Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»




Анна Андреевна Ахматова

11 (23) июня 1889 г. – родилась Анна Горенко близ Одессы в семье флотского инженера-механика в отставке.

Отец – Андрей Антонович Горенко (1848-1915)

Мать – Инна Эразмовна (1952-1930).

Большая семья: 6 детей: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина, Виктор. Ирина рано умерла от туберкулеза.

1890 г. – переезд в Царское Село

В 11 лет начала писать стихи. Отец называл «декадентской поэтессой». Когда Анне было 17 лет, отец узнал о ее поэтических опытах и попросил не срамить его имени. Так появился псевдоним – Ахматова (в честь последнего хана Золотой Орды Ахмата, ее родственника по материнской линии).

Когда Анне было 16 лет – родители расстались

1906-1907 гг. - Киевская гимназия

1907 г. – юридический факультет Высших женских курсов в Киеве

1910 г. – свадьба с Гумилевым, поездка в Париж

1912 г. – первый сборник Ахматовой «Вечер» (тираж 300 экземпляров, переиздавался 13 раз)

Путешествие по Европе: Швейцария, Италия, Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Венеция, Вена, Краков.

1 октября 1912 г. – рождение сына, назвали Лев

1914 г. – сборник «Четки», поэма «У самого моря»

1917 г. – книга «Белая стая»

После революции – работа в библиотеке агрономического института.

1921 г. – книга «Подорожник»

1921-1922 гг. – книга «AnnoDomini»

30-е годы – волна сталинских репрессий

Находилась в блокадном Ленинграде, уехала в Ташкент.

1944 г. – возвращение в Ленинград. Очерки «Три сирени» и «В гостях у смерти».

1946 г.- поэзия Ахматовой объявлена чуждой народу, враждебной ему. Исключение из Союза писателей, уничтожен тираж уже напечатанного сборника стихов, мучительная нищета.

Конец 50-х гг. – снят запрет и имени Ахматовой.

1962 г. – «Поэма без героя» (писала 22 года)

1964 г. – присуждение международной премии «Этна-Таормина» (на Сицилии)

1965 г. – почетная степень доктора Оксфордского университета

5 марта 1966 г. – умерла

О раннем творчестве Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместо со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой - Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.

Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Манера «материализации» переживаний» была характерна для Ахматовой.

Поэтесса использует в своих стихах поэтический приём оксюморон - соединение противоположных или контрастных по смыслу слов (Пышное природы увяданье - у Пушкина)

В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой. Любовь – чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом.

Подчинение – и в любви тоже – возможно только по собственной воле:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной Господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но видишь ли! Ведь я пришла сама…

Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье. В стихах разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь.

Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека.

Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, происходящим в природе. Обязанность поэта – не выдумывать, а расслышав, записать.

Пушкинское начало в поэзии Ахматовой:

· классическая ясность

· интонационная выразительность

· отчетливо выражается позиция принятия мира, противостоящего человеку

· настойчивое стремление быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы.

Сборник «Вечер».

Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний. Первые ее стихи о любви имели некий налет мелодраматизма, но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние лирической героини через описание ее внешнего поведения, через выразительные, четкие детали.

Вершина любовной лирики Ахматовой – в ее стихах, посвященных Борису Анрепу («Широк и желт вечерний свет», «Эта встреча никем не воспета», «Это просто, это ясно», «Сказка о черном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции.

Сборник «Четки».

Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькой любовью любимый». Усиливается мотив непонимания, отчужденности.

Глубина психологизма достигается с помощью высвеченной памятью детали, которая становится знаком обостренного чувства. Соединение обыденной детали петербургского пейзажа с глубиной переживаний придает стихам необычайную психологическую убедительность. Приметы Петербурга – знак разлуки.

Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Однако на деле лирические героини её поэзии - различные ипостаси русской женщины.

Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».

Вместо мудрости - опытность, пресное

Неутоляющее питьё.

А юность была - как молитва воскресная…

Мне ли забыть её?

Столько дорог пустынных исхожено

С тем, кто мне не был мил,

Столько поклонов в церквах положено

За того, кто меня любил…

Это размышления уже много пережившего человека. Изменяется и пространство цикла - оно становится глубже, шире: это и просторы России, и «затоптанные поля» первой мировой войны, и «тёмный город у грозной реки», Петербург. Изменяется и духовное пространство:

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал - истратил слишком много.

Неистощима только синева

Небесная, и милосердье Бога.

В цикле исчезает «псевдосложность» юности, уже осмыслены экзистенциальные ценности: свобода, жизнь, смерть. Появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность и возможность соотносить своё чувство с простором мира:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,

Прозрачный, тёплый и весёлый…

Там с девушкой через забор сосед

Под вечер говорит, и слышат только пчёлы

Новейшую из всех бесед.

А мы живём торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч,

Когда с налёту ветер безрассудный

Чуть начатую обрывает речь.

В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу России (стих-е «Молитва»)

Домашнее задание: 1) С.146-152

2) Наизусть стихотворение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: