Реферат
По теме «Искусство периода Великой Отечественной войны»
Подготовила: студентка ОЗО
группы 206/2
Богомазова Н.А.
Проверила:
Чахмахчан Е.Б.
Содержание
Искусство периода Великой Отечественной войны……………………...…3
Введение………………………………………………………………………..…3
Обращение литературы военных лет к традиционным
Фольклорным формам поэзии – заклинанию, клятве,
Заговору. Взлёт лирической поэзии, воплощение в ней
Чувств и переживаний бойца – защитника Родины.
Творчество К.М.Симонова………………………………………………….….4
Кинематография военных лет. Её роль в воспитании
Патриотизма, веры в победу над фашизмом. Образы великого противостояния в кинофильмах «Жди меня», «Два бойца»,
«в 6 часов вечера после войны»……………………………………………....12
Изобразительное искусство военных лет.
Агитационные плакаты. Военная тема в творчестве
А.А.Дейнеки, А.А. Пластова, С.В.Герасимова………………………….…..18
Заключение……………………………………………………………………...24
Искусство периода Великой Отечественной войны.
Введение
ВОВ стала катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Особое развитие в годы ВОВ получили следующие виды искусства: литература, живопись, кино.
Обращение литературы военных лет к традиционным фольклорным формам поэзии – заклинанию, клятве, заговору. Взлёт лирической поэзии, воплощение в ней чувств и переживаний бойца – защитника Родины. Творчество К.М.Симонова.
|
В годы войны бурно развивались лирика. Широчайшую популярное обрела песенная поэзия. В самом начале войны появилась песни «Священная война» на слова Лебедева – Кумача (музыка А.Александрова). Она стала гимном воюющей страны, звучащим как приказ и клятва:
…Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой….
Но не только песни, а и стихи как таковые в годы войны были очень популярны. Наиболее востребованной оказывается лирика не официозно-героическая, а именно лирическая, «задушевная». Необычайно популярны стихотворения К.М. Симонова, особенно «Жди меня», «Землянка» А.А.Суркова, «Мужество» А.Ахматовой. Значение лирики как рода и как эстетического начала в годы Великой Отечественной войны выразил поэт А.Сурков: «Не надо пытаться перекричать войну. Чтобы живой человеческий голос не затерялся в хаосе звуков войны, надо разговаривать с воюющими людьми нормальным человеческим голосом. Но голос этот будет услышат, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека».
Современность воспринималась как продолжение истории. Отсюда обращение к фольклору. Народное сознание и литература обратились к традиционным фольклорным формам поэзии – заговору, заклинанию, плачу. В стихотворении поэта К.Симонова «Жди меня» ключевое слово «жди» повторяется в каждой строчке:.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Такой повтор – традиционная форма заклинания.
В поэзии 1941-1945 гг. война – это битва с врагом, стремящимся уничтожить наш мир. Политическая составляющая противостояния врагу минимальна. Эта война – один из тех, которые вел народ всегда за очень понятные вещи: дом, семью, любовь, детей и т.д. поэтому так задушевны стихотворения военных лет..
Ближе к концу войны и в первые послевоенные годы стали появляться произведения, в которых предпринималась попытка осмыслить подвиг народа (М.Исаковский «Слово о России», А.Сурков «Рубежи радости»).
Однако было во время войны написано очень много стихотворений, которые не столько о войне, сколько о родном доме, о любви, о русской природе и т.д. При этом их порожденность войной очевидна, но сцены боя здесь не нужны. Так, в знаменитой «Землянке» Суркова преобладает задушевная интонация. В 1944 г. Пастернак написал стихи, навеянные ощущением близкой победы:
|
Все нынешней весной особое
Живое воробьев шумиха
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо…
Весеннее дыханье родины
Смывает след зимы с пространства
И черные от слез обводины
С заплаканных очей славянства …
Особое место в поэзии военных лет занимает творчество Константина Михайловича Симонова.
В последние предвоенные годы война уже овладела сознанием советских людей - их мыслями, чувствами, настроениями, и лирика Симонова вобрала в себя всю трагически противоречивую сложность переживаний человека военного времени. Еще в 1938 году Симонов написал слова - предвидение войны:
Как будто мы уже в походе,
Военным шагом, как и я,
По многим улицам проходят
Мои ближайшие друзья.
Святая ярость наступленья,
|
Боев жестокая страда
Завяжут наше поколенье
В железный узел, навсегда.
Но война для Симонова началась не в сорок первом, а в тридцать девятом году на Халхин-Голе (предвоенные годы 1939 г. Зачислен в армию и послан в Монголию работать в армейской газете. В это время берет себе псевдоним «Константин» (Симонов), здесь напишет стихотворение «Танк»), и именно с той поры определились многие новые акценты его стихов.
В Отечественную войну работу в «Красной звезде» так, как и на Халхин-Голе, К. Симонов начал со стихов. В годы войны имя Симонова-поэта было известно не менее чем имя Симонова-военного корреспондента. Сила и обаяние поэзии Симонова военных лет заключается в ее искренности, глубине проникновения в душу советского человека. Поэт переживает все испытания, выпавшие на долю людей дни войны, как личное, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание.
Первые военные стихи К. Симонова были прямым призывом, служили цели поддержания воинского духа солдат («Презрение к смерти», «Секрет победы», «Песня о комиссарах», «Защитникам Одессы»), а позднее события, описываемые К. Симоновым в стихах, рассматриваются им не только как факт, но и как результат определенного состояния человеческой души.
В июне 1941 года Симонов первым и наиболее просто сумел выразить ту глубокую личную уверенность в победе, которая вдохновляла на подвиги миллионы советских людей. Убедительность поэзии Симонова определяется ее художественностью, конкретностью, точным адресатом его стихов, тем, что они почти всегда заканчиваются не размышлением, а призывом к действию. Наиболее ярким подтверждением этому является стихотворение «Убей его!», которое звучит как прямое обращение к совести каждого бойца, к самым сокровенным мыслям и чувствам воина; в стихотворении сливаются публицистика и лирика.
В первые месяцы войны К. Симонов, как и многие советские литераторы, переживает творческий подъем, отражающий, по-видимому, огромное напряжение духовных и физических сил всего народа. В это время созданы «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь», «Майор привез мальчишку на лафете…» и многие другие поэтические шедевры К. Симонова.
Стихотворение «Письмо другу» («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…») было принято читателем как адресованное ко всем сверстникам поэта, его фронтовым друзьям. Поэт сосредоточил внимание на том, что больше всего взволновало и поразило его в первые месяцы войны: на моральной тяжести отступления, на вновь открывшемся понимании неразрывной связи со всем, что может называться русским, на гордости тем, что герой достоин называться русским:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Это стихотворение знаменует очень важный этап в творческом развитии Симонова. Поэт, который так хорошо умел раскрывать черты молодого поколения, сумел теперь выразить и связь своих сверстников с исконно русскими традициями, с широкими массами народа, с миллионами простых людей.
Стихотворение «Жди меня» было опубликовано в «Правде» в январе 1942 года. В этом стихотворении поэт Константин Симонов сумел угадать самое главное, самое нужное людям тогда и тем помочь им в самую трудную пору войны Он написал то, что было жизненно необходимо ему самому. И только поэтому, эти стихи, написанные одним человеком, обращенные к одной единственной женщине на свете, стали всеобщими, стали необходимыми людям, миллионам людей и в самое тяжелое для них время.
В «Жди меня» Симонов воистину добился того, что его лирика выражала всеобщую душевную жизнь. Впечатление усиливается благодаря скупости, сосредоточенности изобразительных средств, используемых Симоновым-поэтом.
Этим законам подчинялась и вся остальная лирика К. Симонова военных лет, по крайней мере сборник «С тобой и без тебя». За этими стихами стояло нечто всеобщее и грандиозное - война, нечто всеобщее и общечеловеческое - любовь. Поэт писал о судьбе двух людей - об их любви, разлуке, тоске, мучительной радости встреч. О любви двух обыкновенных людей в дни великих исторических событий.
Переоценка прошлых представлений, отказ от иллюзий, зрелость взгляда - основные мотивы многих военных стихотворений К. Симонова:
Да, война не такая, какой мы писали ее, -
Это горькая штука…
Тема многих военных стихов Симонова - дружба и товарищество. Названия стихов говорят сами за себя: «Однополчане», «Час дружбы», «Товарищ», «Смерть друга», «Был у меня хороший друг…», «Далекому другу», «Дом друзей», «Умер друг у меня…», «Дружба настоящая не старится…». В произведениях К. Симонова создан своего рода поэтический образ дружбы, ее моральный кодекс, дружбы требовательной, но верной, той, что «от ветров при жизни не качается, смертью одного из двух кончается».
Жизнь на войне стала временем созревания К. Симонова и как поэта, и как гражданина. После войны Симонов как поэт выступает все реже. В 1948 году, после зарубежных поездок, он заканчивает небольшую книгу стихов «Друзья и враги». В этой книге мы видим новую войну, войну идеологическую, которую позже назовут «холодной»:
Я вышел на трибуну, в зал,
Мне зал напоминал войну,
А тишина - ту тишину,
Что обрывает первый залп.
Эта книга уже круто повернула от лирической поэзии к своеобразной стихотворной полемике, острой, актуальной, порой не лишенной блеска. Но прозаизмы, которые Симонов использовал и в военной лирике, стали исподволь нарушать поэтическую ткань. Это позволяет заключить, что как поэт Симонов состоялся прежде всего в годы войны, к которым он неизбежно возвращался в мыслях всю свою жизнь: «и двадцать лет, и тридцать лет живым не верится, что живы».
Война повернула Симонова к прозе. Вначале Симонов обращается к публицистике, так как работа к газете требует оперативности в изображении событий. Но вскоре на страницах «Красной звезды» начали появляться и рассказы Симонова.
В своем прозаическом творчестве К. Симонов не отошел от своих основных литературных принципов: он писал о войне как о тяжелом и опасном труде народа, показывая, каких усилий и жертв стоит нам каждый день. Писал с суровой беспощадностью и откровенностью человека, видевшего войну как она есть. К. Симонов осмысливает проблему взаимоотношений войны и человека. Война бесчеловечна, жестока и разрушительна, но она вызывает огромный рост гражданской активности и осознанного героизма.
Художественный рост Симонова-прозаика был основан на серьезном освоении традиций русского реализма. Свою военную прозу К. Симонов с самого начала ориентировал на Л.Н. Толстого, хорошо понимая всю дерзость подобного замысла.
Все основные особенности симоновской стилистики как прозаика лучше всего проявились в повести «Дни и ночи». В этом произведении со всей тщательностью выписана неразделимость личного и социального, частных и общих судеб. Сабуров, сражаясь и добывая победу, в то же время добывает счастье для Ани.
Стремление к многогранности, емкости изображения приводит к тому, что в повести бытоописание органично сочетается с прямыми эмоциональными оценками событий и героев. Авторский лиризм часто вторгается в раздумья Сабурова. Так, например, посреди описания одного из боевых эпизодов, можно прочитать: «Он не знал, что происходило южнее и севернее, хотя, судя по канонаде, кругом повсюду шел бой, - но одно он твердо знал и еще тверже чувствовал: эти три дома, разломанные окна, разбитые квартиры, он, его солдаты, убитые и живые, женщина с тремя детьми в подвале - все это вместе взятое была Россия, и он, Сабуров, защищал ее».
Здесь, кажется, впервые так отчетливо прозвучала мысль о единстве «живых и мертвых», которой суждено было на десятилетия стать главной в творчестве Симонова.
Взволнованная, чуть ли не поэтическая интонация подобных строк напоминает, что Симонов первоначально собирался писать поэму о защитниках Сталинграда, а потом оставил свою мысль и обратился к прозе. И ему действительно удалось, сохраняя свое взволнованное отношение к теме, создать повесть, которая справедливо оценивается как одно из первых аналитических произведений о войне.
Глубокая, многосторонняя связь с жизнью и дала возможность Симонову создать произведения, которые стали вершинами отечественной литературы о войне и отчетливо выражают все ее основные тенденции.
В 1939 году К. Симонов впервые обратился к драматургии («Медвежья шкура», «Обыкновенная история») и с тех пор все чаще стал выступать как драматург.
В 1940 году он написал первую свою пьесу - «История одной любви», в конце этого же года поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола. А вслед за этим написал и вторую - «Парень из нашего города», поставленную тем же театром в канун войны
Первая военная пьеса Симонова была опубликована на страницах «Правды» 13-16 июля 1942 года. Это была героическая драма «Русские люди», изобразившая героические черты Русского народа, органически присущие ему чувство любви к Родине, высокое понимание своего гражданского долга, волю к победе, готовность к самопожертвованию.
Выступая в разных жанрах, К. Симонов решал единую основную задачу: он приближал победу Советской Армии, он мобилизовал ради победы силы человеческой души. В этом плане интересно сравнить образ фашиста в стихотворении «Убей его» с Розенбергом и Вернером из пьесы «Русские люди».
Успех драмы «Русские люди» подсказал Симонову мысль о том, что необходимо продолжать работу для театра. Тогда же, в 1942 году, когда его первая пьеса о войне усиленно репетировалась, он, в недолгие паузы между поездками на фронт в качестве военного корреспондента, стремительно завершил вторую - «Жди меня».
Симонов решил превратить стихотворение в многоактную пьесу. Задача была очень сложной. Стихотворение писалось как призыв, как монолог, как своеобразное заклятие. Оно привлекало открытой энергией чувства, верой и страстностью, следовательно, своим субъективным пафосом. Но для развертывания в пьесу требовались как раз моменты объективные: конфликт, сюжет, характеры. В драматических поисках ключевое значение получили две строки: «Ожиданием своим ты спасла меня». Так была найдена самая краткая формула сюжета. Определились и его крайние точки: разлука, встреча. Для выстраивания внутреннего психологического конфликта Симонов также нашел опору в тексте стихотворения:
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
«Жди меня» встретила весьма противоречивые отклики. Наряду с десятками похвальных рецензий, множество критики. Так, Евгений Долматовский критиковал пьесу за «нудноватость», а Александр Борщаговский - за демонстрацию супружеской верности.
Пьеса была поставлена. Настала пора, когда говорить о магической силе ожидания было уже недостаточно. И К. Симонов пишет пьесу «С тобой и без тебя». В этой пьесе находит отражение тема продолжения жизни, которая впервые звучит в стихотворении «Слепец»:
Слепец лады перебирает,
Он снова только стар и слеп,
И раненый слезу стирает
И режет пополам свой хлеб.
Действие пьесы «Так и будет», написанной Симоновым в 1944 году, построено на встрече людей, которые хотя бы на несколько дней отвлечены от необходимости жить на войне. Все, собравшиеся в квартире академика Воронцова, люди особенные, каждый их них показывает частичку нравственного идеала К. Симонова.
Пьесой «Так и будет» Симонов обещал людям близкое счастье, и в этом было тогдашнее ее значение, в этом была причина ее успеха. Но ожидание счастья, жажда видеть себя счастливым не ограничены ни временем, ни социальными различиями, вот почему, раскрывая общечеловеческий момент душевной жизни, эта пьеса и в настоящее время сохраняет свое
Военная драматургия К. Симонова, пьесы от «Истории одной любви» до «Под каштанами Праги», была издана издательством «искусство» в 1947 году.
Кинематография военных лет. Её роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом. Образы великого противостояния в кинофильмах «Жди меня», «Два бойца»,
«в 6 часов вечера после войны».
Огромную роль в воспитании чувств патриотизма, веры в победу правого дела сыграла кинематография военного времени. Хроника, документальные фильмы тех лет оперативно отражали этапы борьбы против фашизма. В трудных условиях работы эвакуированных из Москвы и Ленинграда киностудий были созданы поэтические, художественные ленты «Жди меня», «В шесть часов вечера после войны»». Огромный резонанс в обществе вызвал кинофильм «Два бойца», где прозвучали песни Н.В.Богословского «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» (1943) в исполнении популярного актёра М.Н.Бернеса.
С первых дней Отечественной войны кинематографисты РСФСР начали выпуск патриотических фильмов. Были созданы фронтовые киногруппы, снимавшие материал для регулярных выпусков кинохроники, в т. ч. журнала «На защиту родной Москвы». На вновь организованной киностудии «Воентехфильм» (Москва) ставились военно-инструктивные и учебные фильмы («Уничтожай танки врага», «Пехота в бою», «Немецкая оборона и её преодоление», «Разведка» и др.).
Художественная кинематография обратилась на первых порах к наиболее мобильной форме — «Боевым киносборникам», выходящим под общим названием «Победа за нами», Короткометражным фильмам, сатирическим мультипликациям. Среди лучших новелл, вошедших в киносборники — «Трое в воронке» (реж. Б. Оленин, И. Мутанов), «Патриотка» (реж. В. Пронин), «Пир в Жирмунке» (реж. Пудовкин) и др.
В первый период войны (1942-44 г.) ряд киностудий Москвы и Ленинграда перебазировался в г. Алма-Ата, где была создана Центр, объединённая киностудия (ЦОКС). Киностудия «Союздетфильм» начала работать в городе Душанбе. В 1942 г. был выпущен полнометражный художественный фильм «Секретарь райкома» (реж. Пырьев) — о борьбе с фашистскими захватчиками. В центре фильма большевик Кочет (актёр В. Ванин) — организатор партизанского движения. Достоверность характеров героев, темпераментная режиссура, мастерство актёров (Жаров, Ладынина, М. Астангов) обусловливали достоинство первого фильма о народных мстителях. Этой же теме посвящен фильм режиссера Эрмлера «Она защищает Родину» (1943 г.), где рассказывалось о судьбе русской женщины, в прошлом передовой колхозницы, ставшей партизанским вожаком (актриса Марецкая).
Значительное место занимали фильмы о патриотизме и мужестве советских людей в годы войны: «Зоя» (1944 г., реж. А. Арнштам), «Нашествие» (по пьесе Л. Леонова, реж. Роом) и «Человек № 217» (реж. Ромм, оба в 1945 г.). Выпускались фильмы о Движении Сопротивления в порабощенных странах Западной Европы. Заслуженным успехом пользовались комедии «Антоша Рыбкин» (1942 г., реж. К. Юдин) и особенно «Новые похождения Швейка» (1943 г., реж. Юткевич).
Большую роль в воспитании патриотизма советских зрителей, их веры в победу сыграли фильмы о бойцах и командирах Советской Армии. Отличались реализмом и психологической глубиной фильмы, снятые по сценариям и пьесам К. Симонова: «Парень из нашего города» (1942 г.), «Жди меня» (1943 г.) — оба режиссеров А. Столпера, Б. Иванова, «Во имя Родины» (1943 г., реж. Пудовкин, Д. Васильев), а также фильмы «Фронт» (реж. бр. Васильевы), «Март — апрель» (реж. В. Пронин), «Подводная лодка Т-9» (реж. А. Иванов), «Два бойца» (реж. Л. Луков, по повести Л. Славина «Мои земляки») — все в 1943 г.
О героях битв Сталинграда, о превосходстве советской военной стратегии рассказывал один из наиболее значительных фильмов военных лет «Великий перелом» (1945 г., реж. Эрмлер). В суровых и мужественных кинопроизведениях решались острые проблемы военной жизни.
О неразрывной связи фронта и тыла, о самоотверженном труде советских людей рассказывали фильмы «Непобедимые» (1943 г., реж. Герасимов, М. Калатозов), «Родные поля» (1945 г., реж. Бабочкин, А. Босулаев), «Большая земля» (1944 г., реж. Герасимов).
Традиция историко-биографического фильма нашла развитие в фильмах «Кутузов» (1944 г., реж. В. Петров, в гл. роли А. Дикий) и особенно «Иван Грозный» (2-я сер., 1945 г., реж. Эйзенштейн, в гл. роли Н. Черкасов), где с особой силой прозвучала тема единения национального русского государства перед лицом врага.
Задачу патриотического воспитания решали фильмы о Гражданской войне: «Оборона Царицына» (1942 г., реж. бр. Васильевы), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942 г., реж. Зархи, Хейфиц), «Котовский» (1943 г., реж. A. Файнциммер).
О высоких моральных качествах советской молодёжи, проявленных в мирном труде и в дни войны с белофиннами, повествовал один из лучших фильмов военных лет «Машенька» режиссер Райзмана (1942 г., в главной роли В. Караваева), о детях осаждённого Ленинграда — «Жила-была девочка» (1944 г., реж. B. Эйсымонт).
Художественные фильмы, поставленные кинематографистами РСФСР в годы войны (более 100 назв.), помогали мобилизовать духовные силы народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Эту же задачу с не меньшим успехом выполняла боевая кинопублицистика. Регулярно выпускался «Союзкиножурнал», включающий боевые эпизоды, репортажи о работе тыла, международную хронику.
Выпускались документальные фильмы, посвященные самым значительным операциям советских войск, освобождению от фашистского ига ряда стран Восточной Европы. Заключительный этап Отечественной войны был с особой силой воплощён в документальных фильмах «Будапешт», «Вена», «Югославия», «Кенигсберг» (все в 1945 г.) и др.
О крахе фашистской Германии повествовал документальный фильм режиссеров Райзмана и Е. Свиловой «Берлин»; о победе над японскими империалистами рассказывал документальный фильм «Разгром Японии» (реж. Хейфиц, Зархи, И. Сеткина-Нестерова) — оба в 1945 г.. Военным событиям в Западной Европе был посвящен фильм режиссера Юткевича «Освобождённая Франция» (1945 г.).
Своеобразным итогом кинодокументалистики военного периода был фильм режиссера Кармена «Суд народов» (1946 г.), показавший позорный конец фашистской Германии, торжество справедливости. В создании боевой кинохроники и документальных фильмов в годы войны решающая роль принадлежала фронтовым кинооператорам. В 1941-45 гг. была создана «Кинолетопись Великой Отечественной войны», в которой сосредоточено огромное количество исторических кинодокументов....
«В шесть часов вечера после войны»
Фильм был снят Иваном Пырьевым в 1944 году. Режиссер снял победу, которая еще не наступила, до окончания войны оставался целый год. Первоначально фильм заканчивался печально, по сценарию Варя должна была погибнуть в финале, а салют победы над Москвой – это ее предсмертное видение, мечта.
Режиссер решил уйти от печального реализма и сделать свой «фильм-заклинание», Варя осталась жива, и герои празднуют победу. Фильм, который стал добрым пророчеством. Режиссер представил май месяцем победы и не ошибся. Фильм снимался в Ташкенте, и городские пейзажи Москвы заменили декорациями..
«Финальную сцену, встречу в шесть часов вечера после войны на мосту у Кремля, тоже снимали в павильоне. Художники сделали прекрасную декорацию. Но как передать радость этой встречи? Как снимать победу во время войны? Как бы мы ее ни ждали, ее еще не было. Ведь еще повсюду гибли люди…» - вспоминал актер Евгений Самойлов.
Артист рассказывал с каким старанием и профессионализмом вся кино-группа подошла к работе, на съемках царила теплая дружеская атмосфера.
«После Ташкента мы снимали этот фильм, особенно натурные съемки такие весенние, на только что освобожденной от немцев Истре. Там была натура. Съемки начинались очень рано и заканчивались очень поздно. Мы не считались ни со временем, ни с состоянием своего здоровья и всего, для того, чтобы этот фильм получился….
Песня «Артиллеристы», которая стала гимном советской артиллерии. В песне первоначально пели «Сталин дал приказ», но после 1953 года началась «борьба с культом личности» и эту фразу убрали.
«Жди меня»
Фильм снят по сценарию Константина Симонова и Александра Столпера в 1943 году..
Строки Симонова «Жди меня» дарили надежду бойцам и их верным подругам. Красавица Валентина Серова стала олицетворением собирательного образа верной подруги солдата.
«У стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…» - рассказывал Константин Симонов. Поэт долго отказывался печатать стихотворение, которое считал слишком личным.
Однако в жизни все было не столь красиво как в стихах и на экране, соблазны славы мало кому удается победить..
У Валентины Серовой было немало поклонников. Говорили о романе актрисы самим Рокоссовским. Образовавшийся любовный треугольник сплетники называли «ССР» (Серова — Симонов — Рокоссовский).
Хочется больше верить словам дочери Серовой: «Мама была совершенно другой. Она не могла лгать. И ждать она тоже не умела…»
Не стоит судить поэта и актрису, потом у каждого сложилась своя судьба, но в годы войны их слова и чувства были искренни, поэтому помогли многим выжить и дождаться.
«Два бойца»
Военные картины, снимавшиеся во время войны, были в первую очередь пропагандой. Они создавались не ради «высокого искусства», а для поднятия боевого духа страны, и потому излишний драматизм в них не поощрялся, что позднее раздражало многих сторонников откровенной и мрачной «лейтенантской прозы». Тем не менее снятый в эвакуации, на Ташкентской киностудии фильм Леонида Лукова не был забыт сразу после Победы. Наоборот, он крепко врезался зрителям в память – благодаря душевности, с которой Марк Бернес и Борис Андреев изобразили защищающих Ленинград и никогда не унывающих бойцов, одессита Аркашу и уральца Сашу. Исполненные в фильме Бернесом песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали» стали многолетними народными «хитами».