Что говорят антинорманисты.




 

 

“Нет ничего труднее, как искоренять заблуждения, существующие

веками. К таким заблуждениям относится и так называемая “норманская”

теория, согласно которой существовало германское племя Русь, которое и

создало государственность, культуру и даже передало свое имя тому

государству, которое стало называться Русью, а позже Россией. Несмотря на

то, что в последнее время появились книги, брошюры, многочисленные

журнальные и газетные статьи, в которых несостоятельность норманской теории

доказана неопровержимо, несмотря на то, что эта теория отброшена совершенно

в стране, о которой идет речь, — до сих пор находятся авторы или развязные

лекторы, повторяющие все ту же навязшую в зубах историю о призвании

германцев, что слово “Русь” происходит от “руотси”, о владычестве германцев

над Русью, о варяжских княжествах на Волге и Каме и т. д.”

(С.Парамонов(Лесной).

Согласно антинорманской теории, “варяги”, явившиеся на Русь,

были по национальности славянами и приглашены в Новгород потому, что

мужская линия древней славянской новгородской династии угасла. Они же были

представителями ее женской линии — внуками последнего новгородского князя

Гостомысла от его средней дочери, вышедшей замуж за славянского князя на

Западе. Призывали своих — славян, а не чужих — германцев. Никакой

существенной роли в создании государственности, культуры и т. д. Древней

Руси германцы не сыграли. И государственность, и культура были свои,

созданные еще веками до этого своими руками. Уже во 2-й половине IX века в

Восточной Европе существовало два больших славянских государства —

Новгородское (Русью еще не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси).

Эти государства имели своих князей, свои династии, свою собственную,

довольно высокую культуру и широкие связи в Европе: в Новгороде отлично

знали, что делается на Эльбе, Дунае, Днепре и на Дону. Представления

прежних историков о дикости тогдашних руссов являются и впрямь дикими по

своему несоответствию с действительностью.

Так что же все-таки говорит летопись? Начнем с классического:

“Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдете княжить и

володеть нами”. Так говорили посланцы северных племен братьям-варягам во

главе с Рюриком. Поняли (и перевели всюду) так: “а порядка в ней нет”. Не

только неверно перевели, но и возвели эти слова в принцип всей нации,

создали своего рода “кредо”, что руссам органически свойствен беспорядок.

Отсюда пошло дальнейшее самооплевывание и самоуничижение, которые буквально

вошли в плоть и кровь. А между тем в летописи стоит совершенно иное,

сказано: “а наряда в ней нет”. Наряд — вовсе не значит “порядок", а

“власть”, “управление”, “приказ”. В нашем языке до сих пор еще бытует

выражение “наряд на дрова", “наряд на квартиру” и т. д. Это означает

распоряжение на выдачу дров, квартиры и т. д. Посланцы сказали братьям-

варягам: “Земля наша велика и обильна, а управления в ней нет, приходите

княжить и владеть нами". Что это именно так, видно из того, что в некоторых

списках летописей вместо слов “а наряда в ней нет” стоит “а нарядника в ней

нет”. Становится видно то, что стоит за этими словами: князь умер,

наследников нет, власть отсутствует, налицо раздоры — посланцы едут

приглашать нового князя. Наконец, нельзя же отказывать нашим предкам в уме:

ну, кто скажет, что земля наша велика и обильна, а все в беспорядке? Ведь

если бы действительно было так, то у них хватило бы сообразительности не

отпугивать кандидатов в князья заявлением, что они приглашают их в страну,

где господствует беспорядок. Уже на основании этого примера можно сказать,

что наши историки, не знали достаточно хорошо значение древних русских слов

и не вдумывались в реальность минувшего. Нашу историю начали писать немцы,

которые даже вообще не знали или плохо знали русский язык. А за ними, как

за непререкаемыми авторитетами, пошло и пошло: “порядка в ней нет”.

Заглянем в начало фразы: “Реша Русь, Чюдь, Словени и Кривичи и

вси:”земля наша велика…” В других списках сказано: “Реша Руси...” Ведь

посланцы направились к Руси и сказали ей (Руси) — далее следует

перечисление племен пославших. Следует также исправить слово “вси”. На

первый взгляд кажется, что под этим летописец понимает “и все другие

племена”. На самом же деле, как это видно из сравнения со многими списками,

здесь упоминалось племя “весь”. Пример показывает, что даже, казалось бы,

совершенно ясный смысл отрывка все же требует сличения всех списков.

Следующий отрывок: ”И идоша за море к Варягом, к Руси. Сице бо

ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзии звуться Свие (шведы), друзии же

Урмане (норвежцы), Англяне (англы), Друзии Готе (готландцы), тако и си”.

Разве отсюда не видно, что варягами назывался не отдельный народ, а группа

северных народов, включая и англов? Понятие “варяг” носило сборный

характер, означая не нацию, а профессию. Молодежь этих бедных природой

народов продавала свою кровь за деньги, за профессию варяга, т.е. наемного

воина. Из отрывка следует, что посланцы северных племен отправились во

всяком случае не к шведам, не к норвежцам, не к англам и не к готам, а

именно к Руси. А нас уже несколько столетий уверяют, что посланцы

направились в Скандинавию. Между тем никакого племени Русь в Скандинавии ни

одним источником не отмечено. Летописец сказал: ”за море”, но это не

означало — в Скандинавию. Поехать в Данию или западную Германию означало то

же — “за море”. И действительно, в Эрмитажном и др. списках новгородского

происхождения сказано: “И избрашася от Немець 3 браты с роды своими”.

Никогда жителей Скандинавского полуострова немцами славяне не называли. Это

название применялось лишь к германцам материка. Да ведь и сказано “от

Немець”, а это значит всего-навсего “из Немецкой земли”, но не “три брата

немци”. Таким образом, данные летописи показывают, что племя Русь надо

искать где-то на материке, однако определенно не в Скандинавии. Понятие

“варяги” и понятие “руси” ясно различались в летописи: “варяги" — это

наемное, много-национальное войско из Западной Европы, “русь” — это

преимущественно жители Киевской державы, и лишь после, когда Киев стал

столицей всех восточных племен, название это стало постепенно захватывать и

другие племена. У варягов не было национального лица — это была

разношерстная масса наемников-пришельцев, противопоставляемая местным

племенам, это было сборное, профессиональное имя, и только.

Норманисты склонны считать, что все эти приведенные упоминания о варягах

касаются иностранцев-правителей, завоевателей или, во всяком случае,

руководителей Руси, что исчезновение их с русского горизонта объясняется

слиянием их со славянским населением страны. На деле же это не так: варяги

существовали на Руси до тех пор, пока была нужда в наемных войсках. Как

только она исчезла, варягов перестали нанимать и имя их вышло из обихода на

Руси.

А вот что говорит нам летопись о появлении названия русской

земли: “И от тех (варяг) прозвася Руская земля, Ноугородци, ти суть людье

Новгородци от рода Варяжска, преже бо беша Словени” (Лавр. лет., изд. 1872,

стр. 19). Д.С. Лихачев в академическом издании (1950) перевел это так: “И

от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от

варяжского рода, а прежде были славяне”.

Но как могли быть новгородцы людьми от варяжского рода, в прежнее время

бывшие славянами? Ведь не могут китайцы стать французами или наоборот.

Объясняется испорченный отрывок без труда. Прежде всего выражение “от

варяжского рода” является формой древнего творительного падежа: не говорили

“варягами”, а “от варяг”. В разбираемом отрывке эта форма употреблена два

раза. Конец фразы (одинаковый во всех списках) совершенно ясен: новгородцы

стали называться новоприбывшими варягами Русью, а до этого они назывались

словенами. И вот почему это переименование произошло: Рюрик и его дружина

нуждались в каком-то одном слове для обозначения более десятка племен,

которые были ими возглавлены, для них новгородцы, звавшие сами себя

“словенами”, мало отличались от “кривичей”, “руси” и других восточных

славянских племен. Для них это было одно племя, которое они назвали после

того, как сели здесь, Русью. Новгородцу-летописцу было зазорно, что

название его племени было насильственно изменено, и это он отметил.

Следующий пример: “В лето 6360, индикта 15 день, начеишю

Михаилу царствовати, нача ся прозывати Руська земля. О семь бо уведахом,

яко при семь цари приходиша Русь на Царьгород, яко-же пишеться в

летописании Гречьстемь”. Основоположники русской исторической науки Шлeцер,

Куник, Круг, Погодин переводили эти слова так: “... Русское имя началось

при Михаиле, ибо нам известно, что при нем Русь приходили в Царьград”.

Поняли это место так, что, мол, при греческом имп. Михаиле 3-м (857—867)

появилось имя Русь. Д.С. Лихачев (1950) в издании Академии наук перевел:

“Стала прозываться Русская земля”. Все подобные переводы либо слишком

туманны, либо вовсе неверны. Следует переводить: “Стала упоминаться Русская

земля” (впервые в греческих летописях). Слово “прозываться” имеет не только

смысл “нести имя”, “называться”, “быть названным”, но и “быть упомянутым.

Речь идет не о том, что данному отрывку дали имя или назвали его, а его

упомянули. В летописи вовсе не сказано, что при Михаиле 3-м появилось имя

“Русь”, а что при нем в греческих летописях впервые было упомянуто это имя.

Русь существовала задолго до Михаила. Достаточно вспомнить, что послы

“народа Рос” упомянуты в латинской хронике еще в 839 году, они явились в

Царьград для заключения мирного договора, а сношения руссов с Византией,

конечно, начались гораздо раньше. Руссы упоминались в истории задолго до

нападения их на Царьград в 860 году, но летописец этого не знал. Самое

древнее упоминание в чужих источниках он нашел лишь о времени этого

нападения. Таким образом, то, что приписали летописцу, будто бы Русь

создалась при имп. Михаиле, совершенно ложно.

О столице Киевской Руси: “И седе Олег княжа в Киеве, и рече

Олег: “Се буди мати градом Руським”. Еще в 1953 году Пушкарев толковал это

место так: “По рассказу летописи (конечно, легендарному), он предсказал

Киеву великое будущее, сказавши: “Се буде мати градом Русским”. Ни о каком

предсказании здесь не может быть и речи: Олег, севши в Киеве, приказал

считать этот город столицей Руси (мати городом). Значение сказанного

совершенно ясно из повелительного наклонения: “се буди!”, а не “се буде”.

Киев уже в то время был самым крупным и древним городом южной Руси и, после

его захвата Олегом, стал столицей объединенных государств — Киевского и

Новгородского.

“Сей же Олег нача городы ставит, и устави дани словеном,

кривичем, и мери, и устави варягом дань даяти от Новогорода гривен 300 (по

другим данным, 3000) за лето мира деля, еже до смерти Ярославле даяше

варягом”. Здесь слово “дань” было понято в его теперешнем значении, и суть

отношений между варягами и руссами была коренным образом изменена.

Получилось, что Русь платила дань каким-то варягам в течениe 200 лет! А

западные (скандинавские) летописи про это не упоминают? А ведь в древности

слово “дань” означало “подать”, вообще уплату и в отношении своего народа.

Отсюда становится видно: Олег, закрепившись и осев в Киеве, занялся

устройством укрепленных пунктов (городов) для отражения возможных нападений

врагов. На все это нужны были деньги. На словен, т.е. новгородцев, кривичей

и мерю, он наложил подать; кроме того, установил особую подать для оплаты

услуг варягов. Олег продолжал политику Рюрика: 1) создавал укрепления

вокруг городов и 2) имел небольшую постоянную армию наемных воинов из

варягов, на которую он опирался во внешних и внутренних делах. В летописи

речь идет об уплате наемным варяжским отрядам за службу (и об этом

сохранились в исландских сагах данные, что варяги заключали погодные

контракты, и имеются даже указания на суммы, уплачиваемые Русью простым

воинам-варягам, а также их начальникам). Русь платила жалованье наемным

войскам, которые обеспечивали ее мирное существование (“мира деля"), ибо

при наличии постоянного войска никто не решался напасть на Русь в расчете

на легкую добычу. Однако со времени смерти Ярослава Мудрого и эта нужда в

наемных войсках отпала: Русь была достаточно страшна своими собственными

силами.

 

Более пятидесяти ученых на протяжении двух веков занимались

проблемой скандинавских заимствований в русском языке. Норманисты хотели

показать, что многие предметы и понятий в русском языке имеют

скандинавское происхождение. Специально для этого шведский филолог

К.Тернквист проделал огромную работу по поиску и отсеивания из русского

языка скандинавских заимствований. Результат был совершенно неутешителен.

Всего было найдено 115 слов, абсолютное большинство из которых —

диалекты XIX века, в наше время не употребляемые. Лишь тридцать — очевидные

заимствования, из которых только десять можно привести в доказательство

норманской теории. Это такие слова, как "гридин", "тиун", "ябетник",

"брьковск", "пуд". Такие слова, как "наров", "сяга", "шьгла" —

употребляются в источниках по одному разу. Вывод очевиден. Точно с таким же

успехом исследователь А.Беклунд пытался доказать наличие на территории

русского государства скандинавских имен.

Таким образом мы видим, что все доводы норманистов можно

опровергнуть если всесторонне подойти к изучению русской истории. [4.C 328-346]

 

 

Заключение.

 

 

В заключение можно отметить основные моменты данной работы.

В основу русской истории положена летопись, пестрящая пропусками, ошибками

и описками. Крупная, отдельная и оригинальная ветвь русского летописания —

новгородская — была оставлена без должного внимания. Многое в летописях,

как мы видели выше, было понято неверно из-за того, что понимали текст,

исходя из норм современного языка, а старых норм просто не знали. Нельзя

было ограничиваться толкованием неясных, темных мест, исходя только из

рассматриваемого отрывка. Надо было понимать его в свете предыдущего и

последующего. Необходимо было логическое понимание времени, места, условий,

событий. Словом, надо было быть русским историком. А их, таких историков,

не было. Основоположниками русской исторической науки были немцы, которые

со времен Петра I поставили себе задачей создать историю Руси. Они не знали

и сотой доли того, что знаем мы теперь. Да и не могли знать уже потому, что

некоторые из них не владели даже русским языком! (Байер, например).

Столкнувшись с дикой, неграмотной Россией, они приняли, что это было так и

прежде, выпустив из виду, что представляла собой Киевская Русь и в какую

бездну невежества и бедности она свалилась из-за нашествия и векового

владычества татар. Достаточно напомнить, что храм св. Софии в Киеве служил

после разгрома татар много лет... конюшней. Открытие в 1800 году такого

гениального произведения XII века, как “Слово о полку Игореве”, было похоже

на гром среди ясного неба: никто не мог сначала даже подумать, что русская

культура того времени поднималась до высот, с которыми не могла сравниться

вся западноевропейская литература соответствующего времени. Естественно,

что при такой бедности знаний о Древней Руси представления Шлецера, что

наши предки были настоящими дикарями, были до известной степени

обоснованны: судили по настоящему, забывая о блестящем прошлом. Выводы, к

которым пришли ученые немцы, стали своего рода каноном, в достоверности

которого сомневаться считалось чем-то вроде святотатства. И, может быть,

главное: на историю давила политика — германскому влиянию в России было

выгодно поддерживать в русских убеждение, что без варягов им не обойтись.

Норманская теория считалась “благонамеренной", и всякий, выступавший против

нее, подвергался сомнению в “благонадежности” и т.д. Защищать диссертацию

на антинорманскую тему не было возможности: она непременно была бы

провалена в совете профессоров. Приведем цитату из книги проф. Н.П.

Загоскина “История права русского народа”, (1899, 1, 336—338):”Вплоть до

второй половины текущего столетия учение норманской школы было

господствующим и авторитет корифеев ее Шлецера — со стороны немецких

ученых, Карамзина — со стороны русских писателей представлялся настолько

подавляющим, что поднимать голос против этого учения считалось дерзостью,

признаком невежественности и отсутствия эрудиции, объявлялось почти

святотатством. Насмешки и упреки в вандализме устремлялись на головы лиц,

которые позволяли себе протестовать против учения норманизма. Это был какой-

то научный террор, с которым было очень трудно бороться”.

Закончить хочется, перефразировав слова летописи: ИСТОРИЯ наша

велика и обильна, а порядка в ней нет…

 

6. Список литературы:

 

 

1)Н.М.Карамзин “История Государства Российского”

изд.Книжный сад, Москва, 1993

2)С.М.Соловьев “Чтения и рассказы по истории России”

изд.Правда, Москва,1989

3)С.М.Соловьев “История России с древнейших времен”

 

4)В.О.Ключевский “Курс русской истории”

 

5)Д.С.Лихачев “Повесть временных лет” перевод

 

6)С.Лесной “Откуда ты, Русь?”

изд.Донское слово, Ростов-н-Д, 1995

7)В.Демин “Тайны русского народа”

изд.Вече, Москва, 1997

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: