(п) М. А. Балакирев – русский пианист, композитор, дирижёр, общественный деятель.
Даты | События | Произведения |
1-ый период. Детство и юность (1837-1855) | ||
(п)Родился в Нижнем Новгороде. Одарённость проявилась (очень) рано. (у)Балакирев родился в дворянской семье (отец – титулярный советник). Мать Балакирева, видя его одарённость, отвезла его в Москву к известному пианисту А. Дюбюку. Из-за материальных проблем. Балакирев вернулся в Нижний Новгород и стал учиться у Карла Эйзриха (дирижёра оркестра местного театра). В это же время Балакирев знакомится с народной песней, зарождается его любовь к народному творчеству. | ||
(п)Учится у А. Дюбюка в Москве, затем у К. Эйзриха в Нижнем Новгороде. Знакомится с А. Д. Улыбышевым. (у)А. Д. Улыбышев – меценат, автор монографии о Моцарте. В доме Улыбышева встречались актёры, художники, писатели (композитор и музыкальный критик Серов, актёр Щепкин). Улыбышев разрешил Балакиреву пользоваться своей обширной книжной и нотной библиотекой. На вечерах в доме Улыбышева Балакирев впервые услышал музыку Глинки. Но Балакирев не сразу решил стать музыкантом. | ||
(п)Учится на математич. факультете Казанского университета. (у)В Казани Балакирев проводит 2 года, зарабатывает уроками игры на фортепиано. Часто выступает в домашних концертах и становится известным как пианист и композитор. | ||
2-й период. Творческая и общественная деятельность конца 50-х-60-х годов (1855-1869) | ||
(п)Переезжает в Петербург. Становится известен как пианист. Знакомится с Глинкой и В. В. Стасовым (великий русский музыкальный критик). (у)Балакирев становится известным в музыкальных кругах Петербурга. Знать приглашает его играть в домашних концертах, где бывают члены царской семьи. Но Балакирев порывает все светские связи. Основным источником дохода для него остаются уроки музыки. Знакомство с Глинкой имело для Балакирева огромное значение. Глинка говорил: «…В первом Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие к моим, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка». | Концерт №1 для ф-но с оркестром Фортепианные пьесы. | |
Конец 50-х-начало 60-х г. | (п)Формирование «Могучей кучки» – знакомится с Кюи, Мусоргским, Римским-Корсаковым и Бородиным. (у)В 1856 г. Балакирев знакомится с молодым военным инженером Кюи, в 1857 г. – с Мусоргским, в 1861 – с морским офицером Римским-Корсаковым, в 1862 – с профессором Медико-хирургической академии по кафедре химии Бородиным. По свидетельству Римского-Корсакова Балакирева «слушались беспрекословно ». Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Произведения всех членов кружка проигрывались и обсуждались. Важную роль играл и анализ произведений классиков и современных композиторов. | Увертюра на темы 3-х русских песен Музыка к трагедии В. Шекспира «Король Лир». |
60-е г. | (п)Путешествие по Волге. 3 поездки на Кавказ. (у)На Волгу Балакирев отправился на пароходе от Нижнего Новгорода до Астрахани. Целью поездки была запись мелодий народных песен. Балакирев был первым, кто отправился в поездку за пределы города для записи народных песен. (п)Выступает как дирижёр в концертах Бесплатной музыкальной школы, Русского музыкального общества, и в Праге Знакомится с Чайковским. (у)Балакирев становится настолько известен как дирижёр, что даже те, кто враждебно относился к «Могучей кучке» вынуждены с этим считаться. В концертах Бесплатной музыкальной школы Балакирев исполнял произведения Глинки, Даргомыжского, новые произведения Римского-Корсакова, Кюи, а также произведения Берлиоза, Шумана и Листа. В 1867 оду он получает приглашение дирижировать концертами Русского музыкального общества. На этом посту он продолжает исполнять новые произведения русских композиторов (в т. ч. Первую Симфонию Бородина). | Увертюра «1000 лет» Сборник «40 русских народных песен» Фортепианная фантазия «Исламей». Увертюра «В Чехии». |
3-й период. Период душевного кризиса (1869-конец 1870-х годов) | ||
(п)Отстранён от дирижирования концертами РМО. Ухудшается положение Бесплатной музыкальной школы. Смерть отца. Меняются отношения с членами Могучей кучки. (у)В конце 1860-х-начале 70-х годов происходят тяжёлые для Балакирева события. В 1869 году представители придворной клики грубо отстраняют его от дирижирования концертами РМО. Это вызвало возмущение многих музыкантов, в т. ч. Чайковского. Бесплатная музыкальная школа находится на грани закрытия. Смерть отца вызвала необходимость обеспечивать сестёр Балаекирева, но он сам был очень беден. | ||
70-е годы | (п)Отстраняется от друзей и от музыки. Работает служащим в правлении Варшавской железной дороги. (у)Тяжёлые переживания вызвали острый душевный кризис. У Балакирева даже возникала мысль о самоубийстве. | |
4-й период. Поздний период творчества (конец 1870-х – 1910). | ||
Конец 70-х г. | (п)Возвращается к музыке. (у)Балакирев продолжает сочинять симфоническую поэму «Тамара», начатую ещё в 60-х годах. По просьбе сестры Глинки Балакирев редактирует готовящиеся к изданию партитуры Глинки. Но его душевные силы надломлены, он обращается к религии. | |
80-е годы | (п)Становится директором и дирижёром Бесплатной музыкальной школы, затем управляющим Придворной певческой капеллы. (у)Балакирев включал в программы концертов произведения нового поколения русских композиторов – Глазунова и Лядова. В качестве помощника он привлёк к работе Римского-Корсакова и реорганизовал систему преподавания в Придворной певческой капелле. | Симфоническая поэма «Тамара» |
90-е-900-е годы | (п)Уходит в отставку, прекращает выступать как пианист. (у)В это время Балакирев отдаётся творчеству. Он завершает многие произведения, которые начал писать ещё в 60-е годы (Симфоническая поэма «Тамара», 1-я симфония, 2-й фортепианный концерт), пишет новые сочинения. | 2 симфонии. 2-й концерт для ф-но с оркестром Романсы. Фортепианные пьесы. 2 сборника русских народных песен. |
(п)Балакирев умирает. |