Авторский коллектив: Овченкова Н., Смирнова С., Степашева В., Шихова Ю.
Цель: развитие навыков эффективного решения конфликтных ситуаций.
Цель (для игроков): выдержать все испытания и прибыть на место в полном составе.
Задачи: 1.Знакомство с основными понятиями конфликтологии (конфликт, виды конфликтов, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и др.); 2. Развитие навыков сотрудничества; 3. Отработка навыков эффективного решения конфликтов в ходе игры.
Время проведения: суббота-воскресенье.
Место проведения: база отдыха.
Участники: работающая молодежь одной фирмы.
Идея игры: участникам предлагается ситуация по типу «Ноева ковчега», где им необходимо на протяжении всей игры выполнять различные задания сообща.
Правила игры:
1. Здесь и теперь - предметом разговора могут быть только
эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.
2. Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только
один, я в этот момент слушаю.
3. «Конфиденциальность» - все что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.
4. Никаких телефонов, интернета.
5. Уважение мнения других участников.
Организация игры: участники получают письма, в которых указано место и время где им нужно оказаться. После того, как все участники соберутся на месте, ведущий объявляет о начале игры и объясняет правила.
Ход игры:
В начале игры желательно провести представление каждого участника имитационной игры по принципу тренингового знакомства. Это создает атмосферу доверия, эмпатии и усиливает мотивацию сотрудничества.
Задание 1. Упражнение Мост
Необходимые материалы: скамейка, которая будет имитировать мост.
Участники встают на «мост» вплотную друг к другу. Им необходимо перейти через мост на Ноев ковчег, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. Если кто-то из участников оступится с моста, сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
Задание 2 .Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль
Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своего коллектива.
Описание. Ведущий рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которую он более всего предпочитает. После этого участники объединяются в подгруппы согласно той фигуре, которую они выбрали. Подгруппы получают следующие задания:
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа участников, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Участники, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому подгруппа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошо знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому подгруппа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ними целей и задач.
Участники, выбравшие спираль, как правило, креативные натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
Подгруппам дается 10 минут на подготовку. После этого один из участников каждой подгруппы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.
Треугольник – что помогает достигать результатов.
Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.
Задание 3. Распределение обязанностей.
Задание 4. Блюдо
Цель: развитие умения учитывать интересы каждого члена команды.
Материалы: фломастеры и ватман.
Проведение: все участники тренинга делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое необычное блюдо, с его названием, составом и всем остальным.
Задание 5. Необходимо выбрать места для ночлега и жилья (места от более комфортных к менее комфортным).
Задание 6. Ситуация: начался сильный шторм. Что будут делать?
Задание 7. Ситуация: на корабле появилась течь (пробоина).
Задание 8. Ситуация: утром обнаружили, что после шторма у одного участника серьезная травма, в следствие которой его действия очень сильно затруднены. Так же на корабле все запасы еды во время шторма уничтожены. Осталась только вода. Участникам дан выбор: обменять одного участника на еду или остаться этим же составом, но без еды.
Задание 9. Ноев ковчег прибыл к месту назначения и все выходят на берег.
Рефлексия. Ведущий обсуждает с участниками, что они ожидали от игры, что получили, что более всего понравилось и не понравилось. Предлагает сделать диагностику существующей реальной ситуации в социуме. Желательно графически изобразить структуру противоречий (внешних, внутренних), бесперспективные стратегии, тактики и динамику их развития.