ТЕМА 5. МОТИВАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ




ТЕМА 4. ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

 

4.1 планирования в таможенных органах

Планирование — это основная функция управления, по­средством которой в таможенных органах вырабатываются ор­ганизационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения сис­темы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуют­ся существующие проблемы, определяется темп развития сис­темы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Сущность планирования управленческой деятельности таможенных органов - всесторонний анализ факторов внешней и внутренней среды и выбор на его основе приоритетных и наиболее актуальных (для данного конкретного временного периода) целей и задач, а также наиболее оптимальных методов, форм и средств их реализации

Задачи планирования

n согласование целей и задач таможенных органов по месту, времени, методам решения и выделенным ресурсам

n обоснование путей, способов и средств повышения эффективности функциональной деятельности подразделений системы и должностных лиц Задачи планирования

n обеспечение единства и согласованности действий всех элементов таможенной системы, направленных на выполнение намеченных действий

n организация действенного контроля за деятельностью всех объектов управления, в том числе должностных лиц в их повседневной работе

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятель­ности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как:

определение цели управления;

выявление проблемы, мешающей достижению цели;

выработка и принятие управленческих решений на дости­жение поставленной цели;

разработка организационного плана реализации принятого решения;

согласование разработанного плана;

утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления:

стратегическом (ФТС России);

оператив­ном (региональное таможенное управление);

тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы — долгосроч­ное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и теку­щее (до одного года). Таким образом, управленческая деятель­ность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объек­тивной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свиде­тельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны со­ответствующие условия — их создает другая функция управле­ния — организация.

Под организацией понимается основная функция управле­ния, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управле­ния создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разрабо­танных планов; организация взаимодействия; подготовка исполни­телей, включающая их обучение, а также проведение других меро­приятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функ­цию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержа­ния взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления "регулирование" включа­ет исполнение таких управленческих работ (операций) как ана­лиз результатов контроля; принятие решения на регулирова­ние; доведение решений в виде задач до исполнителей; органи­зация регулирования; проведение регулирования; проверка дей­ственности регулирования.

Сущность функции учета состоит в накоплении, система­тизации и первичной обработке информации о текущем состоя­нии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существу­ет контроль.

Контроль — это основная функция управления, посредст­вом реализации которой осуществляется наблюдение за процес­сом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах дея­тельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставлен­ным задачам, своевременное внесение в зависимости от изме­нений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие при­чин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенно­му повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от опе­ративно-служебной обстановки.

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих за­местителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой — совместно с ними по единому плану проверяет дея­тельность структурных подразделений.

Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сро­ков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результа­тов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по созна­тельной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени

 

 

Планирование в деятельности региональных таможенных органов

планирования деятельности таможенных органов региона показывает, что руководители различных уровней недостаточно уделяют внимания этому участку служебной деятельности. Планы работы часто носят неконкретный и формальный характер, не способствуют развитию инициативы по совершенствованию таможенного дела на каждом участке, не направлены на достижение конечного результата. Зачастую отсутствует механизм контроля и анализа эффективности выполненных мероприятий со стороны руководства таможенных органов.

Слабым звеном является управленческая деятельность руководителей различного уровня - анализ профессиональной работы подчиненных функциональных подразделений, постановка конкретных задач исполнителям, раскрытие механизма их реализации, определение сроков исполнения и контроля за реализацией поставленных задач.

По-прежнему недооценивается роль поблочного планирования и анализа деятельности. С целью устранения имеющихся недостатков и совершенствования системы планирования деятельности таможенных органов ФТС необходимо провести ряд мероприятий:

Планирование является необходимым элементом организации управленческой деятельности таможенных органов.

Правильная организация этой работы позволит обеспечить своевременное принятие управленческих решений, качественную подготовку документов, повседневный контроль за подчиненными сотрудниками и нижестоящими таможенными органами, а также подведение итогов.
Планирование придает повседневной работе целенаправленный и конкретный характер, позволяет сосредотачивать основные усилия на решении наиболее важных проблем, стоящих перед таможенными органами региона, способствует своевременному решению поставленных задач.

Под планированием понимается деятельность по определению целей и задач на предстоящий период работы, способов их достижения, последовательности их решения и сроков выполнения.
Основу системы планирования составляют стратегические, организационные и разовые планы.

1) Стратегические планы разрабатываются на региональном уровне и включают в себя, в основном, долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы (например, Программа развития РТУ в рамках Федеральной целевой программы развития таможенной службы РФ).

2) Организационные планы включают в себя годовые, полугодовые, квартальные и месячные планы работы таможенного органа, его структурных подразделений. Основным документом является план работы таможенного органа на год. К организационным планам относятся также полугодовые планы работы коллегии РТУ, ежемесячные планы основных мероприятий РТУ, планы профессионального обучения, графики инспекторских проверок, планы служебных командировок сотрудников таможенных органов.

3) Разовые планы составляются по мере необходимости. К ним относятся:

- планы, разрабатываемые РТУ и таможенными органами региона по выполнению решений федеральных органов представительной и исполнительной власти (например, календарный план реализации Межведомственного плана по пополнению доходной части федерального бюджета);

- планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач (например, комплексный план по укреплению служебной дисциплины);

- планы по проведению оперативно-поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций;

- планы проведения семинаров, совещаний.

Исходными документами для планирования деятельности РТУ являются:

- ТК ТС;

- указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (в части, касающейся деятельности таможенных органов);

- Закон Российской Федерации "О службе в таможенных органах РФ";

- нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;

- аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ.

ТЕМА 5. МОТИВАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Содержание понятия мотивации и стимулирования трудовой деятельности.

Работа персонала таможенной службы РФ напрямую зависит от профессиональных способностей работников и от их способностей к достижению целей организации, в которой они работают. Основным фактором, влияющим на развитие этих способностей, является мотивация. Если работника правильно мотивировать, то он будет развивать свои навыки и способности, повышать результативность своего труда.

Существует множество определений понятия мотивации трудовой деятельности. Разные авторы по-разному трактуют это понятие.

А.Гершун и М.Горский дают такое определение мотивации: «Мотивация трудовой деятельности - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Таким образом, мотивация - это некоторое обоснование для сотрудника, необходимое для того чтобы он выполнял свои функциональные обязанности с желанием, качественно и в срок».

Уткин Э.А. более широко раскрывает понятие мотивации: «Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации».

Кибанов А.Я. считает, что «Мотивация трудовой деятельности - это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации».

Таким образом, можно сказать, что мотивация - это некая движущая сила, которая побуждает человека достигать определенные цели для удовлетворения своих потребностей.

Эффективная система мотивации играет значительную роль в управлении персоналом, а именно в привлечении, мотивации и сохранении на службе сотрудников соответствующей квалификации, стимулирует работников к повышению производительности труда, что ведет к повышению эффективности использования человеческих ресурсов и снижению затрат на поиск, подбор и адаптацию вновь принятого персонала. Правильно разработанная система мотивации позволяет не только активизировать личностный потенциал человека в направлении достижения цели, но и получать удовлетворение работнику в процессе труда, через удовлетворение его потребностей.

Мотивы являются психологическим фактором, определяющим поведение человека в той или иной ситуации. Для понимания причин, побуждающих людей к деятельности важно изучить мотивы труда.

Мотив труда - это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ, являющихся жизненной необходимостью, с наименьшими моральными и материальными издержками. В обществе имеется необходимый набор благ, который соответствует определенным потребностям человека. Причем этих благ человек может добиться с помощью трудовой деятельности, так как именно этот способ достижения благ требует наименьших материальных и моральных затрат.

Выделяют несколько основополагающих мотивов труда:

1. Мотив выгоды

2. Мотив безопасности

3. Мотив удобства

4. Мотив удовлетворенности

5. Мотив нивелирования

Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Создание и поддержание мотивации является достаточно сложным делом, так как действующие мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Но все же имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала в привлекательности труда, творческом ее характере.

Если благо формирует мотив труда, то оно становится стимулом. При рассмотрении различий между мотивом и стимулом обращают внимание на то, что под мотивом понимают побуждение человека к деятельности, вызванное его внутренними потребностями, эмоциями. В свою очередь стимул определяется как внешнее воздействие на работника с целью побуждения его к деятельности. В процессе осуществления трудовой деятельности в качестве стимула выступают блага, находящиеся в распоряжении организации. Процесс использования различных стимулов для мотивации персонала называется стимулированием. Стимулирование - это внешнее управляющее воздействие по отношению к персоналу.

Стимулирование трудовой деятельности заключается в стремлении организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, для увеличения его интенсивности, производительности и качества. Процесс стимулирования контролируется администрацией, и разрабатывается таким образом, чтобы в сознании персонала высокая результативность труда становилась необходимым и достаточным условием для удовлетворения его потребностей и формирования мотивов труда.

Стимулирующее воздействие имеет ряд различных форм и механизмов.

*К материальным денежным формам стимулирования относят заработную плату, бонусы, участие в прибылях и акционерном капитале организации, плановые дополнительные выплаты.

*Материальными неденежными формами могут выступать оплата транспортных расходов, организация питания на рабочем месте, программы обучения персонала, программы медицинского обслуживания, все виды страхования, программы жилищного строительства и т.д.

*К нематериальным же формам стимулирования относят: стимулирование свободным временем, гибким графиком работы, наличием творческих элементов в трудовом процессе, возможностью участия в управлении, вручением знаков отличия и т.д.

*Подсистема материального стимулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в рамках которой вырабатываются, принимаются и реализуются решения о размерах и сроках материальных выплат (предоставлении материальных благ) сотрудникам.

Основной проблемой построения эффективной системы оплаты труда является то, что не существует идеальной модели стимулирования трудовой деятельности, которая отвечала бы требованиям всех руководителей, тем более что для разных компаний эти требования не одинаковы.

Существуют разные формы мотивации, основанные на материальном стимулировании. К ним относятся: заработная плата, выплата бонусов, льгот, участие в прибылях организации, социальный пакет и т.д. Но основной формой материального стимулирования является заработная плата.

Заработная плата - это мера труда (трудового вклада), выраженная в денежных единицах, которая одновременно является мерой стоимости рабочей силы и мерой результативности труда.

Оплата труда работника - это:

* оплата стоимости рабочей силы специалиста

* предоставление денежных и иных средств работнику в соответствии с результатами его труда

Таким образом, заработная плата - денежный эквивалент трудового вклада в получение продукта и стоимости рабочей силы работника, выплачиваемый работнику.

Размер заработной платы должен превышать объем финансовых средств нужных работнику для восстановления затраченных на работу работником энергетических (физических, интеллектуальных и т.п.) ресурсов. Если объем средств недостаточен для восстановления затраченных энергетических ресурсов и на общее поддержание своей индивидуальной жизни, то в работнике будет укрепляться неудовлетворенность и негатив по отношению к работе, что неминуемо скажется на результатах его труда. Это ограничения со стороны работника.

С другой стороны, объем средств, выплачиваемых работнику в качестве оплаты его труда, должен соотноситься с результативностью его труда. Стоимость созданного работником продукта (продукции, услуг и т.п.) включает в себя, составной частью, материализованную рабочую энергию (наряду со стоимостью материала и всех неэнергетических затрат). Оплата труда должна не только не превышать стоимость созданного продукта, но и не превышать стоимости материализованной рабочей энергии в продукте. Иначе работодатель как предприниматель рискует остаться без прибыли. Это ограничения со стороны работодателя.

Поэтому задачей является разработка системы личных целей и целевых показателей таким образом, чтобы мотивация их достижения как раз приводила бы к обеспечению прибыли владельцам компании.

Удовлетворение потребности через стимулирование ведет к повышению мотивации, и как следствие к повышению результативности труда. Но неумелое стимулирование может не вызвать у сотрудника никаких побуждений к эффективному труду, либо вызвать очень слабые побуждения, а в крайних случаях может вызвать побуждение, направленное совсем на цели, отличные от целей организации.

Но мотивация в процессе трудовой деятельности неразрывно связана со стимулированием, так как именно стимулы являются факторами и условиями, которые могут удовлетворить потребности человека, и могут послужить началом процесса мотивации, если будут умело использоваться руководством.

Таким образом, важнейшим условием повышения эффективности деятельности персонала является грамотно выстроенная система мотивации, основанная на материальном и нематериальном стимулировании, при этом применение различных форм стимулирования должны быть адекватно ситуации и персоналу, к которым оно применяется.

Практический опыт показывает, что зарплата и используемая система бенефитов (соцпакет) не всегда являются решающим фактором повышения заинтересованности сотрудников к работе в той или иной компании. Очень важным условием для решения данной задачи является использование методов нематериального стимулирования.

Подсистема нематериального стимулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в рамках которой вырабатываются, принимаются и реализуются решения о нематериальном поощрении сотрудников.

В теории и практике экономики и управления рассматривают различные составляющие нематериальной мотивации и стимулирования.

При невозможности в современных условиях обеспечить равномерную и достаточно высокую оплату труда большое значение для нематериального стимулирования приобретает гибкая система льгот для работников. Практика показывает, что основными мотивирующими льготами являются: свободный режим работы; обучение за счет организации; признание ценности работника для организации; предоставление творческой работы при выполнении заданий и проч.

Все перечисленные меры осуществляются для достижения следующих целей и задач:

1. Признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, с целью дальнейшего стимулирования их творческой деятельности

2. Демонстрация отношения руководства к высоким результатам труда; извлечение из процесса признания максимального эффекта путем популяризации результатов труда отдельных работников, получивших признание

3. Применение различных форм признания заслуг сотрудников для повышения действенности этого процесса

4. Поднятие морального состояния через соответствующую форму признания

5. Обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.

Таким образом, мотивация, основанная на нематериальном стимулировании труда, включает в себя следующие элементы:

-морально-психологическое стимулирование, основанное на использовании мотивов стремления к доверию руководства; мотива влияния и т.д.

-формы признания и оценки труда сотрудников; продвижение по службе; вручение сувениров и ценных подарков; почетные знаки;

-мотивирующие льготы, предполагающие свободный режим работы, обучение за счет организации; предоставление творческой свободы при выполнении заданий; выдача льготных кредитов и другое.

-неэкономические льготы и привилегии персонала; предоставление права на гибкий график; оформление отгулов; ранний выход на пенсию и др.;

-мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост;

-условия труда и содержательность труда, отношения в коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения; творческий порыв и интересная работа, постоянный риск; справедливость распределения доходов.

Основным направлением мотивации данного типа является повышение эффективности трудовой деятельности, на основе социально-психологического, морального или нематериального воздействия на интересы людей.

Таким образом, изучив содержание понятия мотивации, основанной на материальном и нематериальном стимулировании можно сделать вывод, что лишь при использовании комбинации этих видов стимулирования можно добиться значительного повышения результативности труда и эффективности организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: