МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет филологического образования
Кафедра педагогики
Методические рекомендации вожатым детских оздоровительных лагерей
Работу выполнила
студентка гр. ФЛ-РЛБ-21 (отряд «Булочки»)
Брегадзе Юлия.
Волгоград 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫВОЖАТОГО.......................................................................3
ПЕДАГОГИКА ЛАГЕРЯ............................................................................................4
ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК................................................................................................8
КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО..................................................................9
ВЕЧЕРНИЕ ОГОНЬКИ.............................................................................................11
КОПИЛКА ИГР ВОЖАТОГО..................................................................................17
КОПИЛКА ПЕСЕН...................................................................................................24
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫВОЖАТОГО
1. Вожатый формирует дисциплину и следит за исполнением всех своих требований
2. В первые три дня вожатый создает свой авторитет
3. Вожатый всегда знает, сколько у него детей, где они находятся и чем занимаются
4. Вожатый всегда знает чем занять детей и как их развлечь
5. Вожатый каждый вечер составляет четкий план мероприятий на следующий день
6. Вожатый должен уметь предотвращать конфликты в отряде
7. Вожатый никогда не обижается на детей
8. Каждое утро вожатый рассказывает детям о распорядке дня
9. Вожатый не повышает голос на детей
10. Вожатый всегда взаимодействует с детьми и является для них старшим товарищем
11. Вожатый всегда приходит вовремя и никогда никуда не опаздывает
|
ПЕДАГОГИКА ЛАГЕРЯ
Лагерная смена делится на несколько периодов:
1. организационный период,
2. основной период,
3. заключительный период.
Оргпериод: первые 3 дня от заезда детей до открытия смены. В задачи оргпериода входит следующее:
ñ познакомить ребят друг с другом, с лагерем, с традициями (сделать это в игровой форме);
ñ создать условия для раскрытия способностей каждого ребенка;
ñ создать доброжелательную позитивную обстановку;
ñ выявить лидеров отряда, спланировать совместную деятельность.
Содержание
ñ игры на знакомство;
ñ костры и «огоньки»;
ñ КТД на раскрытие творческих способностей и интересов ребят;
ñ представление «визитки» отряда;
ñ оформление отрядных уголков.
Итоги периода
К концу оргпериода ребята должны понимать, что их отряд- самый лучший, вожатые-самые творческие и креативные, в лагере им будет интересно и весело. Заканчивается оргпериод открытием смены.
Вожатый играет роль организатора и руководителя. Органов самоуправления еще нет.
Основной период между организационным и заключительным периодами смены.
Задачи основного периода:
ñ обеспечить интересную, разнообразную деятельность на основе совместных интересов и творчества;
ñ научить ребят самостоятельно распределять время;
ñ выбрать органы самоуправления, строить деятельность на принципах самоуправления;
ñ создать отрядные традиции;
ñ заботиться о сплочении коллектива.
Содержание
ñ работа по плану отряда;
|
ñ игры, праздники, соревнования, костры, походы, тематические «огоньки»;
ñ работа кружков, клубов, секций.
Итоги периода
К концу основного периода происходит осуществление всех планов, сплочение коллектива, закрепление общелагерных традиций, отряд управляем и организован, дети любят собираться вместе и взаимодействовать.
Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления; позиция вожатого-позиция старшего друга и товарища, вся деятельность согласуется с ребятами.
Заключительный период длится последние 2-4 дня смены.
Задачи этого периода следующие:
ñ создание атмосферы дружеского прощания;
ñ найти добрые слова и отметить вклад каждого ребенка в жизнь отряда;
ñ подведение итогов смены;
ñ подготовить памятные сюрпризы друг другу, вожатым.
Содержание периода
ñ итоговые выставки, встречи, соревнования;
ñ прощание друг с другом и с лагерем;
ñ прощальный концерт вожатых.
Итоги
К концу заключительного периода решены все поставленные на смену задачи, подводятся итоги всех проведенных мероприятий, проанализирована деятельность вожатых, вручены награды и сюрпризы.
Вожатый для детей становится настоящим другом, которому можно доверить все свои секреты. Вожатый создает атмосферу дружескую с оттенком легкой грусти, связанной со скорым расставанием.
Каждому вожатому перед заездом в лагерь следует знать и помнить режим дня в лагере и на протяжении всей смены организовывать деятельность отряда,исходя из режимного времени.
Режим дня лагеря
8.00 — подъем, утренние сборы.
|
8.10 — зарядка, утренний туалет.
8.30 — уборка в комнатах.
9.00 — общелагерная линейка, построение.
9.15 — завтрак.
9.45 — отрядный оргмомент (круг, посиделки, ознакомление с планами на день.
10.00-13.00 — дела по плану лагеря (кружки, экскурсии, пляж и проч.)
13.00 — обед.
14.00 — тихий час.
16.00 — полдник.
16.30-19.00 — дела по плану лагеря.
19.00 — ужин.
20.00-22.00 — вечерние мероприятия, дискотека.
22.00 — «вечерние огоньки».
22.30 — подготовка ко сну.
23.00 — отбой.
Вожатому также следует совместно с детьми принять законы, по которым будет жить отряд:
ñ закон 00 (всегда и везде быть вовремя и не опаздывать)
ñ закон зелени (на территории лагеря нельзя срывать ветки с деревьев, цветы, употреблять незрелые фрукты);
ñ закон вежливости (всегда со всеми здороваться, благодарить);
ñ закон поднятой руки (все молчат и слушают одного человека);
ñ закон моря / реки (соблюдать технику безопасности при купании);
ñ закон территории (нельзя покидать отряд, пределы лагеря);
ñ закон «орлятского круга» (все дети друг друга поддерживают).
ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК
Отрядный уголок — место, где собрана вся основная информация об отряде, достижения отряда. Уголок отряда включает в себя следующее:
ñ название отряда,
ñ девиз,
ñ отрядная песня,
ñ распорядок дня,
ñ законы отряда,
ñ грамоты и награды детей.
КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД)
Организацией КТД занимается вожатый совместно с детьми. Вожатому следует помнить следующее:
ñ КТД должно организовываться, исходя из интересов детей. Идеи предлагают дети, вожатый может вносить небольшие изменения, предварительно согласовав это с отрядом;
ñ КТД проводится на добровольных началах, каждому ребенку нужно предоставить возможность раскрыть свой творческий потенциал.
Формы организации КТД
1. Инициативная группа
2. Творческая группа
3. Совет дела
Виды КТД
ñ художественные;
ñ спортивные;
ñ общественно-полезные;
ñ трудовые;
ñ интеллектуально-познавательные.
КТД проходит в несколько этапов:
1. Предварительная работа коллектива (происходит постановка основных задач КТД, идея, замысел, форма КТД);
2. Коллективное планирование (каждый высказывает свои идеи по поводу КТД; можно разделить детей на небольшие группы по интересам и каждая группа представит свой план КТД);
3. Подготовка КТД (этап распределения работы между участниками, у детей появляется возможность раскрыть свои способности, вожатый должен этому способствовать);
4. Проведение КТД;
5. Подведение итогов (отряд собирается и все дети анализируют проведенное КТД);
6. Ближайшее последействие (вожатый закрепляет и способствует дальнейшему развитию способностей у детей).