https://studsell.com/view/56054/50000 // Исследование особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека

78. Панасов И. В. - Шоу-бизнес https://unotices.com/book.php?id=80478&page=41

Синкевич В.А. «Лучистый мягкий звук, свет, тепло, изображение. Технология музыкальной терапии и арттерапии. Технические инновации на основе православной методологии» Санкт-Петербург, Изд-во «Ступени», 2015. 2-е издание

https://vk.com/doc19726001_428928177?hash=2ddee7ff344bafd87a&dl=3f1c779ef8d53ae1c0



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: