Модель МПК 201М. История создания.




 

В 1961 году семья переехала на Социалистическую улицу, где вскоре я обнаружил Техническую Станцию Дома Культуры Работников Пищевой Промышленности, в судомодельный кружок которой стал ходить.

Через некоторое время перебрался в авиамодельный, где и осел.

После окончания ЛИАПа, случайно, зашел в судомодельный кружок. Преподаватель очень обрадовался, сказал, что уходит, ищет замену и предложил мне преподавать в этом кружке. Через несколько дней все было решено, тем более, что зарплату (по совместительству - полставки) предложили хорошую.

За два-три года втянулся, наработал программу. Вскоре моя команда стала очень неплохо выступать на соревнованиях, брала призовые места и, даже, конкурировала с командой Дворца Пионеров (2 штатных преподавателя по 2 ставки, т.е. силы явно не равны).

И однажды (1983) мне захотелось самому соревноваться, выигрывать, получать разряды и звания.

Моделист перед постройкой модели должен себе ответить на три вопроса:

Для чего? Что? Какая халтура допускается? Без этого постройка модели обречена на провал.

На первый вопрос ответил сразу: хочу серьезно выступать в спортивном моделизме, заработать высокие спортивные звания.

На второй: модель-копия советского корабля. Но возникли сложности. Все секретно. Найти нормальную информацию невозможно. Либо очень долго. А раз захотелось, то "долго" не устраивает. Тут и выручил проектный чертеж МПК 201М. Кто и когда его стащил из Зеленодольского ЦКБ - не знаю, но уже несколько лет этот чертеж по стране гулял.

Небольшие затруднения вызвал третий вопрос. Дело в том, что за три года до этого я по травме потерял один глаз. Бинокулярного зрения нет, все вижу плоско. "На глазок" ничего не получится. Придумал "проекционные" технологии, по которым и работал. Получил возможности делать любой сложности геометрию с очень хорошей точностью и абсолютной повторяемостью.

Закладка модели - август 1983 года. Первый выход на воду - 1984 год.

К 1987 году модель имела уже хороший вид, выиграл чемпионат Ленинграда, попал в сборную и на чемпионате СССР взял 3 место. Старт неплохой. Далее работал по совершенствованию стенда, имея в виду эффектный финальный "удар". И когда мне все начали говорить (1990 год), что из этой модели ничего больше не вытянуть, я и сделал этот "удар". Нанес сварные швы и имитацию заклепочных швов. Перекрасил в чуть более веселую комбинацию колеров. И модель "заиграла"! На первых же соревнованиях вызвала полный фурор, стендовая оценка резко подскочила. В 1991 году попадаю в сборную СССР, на чемпионате Мира беру 3 место.

Так что современный вид модели почти сложился в 1991 году.

В 1995 году при отъезде с Кубка России из Самары случился неприятный инцидент - проводник не пустил в поезд ящик с моделью. Хорошо, провожали самарские моделисты, которые через две недели ехали в Питер. Они его и привезли.

Межсезонье пришлось потратить на разделение корпуса и ящика на две части. Это получилось настолько удачно, что впоследствии я мог ездить по стране на соревнования без помощников.

Извлечение модели из упаковки, подготовка к старту и последующая упаковка занимала 3-4 минуты, неизменно собирала зрителей. А на международных соревнованиях всегда срывал аплодисменты.

В 2007 году состоялось последнее выступление с этой моделью. На Чемпионате России (1 место) и Чемпионате Мира (2 место). Первое у Китая. Их обыграть невозможно. Когда китайцы выходят на старт - все остальные отдыхают.

Дальше по разным причинам стало неинтересно и я это дело прекратил и модель лежала дома в своей прекрасной упаковке.

 

По идее Коли Ягунова в 2015 году показал модель на нашем пельменнике, где и прозвучала Колина фраза о месте этой модели в ЦВММ.

И только сейчас, почувствовав, что эта фраза стала моей, обратился в музей с предложением о передачи модели в дар. Волновался: все-таки федеральный музей... Но там отнеслись очень хорошо и модель приняли восторженно. И 27 июля это свершилось.

 

Материалы, используемые при постройке:

1. Корпус. Стеклопластик. Элементы продольного подпалубного набора - сосна, поперечного подпалубного набора - березовая фанера.
Марки углубления - белый целлулоид. Сварные швы - целлулоид.

2. Корпуса надстроек, бомбосбрасывателя, волнореза - белая жесть с усилением швов листовой латунью. Пайка оловом.

3. Шлюпка. Корпус - стеклопластик. Остальное - дерево (орех, вишня, яблоня и др. Подбор по фактуре с имитацией древесины, указанной в формуляре с учетом масштаба. Подкраска морилкой). Немного латуни.

4. Остальное - латунь, никель. Пайка серебром, оловом.

5. Такелаж - капроновая нить.

6. Антенна - крученая из нихромовой проволоки.

7. Окраска - нитроэмали.

8. Заклепки и сварочные швы - листовой целлулоид толщ. 0.1 мм, наклейка ацетоном на предварительно окрашенную и подготовленную к окончательной покраске поверхность.

Количество деталей:

1. Без учета заклепок. К сожалению, записки учета утрачены. Но точно помню, что задолго до окончания было более 10 тыс.

2. Заклепки: отштамповано было 22 тысячи (точно).
Отход при наклейке - не более 5%.
Получается, наклеено примерно 21 тысяча.

 

Разряды и звания:

1. 1987 КМС

2. 1990 МС

3. 2001 МСМК

 

М.А Никитин. 25.07.2018.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: