РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Учебная дисциплина:

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

 

Специальность:

09.02.07 «Информационные системы и программирование»

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

Среднее профессиональное образование

 

Кафедра психологии развития и образования

 

 

11 класс

 

Форма обучения:

очная

 

Программа разработана Ожигановой Л.Г., преподавателем кафедры психологии развития и образования
   
Рецензент Чернова Е.П., канд. пед. наук, доцент

 

 

Йошкар-Ола 2019

 

    Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии психолого-педагогического факультета   Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования
(назв. факультета / института, направления подготовки)   (название кафедры)
Протокол заседания № 1_ от   Протокол заседания № 2
«__» сентября 2017 г.   от «13» сентября 2017 г.
Шамтиева М.Р.   Лежнина Л.В.
(подпись, Ф.И.О. председателя)   (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)

 

Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений

 

Учебный год Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой) Автор изменения (Ф.И.О., подпись)   Номер изменения
         
         
         
         
         

Пояснительная записка

Курс «Психология общения» является важной частью подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»», предполагающей формирование у учащихся знаний о психологических особенностях общения и деловой коммуникации, способах разрешения конфликтов и этических норм общения.

Основная цель изучения данного курса состоит в приобретение учащимися теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.

Задачи дисциплины:

· продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;

· развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;

· научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;

· сформировать навыки соблюдения этических норм общения.

Исходя из этих задач и цели курса его содержание систематизировано в нескольких разделах. Основная часть курса посвящена изучению психологических аспектов общения, деловому общению и конфликтам в деловом общении.

Заключительная часть курса имеет своей целью закрепление и углубление полученных знаний. Для этого использовались такие формы и методы педагогического мониторинга, как семинарские занятия, подготовка выступлений и сообщений, учебные дискуссии, групповые игры и упражнения, решение задач и др.

Итоговая оценка знаний учащихся проводится в форме зачёта, программа которого позволяет оценить успешность достижения целей, заявленных в программе курса.

Значительный объем материала вынесен на самостоятельное изучение, которое заключается в подготовке к занятиям, а также в самостоятельной проработке тематического учебного материала, изучении рекомендуемой литературы, подготовке записей и выполнении заданий.

Анализ и оценка самостоятельной работы учащихся проводится с помощью:

· просмотра записей и конспектов самостоятельно изученного материала;

· заслушивание докладов и сообщений по темам;

· проверку выполненных заданий.

Место дисциплины в структуре ОПОП.

Дисциплина «Психология общения» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ).

Компетенции обучающегося и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Учащийся, изучивший данный курс, должен обладать следующими общими компетенциями (ПК):

- выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

- осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

- планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

- работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

- проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Учащийся, изучивший дисциплину, должен:

Знать

  • взаимосвязь общения и деятельности;
  • цели, функции, виды и уровни общения;
  • роли и ролевые ожидания в общении;
  • виды социальных взаимодействий;
  • механизмы взаимопонимания в общении;
  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
  • этические принципы общения;
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Уметь

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

 

2. Структура и содержание

дисциплины «Психология общения»

2.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах:

 

Учебный план 2019 г.   Переход. учеб. план
Лекции – 10 ч Практические занятия – 22 ч Всего аудиторных - 32 ч Экзаменационная работа – 2 ч Самостоятельная работа – 16 ч  
Всего часов – 50 Зачетных единиц - 2

 

2.2. Формы контроля по учебному плану:

 

Учебный план 2019 г.   Переход. учеб. план
Курсовая работа - нет  
Зачет - да  
Экзамен - нет  

2.3 Тематический план

учебной дисциплины «Психология общения»

для студентов очной формы обучения (уч.план 2019 г.)

№ п/п раздела   Наименование разделов и тем Семестр Количество часов по учебному плану Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
  Всего   Виды учебной работы
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия
                 
  Общение как предмет научного знания             Устный опрос Проверка заданий
  Социальная перцепция             Устный опрос Проверка заданий
  Интерактивная функция общения             Устный опрос Проверка заданий
  Коммуникативная функция общения             Устный опрос Проверка заданий
  Психологические особенности общения             Устный опрос Проверка заданий
  Роль и ролевые ожидания в общении             Устный опрос Проверка заданий
  Формы делового общения и их характеристики             Устный опрос Проверка заданий
  Конфликтное общение             Устный опрос Проверка заданий
  Этические формы общения             Устный опрос Проверка заданий
  Всего часов              

* - занятия с использованием активных и интерактивных форм

2.4 Тематический план лекций

№ п/п Темы лекций Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
1. Общение как предмет научного знания   Устный опрос
2. Социальная перцепция   Устный опрос
3. Интерактивная функция общения   Устный опрос
4. Коммуникативная функция общения   Устный опрос
5. Психологические особенности общения   Устный опрос
  Всего    

Содержание лекционных занятий

Тема № 1. Общение как предмет научного знания.

Введение в дисциплину. Компетентностный подход к проблемам общения. Коммуникативная компетентность. Многоплановый характер общения. Виды и уровни общения. Модели общения. Стили общения.

Основные понятия и категории: общение, деятельность, компетенции, компетентность, межличностное, деловое общение, формальное, неформальное, коммуникация, модели общения, стили общения, синергия, диалог, манипулирование, экспрессия, взаимодействие, восприятие и понимание.

Литература: 1, 2, 3.

 

Тема № 2. Социальная перцепция.

Перцептивная функция общения. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания. Механизмы взаимопонимания в общении. Трудности и дефекты межличностного общения. Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении. Имидж и самопрезентация.

Основные понятия и категории: социальная перцепция, межличностная перцепция, стереотипы восприятия, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, самоменеджмент, визуальный, аудиальный, кинестетический сенсорный канал, подстройка, калибровка, аттракция, фасцинация, ассертивность, имидж.

Литература: 1, 2, 3.

 

Тема № 3. Интерактивная функция общения.

Структура межличностного взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия. Позиции и ориентации в деловом взаимодействие. Формы стратегического поведения в общении. Механизмы партнерских отношений. Правила корпоративного поведения в команде.

Основные понятия и категории: интеракция, межличностные отношения, манипулирование, формальное, неформальное общение, стратегии взаимодействия, тактики, координация, согласование, партнерство, совместимость, срабатываемость, фасцинация, Я-концепция, самооценка, конкуренция, команда.

Литература: 1, 2, 3.

 

Тема № 4. Коммуникативная функция общения.

Природа и цель коммуникации. Помехи, искажающие информацию. Эффективность коммуникации. Коммуникативные барьеры. Технологии обратной связи в говорении и слушании.

Основные понятия и категории: коммуникация, обратная связь, кодирование, декодирование, репрезентация, экспрессия, фильтрование, статус, барьер, перефразирование, вербализация, неконгруэнтность, назализация, правило рамки, правило цепи, семантика, фонетика, лингвистика, тезаурус.

Литература: 1, 2, 3.

 

Тема № 5. Психологические особенности общения.

Средства общения: вербальные и невербальные. Функции языка в речевом общении. Коммуникативное намерение. Средства вербального общения. Слушание в межличностном общении. Виды и функции слушания. Помехи эффективного слушания. Приемы эффективного слушания. Невербальные средства взаимодействия.

Основные понятия и категории: вербальные, невербальные средства общения, денотация, контекст, коммуникативное намерение, слушание, критическое, эмпатическое (эмпатия) нерефлексивное, рефлексивное слушание; кинесика, такесика, паралингвистика, экстралингвистика, проксемика, дистанцирование.

Литература: 1, 2, 3, 5.

 

2.5 Тематический план практических (семинарских), лабораторных занятий

№ п/п Темы занятий Кол-во часов Формы текущего контроля
  Общение как предмет научного знания   Устный опрос
  Социальная перцепция   Устный опрос
  Интерактивная функция общения   Устный опрос
  Коммуникативная функция общения   Устный опрос
  Психологические особенности общения   Устный опрос
  Роль и ролевые ожидания в общении   Устный опрос
  Формы делового общения и их характеристики   Устный опрос
  Конфликтное общение   Устный опрос
  Этические формы общения   Устный опрос
  Всего    

Содержание практических (семинарских) занятий.

Семинар 1. Общение как предмет научного знания

  1. Коммуникативная игра «Колобок и лисица».
  2. Упражнение «Витязь на распутье»
  3. Упражнение «Восточный базар».

Литература:

1. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

 

Семинар 2. Социальная перцепция.

  1. Упражнение «Позитивный стул».

Литература:

1. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

Семинар 3. Интерактивная функция общения.

  1. Интерактивное упражнение «Вавилонская башня».
  2. Имитационная игра «Воздушная катастрофа в пустыне».

Литература:

1. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

Семинар 4. Коммуникативная функция общения

  1. Упражнение на слушание.
  2. Имитационная игра «Адские башни»

Литература:

1. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

Семинар 5. Психологические особенности общения

  1. Имитационная игра «Воздушный шар».
  2. Задание на считывание невербальных сигналов собеседника.
  3. Упражнение «Детектив».
  4. Упражнение «Слепое слушание».
  5. Интерактивное упражнение «Объяснение слова жестами».
  6. Упражнение «Лишняя фигура».
  7. Упражнение «Перефразирование».
  8. Упражнение на невербальные сигналы.

Литература:

1. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

 

Семинар 6. Роль и ролевые ожидания в общении.

  1. Референтная группа и её место в процессе взаимодействия.
  2. Социальная роль как идеальная модель поведения.
  3. Ролевое поведение личности в общение.
  4. Виды социального взаимодействия.
  5. Взаимное влияние людей в процессе общения.
  6. Ситуационно-ролевая игра «Деловая беседа».
  7. Интерактивное упражнение на разыгрывание роли участников дискуссии «Молодежь и образование».
  8. Интерактивная игра на определение ролей участников дискуссии.

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2015. – 592 с.

2. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения. Ростов на Дону: Феникс, 2018. – 320 с.

 

Семинар 7. Формы делового общения и их характеристики

  1. Деловые беседы.
  2. Публичные речи.
  3. Публичные презентации, аргументации и возражения.
  4. Письменная коммуникация: свойства и функции.
  5. Упражнение «Вопросы и ответы».
  6. Ролевая игра «Собеседование с работодателем»

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2015. – 592 с.

2. Ильин Е.П. Психология делового общения. СПб.: Питер, 2017. – 240 с.

3. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения. Ростов на Дону: Феникс, 2018. – 320 с.

Семинар 8. Конфликтное общение.

  1. Понятие конфликта, его виды.
  2. Источники конфликтов и стадии их протекания.
  3. Причины конфликтов.
  4. Этапы и алгоритм анализа конфликтов.
  5. Невербальные сигналы как индикаторы агрессии.
  6. Виды агрессивности и её взаимосвязь с конфликтами.
  7. Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция. «Окно Джохари».
  8. Способы управления конфликтами.
  9. Переговоры - эффективный способ разрешения конфликтов.
  10. Разыгрывание ситуации в ролях «Согласование целей».
  11. Задание «Ошибочные цели».

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2015. – 592 с.

2. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения. Ростов на Дону: Феникс, 2018. – 320 с.

Семинар 9. Этические формы общения.

  1. Этика, репутация и ценности в организации.
  2. Позитивные и негативные ценности.
  3. Ценностно – ориентационное единство.
  4. Этические нормы и корпоративная этика.
  5. Деловой этикет в профессиональной деятельности.
  6. Культура поведения личности.
  7. Обучение общению: психологические игры, интерактивные имитационные технологии, ролевые игры для обучения общению.
  8. Ситуационное упражнение «Деловой этикет».
  9. Игра «Роковой гипнотизер»

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2015. – 592 с.

2. Панфилова А.П. Психология общения. Учебник. М.: АЦ «Академия», 2013. – 366 с.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения. Ростов на Дону: Феникс, 2018. – 320 с.

 

2.6 Тематический план самостоятельной работы

 

Темы Час. Формы текущего контроля успеваемости
1. Общение как предмет научного знания   Проверка заданий
2. Социальная перцепция   Проверка заданий
3. Интерактивная функция общения   Проверка заданий
4. Коммуникативная функция общения   Проверка заданий
5. Психологические особенности общения   Проверка заданий
6. Роль и ролевые ожидания в общении   Проверка заданий Устный опрос
7. Формы делового общения и их характеристики   Проверка заданий Устный опрос
8. Конфликтное общение   Проверка заданий Устный опрос
9. Этические формы общения   Проверка заданий Устный опрос
Всего    

Содержание самостоятельной работы

Тема 1. Общение как предмет научного знания

1. Задание на описание коммуникативных эпизодов в течение дня и описание выполняемых ими функций.

 

Тема 2. Социальная перцепция.

1. Тест для диагностики способности к эмпатии.

Литература: 2.

Тема 3. Интерактивная функция общения.

1. Тест К. Томаса «Стратегии взаимодействия».

Литература: 2.

Тема 4. Коммуникативная функция общения

1. Задание.

Проанализируйте особенности партнеров и предположите, какие барьеры могут возникнуть между людьми и помешать полноценной коммуникации.

Ситуация 1. На конференции по предпринимательству встретились: финн средних лет, бизнесмен, владелец сети ресторанов и закусочных, и туркмен, студент 2-го курса Финансово-экономического университета.

Ситуация 2. В купе поезда встретились: женщина 7 0 лет с 3 внуками от сына и дочери и мужчина 3 0 лет, разведен, детей нет, преподаватель колледжа.

Ситуация 3. На деловом совещании встретились: опытный, проработавший на данном предприятии более 3 0 лет, менеджер, не имеющий управленческого образования, и молодой специалист 2 6 лет, только что закончивший самый прогрессивный экономический вуз, факультет управления.

2. Тест «Речевые барьеры при общении».

Литература: 2.

Тема 5. Психологические особенности общения

1. Тест «Умеете ли вы правильно слушать?»

2. Задание.

Понаблюдайте за своими партнерами в течение дня и зафиксируйте сигналы их глаз. Какие чувства чаще переживают ваши собеседники?

Специалистами замечено, что при гневе глаза широко раскрыты, а зрачки сужены; при презрении или страдании — глаза сужены, тусклые; при огорчении — глаза как бы «угасшие»; при страхе — блеск глаз не выражен; при удивлении расширены не только глаза, но и зрачки; во время «отсутствия» в момент слушания — глаза становятся стеклянными, зрачки — прозрачными; при радости, удовлетворении интереса — глаза блестят.

Литература: 2.

 

Тема 6. Роль и ролевые ожидания в общении.

1. Подготовка к семинарским занятиям.

2. Задание.

Ответьте на следующие вопросы, касающиеся власти.

A. Какую роль власть играет в вашей жизни?

Б. Назовите профессии, где удовлетворяется потребность влиять на других людей.

B. Кто имеет над вами власть?

Г. Над кем вы имеете власть?

Д. По отношению к каким людям вы чувствуете себя властным?

Е. По отношению к каким людям вы чувствуете себя слабым?

Ж. Как вы сами занижаете свои возможности влиять на других людей?

3. Тест «Поддаетесь ли вы внушению?»

Литература: 1, 2, 3.

 

Тема 7. Формы делового общения и их характеристики

1. Подготовка к семинарским занятиям.

2. Тест «Ваш стиль и способности к общению».

3. Задание.

Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской. Похождения, подвиги, преступления, налоги, труженики, деляги, расправляться, содружество, сборище, ограбление, нападение, единомышленник, тупик, связаться, нашествие, соучастник, проделки, бартер, сотрудничество, конфронтация, инцидент, сокрушать, толпа, кризис, демократия, новый русский.

Литература: 1, 2, 3, 4.

Тема 8. Конфликтное общение.

1. Подготовка к семинарским занятиям.

2. Тест агрессивности Басса – Дарки.

3. Тест самооценка конфликтности (по Емельянову, 2000.)

Литература: 1, 2, 3.

Тема 9. Этические формы общения.

1. Подготовка к семинарским занятиям.

2. Тест «Надежны ли вы?»

3. Задание.

Аффирмации являются полезной техникой «программирования» своего сознания. Смысл метода заключается в создании и регулярном повторении некоего позитивного утверждения. Оформите аффирмации в виде карточек или заставок на рабочем столе компьютера.

Примеры утверждений:

A. Я успешный коммуникатор.

Б. Я намерен реализовать свои способности и возможности.

B. Мое общение с людьми становится все лучше.

Г. У меня появляются новые друзья.

Д. Каждый новый человек — это дверь, открывающая мне возможность узнать его и проявить себя.

Е. Несколько простых техник конструктивного взаимодействия помогут мне улучшить мои контакты.

Литература: 1, 2, 3.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аудиторная учебная работа по дисциплине «Психология общения» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий и методик:

- учебные дискуссии

- имитационные игры

- анализ конкретных ситуаций конфликтного, делового общения

- просмотр и анализ видеозаписей демонстрирующих ситуации общения

- игра «Вертушка» как форма устной коллективной проверки пройденного материала

Внеаудиторная учебная работа предполагает использование:

- разработка электронных тематических презентаций

- письменные творческие задания, направленные на изучение и закрепление теоретического материала

- задания, направленные на развитие коммуникативных компетенций учащихся

- самотестирование и самодиагностика для ознакомления и осознания особенностей личности участвующей в коммуникативном процессе

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Вопросы к зачету

1. Дайте определение понятию «общение». Какие формы и виды общения вы знаете?

2. Назовите функции, которые проявляются в общении.

3. Каковы модели общения и их предназначение?

4. В чем особенности научного, делового и публицистического стиля общения?

5. Назовите типы коммуникативных стилей личности и дайте их характеристики.

6. Что такое стереотипы общения? Какие стереотипы вы знаете?

7. Какие существуют эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания?

8. В чем проявляются трудности и дефекты общения и как их преодолевать?

9. Каковы ключи доступа в сенсорные каналы и виды подстройки?

10. В чем специфика позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок? Перечислите существующие стратегии взаимодействия, выделите характеристики для их отличия.

11. Какова структура коммуникативного процесса и основные его составляющие?

12. Назовите виды, сущность и содержание барьеров общения.

13. Каковы виды и цели двусторонней обратной связи? Какие техники вопросов важны для эффективной обратной связи?

14. Какие виды: слушания вы знаете.

15. Какие виды «языка тела» относятся к невербальным средствам коммуникации?

16. Какие ролевые конфликты вы знаете и в чем их причины?

17. Что такое социальная роль? Назовите ее особенности.

18. Какие виды власти вы знаете, в чем их отличие?

19. Каковы психологические механизмы убеждения, внушения? Каковы психологические механизмы манипулирования?

20. Каковы основные функции и виды деловой беседы?

21. Раскройте основные этапы проведения деловой беседы.

22. Назовите основные психологические факторы, обеспечивающие успешность публичного выступления. Каковы требования к публичной речи?

23. Каковы пять этапов подготовки и произнесения речи?

24. Какие средства речевой выразительности можно использовать в публичной речи?

25. Охарактеризуйте основные виды или типы конфликтов. В чем различие конструктивных и деструктивных конфликтов?

26. Что включают в себя структурные способы разрешения конфликтов, какие стратегии взаимодействия используются при разрешении конфликтов?

27. Какие бывают виды агрессии?

28. Что представляют собой этика и этикет? Чем отличается деловой этикет от неформального, межличностного?

29. Сформулируйте основные принципы делового этикета.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: