В структуре педагогических способностей и, соответственно, педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
- Гностический компонент-с помощью которого педагог изучает ребенка(его особенности,личные качества,взаи-
моотношения со сверстниками,взрослыми)
-Конструктивный компонент-необходим педогогу для проектирования педогогичесого процесса(планирование работы,составление конспектов занятий.сценариев праздников.
-Коммуникативный компонент-это способность педогога устанавливать педогогические взаимоотношения с детьми,
родителями,с коллегами
-Организаторские- предполагает выполнение системы действий, направленных на включение детей в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Таким образом, в структуре педагогической деятельности выделяются 4 основных компонента, отражающих её специфику и обеспечивающих полноценную реализацию целей обучения, воспитания и развития личности.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА Д/У:
Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым.
Организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым.
Жизнерадостностным, оптимистичным,с чувством юмора.
Обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.
В учении Сухомлинского личностно-ориентированный педагог – это тот, кто реализует убеждения, выраженные в следующих идеях, способен воспитать гуманную личность:
1.ЗАБОТЬСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА – главная, системообразующая идея, определяющая и подчиняющая все другие.
|
2.ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ – важнейший компонент принципа гуманизма, самое ценное и важное качество воспитателя.
3.УВАЖАТЬ РЕБЕНКА – идея тесно связана с предыдущими; видеть в каждом ребенке личность – необходимое качество воспитателя.
4.ВЕРИТЬ В РЕБЕНКА – залог успеха педагогического процесса; идея выражает оптимистическую линию гуманизма.
5.ЗНАТЬ РЕБЕНКА – без знания души каждого ребенка воспитание невозможно.
6. ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА – знать ребенка мало, нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами. «Способность все понять» и «Чувствование детства» В.А.Сухомлинский рассматривал как показатель педагогической мудрости.
7.БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА – все дети разные, каждый имеет свой неповторимый духовный мир, приходит в дошкольное образовательное учреждение уже со своим сложившимся опытом, привычками, взглядами; нельзя ломать природу ребенка, тем самым, ломая, коверкая личность.
8.БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА – идея отражает линию воинствующего оптимизма, то есть активную позицию воспитателя в формировании личности ребенка: гуманизм требует не только признавать в ребенке чувство собственного достоинства, но и развивать его – без этого не возможно ни воспитание, ни самовоспитание.
9.СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКА – ребенок – субъект воспитания, соучастник педагогического процесса, а для этого он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем друга, чувствовать его поддержку и помощь, понимать, что воспитатель к нему не безразличен.
|
Современные исследования проблем социально-нравственного воспитания дошкольников.
-Российский ученый Светлана Акимовна Козлова-проблема социально-нравственного развития,ознокомление с социальной действительностью.
-Шатова Анна Дементьевна-экономическое воспитание дошкольников
-Никонова Людмила Евгеньевна-проблема патриотического воспитания старших дошкольников,ОБЖ
-Манцевич Татьяна Витальевна-нравственное воспитание в русле экономического воспитания дошкольников,в русле толерантности,публикации по воспитанию любви к родному дому.
-Поздеева Татьяна Васильевна-публикации в русле патриотического воспитания,проблема гендерного воспитания,
культуры поведения дошкольников.
-Расолько Ольга Ивановна-использование игр и игрушек в патриотическом воспитании дошкольников
-Кравцова Ольга Михайловна-приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям.
-Дубинина Дина Николаевна-патриотическое воспитание
-Старжинская Наталья Степановна-патриотическое воспитание"рзвiцця беларускай мовы"
-Анцыперович Ольга Николаевна-патриотическое воспитание средствами музыки