Михаил Александрович Булгаков




Роман "Мастер и маргарита"

История создания

Писатель работал над романом с 1928 по 1940 г. (последние вставки он продиктовал жене за три недели до смерти). Существует восемь редакций романа. В первой редакции это был "роман о дьяволе" - сатирическая фантасмогория, разрезанная вставкой-новеллой о Христе и Пилате. В 1930 г. Булгаков сжег рукопись незаконченного романа. Однако в 1931 г. он начал писать новый роман, в котором уже появились образы Мастера и Маргариты.

Смысл названия

Булгаков довольно долго искал название романа: "Инженер с копытом", "Черный маг", "Сатана", "Черный богослов", "Князь тьмы", "Копыто инженера", "Консультант с копытом. В 1937 г. появился окончательный вариант - "Мастер и Маргарита".

Эпиграф взят из Фауста "Гете": "Так ко же ты наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо..." Эпиграф и название многое проясняют в позиции автора. Мастером, Великим Архитектором природы в масонской литературе называют верховное божество и божество это есть дьявол.

Публикация

В 1940-е гг. роман не мог быть напечатан. Впервые был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале "Москва" с многочисленными цензурными купюрами. В ответ появился полный машинописный "самиздатовский" текст романа. И лишь в 1973 г. роман был напечатан в СССР без купюр. До сих пор продолжается текстологическая работа над произведением, поскольку не существует окончательного авторского текста.

Жанр

Жанр был определен автором как "фантастический роман". Но это не совсем точно, так как роман объединяет две важнейшие и сложные темы: он клеймит трусость и предательство и подробно рассказывает о судьбе его главных героев - Понтия Пилата и Мастера. Произведение многожанровое и многоплановое: его можно назвать и бытоым романом (воспроизведен московский быт 1930-х гг.), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовным, и сатирическим.

Композиция

Роман в романе: один о судьбе Мастера и Маргариты, другой - о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX в. и 30-е годы I в. н.э. События происходят в одном и том же месяце за несколько дней перед Пасхой, но с промужутком в 19 веков. Мы видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

Сюжетные линии

В романе можно выделить несколько сюжетных линий:

- философская - Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат;

- любовная - Мастер и Маргарита;

- мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи.

Особенности

Этот роман резюмирует представления автора о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и в нравственном мире человека.

Роман многослоен и допускает различные толкования. Он адресован читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей.

Философский смысл романа - постижение истины

Иешуа Га-Ноцри

В философском плане "Мастер и Маргарита" - роман об истине и высоком долге служения ей. А истина в жизни только одна - все люди добры. Каждый человек несет в себе любовь и добро к другим людям. Во имя этой истины Иешуа пошел на смерть. Он до конца исполнил свое высшее предназначение - нести людям свет истины.

Мастер

Эта истина открылась и безымянному сотруднику московского музея, который почувствовал потребность писать и стать "мастером". Но Мастер, прикоснувшись к истине, оказался слабым человеком. Под давлением жизни он проявил малодушие, трусость - отказался бороться за истину и нести её свет людям (прячется в сумасшедшем доме), не выполнив до конца своей миссии.

Маргарита

Образ Маргариты - жизнеутверждающий символ женского начала, который лежит в основе мира. Свет истины открылся не ей, но имено она призывает Мастера бороться за истину и сама боролась за Мастера. Её образ соотнесен с образом Левия Матвея: тот тоже пытается спасти его от мучительной казни.

Маргарита и сама несёт в себе Божественную истину. Это истина - любовь.Она борется за нее, она заслуживает свет, но совершает самопожертвование - отказывается от него, желая разделить с Мастером его судьбу - дарованный ему покой.

Темы и образы в романе

Мастер. Тема творчества

Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным. Их объединяет и чисто внешнее сходство (от сухощавой фигуры до шапочки-ермолки), и общее для я обоих чувство отчаяния от работы "в стол". В то же время образ этот - широкое обобщение, так как судьба Мастера - участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.

Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой покой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрел уют, верную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой и есть первый шаг к обретению света, к Вечному Царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу себе, Мастер не смог одержать победу. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (прозревший Иван Понырёв, бывший поэт Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.

Маргарита. Тема любви

По мнению писателя, всё счастье, дарованное в жизни человеку, исходит от любви. Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное. Маргарита полностью отдается любви и ради спасения Мастера продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает её самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в зеркально перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа - прообраз Христа, но он не Богочеловек, а Тот, Кто знает, что есть истина, и несет её людям. Иешуа - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказание не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что может построить такое общество, где не будет "власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти". Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что "царство истины" обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не отказывается от своих убеждений, идет на смертиь, оставаясь по-настоящему свободным.

Понтий пилат. Тема власти

Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называют "свирепым чудовищем", и он гордится своим прозвищем, ведь миром правит власть и сила. Пилат прожил полную борьбы и смертельной опасности, он знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей - только враги и завистники. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное существо, к которому он привязан - собака.

Автор считает трусость самым большим человеческим пороком. Отправив Иешуа на смерть, Пилат губит свою душу. Он струсил, побоявшись быть обвиненным в государственной изменеи за это был наказан бессмертием. Автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле.

Воланд

Идея поместить в Москву князя тьмы и его свиту, которые несут справедливые наказания, - глубоко новаторская. Воланд появляется в Москве, чтобы испытать героев, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим свою любовь, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох. Сатана в романе нетрадиционен. оланд - связующее звено между добром и злом. Он склонен к добру: искореняя любские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность и честность и наказывала зло. Воланд пронесся над Москвой, карая неправду.

Сквозная тема романа - тьма

Тьма - это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные, в ком Воланд обнаружил частицу Бога. Волнад, прибыв в Москву, узнает, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что люди потеряли нравственные ориентиры. В таком мире все дозволено, добро и любовь исчезли, а правда спрятана в сумасшедший дом.

Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей - люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздается по вере его.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: