Средства массовой коммуникации в жизни человека.




ДОКЛАД

 

По дисциплине «Психологические основы социализации личности»

На тему «Средства массовой коммуникации»

обучающегося 2 курса, группы ЕППО-б-о-191

направления подготовки 44.03.02

направленность подготовки Психолого-педагогическое образование

Кузининой Алины Сергеевны

 

Выполнил _______________________

(дата сдачи работы)

 

Подпись обучающегося ___________

 

Проверил

Старший преподаватель

Безносюк Е. В.

 

(фамилия, инициалы,

ученая степень, звание)

 

Подпись преподавателя ___________

 

Евпатория, 2020

Оглавление

 

О развитии средств коммуникации. 3

Средства массовой коммуникации в жизни человека. 5

СМК и стихийная социализация. 8

СМК и относительно социально контролируемая социализация. 10

 


О развитии средств коммуникации.

В истории развития средств коммуникации можно выделить пять основных периодов.

 

1. Довербальный период. Это период развития пещерного человека, не владеющего еще членораздельной речью (слово «вербальный» означает словесный). Продолжался он сотни тысяч лет. Коммуникация между первобытными людьми осуществлялась с помощью простых звуков, мимики, жестов, наскальных рисунков.

 

2. Период устного общения. Членораздельная речь как средство общения появилась примерно пятьдесят тысяч лет назад. Стал развиваться язык -стихийно возникшая в человеческом обществе система дискретных, членораздельных звуковых знаков. Постепенно язык становится основным средством коммуникации и передачи знаний.

 

3. Период появления и развития письменности как средства общения. Он начался около пяти тысяч лет назад. Письменность по-разному развивалась на Западе и на Востоке. Появление возможности фиксации знаний с помощью письменных знаков -сначала на камне и глине, а затем на папирусе и бумаге - это качественный скачок в развитии общения и цивилизации в целом.

 

4. Четвертый период связан с эпохой книгопечатания. Она началась около пятисот лет назад с появлением в Германии первого печатного станка с подвижными литерами, изобретение которого связывают с именем Иоганна Гутенберга (1399-1468), впервые напечатавшего в городе Майнц 42-строчную Библию. Значение этого изобретения трудно переоценить. Считается, что это самое большое достижение человечества за последнее тысячелетие.

 

5. Пятый, современный, период охватывает последние сто лет. Он знаменуется появлением таких средств общения (коммуникации), как радио, кино, телевидение, компьютерные сети, системы мультимедиа. Нетрудно усмотреть в них одно общее свойство: все они позволяют использовать для общения невербальные знаковые системы - человек как бы возвращается к тем средствам общения, с которых началось его развитие. Это не случайно: потребность в общении на невербальном уровне определена самой природой человека, особенностью его сознания.

 

Очевидна та стремительность, с какой происходит развитие средств коммуникации, средств общения. Несколько десятков или даже сотен тысяч лет -достаточно малый промежуток по сравнению со временем существования жизни на Земле (по разным оценкам около двух миллиардов лет). За время, прошедшее от момента, когда первобытный человек впервые взял в руки каменный топор, и до запуска первого спутника, животный и растительный мир изменился очень незначительно.

 

 


Средства массовой коммуникации в жизни человека.

 

Средства массовой информации намеренно рассчитаны на создание такого шума, в котором трудно было бы различить, где правда, а где ложь, где правые, а где левые, где революция, а где контрреволюция.

Ильфа Кутасова, советский и российский философ

 

Средства массовой коммуникации играют ключевую роль в жизни современного человека и общества. Они фактически выполняют функцию четвертой ветви власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Эта популярная фраза настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что не возникает никаких сомнений в том, что это действительно так. Разумеется, это власть не в прямом ее понимании. Это скорее власть над умами людей, огромный авторитет которой определяется высоким уровнем доверия к средствам массовой коммуникации у значительной части общества, особенно старшего поколения. Со стороны же более молодого поколения соотечественников, наоборот, имеется много упреков в необъективности освещения информации, что приводит к росту общей тенденции недоверия к ней.

Стоит особо подчеркнуть, что средства массовой коммуникации сыграли и продолжают играть ключевую роль в таком важнейшем явлении планетарного масштаба, как глобализация, которая оказывает большое влияние на развитие современного человека. Поистине, революционное значение в истории массовой коммуникации сыграло появление сети Интернет с ее возможностями обратной связи и влиянием на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества. Негативной стороной этого процесса является то, что под влиянием средств массовой коммуникации происходит девальвация отечественной национальной культуры, вытесняемой прозападной культурой. В результате изменяются внутренний мир человека и система его ценностей.

 

Средства массовой коммуникации являются сегодня важнейшим фактором социализации современной молодежи. Социализацию – процесс вхождения человека в общество за счет усвоения его норм и ценностей – понимают, как двунаправленное действие: индивид является ее объектом (так как усваивает социальные нормы и социальный опыт) и в то же время по мере вхождения в социальную среду сам активно воспроизводит систему социальных связей. Влияние средств массовой коммуникации на процесс социализации человека определяется тем, что они выполняют:

· рекреативную роль, поскольку современный человек большую часть своего свободного времени проводит с различными средствами массовой коммуникации, которые помогают ему отдыхать, забыться, уйти от повседневности, рутины, отвлечься от работы;

· релаксационную роль, поскольку становятся своеобразным источником восполнения дефицита межличностных контактов, альтернативой при сложностях в общении с окружающими;

· просветительскую роль для различных слоев населения (например, молодые люди сегодня редко ходят в библиотеки, так как всю информацию для личного пользования и учебы можно найти в Интернете);

· ценностно-нормативную роль, поскольку средства массовой коммуникации значительно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и ценностные ориентации личности (например, активно внедряется в общественную среду и особенно пропагандируется в женской среде эстетика гламура);

· роль фактора самореализации (на телевидении это проявляется в передачах с прямым участием телезрителей, ток-шоу, реалити-шоу, где обычные люди становятся полноправными участниками телевизионного процесса; в сфере Интернета это проявляется в блогах, форумах, социальных сетях, хостинге YouTube и т.д.).

Таким образом, средства массовой коммуникации играют большую роль в формировании человека как личности и как члена общества. Это влияние может повлечь не только положительные, но и отрицательные последствия.

Например, просмотр телепрограмм ускоряет развитие ребенка почти на целый год, поскольку учит его рассуждать и расширяет кругозор. В то же время нередки случаи, когда одновременно по всем каналам центрального телевидения демонстрируются телесериалы, боевики, фильмы ужасов и иная низкопробная кино- и телепродукция. Большое количество времени, потраченное на просмотр подобного рода кино- и телепродукции, или пристрастие к компьютерным играм могут развить деструктивную составляющую в поведении человека, особенно ребенка. Это происходит с помощью научения через наблюдение: агрессивность как модель поведения, демонстрируемая в средствах массовой коммуникации, может быть усвоена путем наблюдения за ней.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: