Методика формирования понятий




1) показ объекта в натуральном виде или демонстрация его изображения;

2) введение названия объекта (термина), который является обязательной составной частью определения понятия;

3) детальное изучение объекта;

4) формулирование определение понятия – предложение, в котором зафиксированы наиболее общие и существенные признаки;

5) развитие понятия;

6) закрепление понятия (для закрепления понятий используются зарисовки, вопросы, задания).

Понятия можно формировать по индуктивному и дедуктивному пути.

Для индуктивного пути формирования понятий характерна такая методика:

1) наблюдение объектов или явлений природы;

2) сопоставление объектов природы и выделение характерных признаков;

3) обобщение;

4) работа с определением понятия в котором выделяются существенные признаки;

5) применение знаний (понятий) на практике.

При дедуктивном пути формирования понятий, методика следующая:

1) дается определение понятия;

2) организуется работа над усвоением его признаков и связей;

3) закрепление признаков и связей;

4) установление связей с другими понятиями;

5) закрепление и упражнения в различении понятий.

Понятие считается усвоенным, если ученик:

- знает его определение и содержание;

- имеет образное представление об изучаемом объекте или явлении;

- умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач.

Значит усвоение знаний по предмету «Человек и мир» проходит в следующем порядке:

1 этап – научить детей выделять в объектах природы или явлениях их признаки и свойства, сравнивать:

- восприятие явлений или объектов;

- выделение наиболее важных и существенных признаков;

- создание первичных представлений о внешнем виде;

- создание основных представлений.

2 этап:

- формирование определенных понятий, которые имеют содержание и объем;

- раскрытие содержания понятия, наз. определением.

 

 

2. Картографическая наглядность на уроках «Человек и мир» в 1 - 3 классах и методика работы с ней. Особенности проведения уроков по разделу «Моя страна» в третьем классе.

Карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью ус­ловных знаков и расцветок, то есть в абстрагированном логически завершенном виде. Это позволяет увидеть все имеющиеся на Зем­ле объекты, оценить их взаиморасположение и положение в про­странстве.

Учителю необходимо формировать отношение к кар­те как к компактному и необходимому средству ориен­тирования в современном потоке информации.

Традиционно картографический материал использо­вался в качестве средства обучения лишь после прохож­дения темы «План и карта», где дети знакомились с масштабом, условными знаками карт и планов, получали начальные умения чтения карт.

С помощью географических карт (планов) ученики:

- получают пространственное представление об изу­чаемой территории (величина и конфигурация матери­ков, океанов, горных стран, рек и т.п.);

- определяют географическое положение изучаемой территории по отношению к другим известным им об­ластям, своему краю, что позволяет им сделать заключениео природе территории (суждения типа «тундра нахо­дится к северу от нашего края, значит, там должно быть холоднее»);

- получают представление по динамике исторических образований (например, изменение площади и конфигу­рации РБ с момента образования до настоящего времени);

- ориентируются в своем населенном пункте, его ок­рестностях (схемы метрополитена, планы города, тури­стические карты, схемы маршрута экскурсии);

- определяют расстояние между отдельными географи­ческими объектами, размеры изучаемых объектов;

- выполняют некоторые практические работы, в том числе и в области природопользования и охраны приро­ды (план размещения сельскохозяйственных культур на пришкольном участке, план озеленения окрестностей школы).

При изучении окружающего мира используют сле­дующий картографический материал:

настенные карты: карта полушарий масштаба 1:22 000 000, физическая карта РБ, карта природы

РБ масштаба 1:5 000 000, топогра­фическая карта, карты своей области; в на­стоящее время с расширением круга рассматриваемых вопросов, включая и исторические, используются и другие карты;

настольные карты: карты атласов; контурные карты; карты учебников, учебных тетрадей. Настенными картами пользуются главным образом на уроках во время изучения нового материала, при по­вторении и обобщении. При этом очень важно, чтобы учащиеся одновременно работали и со стенными карта­ми, и настольными. В противном случае дети привыкают работать лишь с одним типом карт и с трудом ориенти­руются в других картах. Настольные карты используются в процессе самостоятельной работы, при выполнении домашних заданий. Контурные карты используются для упражнений учащихся в классе и дома, а также в кон­трольных целях.

С самого начала работы с картами следует прививать детям правила показа. А они следующие:

· не загораживать при показе карту рукой и телом; для этого рекомендуется стоять к карте вполоборота пра­вым боком, держать указку в правой руке и находиться от карты на расстоянии указки;

· показывать следует не надпись, а местоположение объекта;

· реки показываются от истока к устью (для этого ученик должен, найдя реку, а как правило, обнаружива­ется как раз не исток, а устьевая часть реки, поскольку она обозначена жирнее), предварительно глазами про­следить ее до истока и затем уже начинать показ; при­родные зоны, острова, горные страны показываются об­водкой по всему контуру; полуострова - с трех сторон; горные хребты - линией; при нахождении населенного пункта, вулкана, вершины горы показывается соответст­вующий условный знак;

· показ по возможности следует комментировать;

· комментируя показ, следует пользоваться «гео­графическим языком», в частности, не допускать исполь­зования слов «верх», «низ» вместо терминов «север», «юг».

Программами природоведения, географиипреду­смотрено знание минимума географических названий. Этот минимум невелик, включает материки, океаны, наиболее крупные страны. Же­лательно также уметь (в качестве примера) показывать по карте горы, равнины, возвышенности, острова, моря. При формировании таких умений можно воспользовать­ся контурными картами.

Первоначально работа с контурными картами прохо­дит под непосредственным руководством учителя. По­следовательность работы может быть следующей. Учи­тель, показав объект на стенной карте, предлагает найти его на карте своего атласа. Затем учащиеся находят этот объект на контурной карте и отмечают его. Учитель, проходя вдоль рядов, просматривает точность отметки. После этого дети наносят название на карту. Не реко­мендуется увлекаться раскрашиванием контурных карт. На это уходит много времени, и дети часто видят глав­ную цель своей работы не в правильности нахождения объекта, проведения контуров, а в получении красивого, яркого рисунка.

Раздел «Моя страна» включает следующие разделы: формы земное поверхности (равнины, горы, низменности и возвышенности), полезные ископаемые (песок, глина, гранит, торф, нефть), вода в природе (река, озеро), растительный и животные мир РБ (лес, болото, поле, заповедники, нац.парки), богатство РБ – ее культурное наследие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: