Маршрут по местам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Выездное задание по литературе.
Необходимо выбрать объекты (из предложенного списка), связанные с романом Достоевского «Преступление и наказание», доехать до них, сделать фото и видео (см. задание ниже) и получить «пятерки».
· Вариант № 1. Экскурсия по местам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Видеоролик примерно на 1 мин. с (выбранным) объектом и закадровым голосом «экскурсовода».Обязательно обговорить в кадре:
- адрес объекта;
- связь этого места с романом Достоевского;
- цитата из романа.
2 индивидуальных ролика = «5»
4 индивидуальных ролика = «5», «5»
И т.д.
· Вариант № 2. Экскурсия по местам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Селфи с объектами.
Обязательно на фото указать:
- адрес объекта;
- связь этого места с романом Достоевского.
5 фото = «5»
10 фото = «5», «5»
Фото размещать по предложенной ссылке.
Видео размещать в комментариях.
Вспомогательные материалы:
Объекты, упомянутые в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
1. Квартира, в которой проживал Фёдор Михайлович Достоевский во время работы над романом «Преступление и наказание».
Адрес: Столярный переулок, 14 / ул. Казначейская,7 (раньшеул. Малой Мещанской).
Здесь писатель работал над «Преступлением и наказанием», «Записками из подполья» и романом «Игрок», который под его диктовку писала стенографистка Анна Сниткина — будущая жена Достоевского. Сегодня дом Ивана Алонкина объявлен памятником истории и архитектуры.
Сенная площадь
Районы, примыкавшие к Сенной площади, традиционно были населены городской беднотой.
|
А) Именно здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Он подслушал разговор ее сестры — Лизаветы Ивановны — и узнал, что «старуха… ровно в семь часов вечера останется дома одна, так как Лизавета в это время уйдёт.
Б) На площади стоял несуществующий сейчас храм Спас-на-Сенной, тут и настигло Раскольникова осознание своего преступления. Здесь Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца» — он вновь пришел на Сенную.
«Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он бы дал всё на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один. В толпе безобразничал один пьяный: ему всё хотелось плясать, но он всё валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошел наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию.
Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!"». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз».
|
3. Дом Раскольникова.
Адрес: ул. Гражданская, 19/ Столярный переулок, 5
От Кокушкина моста к дому Раскольникова — желтому четырехэтажному зданию — ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.
Каморка под крышей (на чердаке). Вход в квартиру Раскольникова - со двора. Во двор -через арку слева от памятной доски - сейчас, увы, не пускают.
Бедный студент Родион Раскольников снимает комнату в в доме Шиля в С-м переулке в Петербурге (имеется в виду Столярный переулок). Комната героя находится на верхнем этаже 5-этажного дома и числится под номером 14. Хозяйкой этого жилища является госпожа Зарницына: "...молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке..." (часть 1 глава I). "Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу" (часть 1 глава I). "Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать" (часть 2 глава VI).
|
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С–м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К–ну мосту».
Однако Федор Достоевский описал многие детали дома и его окрестностей. Например, 13 ступеней в верхнем пролете лестницы, каморку, которая сегодня напоминает большой чердак, и дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор. После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского.
В 1999 году на фасаде разместили горельеф с изображением странника и надписью, которую составили Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
4. Кокушкин мост через канал каналГрибое́дова (до 1923 года — Екатери́нинский канал).
В первые десятилетия 18 века на месте этого канала текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка.
С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост, а Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».
Дом старухи-процентщицы
Адрес: Набережная канала Грибоедова, 104.
Далее Родион Раскольников по Садовой улице проходил вдоль Юсуповского сада — до дома, где жила старуха-процентщица.
«Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался.
<...>С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.».
В доме было два выхода: на СреднююПодъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал (где Харламов мост), считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.
В квартире у старухи в гостиной поклены желтые обои, в этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик ("туалет"), несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой. В спальне у старухи-процентщицы имеется кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами. Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов: "Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня" (часть 1 глава I). "Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…<...> Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…" (часть 1 глава I).
Вознесенский мост
Обратно Родион Раскольников мог вернуться через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, раздавили Мармеладова, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.
А) Раскольников после преступления, стоя на мосту и смотря в воду, подумывал о самоубийстве: «Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. Простившись с Разумихиным, он до того ослабел, что едва добрался сюда. Ему захотелось где-нибудь сесть или лечь, на улице. Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи - все это завертелось и заплясало кругом».
Б) Мещаночка-самоубийца. Она очутилась случайно рядом с Раскольниковым как раз в тот момент, когда тот, стоя на мосту и смотря в воду, подумывал о самоубийстве. «Он почувствовал, что кто-то стал подле него, справа, рядом; он взглянул — и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видела и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой, как подушка, юбкой...»
В)Раскольников зачем-то пошёл опять на место убийства старухи… Выходя из её дома, он думал идти в полицию сознаться… "Так идти, что ли, или нет", думал Раскольников, остановясь посреди мостовой на перекрестке и осматриваясь кругом, как будто ожидая от кого-то последнего слова.... Вдруг, далеко, шагов за двести от него, в конце улицы, в сгущавшейся темноте, различил он толпу, говор, крики... Среди толпы стоял какой-то экипаж... Замелькал среди улицы огонек. "Что такое?" Раскольников поворотил вправо и пошел на толпу». «Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей; седоков не было, и сам кучер, слезши с козел, стоял подле; лошадей держали под уздцы. Кругом теснилось множество народу, впереди всех полицейские». «Раздавленного (Мармеладова) подняли и понесли; нашлись помощники. Дом Козеля был шагах в тридцати. Раскольников шел сзади, осторожно поддерживал голову и показывал дорогу».
Г) Катерина Ивановна Мармеладова, после того, как её с детьми прогнали с квартиры заставляла просить милостыню своих детей на этом мосту :«Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны (Мармеладовой) слышался еще от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении... Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…».
Дом Сони Мармеладовой
Адрес: Набережная канала Грибоедова, 73.
Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, мы подходим к дому Сони Мармеладовой — «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский). В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату. Главная особенность здания — тупой угол.
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.<...>Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».
Теперь цвет дома изменился, стал жёлтым. Из трёхэтажного стал четырёхэтажным (один этаж надстроили).
Дом Бакалеева
Адрес: Вознесенский проспект, 22. Угол Вознесенского проспекта и улицы Казанской (раньше ул. Большая Мещанская, а ещё ранее ул. Варваринская).
"-...С часу на час. Приискал им на первый случай квартиру.
- Где? - слабо выговорил Раскольников.
- Весьма недалеко отсюда, дом Бакалеева...
- Это на Вознесенском, - перебил Разумихин, - там два этажа под нумерами; купец Юшин содержит; бывал.
- Да, нумера-с...
- Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!"
Полицейская контора.
Адрес: Набережная канал Грибоедова, 67 (раньше Екатерининского канала).
«Контора, — читаем мы, — была от него ( Раскольникова ) с четверть версты».
Если сегодня пройти от, в котором жил Раскольников, до дома № 67 по набережной канала Грибоедова (где находилась полицейская контора) самым удобным маршрутом — по улице к Кокушкину мосту и затем повернуть налево по набережной канала Грибоедова, не переходя канал, — то расстояние будет равно той же «четверти версты».
В этом здании до революции размещался 3-й полицейский участок Казанской части. Здесь в полицейской конторе "Порфирий Петрович допрашивал Раскольникова" по поводу убийства старухи-процентщицы.
В полицейскую контору Раскольников приходил в романе несколько раз.
А) На следующий же день после убийства старухи-процентщицы Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Его вызвали по поводу жалобы хозяйки, которой он задолжал за квартиру. Вечером у Раскольникова начался бред, который длился 4 дня.
«Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в четвертый этаж. На прежней квартире он был когда-то мельком, но очень давно.<...> Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».
Б) Сюда, в итоге, 20 июля с повинной явился главный герой романа.
"Когда на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом -й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу, то он даже удивился тому, как долго не принимали его: прошло, по крайней мере, десять минут, пока его позвали."
"Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович (поручик) раскрыл рот. Со всех сторон сбежались. Раскольников повторил свое показание".
Вяземская лавра» и Таиров переулок (ныне переулок Бринько).
Адрес: Угол ул. Садовой и Московского проспекта (раньше назывался Обуховский проспект).
Около Сенной, в Таировом переулке (ныне переулок Бринько), помещается три дома терпимости в подвальном этаже, дома с дверьми прямо на улицу. У этих дверей, начиная с 10 часов, всякую ночь стояли дежурные проститутки и громко с нескромными жестами зазывают в свой приют. Социальная проблема, связанная с унизительным положением женщины, и, в частности, проблема проституции, привлекала пристальное внимание писателя. В романе эта тема раскрывается с помощью таких персонажей, как Соня, ради куска хлеба живущая по желтому билету (свидетельству, выдаваемому полицией).
«В двух-трех местах они (проститутки.) толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда, по двум ступенькам, можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения. В одном из них в эту минуту, шел стук и гам на всю улицу, тренькала гитара, пели песни, и было очень весело. Большая группа женщин толпилась у входа; иные сидели на ступеньках, другие на тротуаре, третьи стояли и разговаривали... они разговаривали сиплыми голосами; все были в ситцевых платьях, в козловых башмаках и простоволосые. Иным было лет за сорок, но были и лет по семнадцати, почти все с глазами подбитыми».
Сенная площадь считалась злачным местом обитания человека «дна». Вонь стояла такая, что буквально могла довести до обморока.Рядом с ней существовало интересующее нас место, называемое Вяземской лаврой. Название это проникнуто иронией, так как лавра - это мужской монастырь высшего ранга. А в этой «лавре» порядки были отнюдь не монастырские. Собственно, Вяземская лавра - это не дом, а группа из 13 домов, разделенных закоулками и проходными домами… Здесь был райончик примерно на 2-3 тысячи жителей, рассадник дешевого разврата и антисанитарии.Ограбления и пьянство были в «лавре» обыденным явлением; полицейские разводили руками перед потерпевшими.
В «Преступлении и наказании», рассказывая о своей бурной биографии, Свидригайлов как о последней степени падения говорит: «в доме Вяземского на Сенной в старину ночевывал».
Как сказано в «Преступлении и наказании»: «…квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой».
Так что лохмотья Раскольникова не вызывали здесь ничьего удивления. Только «один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: „Эй ты, немецкий шляпник!“ Здесь «…около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников».