Дано: Стихотворение А.А. Ахматовой «Творчество»




Задача № 69

Дано: фрагмент повести А. С. Пушкина «Выстрел»

 

«Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Пили по обыкновенному, то есть очень много; после обеда стали мы уговаривать хозяина прометать нам банк. Долго он отказывался, ибо никогда почти не играл; наконец велел подать карты, высыпал на стол полсотни червонцев и сел метать. Мы окружили его, и игра завязалась. Сильвио имел обыкновение за игрою хранить совершенное молчание, никогда не спорил и не объяснялся».

 

Вопрос: кто является повествователем в этом фрагменте? Докажите свою мысль.

 

Задача № 70

Дано: фрагмент романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

«Он наскоро выхлебнул чашку, отказался от второй и ушел опять за ворота в каком-то беспокойстве: явно было, что старика огорчало небрежение Печорина, и тем более, что он мне недавно говорил о своей с ним дружбе, и еще час тому назад был уверен, что он прибежит, как только услышит его имя.

Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы; я повторил приглашение, — он ничего не отвечал.

Я лег на диван, завернувшись в шинель и оставив свечу на лежанке, скоро задремал и проспал бы покойно, если б, уж очень поздно, Максим Максимыч, взойдя в комнату, не разбудил меня».

 

Задание: от чьего имени ведется повествование в этом фрагменте?

 

Задача № 71

Дано: рассказ И.А. Бунина «Убийца».

 

Дом с мезонином в Замоскворечье. Деревянный. Чистые стекла, окрашен хорошей синеватой краской. Перед ним толпа и большой автомобиль, казенный. В растворенные двери подъезда виден на лестнице вверх коврик, серый, с красной дорожкой. И все толпа смотрит туда с восхищением, слышен певучий голос:

- Да, милые, убила! Вдова молодая, богатого купеческого роду... Любила его, говорят, до страсти. А он только на ее достаток льстился, гулял с кем попало. Вот она и пригласила его к себе на прощанье, угощала, вином поила, все повторяла: «Дай мне на тебя наглядеться!» А потом и всадила ему, хмельному, нож в душу...

Открылось окно в мезонине, чья-то рука в белой перчатке дала знак автомобилю. Машина зашумела, народ раздался. И вот она показалась - сперва стройные ноги, потом полы собольей накидки, а потом и вся, во всем своем наряде - плавно, точно к венцу, в церковь, стала спускаться вниз по ступенькам. Бела и дородна, черные глаза и черные брови, голова открыта, причесана гладко, с прямым пробором, в ушах качаются, блещут длинные серьги. Лицо спокойно, ясно, на губах ласковая улыбка - ко всему народу... Вошла в машину, села, за ней вошли власти, человек в ловкой шинели строго и недовольно глянул на любопытных; хлопнула дверца, машина сразу взяла с места...

И все, глядя вслед, с восхищением:

- И-их, покатили, помчали!»

 

Задание и вопросы: назовите слова и выражения, которые создают тональность произведения. От чьего лица ведется повествование в рассказе? Что мы узнаем о рассказчике?

 

Задача № 72

Дано: отрывок из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Невидима и свободна! Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновение и тут усвоила, что, даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной. Только каким-то чудом затормозившись, она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу. Увернувшись от него, Маргарита покрепче сжала щетку и полетела помедленнее, вглядываясь в электрические провода и вывески, висящие поперек тротуара.
Третий переулок вел прямо к Арбату. Здесь Маргарита совершенно освоилась с управлением щеткой, поняла, что та слушается малейшего прикосновения рук или ног и что, летя над городом, нужно быть очень внимательной и не очень буйствовать. Кроме того, совершенно ясно стало уже в переулке, что прохожие летунью не видят. Никто не задирал головы, не кричал «Гляди, гляди!», не шарахался в сторону, не визжал и не падал в обморок, диким смехом не хохотал.

Вопросы: От чьего имени ведется здесь повествование? Кто говорит слова, выделенные курсивом? Найдите в тексте авторские, неожиданные эпитеты. Объясните их смысл. К какому роду литературы относится произведение Булгакова? Найдите в тексте «швы», соединяющие реальное и фантастическое. Выясните, как М.А. Булгаков был связан с Саратовом?

Задача № 73

Дано: предложен фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги».

Вопросы: Какова роль художественной детали в этом тексте? Как она помогает понять характер героя?

Задача № 74

Дано: Вам предложен фрагмент рассказа А. П. Чехова «Душечка»

 

«Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе...» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия:

— Душечка!»

 

Вопрос и задание: каков по вашему мнению семантический ореол слова «душечка» в предложенном отрывке?Прочитайте рассказ целиком и определите, меняется ли семантика слова на протяжении повествования.

 

Задача № 75

Дано: перед Вами отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов»

 

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должно быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения, или воздуха, а может быть, того и другого».

 

Вопросы: как называется приём описания персонажа, использованный в приведённом отрывке? Как он характеризует героя?

 

Задача № 76

Дано: прочитайте фрагмент романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами...»

 

Вопросы: какова функция пейзажа в предложенном фрагменте? Какие средства художественной выразительности использованы автором при создании пейзажа?

 

Задача № 77

Дано: перед Вами отрывок из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

"Действительно, я у Разумихина недавно еще хотел было работы просить, чтоб он мне или уроки достал, или что-нибудь... -- додумывался Раскольников, -- но чем теперь-то он мне может помочь? Положим, уроки достанет, положим, даже последнею копейкой поделится, если есть у него копейка, так что можно даже и сапоги купить, и костюм поправить, чтобы на уроки ходить... гм... Ну, а дальше? На пятаки-то что ж я сделаю? Мне разве того теперь надобно? Право, смешно, что я пошел к Разумихину..."

Вопрос, почему он пошел теперь к Разумихину, тревожил его больше, чем даже ему самому казалось; с беспокойством отыскивал он какой-то зловещий для себя смысл в этом, казалось бы, самом обыкновенном поступке.

"Что ж, неужели я всё дело хотел поправить одним Разумихиным и всему исход нашел в Разумихине?" -- спрашивал он себя с удивлением.

Он думал и тер себе лоб, и, странное дело, как-то невзначай, вдруг и почти сама собой, после очень долгого раздумья, пришла ему в голову одна престранная мысль.

"Гм... к Разумихину, -- проговорил он вдруг совершенно спокойно, как бы в смысле окончательного решения, -- к Разумихину я пойду, это конечно... но -- не теперь... Я к нему... на другой день, после того пойду, когда уже то будет кончено и когда всё по-новому пойдет..."

И вдруг он опомнился.

"После того, -- вскрикнул он, срываясь со скамейки, -- да разве то будет? Неужели в самом деле будет?"

 

Задания: отыщите в тексте фразы, свидетельствующие о психологическом состоянии Раскольникова. Назовите приемы психологического анализа, использованные в этом фрагменте. Приведите примеры внутреннего монолога из этого фрагмента.

 

Задача № 78

Дано: отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Свидание» (цикл «Записки охотника»)

«Она была очень недурна собою. Густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причесанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб, белый, как слоновая кость; остальная часть ее лица едва загорела тем золотистым загаром, который принимает одна тонкая кожа. Я не мог видеть ее глаз – она их не поднимала; но я ясно видел ее тонкие, высокие брови, ее длинные ресницы: они была влажны, и на одной из ее щек блистал на солнце высохший след слезы, остановившейся у самых губ, слегка побледневших. Вся ее головка была очень мила; даже немного толстый и круглый нос ее не портил. Мне особенно нравилось выражение ее лица: так оно было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоуменья перед собственной грустью. Она, видимо, ждала кого-то; в лесу что-то слабо хрустнуло: она тотчас подняла голову и оглянулась; в прозрачной тени быстро блеснули передо мной ее глаза, большие, светлые и пугливые, как у лани»

 

Задание: Вчитайтесь в предложенный фрагмент классического литературного произведения и определите, какими художественными средствами пользуется писатель для формирования образа героини.

 

Задача № 79

Дано: перед Вами три фрагмента из повести А. П. Чехова «Дама с собачкой»

 

1) «Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена казалась в полтора раза старше его. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная и, как она сама себя называла, мыслящая. Она много читала, не писала в письмах ъ, называла мужа не Дмитрием, а Димитрием, а он втайне считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома».

2) «Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у нее блестели. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чем спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку.

Нарядная толпа расходилась, уже не было видно лиц, ветер стих совсем, а Гуров и Анна Сергеевна стояли, точно ожидая, не сойдет ли еще кто с парохода. Анна Сергеевна уже молчала и нюхала цветы, не глядя на Гурова».

3) «Вместе с Анной Сергеевной вошел и сел рядом молодой человек с небольшими бакенами, очень высокий, сутулый; он при каждом шаге покачивал головой и, казалось, постоянно кланялся. Вероятно, это был муж, которого она тогда в Ялте, в порыве горького чувства, обозвала лакеем. И в самом деле, в его длинной фигуре, в бакенах, в небольшой лысине было что-то лакейски-скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой-то ученый значок, точно лакейский номер»

 

Задание: Прочитайте несколько раз предложенные фрагменты классического литературного произведения и определите, какие средства представления героя использованы автором в приведённых отрывках.

 

Задача № 80

Дано: явление 1, действие 1 из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)

 

Лизанька (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)

 

Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!

Вчера просилась спать - отказ,

"Ждем друга". - Нужен глаз да глаз,

Не спи, покудова не скатишься со стула.

Теперь вот только что вздремнула,

Уж день!.. сказать им...

 

(Стучится к Софии.)

 

Господа,

Эй! Софья Павловна, беда.

Зашла беседа ваша за ночь;

Вы глухи? - Алексей Степаныч!

Сударыня!..- И страх их не берет!

 

(Отходит от дверей.)

 

Задания и вопросы: найдите следы авторского присутствия в пьесе, вспомните их терминологические названия. Каким стихотворным размером написана пьеса? Каким образом Грибоедов достигает эффекта «разговорности»?

Отметьте в предложенном перечне понятий те, которые уместно использовать при комментарии драматического текста: реплика, ремарка, лирическое отступление, монолог, лирический герой, повествование, конфликтное напряжение, эпилог, описание, полилог.

Задача № 81

Дано: перед вами басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

 

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

***
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

 

Задание: определите, по каким признакам можно говорить о жанровой принадлежности произведения.

 

Задача № 82

Дано: строфа из стихотворения Ф. И. Тютчева

В наш век стихи живут два-три мгновенья,

Родились утром, к вечеру умрут...

О чем же хлопотать? Рука забвенья

Как раз свершит свой корректурный труд.

 

Задание и вопросы: попробуйте разгадать первую строчку этой строфы. Как бы вы определили настроение стихотворного отрывка? О каком читателе мечтает поэт?

Задача № 83

Дано: стихотворение А. А. Ахматовой

ПоэтПодумаешь, тоже работа,—Беспечное это житье:Подслушать у музыки что-тоИ выдать шутя за свое. И чье-то веселое скерцоВ какие-то строки вложив,Поклясться, что бедное сердцеТак стонет средь блещущих нив. А после подслушать у леса,У сосен, молчальниц на вид,Пока дымовая завесаТумана повсюду стоит. Налево беру и направо,И даже, без чувства вины,Немного у жизни лукавой,И все — у ночной тишины.

 

Вопрос и задание: в чем Ахматова видит смысл поэтического искусства? Найдите слова и выражения, с помощью которых можно передать ахматовское представление о труде поэта: тяжелая работа, муки творчества, беспечное занятие, легкая ирония по отношению к собратьям по перу, глубокое постижение окружающего мира, внешняя легкость, мучительные поиски нужного слова, ясность и определенность взгляда на действительность, природное чувство.

Дополните этот ряд.

 

Задача № 84

Дано: стихотворение А. А. Блока

Погружался я в море клевера,

Окруженный сказками пчел.

Но ветер, зовущий с севера,

Мое детское сердце нашел.

 

Призывал на битву равнинную –

Побороться с дыханьем небес.

Показал мне дорогу пустынную,

Уходящую в темный лес.

 

Я иду по ней косогорами

И смотрю неустанно вперед,

Впереди с невинными взорами

Мое детское сердце идет.

 

Пусть глаза утомятся бессонные,

Запоет, заалеет пыль...

Мне цветы и пчелы влюбленные

Рассказали не сказку – быль.

 

Задания: Найдите тропы и фигуры, использованные в стихотворении. Определите, как ритм стихотворения связан с его поэтическим смыслом.

 

Задача № 85

Дано: стихотворениеА. А. Блока

Черный ворон в сумраке снежном,

Черный бархат на смуглых плечах.

Томный голос пением нежным

Мне поет о южных ночах.

 

В легком сердце — страсть и беспечность,

Словно с моря мне подан знак.

Над бездонным провалом в вечность,

Задыхаясь, летит рысак.

 

Снежный ветер, твое дыханье,

Опьяненные губы мои...

Валентина, звезда, мечтанье!

Как поют твои соловьи...

 

Страшный мир! Он для сердца тесен!

В нем — твоих поцелуев бред,

Темный морок цыганских песен,

Торопливый полет комет!

 

Задание: Определите, как тропы и фигуры влияют на поэтический смысл стихотворения.

 

Задача № 86

Дано: стихотворение М. И. Цветаевой «Книги в красном переплете»

Из рая детского житьяВы мне привет прощальный шлете,Неизменившие друзьяВ потертом, красном пререплете. Чуть легкий выучен урок,Бегу тот час же к вам, бывало,- Уж поздно!- Мама, десять строк!...-Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки...Как хорошо за книгой дома!Под Грига, Шумана и КюиЯ узнавала судьбы Тома. Темнеет, в воздухе свежо...Том в счастье с Бэкки полон веры.Вот с факелом Индеец ДжоБлуждает в сумраке пещеры... Кладбище... Вещий крик совы....(Мне страшно!) Вот летит чрез кочкиПриемыш чопорной вдовы,Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал,Над стройным мальчиком - корона...Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:"Позвольте, я наследник трона!" Ушел во тьму, кто в ней возник.Британии печальны судьбы...- О, почему средь красных книгОпять за лампой не уснуть бы? О золотые времена,Где взор смелей и сердце чище! О золотые имена:Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

 

Задания: перечислите упомянутые в стихотворении книги с именами, фамилиями авторов, названиями произведений. Запишите названия книг, которые вы полюбили и запомнили с детства. Прокомментируйте выделенные курсивом строки.

 

Задача № 87

Дано: стихотворение А. А. Ахматовой

 

Безвольно пощады просят

Глаза. Что мне делать с ними,

Когда при мне произносят

Короткое, звонкое имя?

 

Иду по тропинке в поле

Вдоль серых сложенных бревен.

Здесь легкий ветер на воле

По-весеннему свеж, неровен.

 

И томное сердце слышит

Тайную весть о дальнем.

Я знаю: он жив, он дышит,

Он смеет быть не печальным.

 

Вопрос и задания: как, каким образом передает Ахматова состояние предельного напряжения лирической героини? Найдите строку с лирическим переносом. Прочитайте ее в составе всей строфы.

 

Задача № 88

Дано: стихотворение А. С. Пушкина

 

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить... И глядь — как раз —умрем.

 

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

 

Задание: в этом стихотворении практически отсутствуют тропы и фигуры в привычном смысле этих терминов. Попробуйте поразмышлять, за счет каких выразительных средств этот пушкинский шедевр производит на читателя сильнейшее впечатление.

 

Задача № 89

Дано: стихотворение М.Ю. Лермонтова

Прекрасны вы, поля земли родной,Еще прекрасней ваши непогоды;Зима сходна в ней с первою зимой,Как с первыми людьми ее народы!.. Туман здесь одевает неба своды!И степь раскинулась лиловой пеленой,И так она свежа, и так родня с душой,Как будто создана лишь для свободы... Но эта степь любви моей чужда;Но этот снег летучий, серебристыйИ для страны порочной слишком чистыйНе веселит мне сердца никогда.Его одеждой хладной, неизменнойСокрыта от очей могильная грядаИ позабытый прах, но мне,

но мне бесценный.

 

Задания: определите основную тональность стихотворения. Найдите строки, в которых присутствует идиллическое начало. Перечислите слова и сочетания слов, в которых вы ощущаете семантическую доминанту стихотворения.

Задача № 90

Дано: фрагмент стихотворения Н. А. Некрасова

 

Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени – не был никогда.

 

Если долго сдержанные муки,

Накипев, под сердце подойдут,

Я пишу: рифмованные звуки

Нарушают мой обычный труд.

 

Задание: проведите стиховедческий анализ предложенного текста: охарактеризуйте систему стихосложения, тип строфы, размер, способ рифмовки, выделите тропы и фигуры.

 

Задача № 91

Дано: первая строфа стихотворения А.А. Фета

 

Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

 

Задание: проведите стиховедческий анализ предложенного фрагмента: охарактеризуйте систему стихосложения, тип строфы, размер, способ рифмовки, выделите тропы и фигуры.

 

Задача № 92

Дано: отрывок из стихотворения В.В. Маяковского

По этой

анфиладе,

приветствиями оранной

монархам,

несущим

короны-клады, –

бархатными залами,

раскатистыми коридорами

гремели,

бились

сапоги и приклады.

 

Вопрос и задание: Как правильно прочитать слово, выделенное курсивом? Докажите свою правоту, обратившись к ритмическому рисунку стихотворения.

 

Задача № 93

Дано: стихотворение В. К. Кюхельбекера

Блажен, кто пал, как юноша Ахилл,

Прекрасный, мощный, смелый, величавый,

В средине поприща побед и славы,

Исполненный несокрушимых сил!

Блажен! Лицо его всегда младое,

Сиянием бессмертия горя,

Блестит, как солнце вечно золотое,

Как первая эдемская заря.

 

Задание: найдите в тексте архаические слова и выражения. Определите тональность стихотворения.

Задача № 94

Дано: Стихотворение Е.А. Боратынского

Мой дар убог, и голос мой не громок,

Но я живу, и на земли мое

Кому-нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок

В моих стихах; как знать? душа моя

Окажется с душой его в сношенье,

И как нашел я друга в поколенье,

Читателя найду в потомстве я.

Вопросы: почему поэт пишет о читателе? Какую роль играет читатель в литературном процессе?

 

Задача №95

Дано: стихотворение А. А. Фета

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

 

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,

Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,

Свет унося, покидая неверные тени.

 

Можно ли, друг мой, томиться в тяжёлой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

 

Задания: покажите, в каких фразах, словах, сочетаниях слов проявляют себя идиллическое и элегическое начала в стихотворении.Составьте партитуру выразительного чтения предложенного стихотворения.

 

Задача № 96

Дано: стихотворение И. А. Бунина

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

 

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

 

Задания: Составьте партитуру выразительного чтения предложенного стихотворения. Подготовьтесь к устному выступлению с подробным обоснованием своих решений.

 

Задача № 97

Дано: стихотворение И. Ф. Анненского

 

О, не зови меня, не мучь!

Скользя бесцельно, утомлённо,

Зачем у ночи вырвал луч,

Засыпав блеском, ветку клёна?

 

Её пьянит зелёный чад,

И дум ей жаль разоблачённых,

И слезы осени дрожат

В ее листах раззолочённых, –

 

А свод так сладостно дремуч,

Так миротворно слиты звенья...

И сна, и мрака, и забвенья...

О, не зови меня, не мучь!

Задания: найдите в стихотворении примеры аллитераций. Попробуйте прочитать стихотворение выразительно, обращая внимание слушателей на фонетическую структуру текста.

 

Задача № 98

Дано: стихотворение П. А. Вяземского

 

Жизнь наша в старости – изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.

 

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

 

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

 

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на нее легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

 

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью еще живет в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

 

Еще люблю подчас жизнь старую свою

С ее ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почетом.

Задания: найдите в стихотворении примеры метафорических высказываний. Попробуйте «расшифровать» эти метафоры. Составьте партитуру выразительного чтения предложенного стихотворения.

 

Задача № 99

Дано: Стихотворение А.А. Ахматовой «Творчество»

 

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо. Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, - Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. Вопросы:можно ли, по мнению А.А. Ахматовой в творческом процессе выделить некие этапы?Что думают о творческом процессе другие поэты? Приведите примеры.

Задача №100

Дано: стихотворение А.А. Ахматовой

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке тёмном клонит,
Изнеможённая, на грудь мою.

Вопросы: почему в стихотворении А.А. Ахматовой появляется Муза? Какой предстает Муза в этом стихотворении? Найдите стихи других поэтов, где упоминается Муза.

Задача № 101

Дано: стихотворение Игоря Северянина

 

И будет вскоре весенний день,

И мы поедем домой, в Россию...

Ты шляпу шёлковую надень:

Ты в ней особенно красива...

 

И будет праздник... большой, большой,

Каких и не было, пожалуй,

С тех пор, как создан весь шар земной,

Такой смешной и обветшалый...

 

И ты прошепчешь: «Мы не во сне?..»

Тебя со смехом ущипну я

И зарыдаю, молясь весне

И землю русскую целуя!

 

Вопрос и задание: как соотносятся текст и подтекст в предложенном стихотворном произведении? Назовите слова и сочетания слов, способствующие, по Вашему мнению, обнаружению глубинного поэтического смысла произведения.

 

Задача № 102

Дано: стихотворение Б.Л. Пастернака «Август» Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана. Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой. Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой. Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне. Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры. И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник. С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно. В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту. Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом: «Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа. Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения. Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».  

Задания и вопрос: размышляя о месте художественного образа в структуре литературного текста, Б. Л. Пастернак писал: «…образ входит в образ…». Покажите, как функционируют художественные образы в стихотворении. Какие слова из стихотворения несут в себе одновременно логико-понятийный и поэтический смыслы?

 

Задача № 103

Дано: стихотворение С.А. Есенина «Береза»

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Вопросы: на каком основании исследователи творчества С.А. Есенина говорят о живописности этого стихотворения? Какие сведения из этого стихотворения можно почерпнуть, представляя себе характер лирического героя?

Задача № 104

Дано: стихотворение А.А. Тарковского «Словарь»

 

Я ветвь меньшая от ствола России,Я плоть ее, и до листвы моейДоходят жилы влажные, стальные,Льняные, кровяные, костяные,Прямые продолжения корней. Есть высоты властительная тяга,И потому бессмертен я, покаТечет по жилам - боль моя и благо -Ключей подземных ледяная влага,Все эр и эль святого языка. Я призван к жизни кровью всех рожденийИ всех смертей, я жил во времена,Когда народа безымянный генийНемую плоть предметов и явленийОдушевлял, даруя имена. Его словарь открыт во всю страницу,От облаков до глубины земной.- Разумной речи научить синицуИ лист единый заронить в криницу,Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

 

Задание и вопрос: определите тональность стихотворения. Какие из приведенных терминов следует использовать при комментарии этого текста: описание, лирическая взволнованность, лирический герой, метафора, гипербола, лирический повтор, повествование, лирическое отступление, фабула, сюжет, мотив.

Задача № 105

Дано: отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

 

…Шел наш брат, худой, голодный,Потерявший связь и часть,Шел поротно и повзводно,И компанией свободной,И один, как перст, подчас. Полем шел, лесною кромкой,Избегая лишних глаз,Подходил к селу в потемках,И служил ему котомкойБоевой противогаз. Шел он, серый, бородатый,И, цепляясь за порог,Заходил в любую хату,Словно чем-то виноватыйПеред ней. А что он мог!...

 

Вопросы: какую роль в этом отрывке играют глаголы? Как вы думаете, почему при глагольном однообразии этот текст, как и поэма в целом, производит сильнейшее впечатление на читателя и слушателя?

 

Задача № 106



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: