1. Интересные задания
2. Музыкальное сопровождение
3. Находчивость ведущего
4. Помощники
5. Подготовленные участники
6. Обязательные призы участникам
Также вожатому нужно обеспечить безопасность во время проведения КТД, учесть погодные условия и, в случае неблагоприятных погодных условий, иметь запасной вариант, обеспечить необходимым оборудованием. В день проводится НЕ БОЛЕЕ 1 КТД!
Временные рамки КТД
30-40 минут для детей младшего школьного возраста;
40-50 минут для детей среднего школьного возраста;
60-90 минут для старшего возраста.
ВЕЧЕРНИЕ ОГОНЬКИ
«Вечерние огоньки» проводятся вожатым в конце дня незадолго до отбоя. Бывают трех видов: организационного периода, основного периода и итоговые «огоньки».
«Вечерние огоньки» в организационном периоде по времени длятся обычно 30-40 минут и проводятся по следующим правилам:
ñ правило поднятой руки (тот, кто поднимает руку, начинает рассказывать, все остальные должны в этот момент слушать говорящего);
ñ правило свободного микрофона (каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о себе).
Цель «огоньков» на начальном этапе- знакомство детей друг с другом, сплочение коллектива, вожатый узнаёт о способностях каждого ребёнка. Для начала вожатый коротко рассказывает о себе, своих увлечениях, а потом дети по очереди начинают рассказывать о себе.
В оргпериоде «огоньки» следует проводить в форме рассказа о себе. Вожатый подает пример детям, задает определенную схему рассказа. В первый день можно поговорить о зарождающемся отряде, о том, кто как себя проявил, закрепить полученные знания об устройстве и структуре лагеря. На первых «огоньках» нужно научить ребят правилам поведения и выступления на «огоньках». Рекомендуется завести свой особый талисман в отряде (это может быть клубок ниток, шишка, яблоко, перо и проч.), придумать легенду, связанную с талисманом.
|
В основном периоде «огоньки» проходят 15-20 минут. На данном этапе происходит анализ прошедшего дня, подведение итогов. Также проводятся «конфликтные огоньки», целью которых является разрешение споров и конфликтов между детьми. На основном этапе проходят также и тематические «огоньки»(обсуждение какой-то книги, фильма, проведение игры и т. д.).
На тематических огоньках можно затрагивать различные темы, исходя из возраста ребят. Например с детьми старшего возраста можно провести «огонек» на тему: «Что такое дружба?» Вожатый заранее заготавливает вопросы детям. Можно попросить ребят продолжить предложения:
Друг-это человек, который......
Дружба в моем понимании -это........
Мои друзья самые......
Вожатый подводит итог, опираясь на суждения детей. Далее дети прощаются и готовятся ко сну.
Конфликтные огоньки -особый вид «огоньков». К таким вечерам вожатым нужно тщательно готовиться, ведь целью «огоньков» является разрешение конфликта и создание мирной и дружелюбной атмосферы. На таких «огоньках» уместны вопросы нравственно-этического характера. Так например, каждый ребенок, держа свечку или отрядный талисман, говорит своему соседу слева, что он больше всего ценит в людях, так вырисовывается общая картина.
В конце подводится итог, в качестве примирения можно спеть вечернюю «Орлятскую песню».
|
Разговоры еле слышны,
А над нами ночная тень.
В круговерти забот не заметили мы,
Как был прожит еще один день.
Только правду скажем в глаза,
Не тая на душе обид.
Промелькнет и утихнет в сердцах гроза,
Затвердеет дружбы гранит.
Согревая единство теплом,
Все теснее орлятский круг.
Если надо помочь, если вдруг тяжело,
Помни: каждый - твой верный друг!
Итоговые «огоньки» проводятся 30-40 минут. На завершающем этапе дети подводят итоги смены, рассказывают о том, кто с кем познакомился, что нового узнал. Действует правило «Расскажи мне обо мне», т. е. дети делятся впечатлениями о вожатом, перечисляют его качества. Цель «огоньков» на последнем этапе- подведение итогов смены, анализ деятельности вожатого.
Каждый ребенок высказывает свои чувства, делится впечатлениями о прошедшей смене. Можно раздать ребятам солнышки, на которых каждый напишет теплые слова и пожелания друг другу, затем солнышки можно закрепить на большом плакате. Важно не допустить того, что дети начнут друг другу высказывать обиды или жаловаться на что-то, а также пожелания не должны превращаться в слёзные истерики по поводу конца смены!!! Также в последний совместный вечер вожатые раздают детям заранее заготовленные подарки/сюрпризы/сувениры. Дети пишут вожатым прощальные письма. Для этого нужно выделить время и подготовить все необходимое.