Культура и искусство народов Мали




Распространены ремесла и художественные промыслы. Развито искусство резьбы по дереву, которой украшаются различные предметы – двери жилищ, гребни, лодки, табуреты, тарелки, ткацкие станки, курительные трубки и прочее. С середины 1960-х началось изготовление сувениров из привозного черного (эбенового) дерева. Развиты также гончарство (в основном изготовление керамической посуды), кожевенный промысел, медное литье, ткачество и ювелирные работы по золоту, серебру и меди.

Литература. Основана на богатых традициях устного народного творчества, исторических хрониках 16–17 вв. (наиболее известные авторы – Махмуд Кати и ас-Сиди) и литературы религиозного характера на арабском языке. Известный путешественник Лев Африканский (настоящее имя – аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Ваззан аз-Заййати аль-Фаси) в своем труде Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть (1526) писал о г. Томбукту: «В этом городе самой прибыльной является торговля книгами». Языки народов Мали (за исключением языка фульбе) не имели письменности до кон. 1960-х. Современная литература, помимо французского, развивается и на местных языках. Первые опубликованные литературные произведения – записи народных эпосов (1930-е). Первые романы – «Ожерелье из ракушек» Ибраима Мамаду Уана (1957), «Бесполезные» С.Дембеле (1960). Писатели – А.А.Ба, С.Бадиан, М.Голого, С.Дембеле, М.М.Диабате, М.С.Кейта, М.Конате, П.Кулибали, Я.Сангаре, С.Сиссе, Ф.Д.Сиссоко, И.Б.Траоре, Я.Уологема и др. Поэты – М.Голого, Ш.Диарасуби, А.Кунта, Б.Сиссе, С.Сиссоко и др. В феврале 2001 в Бамако прошел фестиваль литераторов Африканского континента, в котором приняли участие 40 писателей. Французский культурный центр в г. Бамако оказал поддержку в проведении фестиваля. Его организацию возглавил известный малийский писатель и драматург Муса Конате. Мали также представлял современный писатель-романист Коси Эфуи.

Музыка. Национальная музыка имеет давние традиции, сформировалась под влиянием культуры средневековых государств Мали, Ганы и Сонгай. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть национальной культуры. Музыкальный инструментарий народов Мали отличается разнообразием: кора (струнный), нгони (лютня – один из главных инструментов у бамбара), субала-нгони («лютня колдуна», корпус имеет форму фигуры человека), гингиру (арфа у догон), имзад (инструмент туарегов, напоминает лютню), бала (балафон), барабаны (табала, боло-бого, бой), колокольчики, погремушки, рога, свистки, трещотки, трубы и флейты. Музыкальные инструменты изготовляют из дерева, плодов растений (баобаба, тыквы и др.), кожи и рогов диких животных, стебля проса и пр. Существуют жанровые, кастовые и ритуальные ограничения при использовании музыкальных инструментов. Струнные музыкальные инструменты народа бамбара представлены в экспозиции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) в Санкт-Петербурге.

Развито хоровое пение – обязательная составная часть многочисленных ритуалов и праздников. Сохранилось музыкальное искусство гриотов (каста бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов в странах Западной Африки), которые аккомпанируют себе в основном на коре.

Многие танцы представляют собой театрализованные действия – бака (народ бобо), коно, такамба (народ сонгаи), домба (народ бамбара) и др. Популярны различные инструментальные ансамбли. Национальный ансамбль музыки и танца Мали в 1980-е приезжал с гастролями в СССР.

Во второй пол. 20 в. на музыкальную культуру значительное влияние оказала поп-музыка, появились и широко распространились новые стили. Продолжает выступать с успехом Салиф Кейта – самый популярный в 1970–1980-е в стране певец. В 1990– начале 2000-х пользовался популярностью виртуоз игры на гитаре Али Фарк Туре (ск. 7 марта 2006 на 67 году жизни). Певцы 1990-х – Ж.Диабате, А.Коута, С.Сидибе и др.

В мае 2002 в г.Бамако впервые прошел международный детский музыкальный фестиваль «Веселый калейдоскоп». В ноябре 2004 малийский певец Идриса Сумаоро стал одним из трех финалистов престижного международного конкурса «Музыка мира», который проводится радиостанцией «Радио Франс интернасьональ» с 1981 с целью содействовать развитию национальной музыки в странах Африки, Карибского бассейна и зоны Индийского океана.

Театр. В доколониальный период у бамбара был кукольный театр. До наших дней у этого народа сохранились формы театра котеба (5–6 небольших сценок комедийного или сатирического содержания). Любительский театр современной формы начал развиваться в 1950-х. На формирование национального театрального искусства оказала большое влияние французская школа У.Понти (находилась в столице Сенегала г.Дакар), в которой обучались мастерству многие малийские актеры, драматурги и режиссеры. В 1970 создана труппа профессионального Национального театра. Его основатель – Мамаду Бадиаи Куйате. Активно работает театральная группа университета в г.Бамако. Драматурги – С.Бадиан, М.Диабале, Г.Диавара, А.Каба и М.Конате.

Кинематограф. Начал развиваться после получения независимости. Первый документальный фильм – Человек и идолы (реж. Сулейман Сиссе, 1965). Режиссеры – К.Дьенте, Д.Кулибали, И.Ф.Траоре, Ш.Х.Сиссоко. Фильм Ветер (1982) режиссера С.Сиссе (кинематографическое образование получил в СССР) в 1983 отмечен призом Панафриканского кинофестиваля, проходившего в г.Уагадугу (Буркина Фасо). В 1987 жюри кинофестиваля в Каннах отметило его другую ленту – Свет. Она стала первым фильмом из Тропической Африки, представленным на кинофестивале такого высокого международного уровня. В 2001 на Каннском фестивале в числе нескольких кинематографистов из африканских стран представил свой фильм молодой малийский кинорежиссер Умар Сиссоко.

Но не смотря на всё это, традиционное искусство народов Мали – деревянная скульптура и маски, изделия из слоновьей кости, золота, кож и шкур животных, плетение и ткачество.

Маски. Они повсюду. Стилизованные головы наземных существ, выре­занные из дерева, разрисованные и покрытые орнаментом из цветного бисера и мелких раковин. Огромные, предназначены для ритуальных танцев, и ма­ленькие-маски-талисманы. Наконец, маски – украшения - для жилищ евро­пейцев. Маски - не только древнейшее искусство. Они – носители глубоких сакральных смыслов и тайн, заключающих в себе созидательную и разруши­тельную энергию душ предков

Театральные маски, трагические и комические, были неотъемлемой ча­стью культуры Древней Греции. Позже, в Европе, они «возродились» в коме­дии дель арте, где каждый персонаж отождествлялся с определённой маской. В Латинской Америке и Южной Европе маски до сих пор – необходимый ат­рибут традиционных красочных карнавалов. Они помогают преодолеть ус­ловности и позволяют надевшим их вести себя более непринужденно, чем в обыденной жизни.

Иное отношение к маскам отличает восточные культуры (японский театр Но, индийский катхакали, театральные действа острова Бали). Здесь они – воплощение духов и богов. Для них строят храмы, их охраняют специально приставленные жрецы. Возложение маски на себя сопровождается ритуаль­ными действиями и молитвами. Восточные маски, с присущими только им «сверхъестественными возможностями», заметно отличаются от Европей­ских «личин» или слепков. Но первые маски, как и первые люди, появились не в античной Греции и не в Китае, а в Африке [5].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: