Записка об освобождении крестьян К.Д. Кавелина




Практическая работа «Реформы Александра 2»

1.Какие из перечисленных явлений существовали в России после проведения крестьянской реформы 1861 г.:

1.крестьянская община

2.отработочная система ведения хозяйства

3.подушная подать

4.отсутствие у крестьян земли в пользовании

5.полное отсутствие у крестьян гражданских прав

6.продажа крестьян помещиками

 

2. Подпишите под портретами фамилии государственных деятелей, которые принимали участие в разработке Крестьянской реформы 1861 и написать их исторические портреты.

Я.И. Ростовцев С.С. Ланской Н.А. Милютин

3.Представители российской общественности раньше, чем правительство, осознали пагубность сохранения крепостного права. Варианты разрешения этой проблемы разрабатывались не только кружками оппозиционеров, но и вполне лояльными людьми. Сильное воздействие на общественное мнение и царя произвела «Записка об освобождении крестьян» воспитателя наследника престола Д.К. Кавелина, которая начиная с 1855 г. стала распространяться в обществе. Ознакомьтесь с содержанием «Записки» и дайте свою оценку на данный проект.

Записка об освобождении крестьян К.Д. Кавелина

Крепостное право – главное зло России. Необходимость избавить крестьян от личной зависимости при этом сохранить за помещиками права на землю и труд крестьян.

Предоставить крестьянам тот надел, который они обрабатывают за выкуп.

Государство должно взять на себя разработку операции выкупа, чтобы были учтены интересы, как помещиков, так и крестьян.

Постепенно крестьяне и помещики сольются в один землевладельческий класс, исчезнут сословные различия.

Крестьянская реформа должна повлечь за собой судебную, цензурную, военную и др.

 

Оценка проекта:
1.
2.
3.

 

4.Ознакомьтесь с содержанием исторического документа «Манифест 19 февраля 1861 года» и ответьте на предложенные вопросы.

...Вникая в положение званий и состоя­ний в составе Государства, Мы усмотре­ли, что Государственное законодательст­во, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязан­ности, права и преимущества, не достиг­ло равномерной деятельности в отноше­нии к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми закона­ми, частию обычаем, потомственно укреп­лены под властью помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устро-ять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого за­ступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего про­исходили добрые патриархальные отно­шения искренней правдивой попечитель-ности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выго­ды, добрые отношения ослабевали, и от­крывался путь произволу, отяготительно­му для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах от­вечала неподвижность к улучшениям в собственном быте... Как определялись це­ли документа?
Таким образом, Мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для Нас завещание пред­шественников наших и жребий, через те­чение событий поданный Нам рукою Провидения. Как вы думаете, какие примеры, свидетель­ствовавшие о завеща­нии предшественни­ков, были приведены в документе?
Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его пре­столу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом уст­ройстве быта крестьян; причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобра­зования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губерн­ских комитетах, в лице членов их, обле­ченных доверием всего дворянского обще­ства каждой губернии, дворянство добро­вольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии лю­дей и их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправле­ны и дополнены в главном по сему делу Комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестья­нах и дворовых людях рассмотрены в Го­сударственном совете... В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обыва­телей. С какой целью были созданы губернские комитеты?
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользова­ние усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, оп­ределенное в положениях количество по­левой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в поло­жениях повинности. В сем состоянии, ко­торое есть переходное, крестьяне имену­ются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия по­мещиков они могут приобретать в собст­венность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестья­не освободятся от обязанностей к помещи­кам по выкупленной земле и вступят в ре­шительное состояние свободных кресть­ян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состоя­ние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы... Назовите условия освобождения крестьян.
За сим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное содейст­вие к осуществлению наших предначерта­ний. Россия не забудет, что оно доброволь­но, побуждаясь только уважением к досто­инству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило осно­вание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщение к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства; что каждый владелец довершит в пределах своего имения вели­кий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгод­ных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и по­ощрение к точному и добросовестному ис­полнению Государственных постановлений. Имеющиеся в виду примеры щедрой попе-чительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетель­ной попечительности владельцев утвержда­ет нашу надежду, что взаимными добро­вольными соглашениями разрешится боль­шая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих пра­вил к разнообразным обстоятельствам от­дельных имений, и что сим способом облег­чится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное до­верие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. В чем виделось императору роль дворян в осуществлении реформы?  
Для удобнейшего же проведения в дейст­вие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от прави­тельства будут оказаны пособия, на осно­вании особых правил, выдачею ссуд и пе­реводом лежащих на имениях долгов. Какую помощь в осу­ществлении реформы оказывало правитель­ство?
Полагаемся и на здравый смысл наше­го народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распро­странилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые ду­мали о свободе и забывали об обязан­ностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаим­но должен служить благу общества ис­полнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предер­жащим, воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретен-ныя помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграж­дения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливос­ти пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повин­ности. И теперь с надеждою ожидаем, что кре­постные люди, при открывающейся для них новой будущности поймут и с благо-дарностию примут важное пожертвова­ние, сделанное благородным дворянст­вом для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанны­ми, пред обществом и пред самими со­бою, благотворность нового закона до­полнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело даро­ванных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благопо­лучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покро­вительством закона... Как вы думаете, с ка­кой целью в Манифест были включены стро­ки о здравом - смысле народа?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: