Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Утверждаю___________________
Декан факультета_____________
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
к самостоятельной работе студентов по дисциплине
Педагогика и психология
(для студентов очной формы обучения технических специальностей).
Студента группы_________________
_______________________________(Ф.И.О.)
Тула - 2011
Каждое задание предполагает отчетность студента по материалам двух лекций
Тема 1.Общая характеристика психологии как науки.
Тема 2. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики.
Задание 1. Составить схему «Взаимосвязь психологии с другими науками» и указать в чем именно проявляется эта связь.
наука | |
наука | |
П С И Х О Л О Г И Я
Цикл наук | |
Цикл наук | |
наука | |
Задание 2. Продолжите схему «Методы исследования в психологии»
Наблюдение Беседа Тест Эксперимент
Задание 3. Исходя из определения психологической науки попытайтесь определить специфичность психологического знания.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 4. Решите предложенные психологические задачи:
Задача 1
Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться?
Обоснуйте свой ответ.
Задача 2
Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?
Задача 3
Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему:
Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение.
Обоснуйте свой выбор.
Задание 5. Самостоятельно выполните таблицу «Сравнительная характеристика психики животных и человека»
характеристика психики животных | характеристика психики человека |
Тема 3.Феномен человека в психологии.
Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности.
Задание 1.Сравните понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Дайте характеристику основным этапам становления личности.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3. В чем проявляются приведенные структурные компоненты личности.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
НАПРАВЛЕННОСТ Ь | |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ | |
Задание 4. Перечислите и раскройте смысл основных характеристик темперамента.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 5. Опишите структуру характера.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 6. Составьте схему «Общая структура способностей»
С П О С О Б Н О С Т И
Тема 5. Психологический анализ деятельности.
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности.
Задание 1. Начертите структуру деятельности.
Задание 2. Дайте характеристику основным видам потребностей.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ | |
ДУХОВНЫЕ | |
СОЦИАЛЬНЫЕ | |
Задание 3. Опишите этапы формирования навыка.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 4. Составьте самостоятельно схему «Факторы, определяющие продуктивность деятельности»
Задание 5. Дайте характеристику основным эмоциональным состояниям.
Аффект-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Настроение------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Стресс----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 6. Объясните, в чем состоит отличие эмоций от чувств.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 7. Начертите схемы произвольного и волевого поведения, объясните в чем заключается отличие этих видов поведения.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 7. Психология познавательной деятельности.
Тема 8. Человек в системе общественных отношений.
Задание 1. Дайте характеристику основным мыслительным операциям.
АНАЛИЗ | |
СИНТЕЗ | |
СРАВНЕНИЕ | |
КЛАССИФИКАЦИЯ | |
АБСТРАГИРОВАНИЕ | |
Задание 2. Дайте характеристику основным видам мышления.
Наглядно-действенное-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наглядно-образное-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Абстрактно-логическое-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3. Заполните таблицу «Виды воображения», давая краткую характеристику каждому из них.
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ | ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ |
Задание 4. Составьте схему «Виды памяти» с краткой характеристикой каждого из них.
ПАМЯТЬ
Задание 5. Заполните предложенную ниже таблицу.
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Непроизвольное | |||
Произвольное | |||
Послепроизвольное |
Задание 6. Дайте характеристику ощущений и восприятия по следующим параметрам: 1- физиологическая основа, 2 – схема возникновения, 3 – основные свойства.
Ощущения ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Восприятие- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 7. Составьте схему «Классификация групп».
Задание 8. Охарактеризуйте основные виды социальных ролей.
Приписанные | |
Достигнутые | |
Диффузные | |
Специфические | |
ПЕДАГОГИКА
1. Кратко опишите этапы развития педагогической науки
I Педагогика в недрах философии ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II 16-17 века ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III с середины 18 века ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV современное состояние науки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Раскройте суть основных категорий педагогики
Развитие воспитание образование обучение
3. Охарактеризуйте методы двух типов педагогической науки
Методы воспитания и обучения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследовательские методы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дайте характеристику процессу воспитания. Раскройте взаимосвязь воспитания и развития личности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите виды учебно-воспитательных ситуаций. Проанализируйте вопросы их применения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дайте характеристику методов самовоспитания
самоубеждение и самовнушение -
Самообязательство -
Самокритика -