Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Дети, опаленные войной»,
Вступление На экране фотографии детей, играющих, рисующих, сменятся детскими рисунками о войне. Шестиклассники Демиденко, Осадчева и Ефремов читают стихотворение
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «Катюши»
Снаряды, толстые, как груши.
Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои,
Что им по счастью не знакомы,
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы.
Но в том далеком 41-м
С врагом, вступив в неравный бой,
Росло героев поколение,
Их имя – Дети, опаленные войной.
ПАМЯТИ ВСЕХ, ВЫСТОЯВШИХ В СТРАШНЫЕ ГОДЫВОЙНЫИ ПОГИБШИХ ДЕТЕЙ, ПОСВЯЩАЕТСЯ….
Сцена первая Счастье
Выходит разновозрастная группа пять второклассников, пять шестиклассников Читают фрагменты своих сочинений о счастье (фрагменты готовит Бернацкая, вставит в понедельник)
Счастье – это когда все дома: и мама, и папа, и бабушка, и я. Мы делаем одну работу всей семьей.
Счастье – это когда у тебя что-то получается, когда после школы я прихожу домой, и меня встречает мама.
Счастье – это когда птички поют, солнышко светит, друзья, которые ждут, нет домашнего задания.
Счастье - это когда мы с мамой шли из садика, ничего не подозревая, потом она улыбнулась и сказала, что у меня будет братик.
Счастье – это видеть своих родных, верстак с инструментами, иметь хорошего деда.
Поветкин: Война.. Какое страшное, холодное слово, разламывающее жизнь пополам, разрушающее жизнь, надежды, простое человеческое счастье…
Сцена вторая Предвоенная
На экране мирный московский дворик, по бокам сцены окна домов. С одной стороны сцены второклассники играют в классики, посередине в глубине шестиклассники (Волков, Кладов, Мелентьев) пинают мяч, с другой стороны парочка старшеклассников держится за руки. На первом плане старшеклассники обсуждают проблемы. Мужики играют в домино.
Звучит Риорита
- Картошка-то у вас взошла?
- Да взошла, кустики уже высокие, толстые. Видно хороший урожай будет.
- А у вас?
- Да тоже не жалуюсь.
- Смотри- смотри, а твоя-то романы крутит? Не рано ли?
- Петь хватит в домино резаться! Лучше б дров наколол.
Репродуктор. Объявление войны. Все замирают. Мужики уходят и переодеваются.
Вставай страна, огромная. Женщины надевают черные платки, прижимают к себе второклассников.
6-классники заклеивают окна.
Женщины с детьми подходят к солдатам.
(женщина с ребенком) Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
(Визе) Наши мальчики головы подняли.
Повзрослели они до поры.
(Бернацкая) На пороге едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат…
(женщина) До свидания, мальчики!
(Визе) Мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!
(Мелентьев) Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
(Кладов) Не жалейте ни пуль, ни гранат,
(Бернацкая) И себя не щадите…
Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
7 симфония Шостаковича (подложка)
Ефремов: В годы ВОВ немецкими захватчиками на территории СССР было зверски уничтожено 20 млн. человек! 20 миллионов судеб! 20 млн. жизней!
Демиденко: Фашистские варвары одинаково безжалостно и хладнокровно расправлялись как с мужчинами, так и с женщинами, стариками и детьми. Но не смогли они сломить силу Великого народа, и не понять им было, в чем секрет этой силы.
Осадчева: А секрета никакого не было! Просто каждый русский человек был героем, каждый безгранично любил свою Родину, каждый бесстрашно шел на борьбу с врагом и готов был отдать свою жизнь ради жизни своей страны, своей земли, своего края, своего дома! Каждый! От солдата до ребенка!
Ерохина:
Дети встали в строй рядом со своими отцами, рядом со старшими товарищами! Сколько их было? Сынов и дочерей полков! Чем измерить их бесконечное, взрослое мужество? Салаутин: И ничем никогда не оправдать эту войну, которая отняла их детство, их семьи, их дом, сделала детей своей мишенью. И эти дети никогдауже больше не вели себя по-детски…
Богатырев, Хорева, Жаркова Маша и Юля: Письма с фронта.
Композиция «Воспоминания девочек».
На сцену выходит девочка в старенькой, донельзя изношенной одежде и обуви.
-1-
Дюкарева: Для меня война – не чей-то сказ,
Не воспоминания старух:
Страхов навидался детский глаз,
Напитался ужасами слух.
Ощутила я дыханье зла,
Я войне все детство отдала,
Я братишкам заменяла мать,
А братишек в доме было семь,
Семерым попробуй постирать,
Рубашонки залатать им всем,
Накормить, заштопать им носки…
Дни, они куда как коротки!
В полночь я валилась на кровать,
Думая: уж больше мне не встать!
И вставала… Надо же пойти
В поле, в наш сиротский огород…
Десяти годов иль тридцати
Стоил он – один военный год.
На этих словах к девочке подтягиваются малыши, соответственно одетые.
Образуют групповую мизансцену на конкретном участке сцены, замирают.
На сцену выходит вторая девочка, в телогрейке, кирзовых больших сапогах, тяжелом платке, с лопатой в руках.
-2-
Кравченко: Как война испытывала нас,
Грохоча за нашими дверьми,
Шуток мы не знали и проказ.
Воинами были – не детьми!..
Малолеткой я вступила в строй.
Тяжкий заступ – чем не автомат?
Ковырялась я в земле сухой,
Воевала с нею, как солдат.
Как солдат сменяла я посты,
Носом от усталости клюя,
И за прялкою до темноты
Пряла, точно бабушка моя…
Девочка замирает, опершись на лопату.
На сцену выходит группа детей – детдомовцев, в основном малыши,
которых ведет более старший подросток.
-3-
Литвиненко: Нас шатает…
Почти весь день
Мы на корточках – по болоту…
Даже двинуть рукою лень.
Тело сводит и жжет ломота.
Только вечером, перед сном,
В детском доме
Больным ребятам
Клюкву выдали. Спецпайком.
По семнадцати штук на брата.
Музыка усиливается.
Общая мизансцена фиксируется.
Музыка микшируется.
Дети уходят со сцены.
Помню как …
Артыков: Борис Иванович Артыков, 1939 г.р.
Помню, как стоял в очереди за хлебом. Мне нет и пяти лет. Зима. Холод. Четыре часа утра, а магазин откроется в восемь. Взрослые на работе, поэтому за хлебом отправили меня. На хлебную карточку полагалось 250 г. Ржаного хлеба. Это на всю семью.
Мелентьев: Горбачева Татьяна Егоровна, 1938 г.р.
Девятого мая 1945 года объявили о победе, был большой праздник во всей деревне. А моя мама легла на кровать, отвернулась к стене и так пролежала весь день. В наш дом с фронта не вернулся никто.
Визе: Матузко Людмила Игнатьевна, 1931 г.р.
Смех… Он вдруг исчез из нашего дома, из нашей жизни.
До войны в нашем доме каждый день жил смех. Мама всегда смеялась, и от этого у неё появились лучики вокруг глаз. Все соседи говорили, что наша мама самая веселая в деревне. Но пришла война, она много что забрала у нас. Но лично для меня самым страшным было не слышать маминого смеха. И когда мне было особенно страшно, я смотрела на мамино лицо и видела всё те же лучики вокруг глаз. Они успокаивали и давали надежду, надежду на мир, жизнь, смех.
Ефремов: Чугунова Ольга Петровна Я родилась 25 января 1941 года. В г. Новосибирске. Когда началась война мне было около 5 месяцев, а в день победы мне исполнилось 4 года 3 месяца, поэтому мои воспоминания очень детские.
Все в войну жили голодно. У нас не стреляли, но хлеба и еды вдоволь не было. У каждой фабрики и завода были свои подсобные хозяйства, там сажали картошку, этим, в основном, и спасались. Как-то раз кто-то выбросил сильно проросшую картошку, у которой на концах белых ростков были маленькие желтоватые клубеньки. Этих клубеньков-горошин я набрала полное детское ведёрко. С радостным криком бросилась к маме: «Картошка!». Мама взяла ведерко и выбросила картошку. Я в слезы, заплакала, а она говорит: «Доченька, эту картошку есть нельзя.»
Осадчева:
Воеводин:
Жаркова Маша:
Жаркова Юля:
Ерохина:
Дюкарева:
Дмитриев: Моя бабушка родилась в 1942 году. Бабушка помнит только день, когда ее отец вернулся с войны. Это произошло в 1946 году, потому что он после войны воевал еще с японцами. И вот бабушка вспоминает, как она спала в огороде на грядке, пока мама была на работе. Потом помнит суету, шум и ее подводя к какому-то военному и спрашивают: «Кто это, Мусенька?» И она не задумываясь, уверенно отвечает: «Папа!»
Оставили на сцене атрибуты и ушли
ВОЗВРАЩЕНИЕ
А все случилось очень просто...
Открылась дверь, и мне навстречу
Девчурка маленького роста,
Девчурка, остренькие плечи!
И котелок упал на камни.
Четыре с лишним дома не был...
А дочка, разведя руками,
Сказала: «Дядя, нету хлеба!»
А я ее схватил — и к звездам!
И целовал в кусочки неба.
Ведь это я такую создал.
Четыре с лишним дома не был...
(Коротаев)
РОДИНА СМОТРЕЛА НА МЕНЯ
Музыка К. Листова
Слова Джека Алтаузена
Я в дом вошел. Темнело за окном,
Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло.
Дом был оставлен, пусто было в нем,
Но все о тех, кто жил здесь, говорило...
Валялся разный мусор на полу,
Мурлыкал кот на вспоротой подушке,
И разноцветной грудою в углу
Лежали мирно детские игрушки.
Там был верблюд, и выкрашенный слон,
И два утенка с длинными носами,
И Дед Мороз, весь запылился он,
И кукла с чуть раскрытыми глазами,
И даже пушка с пробкою в стволе,
Свисток, что воздух оглушает звонко,
А рядом в белой рамке на столе
Стояла фотография ребенка...
Ребенок был с кудряшками, как лен,
Из белой рамки здесь, со мною рядом,
В мое лицо смотрел пытливо он
Своим спокойным ясным взглядом.
Стоял я долго, каску наклоня,
А за окном скрипели ставни тонко,
И Родина смотрела на меня
Глазами белокурого ребенка.
Зажав сурово автомат в руке,
Упрямым шагом вышел я из дома
Туда, где мост взрывали на реке
И где снаряды ухали знакомо.
Я шел в атаку, твердо шел туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Чтоб на земле фашисты никогда
С игрушками детей не разлучали.
Переход????
Салаутин: Война – страшное, дикое никому не нужное испытание! И в этой войне советские люди стали для всего мира примером невероятного мужества, силы воли и человеческого достоинства. Сотни тысяч из этих людей были всего лишь детьми, которые наравне со взрослыми ковали победу, отдавали свои жизни за каждый клочок родной земли!
Богатырев: Многие из них получили награды и звания героев посмертно! А тем, кто сумел выжить, выстоять, победить в этой неравной схватке, никто и никогда не сможет вернуть их украденное детство. Никакое чудо не поможет начать его заново, переписать все с чистоголиста…
1.
Мелентьев: В военных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом –
Паспорта.
Второклассник 2.
Мы родом не из детства – из войны,
И потому, наверное, дороже
Мы ценим это счастье тишины,
И каждый лишний день, что нами прожит.
Второклассник 3.
Снова майские зори в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывет тишина,
Где когда-то гремела большая,
Не по детскому росту война.
Второклассник 4.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об том не забудем»!
Минута молчания,
в варианте объявления ее Левитаном.
Звучит метроном.
Второклассник -1-
Пусть будет во всем мире мир!
Война пусть даже нам не снится!
Наш подвиг людям – не забыть,
Чтоб ужасам войны не повториться!
Второклассник -2-
НЕЛЬЗЯ ЗАБВЕНИЮ ПРЕДАТЬ
И допустить, чтоб мы не знали
Того, что дети, такие как мы,
Жизни свои ради нас отдавали!
-3-
Демиденко: Мужеству взрослому с самого детства
Словами не выразить преклоненья!
И льются слова из самого сердца,
И в горле предатель-комок… от волненья!
Хором:
С Днем Победы!!!
СПАСИБКИ:
Дюкакрева Жаркова Ю
Хорева Жаркова М
Визе Бернацкая
Ефремов Мелентьев
Ерохина Демиденко
Кравченко Осадчева
Кладов Волков
Богатырев Литвиненко
Поветкин Дмитриев
ФОНОМ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ
«День победы».
В сценарии использованы отрывки из произведений Б. Окуджавы,
А. Богословского, А. Межирова, Е. Винокурова, Ю. Антонова, В. Лебедева-Кумача.
9 мая
(Звучит фонограмма песни «Журавли»)
1 ведущий: Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы знаем и помним имя победителя — советский народ, многие сыны и дочери которого отдали свои жизни за любимую Родину.
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
2 ведущий: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.
Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний праздник.
(представление ветеранов ВОв, приглашённых на праздник)
1 ведущий: День Победы – это радостный и горький праздник. Да он и не может быть иным. Потому что не бывает безоблачной радости, радости без слез и печали. Победа — это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. Они пали за свободу и независимость нашей Родины.
2 ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем, как прекрасна жизнь, как дорога она нам. И понимаем, что мы живем благодаря тем, кто погибал во имя жизни: мерз в снегах, истекал кровью в госпиталях, бросался с гранатой под танки. Слава всем тем, кому мы обязаны мирным небом и своим счастливым детством!
Звучит песня «Память о войне»:
1.Нежный май улыбчивый и милый,
Стаи вешних птиц под облаками…
И одеты братские могилы
Новыми весенними венками.
Припев: Память о войне живёт неугасимо
В войнами истерзанной стране.
И никто отнять не в силах у России
Память о войне.
2. Много стран сегодня, к сожаленью,
Потеряли память безвозвратно.
Зарастают там травой забвенья
Подвиги советского солдата.
3. Кровью и слезами ты полита,
Русская земля – моя святыня.
Память – это вечная молитва,
Не умрёт она и не остынет.
1 ведущий: 9 мая по всей нашей стране прогремит салют Победы – Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Путь к ней был долог и труден.
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы, пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
2 ведущий: Воскресенье 22 июня 1941 года навсегда разделило жизнь миллионов людей на прекрасное, полное планов и надежд ДО, и чудовищное ПОСЛЕ. 1418 долгих дней и ночей. И каждый день боль и горечь утрат, радость больших и малых побед. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла война.
Чтец: Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли.
Такою всё дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной всего лишь пять минут осталось?
Чтец: Мирно страна проснулась в этот июньский день.
Только что распустилась в парках её сирень.
Радуясь лету и миру, утро встречала страна.
Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова,
Утром у нас на пороге заполыхала война!
(фрагмент видеоролика «Начало войны»)
1 ведущий: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь, испепеляющие всё на своём пути. Искажённые ужасом лица женщин и детей, стоны раненых, грохот орудий, свист пуль, а вместе с этим – страх и ужас за судьбу детей, родных, близких, любимых, боль и отчаяние. Все от мала до велика встали на защиту своей любимой Родины, сплотились под тяжестью общей беды… Отцы, сыновья, внуки уходили на фронт, наскоро попрощавшись со своими любимыми и родными.
(рефреном звучит фонограмма марша «Прощание Славянки»)
Чтец: От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский, наш великий российский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу, за могучую нашу страну.
2 ведущий: Сорок первый! Июнь! Год и месяц борьбы всенародной!
Даже пылью времен затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна и на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды на полотнах знамен унося…
1 ведущий: Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь веселых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зеленых на окраины молча спешат.
Им нельзя задержаться, остаться – их берет этот день навсегда,
На путях сортировочных станций им разлуку трубят поезда.
Окликать их и звать – напрасно, не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной смотрят матери детям вослед.
Исполнение вокальной группой песни «У деревни Крюково»
1. Шел в атаку яростный сорок первый год,
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат,
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.
2. Лейтенант израненный прохрипел: «Вперёд!»
У деревни Крюкова погибает взвод.
Но штыки горячие бьют не наугад,
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.
3. Будут плакать матери ночи напролет,
У деревни Крюково погибает взвод,
Но не сдаст позиции не уйдет назад,
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.
2 ведущий: Насмерть стояли защитники Отечества, защищая каждую пядь земли. В битвах с захватчиками остро звучало в сердцах бойцов чувство Родины. В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках.
1 ведущий: А враг неистовствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Но вновь поднимались в атаку наши бойцы. Артиллеристы, танкисты, пехота, моряки – не жалели в смертельном бою себя, приближая победу.
Инсценировка «Солдаты Отчизны»
Боец: Мы по дорогам пыльным с боем шли, от бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли отстаивали, кровью поливая.
Боец: Мы в снегах замерзали, мы в болотах тонули гнилых,
В медсанбатах от ран умирали и друзей хоронили своих.
Боец: Мы заживо в танках сгорали, мы с гранатою шли на врага.
За Отчизну мы жизнь свою отдавали, хоть была она нам дорога.
Боец: Нам хотелось любить и смеяться, хлеб растить и ласкать детей.
К материнским ладоням прижаться, благороднее стать и мудрей.
Боец: Но в холодной земле на чужбине мы остались лежать навсегда,
И хранит вечный сон наш доныне лишь далекая в небе звезда.
Боец: Нам славы посмертной не надо, хоть наша судьба и горька.
Ведь высшая всем нам награда – ваша память о нас на века.
(Звучит фонограмма песни «От героев былых времён» из к/ф «Офицеры»)
2 ведущий: Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии белых берез, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли. В тылу вся тяжесть работы легла на женские плечи, а еще была боль – страшная боль на сердце о тех, кто ушел на фронт.
Чтец: Над всей страною смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слёзы,
что называют страхом и мольбой.
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Чтец: Примите, женщины, хвалу...
Все опирались в тяжкий час на ваши руки, ваши плечи —
И побеждали! А без вас и воевать-то было б нечем.
1 ведущий: А какое нелегкое испытание выпало на долю детей военного времени. Дети быстро повзрослели, многие заняли место отцов и старших братьев на заводах и полях. Многие помогали Советской Армии тем, чем могли.
Чтец: Земли российской преданные дети –
Бессмертными вы стали на планете:
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя!
2 ведущий: В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Закончилась война!
Уже нигде не затемняли света
В продымленной Европе города.
Ценою крови куплена Победа,
Пусть это помнит шар земной всегда!
(Звучит фонограмма песни «День Победы»)
Чтец: Без малого четыре года гремела грозная война…
И снова русская природа живого трепета полна.
И вот дорогою обратной, непокоряемый вовек,
Идёт, свершивший подвиг ратный, великий русский человек.
Чтец: Он сделал всё, он тих и скромен,
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
Чтец: Слава тебе, победитель-солдат,
Ты прошёл через все испытанья
Не ради чинов и не ради наград,
А чтобы избавить людей от страданья!
1 ведущий: Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели сотен тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с величайшим восхищением и уважением смотрим мы на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание, человечность, милосердие.
Он врага беспощадно разбил!
Над рейхстагом победное знамя
Знамя правды своей водрузил!
Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего!
Слава, слава народу-герою!
Слава армии славной его!
Хором: СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
2 ведущий: Мы помнить мгновенья войны обещаем
И головы скорбно склоняем
Пред всеми, кто мёртв и кто жив,
Кто подвиг свой ратный свершив,
Жить в мире потомкам навек завещал
И жизнь без раздумья за это отдал!
1 ведущий: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского народа. Почтим память всех погибших Минутой молчания.
(МИНУТА МОЛЧАНИЯ в сопровождении «Реквиема»)
Чтец: Рядом с нами живут ветераны, что прошли по дорогам войны,
Пусть болят у них старые раны, но духом они, как и прежде сильны.
Чтец: Им погибших друзей не забыть никогда, хотя в этом и нет их вины,
Но в душе рядом с ними они навсегда и не могут уйти от войны.
2 ведущий: Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. Ветеранов мы сегодня чествуем цветами.
(выступление ветеранов, приглашённых на праздник, вручение цветов).
Чтец: Ты поклонись живым, пока они живые, запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые спасло от рабства вольную страну.
Чтец: Глянь на живых, запомни их награды – медали, ленты, славы ордена.
От них мальчишки не отводят взгляды, но пусть не повторится та война!
Чтец: Глянь на живых: они ведь смерть встречали, она поныне снится им порой,
И раны беспокоят их ночами, и память о друзьях, что спят в земле сырой.
Чтец: Все муки ада вы узнали, но не забыла вас страна,
Вы в стольких бедах устояли, что заслужили ордена.
1 ведущий: Мы чествуем погибших и живых, всех тех, кто пал, Отчизну защищая,
Мы имена навек запомним их, ведь жизнь они свою за нас отдали.
2 ведущий: И с каждым годом все короче ряд участников боев
кровавых…
Так пусть же взрывы больше не гремят
и не тревожат застарелой раны.
Чтец: В день памяти к могилам дедов несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных, чтоб не терялась с прошлым связь.
Чтец: И плиты скорбные согреты цветов дыханьем полевым.
Прими, боец, как дар, все это, ведь это нужно нам, живым!
(Звучит фонограмма песни «Помяни нас, Россия»)
1 ведущий: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди никогда об этом не забудем!
Пусть память вечную хранят о ней, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!
2 ведущий: Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда
Пусть не будет войны на планете!
Хором: НИКОГДА! НИКОГДА! НИКОГДА!