Глава 2. Виды нормативных правовых актов.




Согласно статье 2 закона Республики Беларусь «О Нормативных правовых актах» нормативно-правовые акты подразделяются на:

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.


2.1. Конституция страны - основной нормативный правовой акт. Виды конституций.


Конституции - важнейший институт демократии. В современном значении они возникли в конце ХVIII века. Первая конституция, действующая и до настоящего времени, появилась в 1787 году в США. В 90-е годы того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 года) и Польше (1793 год). В настоящее время практичкески во всех странах мира имеются конституции.
Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.
Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего остального законодательства страны. Она регулирует базовые общественные отношения и затрагивает практически все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную и другие [5, с.32]. Вот какое определение Конституции дал русский ученый Лазарев В.В. -“Конституция - основной закон государства, закрепляющий основы государственного и общественного строя, формы правления и государственного устройства, правовой статус личности, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов.”[7, с.24]. Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые не всегда свойственным отдельным её видам.
Конституцию, занимающую особое место в системе каждой страны, отличают от других правовых актов следующие черты):
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, то есть та сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы охраны и другие [9, с.176].
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признаётся доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. В СССР, например, это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течении 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа [12, с.83]. Особенность субъекта, принимающего конституцию обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции - её учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким её высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством её учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства [14, с.51]
Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран служит этому подтверждением. Через Конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя.
Именно на признании Конституции в качестве проявления учредительной власти народа основываются особый порядок её принятия, верховенство, её роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех учреждённых ею властей, в том числе и для законодательной [11, с. 146].
Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку её несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы не могут противоречить Конституции. Указы Президента не должны противоречить Конституции и законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, законам, указам Президента [19, с.10]. У Конституции нет такого юридического «потолка».
Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в неё могут быть включены любые нормы.
На процесс выработки Конституции воздействует широкая система факторов - экономических, политических, социальных, исторических, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и другие.
Важной чертой, характеризующей понятие Конституции, является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений [10, с.41].
Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это означает, что не юридические свойства являются основой её особого статуса в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет юридическую специфику Конституции.
Она выражается:
в верховенстве Конституции;
в её высшей юридической силе;
в её роли как ядра правовой системы;
в особой охране Конституции;
в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесения в неё поправок. [10, с.209]. Эти черты последовательно отражены в Конституции Республики Беларусь 1994 года.
Определяя верховенство Конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом Конституция является актом наивысшей юридической силы, и это особое свойство выражается в следующем: её нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, административного и других; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию [6, с.26].
Верховенство Конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом её реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений [5, с.67].
Верховенство Конституции в правовой системе устанавливается не каким-либо другим нормативным актом, а её собственными нормами. В признании верховенства Конституции заложена идея о подчинении государства Конституции, праву [15, с.27].
Высшая юридическая сила Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом её верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, не должны противоречить Конституции, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы [5, с.49].
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции выражает её место в иерархии правовых актов.
Конституция является ядром правовой системы. Её принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества, устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
В самой Конституции названы многие законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
К юридическим свойствам Конституции относится её особая охрана.
В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как органов государственной власти, так и субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу [18, Гл.5].
По сроку действия Конституции можно классифицировать на временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия: в основном законе прямо указывается период действия Конституции. Обычно Конституции принимаются на неопределённый срок, то есть являются постоянными.
Различают также и такие виды Конституций, как гибкие и жёсткие в зависимости от установленного в них порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими [13, с.52]. Те Конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жёсткими.
Конституции большинства стран мира - это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. В связи с этим различают писаные и неписаные Конституции. Однако необходимо иметь в виду, что в ряде стран, принявших Конституцию как единый нормативный акт, имеются дополнительные акты, именуемые конституционными или органическими законами. Хотя они и считаются конституционными, по форме - это самостоятельные акты, не включающиеся в текст Конституции. Но такие законы имеют существенное значение для применения отдельных положений Конституции, и их принятие нередко предписано в тексте самой Конституции. Следовательно, принятие таких актов является обязательным для законодателя. Такие конституционные или органические законы по своей юридической силе уступают Конституции и её частью не являются.
Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализоваться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.
Нередко положения Конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие Конституции именуются фиктивными. Фиктивные Конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами [6, с.45].
По способу принятия конституции подразделяются следующим образом.
1. Принятые путём народного голосования (референдумом).
2. Принятые законодательным органом. Это наиболее распространённый способ принятия Конституции. В этом случае может действовать более жёсткая процедура, более высокое (квалифицированное) большинство.
3. Принятие Конституции специально создаваемым для этих целей органом (Конституционная ассамблея, учредительное собрание и др.).
4. В настоящее время очень редко встречаются Конституции введённые посредством октроирования - одностороннего акта, то есть Конституция даруется народу монархом. [7. с.28].
Структура Конституции - это принятый порядок её организационного строения, внутренней согласованности составных частей, последовательности их расположения.[14, с.28]. Каждая часть Конституции - элемент общей композиции этого нормативного акта.
Конституции по своей структуре различны. Однако структуре Конституций нового поколения, за редким исключением, присуще много общего. Их структура включает, как правило, преамбулу (введение), основную часть, заключительные и переходные положения и иногда - приложения.
Преамбула, имеющаяся в большинстве Конституций, объясняет обычно краткую характеристику целей и исторических условий принятия Конституции. Положения преамбулы имеют важное политическое, идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений Конституции.
Основная часть Конституции состоит обычно из общей части (общих принципов, основ конституционного строя и др.); глав о правах, свободах и обязанностях граждан; о системе и статусе органов государственной власти и их взаимоотношениях; об местном самоуправлении; о территориальном устройстве; о государственной символике; о порядке изменения Конституции [6, с.28].
В зависимости от степени демократичности государственного строя соответствующие место занимают главы о правах и свободах человека и гражданина [15, с.20]. Сущность Конституции, заключающаяся на современном этапе в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и не согласным с ней. В ходе социального прогресса в современных цивилизованных странах закреплён приоритет права, провозглашённого в конституциях. Тем самым расширяется правовое поле деятельности граждан во взаимоотношениях с государством, развивая демократические начала общества. Конституция как основной нормативный акт демократического государства закрепляет общественное согласие на юридической основе, создает необходимые условия для выражения мнений всех слоёв общества ]14, с.30].


2.2. Подзаконные акты


Подзаконным актом является правовой акт, принятый государственным органом в пределах его компетенции в соответствии с законом или на его основе, или же для его выполнения. К ним относятся постановления правительства, парламента, а также указы, приказы, и постановления министерств, государственных комитетов и других центральных и местных органов управления. Эти акты играют значительную роль, так как могут быть изданы только в пределах, указанных в законе. Они являются "подчиненными" актами по отношению к закону, и получают силу обязательности лишь в том случае, когда они не противоречат закону. Часто подзаконным актом считают все нормативные правовые акты, не являющиеся законами, что у многих авторов вызывает полемические предположения

.
2.2.1. Правовые акты Президента Республики Беларусь.


Становление в Республике Беларусь правового государства находится в прямой зависимости от четкого разделения компетенции по вопросу принятия правовых актов между различными ветвями власти и, главным образом, между Президентом и Парламентом Республики Беларусь. Не менее важное значение имеет не только внешнее соотношение правовых актов различных государственных органов и должностных лиц. Как известно, Конституция Республики Беларусь формирует систему правовых актов Президента, включая в нее декреты, указы и распоряжения. Очевидно, что внутреннее разграничение круга вопросов, по которым принимается то или иное решение главы государства, может оказать самое непосредственное влияние на развитие правовой государственности в Республике Беларусь.
Важность надлежащего оформления решений главы государства в настоящее время приобретает качественно новый характер, поскольку Конституция республики наделяет Президента правом принимать нормативные правовые акты по вопросам, подлежащим урегулированию на уровне закона.
Для выработки единообразной и соответствующей Конституции практики издания правовых актов Президента необходимо придерживаться определенных правил выбора формы правового акта, в которую надлежит облачить решение главы государства.
Система правовых актов Президента Республики Беларусь представляет собой закрепленную Конституцией Республики Беларусь взаимосвязанную совокупность решений Президента Республики Беларусь, посредством которых осуществляется выражение воли главы государства по вопросам, входящим в его компетенцию. Правовые акты Президента могут издаваться в форме декретов, указов и распоряжений.
Отдельно следует рассмотреть декреты, издаваемые Президентом. Они могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Несмотря на всю схожесть указанных правовых актов, они имеют принципиально разную правовую природу.
Временный декрет - это исключительный нормативный правовой акт главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией в случае особой необходимости для оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений (то есть отношений, которые необходимо регулировать законом) и представляемый в трехдневный срок для последующего рассмотрения в Парламент. Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий. Инициатором издания временных декретов может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Президент не может издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, за исключением случаев принятия мер, предусмотренных частью второй статьи 79 Конституции Республики Беларусь. Отношения, возникшие или приобретшие качественно новое состояние со вступлением в силу временного декрета, после отмены данного временного декрета могут регулироваться законом. необходимости регулирования таких отношений палаты Национального собрания Республики Беларусь одновременно с принятием решений об отмене временного декрета обязаны принять соответствующий закон. Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь. Декрет, издаваемый на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, - это имеющий силу закона акт делегированного законодательства, издаваемый Президентом на основании специального закона, принятого в общеустановленном порядке и содержащего круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, а также срок действия полномочий по изданию такого акта. В сферу регулирования данного вида декрета включаются все общественные отношения, регулировать которые должен закон, за исключением общественных отношений, регулирование которых ведет к внесению изменений и дополнений в Конституцию, ее толкованию, к внесению изменений и дополнений в программные законы, утверждению республиканского бюджета и отчета о его исполнении, изменению порядка выборов Президента и Парламента, ограничению конституционных прав и свобод граждан, изменению самого закона о делегировании законодательных полномочий, а также к предоставлению права принимать нормы, имеющие обратную силу.
Указ Президента - правовой акт главы государства, принимаемый в процессе осуществления им полномочий, возложенных на него Конституцией и иными законами. Указ может выступать как нормативный правовой акт, как индивидуальный правовой акт и как акт толкования норм права.
При рассмотрении указа как нормативного правового акта необходимо различать указы, изданные во исполнение закона (абз.3 ч.4 ст. 16 Конституции), и указы, изданные во исполнение Конституции.
Указ, изданный во исполнение закона, это подзаконный нормативный правовой акт Президента Республики Беларусь, принятый по вопросу, относящемуся к ведению Национального собрания в развитие соответствующего закона, которым главе государства предоставлено право детально регулировать общественные отношения, вытекающие из закона. Юридическая сила такого указа меньше, чем юридическая сила закона.
Указ, изданный во исполнение Конституции, - это нормативный правовой акт главы государства, принятый по вопросу, относящемуся в соответствии с Конституцией к его компетенции и устанавливающий, изменяющий либо отменяющий соответствующие нормы права. Закон не имеет верховенства над указом, изданным во исполнение Конституции.
Распоряжение - это правовой акт главы государства, как привило, индивидуально-правового характера, направленный на осуществление организационных, контрольных, распорядительных и иных мероприятий, и принимаемый по вопросам неконституционного характера, относящимся к компетенции Президента. Индивидуальные правовые акты, принятые главой государства в пределах полномочий, предоставленных Конституцией, должны оформляться указами.
Действующим законодательством не установлены строгие юридические критерии, позволяющие четко разграничить указы и распоряжения как различные формы правовых актов. Однако сложившаяся практика осуществления президентских полномочий свидетельствует о наличии между ними некоторых различий. Решения Президента, носящие нормативный характер, т.е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются его указами. Указы Президента могут носить и индивидуальный характер. Ими оформляются решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту органов, а также иных структур вертикали исполнительной власти (представители Президента, главы администраций). Указы Президента принимаются по вопросам гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. В форме указа принимаются решения и по вопросам помилования. Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что именно указы являются основными видами правовых актов Президента Республики Беларусь. Верное использование правовых форм решений главы государства необходимо при построении единой иерархической системы правовых актов Президента, которая характеризовалась бы внутренней согласованностью и органически входила бы в общую систему правовых актов Республики Беларусь. Отсутствие коллизий и противоречий в системе правовых актов и, в частности, в системе законодательства является предпосылкой для построения Республики Беларусь как правового государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: