Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.




Философия 51-60

51. Понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) имеет ряд значений и чаще всего употребляется как обозначение высокоразвитых, прогрессивно развивающихся обществ (философы эпохи Просвещения, Г. Гегель); как ступень развития человечества, последовавшая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); как синоним культуры (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби); как стадия упадка и деградации локальных культур (О. Шпенглер); для глобального членения исторического процесса и др.

На сегодняшний день существует два методологических подхода к анализу истории социума. Первый - формационный, второй - цивилизационный. В рамках первого определяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на понятии способа производства. Исходя из этого, происходит выделение определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция постиндустриального общества провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Основная идея формационного подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Основная идея цивилизационного подхода - отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.

К. Маркс в результате исследования всемирно-исторического опыта выделил новое понятие социальной философии - "формация". Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Учение об общественно-экономической формации показывает единство исторического процесса, что выражено, прежде всего, в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей формации, взаимодействуют и дополняют друг друга (Ф. Энгельс). Закономерно сменяя друг друга посредством революций, общественно-экономические формации оказываются, как правило, однозначно связанными со сменой религий, мировоззрения, искусства и культуры. При этом все общественные организмы воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации согласно способу производства.

Основным недостатком формационного подхода к истории называют выпадение из исторического познания множества элементов и связей общества как системы. Формационный подход, разработанный на основе анализа истории Западной Европы, охватывает особенности развития западной цивилизации. Но едва ли он применим к восточным обществам. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства.

Второй подход к анализу исторического процесса - цивилизационный раскрывается сложнее, чем формационный. Это связано с тем, что не существует единой цивилизационной теории и единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. Сегодня цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия "культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную социально-экономическую организацию их общественной жизни. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает анализ общества "снизу", делая акцент на материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества "сверху", то есть с культуры (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.).

 

52. В философии вопрос динамики культуры, ее смысла и направленности решается крайне неоднозначно. История культуры представала как нелинейная или линейная. Нелинейные подходы к развитию культуры включают в себя циклическую и многослойную концепции. Циклическое развитие культуры подразумевает, что она проходит все стадии развития организма (рождение, юность, зрелость, смерть), а также что в ней все время повторяются одни и те же мотивы и события. Эта концепция возникла еще в древних культурах, в XIX - XX вв. она обосновывалась в философии жизни (Ф. Ницше, О. Шпенглер и др.). Многослойная концепция постмодернистской философии подразумевает, что в истории культуры нет единой тенденции, что разные формы культуры имеют собственные векторы развития. Линейные версии развития культуры имеют в виду, что культура либо деградирует (регресс культуры утверждался в восточной философии), либо развивается (прогресс культуры - идея христианской философии), либо постоянно изменяется вне устойчивой тенденции к прогрессу или регрессу. В концепциях, утверждающих прогресс, зачастую постулируется, что европейская культура - образец для всех остальных (европоцентризм). Особой концепцией прогресса культуры является диалектическая, разработанная Г.В.Ф. Гегелем и в марксизме. Согласно ей, культура в своем развитии проходит ряд ступеней при тенденции к формированию универсальной совершенной культуры, которая вберет в себя все другие культурные формы как частные случаи.

Общепринятым в философии культуры считается подход, согласно которому выделяются такие периоды развития культур, как Архаика, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время и Просвещение, Модерн и Постмодерн. При этом Архаические культуры характеризуются тотальным синкретизмом всех форм культуры и отождествлением духовного и материального (образов, знаков, и того, что обозначается или представляется). В древних культурах доминировала религия, подчинившая себе все другие формы культуры того времени, создавшая систему религиозного образования. В античных культурах образование и воспитание стало личным делом каждого гражданина общества. Стали утверждаться идеалы физического и душевного совершенства человека, его способность постичь разумом порядок мира и упорядочить в соответствии с ним окружающее пространство. На исходе античности широкое распространение получила идея несовпадения или даже противоположности души и тела. Эта идея стала основой культуры средневековья. В средневековых культурах вновь доминировала религия, однако здесь она была двойственной, утверждая одновременно противостояние духовного и материального и то, что материальное - символическое представление потустороннего духовного. В культурах Возрождения религия вновь отходит на второй план, уступая свое место искусству и науке. Закладываются гуманистические ценности, которые до сих пор считаются основными для развитых культур. Культуры Нового времени отдают безусловный приоритет науке. В эпоху Просвещения утверждаются идеалы свободы, равенства и братства, образования и творческой активности, ценность индивидуального опыта и разума, неотъемлемые права человека. Провозглашалась необходимость нести эти идеи в массы, образовывать и воспитывать других людей. Именно эти идеи и стали базовыми для классического типа культуры.

На смену классическому типу культуры приходят модернистские культуры, имеющие проективный характер, направленность на будущее. В их рамках происходят постоянные обновления (иногда даже революционные) духовности в соответствии с запросами конкретных обществ. Это - культуры поиска и утверждения новых идей и стилей, альтернативных классическим. В культурах модерна приоритет над другими формами культуры завоевывает политика, происходит идеологизация культуры, причем в разных обществах утверждаются зачастую противоположные ценности - индивидуализм и коллективизм, интернационализм и национализм. Постмодернистские культуры - культуры стилистического и идейного разнообразия в них реабилитируются и синтезируются с неклассическими классические стандарты культуры. Все формы культуры воспринимаются как равноправные, играющие роль разных центров полицентричной культуры. Кроме прочего, постмодернистскую культуру характеризуют интенсивные коммуникативные процессы внутри и активный диалог с другими культурами. Очевидно, что будущее развитие культур будет подразумевать тесное переплетение различных культур, расслоение отдельных культурных общностей и возникновение новых культурных форм. Однако очевидно, что будущее культур будет все равно неразрывно связано с их прошлым.

Для описания механизмов преемственности и развития в культуре, используются понятия традиции и новации. При этом традиция определяется как способ сохранения и передачи социокультурного опыта между поколениями. Новация же предстает способом формирования новых культурных смыслов. При этом в разных культурах традиция и новация воспринимались различным образом. В архаичных культурах безоговорочно утверждалась позитивность традиции и низкое значение новации. Многие из культур так и остались традиционными вплоть до XX в. Но в античной культуре большое значение придавалось новациям, что заложило фундамент для негативного восприятия традиций в философии Нового времени. Философы Нового времени утверждали, что человек должен отказаться от традиции, отвернуться от авторитетов, чтобы обрести подлинную культуру посредством своего разума и опыта. На утверждение безусловного главенства новации над традицией большое влияние оказали многочисленные технические изобретения той эпохи. Однако в контексте идеологии романтизма в XIX в. произошла реабилитация традиции, новации допускались как обновление традиции в конкретных исторических условиях. В философии XX в. - двойственное отношение к традиции: с одной стороны, имеет место критика традиций, с другой - новация возможна только как переплетение существующих традиций.

Какие же основные виды преемственности в развитии культуры доминировали на разных этапах ее развития? Первичный способ передачи, посредством повествований (мифов, сказок, историй и пр.), свойственен первобытным культурам. Рассказывая друг другу о жизни легендарных охотников или воинов, первобытные люди одновременно передавали опыт о том, как нужно охотиться или воевать. В древних культурах основной способ передачи культурного опыта осуществлялся через семью или касту. В зависимости от своей общественной принадлежности, ребенок с детства воспитывается как профессионал в особой области - жрец, воин, крестьянин или ремесленник. В последующих культурах все большее значение приобретала передача культурного опыта через учебные заведения - школы и университеты. В современной культуре к этим способам прибавился еще один, приобретающий все большее значение - посредством средств массовой информации. Культура современного человека зависит, прежде всего, от того, к каким каналам информации он подключен, кто дает ему информацию и как он выбирает для себя важные сообщения. То, что современная культура - культура «взрыва коммуникации», отражается как на внутреннем устройстве культуры, так и на взаимоотношении между культурами.

53.

 

 

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Мировая история не знает ни одного народа, у которого не было бы религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях объясняет эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческих позиций, принятых в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Ф. Энгельс рассматривал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством обожествления базовых социальных связей. З. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией. У.Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические.

Структура религии включает религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права). Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

 

Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, интегрирующая

 

54. Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.

 

Список глобальных проблем

нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении

;

проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

катастрофическое загрязнение окружающей среды;

снижение биоразнообразия;

обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

глобальное потепление;

озоновые дыры;

проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;

терроризм;

астероидная опасность;

недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;

социальное неравенство — разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством

возрастающая безработица.

насилие и организованная преступность.

парниковый эффект;

кислотные дожди;

загрязнение морей и океанов;

загрязнение атмосферы.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи. Глобальные проблемы современности! Среди глобальных проблем наибольшую опасность для человечества представляют военная и экологическая проблемы. Экологическая ситуация с каждым днем ухудшается, а конфликты между цивилизациями, в частности европейской (западной) и мусульманской, обостряются.

55.

Становление философии конца XX - начала XXI вв. сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами. Однако переход на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире, раскрытия причин и механизмов функционирования природных, антропологических, социальных и технических явлений в их взаимодополнимости и взаимосвязи как специфически особых элементов единого мирового бытия. В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объединения усилий общественности в предотвращении термоядерной войны, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранении. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и Востока, возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо XXI столетие знаменует собой духовное единство человечества. Основной задачей современной философской мысли становится выработка новых стратегических приориетов отношения к природному, социальному и человеческому миру, идеалов открытости, коммуникативного единства человечества, диалога и взаимообогащения различных культур. Глобализационные процессы поворачивают современную философию лицом к мировым проблемам и задают новые горизонты философского поиска.

56.

Моральные нормы появились одновременно с возникновением человеческого общества и развивались вместе с ним. Система моральных ценностей (правил и образцов должного поведения) сложилась на основе обычаев и традиций, но в отличие от них нравственные нормы определяются категориями добра, истины, справедливости, долга.
Мораль связана со всеми сферами общественной жизни и согласовывает личные интересы с общественными. В ходе социализации человек усваивает морально-нравственные нормы: сначала в процессе воспитания, подражая окружающим; потом, по мере взросления, осмысляя и применяя к своей жизни общепринятые суждения о должном, нужном, правильном поведении. Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизменным: принимая решения, определяя жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к уровню развития и нуждам общества. Общие понятия, отражающие наиболее важные стороны и элементы нравственной сферы, называются категориями морали. Главные среди них — добро и зло. Прочие категории морали: честь, совесть, долг, справедливость, истина, правда, добродетель, ответственность, достоинство, милосердие и др.
Мораль не имеет определенных институтов, но ее требования закреплены в системе права, обычаях, религиозных заповедях.

Моральные нормы и теорию морали (нравственности) изучает особая отрасль философского знания этика.
Этика исследует происхождение и историческое развитие морали, ее сущность и место в духовной жизни общества.
Основные проблемы этики:
— выявление критериев добра и зла и проблема их относительности, зависимости от исторической эпохи и социальной среды;
— проблема смысла жизни, предназначения человека и человечества;
— определение справедливости (соотношение прав и обязанностей, труда и вознаграждения, преступления и наказания, проблема социального равенства); реализация принципов справедливости в реальном мире;
— представления о должном (понятия морального долга, нравственных обязательств). Этикой также называют совокупность моральных норм, принятых в обществе либо в определенной социальной группе. Так, например, существует понятие профессиональной этики (в рамках которой выделяют медицинскую этику, юридическую этику и т. п.), включающей в себя особые формы ответственности, специфическое понимание долга.

57.

Феминизм в настоящее время сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития. В течение очень долгого времени он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Эти два аспекта очень важны для феминизма: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма, не удовлетворенные традиционной социальной наукой, стали формулировать свои претензии к рациональному западному знанию и новые теоретико-методологические подходы к анализу культуры.

Ряд исследователей считают, что первым феминистом был Платон, именно он впервые в истории философии стал обсуждать проблему социальной роли женщин в государстве [1]. Есть иная точка зрения, согласно которой зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно тогда были написаны первые трактаты Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины в обществе [1].

Великая Французская революция провозгласила лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, что активизировало стремление женщин к равноправию. Однако в 1792 г. Олимпия де Гуж написала "Декларацию прав женщин и гражданки", т.к. "Декларация прав человека и гражданина" была декларацией о правах мужчин. В своей работе она требовала предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. К сожалению, Олимпия де Гуж была казнена. Параллельно в Англии Мэри Уолстоун Крафт публикует книгу "О подчинении женщин", в Германии выходит работа Теодора фон Гиппеля "Об улучшении гражданского положения женщин"[2]. Появление данных работ не было случайностью. Очевидно, что зарождение феминистских идей было подготовлено целям рядом факторов:

либеральной философской традицией (Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, Д. С. Миль), в рамках которой развивались основы теории прав человека;

достаточно сильным было влияние утопического социализма (Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн). Именно Оуэну принадлежит изобретение термина "феминизм".

Далее, с развитием общества, где-то к середине XX в. появляется ряд теорий, которые можно объединить на основании рефлексии по поводу сексуальности и сексуального поведения человека в обществе (З. Фрейд, М. Мид, Г. Маркун, Фуко, Деррида, Лиотар) [3].

К 60-м гг. XX в. в западном обществе сформировалось три направления феминизма: либерально-реформистское, социалистическое и радикальное. Либерально-демократическое направление видело неравноправие женщин в отсутствии или недостатке в обществе гражданских и юридических прав. Способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы. Представители данного направления - Бетти Фридан и ее сторонницы по Национальной организации женщин.

Социалистическое течение (Зилла Эйзенстайн, Линда Гордон) синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Они отстаивали необходимость вычленения из проблем классовых и социальных собственно женских проблем.

Радикальное направление (Кейт Миллей, Мэри Доили, Кристина Дельфи) обратилось к поискам общих оснований угнетения женщин. Таковым, с их точки зрения, является патриархат - система мужского доминирования над женщинами.

В настоящее время эти три течения в явном виде не присутствуют, теоретики феминизма выступают за развитие сепаратной (от мужчин) женской культуры; "гуманистический" феминизм настаивает на признании равноправия мужских и женских интересов в обществе. Появился национальный феминизм, где положение женщины анализируется не только с точки зрения пола, но и через категорию расы и национальности.

 

Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.

Человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества – объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса. Термин “устойчивое развитие” получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию [1]. В русском издании этого доклада английский термин sustainable development переведен как “устойчивое развитие”, хотя слово sustainable имеет и другие значения: “поддерживаемое, самоподдерживаемое”, “длительное, непрерывное”, “подкрепляемое”, “защищаемое”.

На ЮНСЕД широко использовалось определение, приведенное в книге “Наше общее будущее”: “Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности”

Именно после ЮНСЕД стало понятным, что если не будут решены проблемы окружающей среды, то все завоевания цивилизации окажутся под угрозой уничтожения. Они могут исчезнуть потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину планетарной экологической катастрофы, поскольку богатства природы, возможности самовосстановления биосферы окажутся полностью исчерпанными. Стало ясным, что необходимо коренным образом изменить модель развития человечества и даже сам способ жизнедеятельности каждого человека, провести самые кардинальные за всю историю человечества цивилизационные трансформации, которые обеспечили бы его выживание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: