ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫС КРАТКИМ ОТВЕТОМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГ»
Назовите, какие факторы макросреды из разряда демографических, экономических, природных, технологических, социальных, культурных, политических и международных необходимо учитывать производителю:
1. спортивных тренажеров;
2. коллекционных кукол.
В каждой группе факторов укажите 3-5 наиболее важных.
Решение:
Определим факторы макросреды для производителей спортивных тренажеров – это товар, предназначенный для определенного круга лиц, которые либо являются профессиональными спортсменами, либо приверженцы здорового образа жизни. Поэтому можно выделить и проранжировать следующие факторы:
Наиболее важными из них, на мой взгляд, будут факторы социально-культурной группы, а именно отношение населения к здоровому образу жизни. Пропаганда ЗОЖ позволит повысить спрос на товар. Наличие инфраструктуры для занятий на тренажерах: должны имеется специально оборудованные площадки. Отсутствие таких мест приводит к непопулярности данного вида спорта. Кроме того, так как спортивный инвентарь стоит не дешево, то следующим не маловажным фактором будет уровень доходов населения и уровень жизни населения (группа экономических факторов), что в итого повлияет на приверженность к ЗОЖ.
Для товара «коллекционные куклы» наиболее важными и решающими факторами будут:
Уровень жизни и уровень доходов населения (это дорогостоящий товар и его потребление требует наличия свободных денежных средств). Уровень образованности населения. Психологические факторы потребителя – вкусы, предпочтения, увлечения, личностные характеристики и темперамента. Коллекционированием занимаются очень увлеченные люди. А коллекционированием кукол –те кто в душе романтик и ребенок. Остальные факторы особого влияния не окажут, хотя их следует отслеживать
Задание. Назовите, какие факторы макросреды из разряда демографических, экономических, природных, технологических, социальных, культурных, политических и международных необходимо учитывать производителю:
1. телевизоров;
2. хлебобулочных изделий
В каждой группе факторов укажите 3-5 наиболее важных.
Решение:
Для товара телевизор наиболее важными и решающими факторами будут:
Уровень жизни и уровень доходов населения (это дорогостоящий товар и его потребление требует наличия свободных денежных средств). Психологические факторы потребителя – вкусы, предпочтения, личностные характеристики.
Что касается хлебобулочных изделий, то это товары первой необходимости и покупать их будут всегда и везде, независимо от уровня дохода, уровня образования или места расположения. Поэтому производителю хлебобулочных изделий следует обратить внимание на дифференциацию своей продукции с учетом национальной принадлежности покупателей, их религиозных предпочтений и др. (например, выпекать х/б изделия по рецептам народов мира, с разными свойствами – диабетический, с витаминами и пр.). Другими словами для товаров данной группы товаров определяющим фактором является сам потребитель с его вкусами, предпочтениями, интересами и взглядами на жизнь – т.е. это факторы психографической группы.
Задание: К какому из типов рынка по субъектам, вступающим в обмен,относятся следующие товары:
1) автомобиль;
2) станок;
3) полуфабрикаты;
4) компьютер;
5) сельхоз. продукты
Решение: типы рынка по субъектам:
Потребительский рынок состоит из:
- индивидуальных,
- семейных потребителей, приобретающих товары и услуги для личного потребления.
Рынок производителей составляют компании, приобретающие товары и услуги для дальнейшей обработки или для использования в своем производственном процессе.
Представители рынка посредников приобретают товары и услуги для их перепродажи с выгодой для себя.
Рынок учреждений представлен школами, больницами, детскими садами, тюрьмами и другими учреждениями, которые предоставляют людям разнообразные услуги.
Рынок государственных учреждений состоит из правительственных организаций, покупающих товары и услуги для предоставления коммунальных услуг или для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
И, наконец, международный рынок - это все покупатели из других стран, включая потребителей, производителей, компании по организации товародвижения и государственные учреждения.
Задание: Исходя из классификации потребительских товаров, продумайте приемы, способствующие продвижению на рынок:
1) шоколадных конфет "Коркунов";
2) фильтров для очистки питьевой воды "Барьер";
3) крема для рук "Бархатные ручки";
4) свежезамороженные овощи и фрукты "Четыре сезона".
Решение:В маркетинге выделяют четыре основных вида продвижения: рекламу, прямые продажи, пропаганду и стимулирование продаж.
Задание: Рассмотрите известное вам предприятие и определите, какие субъекты рыночной деятельности являются для него:
? поставщиками;
? маркетинговыми посредниками;
? конкурентами;
? клиентами;
? контактными аудиториями.
Задание: По каждой категории участников микросреды выбранного вами предприятия приведите несколько примеров. Рассмотрите известное вам предприятие и определите, какие субъекты рыночной деятельности являются для него:
? поставщиками;
? маркетинговыми посредниками;
? конкурентами;
? клиентами;
? контактными аудиториями.
Опишите характер отношений анализируемой фирмы с различными организациями и другими фирмами.
Задание:К какой из функций маркетинга (подфункций) можно отнести нижеперечисленные виды деятельности?
? Анализ торгового и технического потенциала фирмы А, занимающейся товарным обеспечением фирмы Б; (аналитическая)
? Фирма приобрела специальную компьютерную программу для полномасштабной проверки своего складского хозяйства; (управленческая)
? Магазин “Сезон” предоставляет 10%-ную скидку на зимнюю одежду; (сбытовая)
? Фирма Б отозвала партию товара Х, так как в одном из изделий обнаружено отклонение от стандарта; (управленческая)
? Рекламное агентство заключило контракт с агентством печати “Начало дня” для поставок специализированных журналов; (распределительная)
? Расчет показателей экспорта по региону А. (аналитическая)
Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем. Функции можно разделить на четыре группы:
1. Аналитические — изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов.
2. Производственные — организация производства и материально-технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов.
3. Распределительно-сбытовые — организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама.
4. Управленческие — планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль.
Задание: Ваша фирма собирается "запустить" на рынок новый продукт. Подготовьте вопросник из 10 - 15 вопросов, с помощью которого можно было бы собрать необходимую информацию у потенциальных покупателей.
Задание: После окончания учебы Вы работаете маркетологом на машиностроительном предприятии средней мощности (легковой автотранспорт). Руководитель предлагает выбрать рекламные средства для распространения информации о предприятии. Разработайте план рекламной кампании для решения этой задачи.
Задача маркетинга при планировании рекламных мероприятий — правильно определить целевую аудиторию и средства донесения информации о товаре.
Задание: Назовите представителя рыночной структуры по следующим характеристикам:
Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. На пути входа в рынок им устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов. (перечислите какие барьеры)
(Монополия. Барьер ФЗ закон об антимонопольной деятельности)
Задание: Коммерческая фирма «Юлия» производит и реализует модные женские изделия верхнего трикотажа. Дизайнер фирмы разработал новую модель женского пальто, и руководство приняло решение о внедрении нового товара на рынок. Известно, что для изготовления партии данного товара в количестве 150 штук, фирма закупает сырье на сумму 675000 рублей, остальные издержки производства составляют 75000 рублей. Фирма несет также административные расходы в размере 120000 рублей и расходы, связанные с реализацией партии – 180000 рублей. Средняя норма прибыли на рынке – 30%.
Порекомендуйте коммерческой службе фирмы «Юлия» 3 возможных стратегии установления цены на женское пальто (либо их сочетание), и, в соответствии с этими стратегиями, предложите 3 варианта цены на новый товар. Обоснуйте свой выбор и расчеты.
Считаем общие затраты: (675000+120000+180000) = 975000
Чтобы получить 30% рентабельности нужно 975000* (1+0,30)=1267500: 150 штук=8450 руб. за штуку цена продажи
Консультация по подготовке к экзамену
Типы рынка по субъектам, вступающим в обмен:
В маркетинговой практике обычно более подробно рассматривают два основных вида рынков:
1. Рынок потребительских товаров.
2. Рынок производственного назначения.
Это связано со спецификой маркетинга в них: начиная с анализа рынка и до рекламы и сервиса есть достаточно много особенностей, присущих либо первому, либо второму рынку.
Компания должна тщательно изучать свои рынки.
Потребительский рынок состоит из:
- индивидуальных,
- семейных потребителей, приобретающих товары и услуги для личного потребления.
Рынок производителей составляют компании, приобретающие товары и услуги для дальнейшей обработки или для использования в своем производственном процессе. Представители рынка посредников приобретают товары и услуги для их перепродажи с выгодой для себя.
Рынок учреждений представлен школами, больницами, детскими садами, тюрьмами и другими учреждениями, которые предоставляют людям разнообразные услуги.
Рынок государственных учреждений состоит из правительственных организаций, покупающих товары и услуги для предоставления коммунальных услуг или для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
И, наконец, международный рынок - это все покупатели из других стран, включая потребителей, производителей, компании по организации товародвижения и государственные учреждения.
Приемы, способствующие продвижению на рынок:
Продвижение — это мероприятия, направленные на повышение эффективности продаж через коммуникативное воздействие на персонал, партнеров и потребителей. Продвижение преследует двоякую цель: активацию потребительского спроса и поддержание благоприятного отношения к компании.
В маркетинге выделяют четыре основных вида продвижения: рекламу, прямые продажи, пропаганду и стимулирование продаж. Рассмотрим их подробнее.
1. Реклама
Следует различать рекламу как часть маркетинга и рекламу вообще. Основная функция рекламы в маркетинге — информировать потребителя о потребительских свойствах товаров и деятельности производителей.
Рекламные аргументы в пользу товара можно разделить на два вида:
объективные аргументы: логически раскрывающие особенности рекламируемой продукции (например, реклама жевательной резинки Dirol);
субъективные аргументы: формирующие у потребителей определенные эмоции и ассоциации (например, реклама напитков «Фруктовый сад»).
В любом случае в рекламном обращении должно содержаться некое уникальное торговое предложение для потребителя, которое гласит: «Купи предлагаемый товар, и ты получишь эту специфическую выгоду».
Рекламное предложение должно кардинально отличаться от всех предложений конкурентов. Его уникальность может быть связана с уникальностью либо товара, либо целевого рынка, либо самого рекламного обращения. Без уникальности предложения не стоит рассчитывать на уникальность спроса.
Чтобы реклама была эффективной, она должна запоминаться потребителям, а это зависит от ее ценности и информативности. Обычно в маркетинге выделяют три вида восприятия рекламной информации:
востребованная информация, которая доступна, понятна и быстро запоминается. Для такой информации не нужны дорогостоящие средства рекламы. Несколько строк в газете или на доске объявлений — и реклама «выстрелит». Например, информация о «помощи» в написании курсовых и дипломных работ для студентов;
случайная информация, которая не запоминается или запоминается с большим трудом. Такая информация «привязывается» к носителю рекламы. Потенциальный потребитель должен знать, где при необходимости искать рекламное предложение. Например, большая часть потребителей, желающих поставить пластиковые окна, обращается к бесплатным рекламным изданиям. Задача продавца здесь — оказаться в нужное время в нужном месте;
ненужная информация, которую потребитель игнорирует или она его раздражает. Ненужная информация присутствует всегда, так как не бывает, чтобы товар был востребован абсолютно всеми. Вопрос в том, какая часть аудитории воспринимает рекламную информацию как ненужную, а какая — как случайную или востребованную (например, зрительская аудитория телевизионной рекламы).
Как только потребитель осознает свою потребность в рекламируемом товаре, он готов к принятию решения о его покупке. Задача маркетинга при планировании рекламных мероприятий — правильно определить целевую аудиторию и средства донесения информации о товаре. Не пытаться заставить покупателя насильно приобрести товар, а способствовать его самостоятельному решению о приобретении.
2. Личные (прямые) продажи
Это часть продвижения товаров, включающая их устное представление с целью продажи в беседе с потенциальными покупателями. Другое название этой деятельности — прямой (директ-) маркетинг. Он не требует дополнительных финансовых вложений и выступает в качестве более высокого уровня организации бизнеса, чем банальная розничная торговля или оказание бытовых услуг.
Как минимум этот вид продвижения подразумевает знание торговым персоналом особенностей применения и обслуживания продаваемых товаров, а также квалифицированное обслуживание покупателей. Речь идет о коммуникативных технологиях продвижения товара в процессе общения с покупателями. Продавец в торговом зале призван предоставить покупателю «последний аргумент» в пользу принятия решения о покупке товара.
Игнорирование методов прямых продаж может привести к существенному их сокращению, даже если все остальные условия маркетинга соблюдены. Так, к примеру, если товар дешевый и качественный, расположение магазина идеальное, ассортимент огромный и рекламная кампания эффективная, но продавцы отличаются грубостью и незаинтересованностью в общении, продажи в торговой точке вряд ли будут успешными.
Суть личных продаж сводится к тому, чтобы превратить торгового агента из простого приемщика заказов от потребителей в их активного добытчика. Организация личных продаж основывается на использовании двух основных подходов:
ориентация на продажи: метод агрессивных продаж, предусматривающий дискредитацию конкурентов, преувеличение достоинств собственных товаров и скидки за немедленную покупку. Девиз такого подхода: «Продажи любой ценой»;
ориентация на клиента: метод участия в решении проблем клиентов. Базируется на выявлении нужд потенциальных клиентов и предложении способов их удовлетворения. Девиз такого подхода: «Продажи через сотрудничество».
Личные продажи обладают целым рядом преимуществ, среди которых можно выделить:
индивидуальный подход к каждому потребителю и возможность передачи значительного объема информации;
меньший, чем в рекламе, размер издержек, не приносящих финансового результата;
обратная связь с потребителями, позволяющая своевременно корректировать рекламные кампании и производственный процесс.
Основным недостатком личных продаж является более высокий уровень оборотных издержек, чем в традиционной торговле, так как отношения внутри торговой сети часто строятся по принципу «пирамиды». Личные продажи наиболее эффективны тогда, когда продавец обладает эксклюзивным товаром на рынке. Если товар продается одновременно коммивояжерами и розничной торговлей, то личные продажи неминуемо теряют конкурентоспособность, поскольку товар теряет эксклюзивность в глазах покупателей.
В целом личные продажи чрезвычайно эффективны при решении ряда маркетинговых задач: выявления потенциальных клиентов, сбора информации о рынке и т. д. Опора на торговый персонал позволяет более эффективно осуществлять контакты с потребителями и быстрее реагировать на любые изменения рыночной ситуации.
3. Пропаганда (PR, паблисити)
Является разновидностью связей с общественностью, представляя собой неличное и не оплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар посредством распространения коммерчески важной или имиджевой информации как самостоятельно, так и через посредников.
Целью пропаганды является привлечение внимания потенциальных потребителей без затрат на рекламу.
Основные инструменты пропаганды:
выступления: участие представителей фирмы в открытии различных мероприятий, приветственные слова и т. п.;
мероприятия: организация пресс-конференций и онлайновых встреч, проведение семинаров и юбилеев, участие в выставках, соревнованиях и конкурсах и др.;
новости: предоставление средствам массовой информации благоприятных новостей о предприятии, его продукции и сотрудниках (пресс-релизы);
публикации: годовые отчеты, информационные бюллетени, брошюры, журнальные или газетные статьи и иные печатные материалы, используемые в качестве инструментов влияния на целевые рынки;
спонсорство: выделение времени, денежных и материальных ресурсов для содействия организации благотворительных, спортивных и иных общественно значимых мероприятий;
средства идентификации: использование эмблемы (логотипа) предприятия, писчей бумаги с водяными и иными знаками, многоцветных печатей, визитных карточек, создание веб-сайтов, разработка единого стиля и дизайна помещений, введение униформы для сотрудников, распространение брошюр о предприятии и т. д.
Следует выделить четыре вида адресатов пропаганды:
Потребители: с целью формирования положительного имиджа товара (обычно связано с экологией) и имиджа фирмы. Задача решается через организацию промо-акций, социально-значимых массовых мероприятий, размещение имиджевых материалов в СМИ и т. д.
Контрагенты: с целью развития торговой сети и привлечения новых партнеров. Задача решается через выставки, презентации, рассылку рекламно-агитационных материалов и т. п. Эти мероприятия позволяют получить двойной эффект за счет презентации продукции и персональных контактов с заказчиками.
Ключевые журналисты (пресса, радио, телевидение, Интернет): с целью продвижения бесплатной информации о наиболее значимых событиях и новинках производства. Задача решается через организацию пресс-конференций, рассылку пресс-релизов и т. д.
Государственные и муниципальные органы власти и управления: с целью привлечения их к участию в развитии бизнеса. Задача решается через участие в социально значимых проектах, софинансирование массовых мероприятий и т. п.
4. Стимулирование продаж
Это совокупность иных мероприятий, призванных содействовать продвижению продукции. Она включает в себя мероприятия, связанные с взаимоотношениями в системе сбыта и продвижения продукции, не вошедшие в число других компонентов комплекса маркетинга.
Характерной особенностью мероприятий по стимулированию продаж является их прямая связь с потребительскими свойствами продукции, ее ценой или системой сбыта. Стимулирование продаж направлено на трех адресатов:
1. Покупателей: с целью побуждения потребителей совершать больше покупок. Формы стимулирования покупателей могут быть различны:
конкурсы, игры и лотереи;
программы лояльности (скидки при повторной покупке, дисконтные карты);
акции по случаю вывода товара на рынок или по иному поводу;
демонстрация товаров промоутерами;
бесплатные образцы (пробники), льготные талоны и т. д.
2. Контрагентов — с целью побуждения их увеличить объемы торговых сделок и сосредоточиться на продвижении продукции поставщика. Формы стимулирования контрагентов могут быть различны:
предоставление агитационных материалов и торгового оборудования;
помощь в обучении торгового персонала;
проведение конкурсов по итогам продаж, авторизованное дилерство и т. п.;
предоставление сопутствующих услуг (юридических, информационных и т. д.)
Например, компания Coca-Cola предоставляет бесплатно холодильники для розничных торговцев, а поставщики сложной бытовой техники оплачивают обучение и проводят сертификацию контрагентов при создании ими авторизованных сервисных центров;
3. Торгового персонала: с целью побудить торговых сотрудников направлять больше усилий на улучшение качества обслуживания и привлечение потребителей. Формы стимулирования торгового персонала могут быть различны:
соревнования по продажам между работниками;
материальное (премии, бонусы) и моральное (грамоты, доска почета) стимулирование;
обучение, лечение и переподготовка персонала за счет фирмы;
оплаты путевок работникам, не имеющим нареканий со стороны работодателя, и др.
Торговый персонал, контрагентов и потребителей невозможно привязать к себе силой. Однако существует достаточно приемов, позволяющих укрепить взаимоотношения с ними на основе общности интересов без какого-либо принуждения.
Прочных отношений с партнерами и потребителями можно достичь через совместные мероприятия, предоставление информации и учет интересов всех участников торговой цепочки, а также целевых групп потребителей.
Функции маркетинга
Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем. Функции можно разделить на четыре группы:
1. Аналитические — изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов.
2. Производственные — организация производства и материально-технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов.
3. Распределительно-сбытовые — организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама.
4. Управленческие — планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль.
Цена на товар
Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:
Р = С (1+ R/100),
где Р — продажная цена;
С — полные издержки на единицу продукции;
R — ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Многие предприятия торговли также применяют данную методику: в качестве полных издержек здесь выступает цена приобретения товара без НДС, а роль рентабельности продукции играет уровень торговой надбавки.
Надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль.
Задача для самостоятельного решения:
Традиционно применяя затратный метод ценообразования, владелец киоска получает 25% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А-1.3 руб\шт. товара Б- 12 руб.\шт. товара С- 30руб.\шт.. Обьем закупок товара А- 300 шт. товара Б – 1000 шт. товара С- 150 шт.
Общие транспортные расходы – 2тыс.руб, стоимость аренды – 150руб. в день, заработная плата продавца – 500 руб. в неделю.
Товар предлагается продать за неделю.
Требуется определить продажные цены товаров.
Решение:
Считаем общие затраты:
закупка = 390 + 12000 + 4500= 16890 (1,3*300+12*1000+30*150)
Расходы:
транспорт = 2000
аренда за неделю = 1050 (150*7)
зарплата за неделю = 500
Итого = 3550
Итого с учетом закупки 20440
Должны продать за 25 550, чтобы получить свои 25%. 20440*(1+0,25)=25550
Должны накрутить на всю закупку 8660 (25550-16890) или увеличить стоимость от закупаемой с учетом округления на 51,3%. (8660/16890)
Ну а дальше считаем цену продажи:
1,3*1,513 = 1,9669
12*1,513 = 18,156
30*1,513 = 45,39