Н. А. Морозова
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, что требует от учителя пересмотра не только моделей построения урока, но и новых подходов к методам и приёмам обучения и своей роли на уроке.
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Диагностика сформированности коммуникативных УУД выявила следующие проблемы:
Бедный словарный запас;
Неумение сотрудничать и сопереживать;
Соперничество между детьми
Формирование коммуникативных умений наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели.
Одним из способов формирования коммуникативных умений является интерактивное обучение.
Цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать,приобретать и конструировать знания.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке".
Задачи интерактивных методов обучения
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
|
В чем разница активных и интерактивных методов обучения?
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика, т.е. основой интерактивного обучения является взаимодействие.
Что такое интерактивные методы обучения?
В отличие от активных методов интерактивные строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
К коммуникативным УУД относятся:постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, контроль, коррекция, оценка действий партнера, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли.
|
Постановка вопроса.
«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг
Толстые и тонкие... вопросы
Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ, толстые вопросы, это проблемные вопросы, которые требуют осмысления задания, рассуждения, поисками дополнительных знаний и анализа информации.
? | |
Кто... | Дайте объяснение, почему... |
Что... | Почему вы думаете... |
Когда... | Почему вы считаете... |
Может... | В чем разница... |
Будет... | Предположите, что будет, если |
Могли... | Что, если... |
Как звали... | Что будет если... |
Было ли... | |
Согласны ли вы... | |
Верно... |
Приём "Ромашка" Блума
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
|
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Планирование учебного сотрудничества
Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать стремление каждого человека к общению.К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, аквариум.
«Мозайка»
Все присутствующие разбиваются на микрогруппы по 4 человека. Каждая группа находит своё место в аудитории. Допускается перестановка мебели.
Междусобойчик