Глава 2. Развитие предпринимательства в Российской Федерации




 

В нашей стране немаловажной является проблема развития малого предпринимательства, включающего рассмотренные выше организационные формы бизнеса.

Критерии определения малого бизнеса различны по странам. По общепринятой мировой практике малые и средние фирмы – это те, которые имеют численность занятых до 500 человек. Если для экономически развитых стран характерны малые фирмы – экономически мощные гиганты, которые обеспечивают технологический прорыв, с углубленным разделением труда, то в России это действительно слабые предприятия, требующие усиленной поддержки государства и общественных организаций. Поэтому одним из решающих условий для проведения экономических реформ в России, чтобы вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую конкуренцию, быстро реагирует на изменения в рыночной экономике, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышения ее гибкости. Малый бизнес возникает либо самостоятельно, при поддержке государства и различных фондов, либо как зависимый от большого бизнеса и нацелен на повышение его эффективности. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие малого бизнеса должно стать основной задачей общества, чтобы обеспечить переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Однако в условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели стали быстро переходить в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудования, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. До сих пор в массовом сознании еще существует представление о предпринимательстве, как о чем-то нежелательном, а о предпринимателе – как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Высокие налоги, возрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Исходя из опыта зарубежных стран, непременным условием успеха малого бизнеса является понятие того, что малое предпринимательство нуждается в стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остро стоит проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены льготы. Это могут льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение приводит к сокращению доли малых предприятий. Общее направление совершенствования налоговой системы – усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Необходимо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении малого бизнеса в качестве особого сектора экономики России. Однако не существует действующей системы стимулирования образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана программа развития малых предприятий.

Для реализации программы поддержки малых предприятий необходимо, чтобы были привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

 

Заключение:

Развитие различных форм бизнеса, количественный и качественный их рост, позволяют надеяться, что в ближайшем будущем этот сектор хозяйствования будет развиваться и в России. Поддержка предпринимательства в состоянии повлиять на оздоровление экономики в целом. Но для этого необходима государственная политика правительства, направленная на развитие бизнеса в нашей стране.

Как правило, развитие бизнеса является условием решения следующих проблем:

1. формирование рыночных отношений, которые способствуют большему удовлетворению потребностей населения; активизация научно-технического прогресса;

2. приближение производства товаров и услуг к потребителям;

3. повышение качества товаров и услуг из-за стремления к удовлетворению запросов потребителей;

4. привлечение средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

5. освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

6. содействие перестройке в экономике: малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;

7. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

8. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств.

Именно предпринимательство, особенно в случае эффективно разработанной государственной политики, может стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

 

Список литературы

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. «Микроэкономика», т.1

2. Ивашковский С.Н. «Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах»

3. Коуз Р. «Фирма, рынок и право»

4. Нуреев Р.М. «Основы экономической теории»

5. «Теория переходной экономики», под редакцией Герасименко В.В.

6. Томпсон Дж. Ф. «Экономика фирмы»

7. Уильямсон О. «Трансакционные издержки»

8. Уильямсон О. «Контракты и их классификация»

9. Уильямсон О. «Экономические институты капитализма»

10. Шаститко А.Е. «Новая теория фирмы»

11. «Экономика и бизнес» под редакцией Камаева

12. «Экономика» под редакцией Булатова

статьи:

1. Баталов «Изучение современной фирмы: реальные трудности и очевидная польза», «Вестник Санкт-Петербургского университета», № 4, 1994 г.

2. Винслаев и др. «Развитие интегрирующих структур в России», «Российский экономический журнал», № II – 12, 1992 Г.

3. Клепач, Кузнецов, Крючкова «Корпоративное управление в России в 199596 гг. (от предприятия советского типа к фирме, контролируемой менеджерами)», «Вопросы экономики», 1996 г., № 12

4. Липсиц, Нещадин, Эйкельпаш «Конкурентная стратегия фирмы», «Вопросы экономики»

5. Малахов «Трансакционные издержки в российской экономике», «Вопросы экономики», № 7, 1997.

6. Малахов «Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек», «Вопросы экономики», № 10, 1996 г.

7. Олейник «Теория фирмы», «Вопросы экономики», № 9, 1999 г.

8. «Организация и финансы фирмы», «Денежный поток фирмы». Лекция 1, 2. Журнал «Экономическая школа», № 3, 1993 г.

9. Розанова «Поведение фирмы в условиях переходной экономики», «Вестник» НГУ, № 2, 1997 г.

10. Руденский «Теоретические проблемы функционирования государственного сектора экономики (опыт современной экономической мысли США)», «Общество и экономика», № 7-8, 1994 г.

11. Часовой «Проблема рисков и гарантий в лизинговых операциях», «Управление риском», № 2, 1997 г.

12. Шаститко «Трансакционные издержки», «Вопросы экономики», № 7, 1997 г.

13. Шаститко «Теория фирмы: альтернативные подходы», «ЛЭЖ», № 1, 1995 г.

 


[1] Нуреев Р.М. «Основы экономической теории», глава 12, стр.298

[2] Нуреев Р.М. «Основы экономической теории», глава 12, СТР. 291

[3] Самуэльсон Б.А., Нордхаус В.Д. «Экономика», гл.6

[4] «Теория переходной экономики», учебное пособие под редакцией Герасимова ВВ., глава 3 «Собственность и формы предпринимательской деятельности», стр. 36

[5] Самуэльсон Б.А., Нордхаус В.Д. «Экономика», гл.6

[6] [6] «Теория переходной экономики», учебное пособие под редакцией Герасимова ВВ., глава 3 «Собственность и формы предпринимательской деятельности», стр. 37

[7] Самуэльсон Б.А., Нордхаус В.Д. «Экономика», гл.6

[8] [8] [8] «Теория переходной экономики», учебное пособие под редакцией Герасименко ВВ., глава 3 «Собственность и формы предпринимательской деятельности»

[9] Самуэльсон Б.А., Нордхаус В.Д. «Экономика», гл.6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: