Структура прогулки
1. Организационный момент. Он включает: одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети одевались по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения, о распределении конкретных поручений. Такую вступительную беседу – инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора группы или класса.
2. Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.
3. Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора.
4. Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.
Виды прогулок
(За основу типологии прогулок взята та ведущая деятельность, с помощью которой на данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи)
Виды прогулок | Задачи прогулки | Содержание прогулки |
Прогулка - наблюдение | Наблюдения за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Наблюдения за трудом людей. | Место её проведения – школьный сад, ближайший сквер, парк, зелёная зона недалеко от школы. Уже по дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, встречаются по пути, какие птицы зимуют в городе. Эта прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 мин (время засекает по часам) каждому ученику заметить и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Или конкурс усложняет заданием: «Кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках?». Во время этой прогулки может быть организованно наблюдение не только за явлениями природы, но и за трудом людей. Профориентация в начальных классах предполагает воспитание у младших школьников умения видеть особенности той или иной профессии, понимать её общественную пользу и красоту. «Что является главным в труде водителя автобуса, троллейбуса, что интересного в работе продавца?» Над этими вопросами дети задумаются на прогулке, наблюдая за повседневным трудом взрослых. |
Прогулка - практикум | Отработка, закрепление жизненно важных навыков (например, следования определённым правилам культуры поведения, правилам уличного движения и др.) | Во время прогулки воспитатель создаёт специальную педагогическую ситуацию, в которой должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль, анализирует и оценивает действия детей. Например, они учатся переходить площадь с оживлённым движением транспорта, определяет самую удобную дорогу к школе. |
Прогулка с заданием | Решение задач общественной жизни класса, группы. | Выполнение задания иногда занимает две-три прогулки. Деятельность младших школьников в ходе таких прогулок станет основой подготовки к школьному празднику и т.д. Примерные варианты путёвок заданий могут быть следующими: «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы? Начертить план квартала»; «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить о них рассказы; «Узнать, как изменился наш район города (посёлок). Сделать рисунки, фотографии». Задание для прогулки может быть дано и в зашифрованном письме или «секретном» пакете от вымышленного героя, персонажа известной сказки. |
Экскурсия | Знакомство с историей своего края (района, города), достижения народа в труде, искусстве, науке; расширение представлений о видах производительного труда взрослых. | Такие задачи решат, например, экскурсии к районной Доске почёта, к мемориальной доске или памятнику, посвящённому выдающемуся событию, героическому подвигу, на территорию автохозяйства, на стройку и т.д. К проведению экскурсий следует привлекать старшеклассников – экскурсоводов школьного музея, ветеранов Вооружённых Сил и ветеранов труда, шефов – производственников, родителей. |
Творческая прогулка | Создание позитивного эмоционального настроя у детей и организация их творческой деятельности. | Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой, при наблюдении её явлений, а также во время чтения стихов педагогом. Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с натуры, мастерить поделки из природного материала, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры. Общение с природой может вылиться в коллективное сочинение сказки, конкурс на лучшее описание выполненной композиции. По итогам такой прогулки целесообразно провести в классе выставку осенних букетов, конкурс на лучший рисунок, поделку или даже «Праздник творчества». |
Развлечения на воздухе | Обеспечение двигательной активности; сплочение детского коллектива. | Во время такой прогулки нужно организовывать массовые подвижные игры детей, весёлые состязания, ритмические музыкальные игры, хороводы. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке – тоже развлечение. |
|
|
|
Методические рекомендации
К проведению прогулок
I.
1. Прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность.
2. В течение дня режим школы предусматривает проведение трёх прогулок:
· Утром (до начало уроков);
· В середине дня (между учебными занятиями)4
· В конце дня.
3. Специфика и характер прогулок:
§ Утренняя прогулка непродолжительная, как и утренняя зарядка, обеспечивает бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям.
§ Вторая прогулка является паузой, имеющей в виду восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся.
§ Третья прогулка проводится после всех школьных занятий. Это прогулка - отдых.
II
Наиболее важной, требующей серьёзного продумывания, является вторая прогулка.
1. Она должна быть чётко организованной, и в то же время ребёнок психологически должен чувствовать себя свободным. Он должен подвигаться, отвлечься от учебных дел, но вместе с тем прогулка не должна физически утомлять и возбуждать ребёнка.
2. Прогулка может быть познавательной, во время прогулки можно:
· Проводить наблюдения с последующим использованием их в дальнейшей работе;
· Проводить беседы на самые различные темы, интересующие ребят;
· Выполнять различные практические задания.
Однако интеллектуальная нагрузка должна быть умеренной. Она даётся детям в непринуждённой, занимательной беседе.
3. Общий стиль прогулки должен быть спокойным, доброжелательным, дружелюбным. Особое внимание следует обращать на то, как дети общаются друг с другом.
4. Тематика, организация, формы прогулок планируются педагогом.