Сущность индивидуального подхода к детям. Условия и этапы его осуществления.




Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в пед системе Я.А.Коменского –чешского педагога – четко обозначены, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода, внедрению их в практику. Так, Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством.. Н.К.Крупская рассматривала развитие инд. качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. Воспитание личности, указывала Н.К.Крупская, развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности. Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманноеотношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир. А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.. Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям. Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является: 1) Изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании 2) Учет индивидуальных особенностей.(Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, ктоотличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов стоварищами 3) Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье. Специфика организации индивидуального подхода. 1. В процессе трудового воспитания. В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям. 2. В процессе игровой деятельности. В игре проявляются и через нее Принцип индивидуального подхода. Личностный подход. Пути учета личностного подхода. Этот принцип очень важен, т.к. особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы у детей неодинаковы. А для получения желаемого результата обучения необходимо учитывать эти обстоятельства. В наше время широкое распространение получила идея личностно-ориентированного обучения. В современных условиях существуют два пути учета индивидуальных особенностей: индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым); дифференциация (разделение детей на однородные группы по особенностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: