Айседора Дункан и Сontemporarydance




Айседора Дункан

Против академических стандартов, стереотипов, однообразного стиля, против «нельзя» или «некрасиво», границ нет - только естественность, первозданность и свобода - это и есть сontemporarydance. Сравнительно молодое, свежее танцевальное направление уже имеет свою историю, которая сложилась благодаря многим одаренным, талантливым людям. Их идеи и творчество привели к формированию целого танцевального направления. Одной из таких выдающихся танцовщиц была Айседора Дункан, чья трагическая судьба тронула не одно человеческое сердце, чей танец восхищал всех, кому посчастливилось видеть его.

Эксцентричная Айседора рассказывала о своем рождении так: "Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".

На самом деле рождение танцовщицы было связано с грустными обстоятельствами: ее отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. «Я так и знала, что родится монстр, - сказала мать Айседоры акушерке, - этот ребёнок не может быть нормальным, он прыгал и скакал ещё в моей утробе, это всё наказание за грехи её отца, негодяя Джозефа...». Семье приходилось нелегко, но дети Дункан всегда держались вместе, это давало им чувство уверенности в жизни.

Уже в 13 лет Айседора знала, что посвятит жизнь танцам и музыке, поэтому она бросила «бесполезную» школу, продолжив самообразование. В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго. Но не все удавалось сразу: девушку ждали множество неудач, недостаток денег, не сложившийся роман.

Успех пришел к молодой танцовщице, когда она нашла покровительницу в лице одной из популярных актрис, которую заразила идеей всей своей жизни: танец должен быть символом свободы, продолжением естественной грации, выражением настоящих эмоций, а не заученным набором движений. Актриса устроила своей протеже дебют на одном из частных приёмов. Айседора выступила босиком и в тунике вместо пачки. Греческие мотивы хорошо отражали суть танца Айседоры как чистого искусства без формы, времени и пространства. Ей удалось во многом скопировать древнегреческую пластику. Айседора поймала восхищение в глазах зрителей, которое ей предстояло видеть еще очень много раз.

Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику.

Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию, где отточила своё мастерство пластической импровизации. Теперь её выступления шли при полном аншлаге. Журналисты преследовали танцовщицу на каждом шагу, расследуя подробности ее личной жизни.. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин. Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Капанос. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления.

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским.

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Последней каплей были померещившиеся ей между сугробов два детских гроба. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж.

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором - бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, - Сергей Есенин.

Судьба великой танцовщицы, реформатора классического танца, была полна трагическими событиями. Ни один роман не имел счастливого конца «и жили они долго и счастливо». Айседора «обручилась» с танцем. Свою свободу она берегла не только в творчестве, но и в личной жизни.

Айседора часто бывала в России, а ее последним мужем был молодой известный русский поэт Сергей Есенин. Ей 43, ему 27. До сих пор неизвестно точно, был ли этот брак по расчету или по бескорыстной любви. Есенин получил возможность отправиться с женой за границу, но его угнетало то, что там он всего лишь муж своей известной жены. Сохранились его нежные письма к Айседоре и то письмо, в котором он резко пишет о разрыве с ней.

Единственным верным спутников в жизни великой танцовщицы был ее свободный танец. Танец, в котором она была сама собой, естественной, раскрепощенной, счастливой.

Хореография

Танец Дункан был близок к пантомиме, он состоял из элементов ходьбы, бега на «полупальцах», выразительных жестов. Танцовщица имела большое эмоциональное воздействие на зрителя. Но Айседора не оставила системы, которая могла бы считаться направлением хореографического искусства. Многие стремились к подражанию ее танцу, их называли IsadoraDuncanDancers, а стиль сохранил имя своей создательницы.

Айседора Дункан и Сontemporarydance

Айседора Дункан погибла в 1927 году, ей было 50 лет, причиной ее смерти стали нелепые трагические обстоятельства. Но имя Айседоры бессмертно, а ее вклад в танцевальное искусство бесценен. Современные танцы во многом обязаны творчеству Айседоры Дункан. Именно ее считают «матерью» cоntemporary.

Айседора Дункан одна из первых решилась реформировать танцевальное искусство, решилась быть естественной и обрекла себя на свободу во всем. Одно то, что девушки из приличных семей того времени не выступали на публике даже в музыкальной школе, говорит об атмосфере моральной и физической скованности. Айседора перешла и эту грань.

Она танцевала босиком, восхищая своей смелостью, своими идеями. По философии contemporary, все в природе движется, не задумываясь над тем, как это выглядит. Поэтому движения океана, деревьев от ветра, диких животных и древних людей по своей сути прекрасны - они естественные. Contemporary танцуют босиком. Почему? На этот вопрос никто не смог бы ответить лучше, чем великая Айседора Дункан: «Раз меня спросила одна дама, почему я танцую босая, я ей ответила: «Это потому, что я чувствую благоговение перед красотой человеческой ноги».

Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Резкая оценка самого балета, тем не менее, не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: