Спецификация экзаменационных материалов для проведения в 2018 году промежуточной (итоговой) аттестации по русскому языку обучающихся 7-х классов (устная часть).
- Назначение экзаменационной работы – выявить и оценить степень соответствия подготовки учащихся 7-ых классов ГБОУ СОШ №8 им. С.П. Алексеева требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
- Нормативно-правовая база.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу аттестационной работы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089), Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Характеристика структуры и содержания работы.
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста (научно-публицистического стиля). Время на подготовку – 2 минуты. Время на выполнение – 2 минуты.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительно информации. Время на подготовку – 1 минута. Время на выполнение – 3 минуты.
Задание 3 – монологическое высказывание по тексту. Время на подготовку – 1 минута. Время выполнения – 3 минуты.
Задание 4 – участие в диалоге. Время подготовки отсутствует. Время на выполнение – 3 минуты.
Система оценивания экзамена: зачет/незачет.
Зачет: более или равно 10 баллов
Незачет: менее 10 баллов.
Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
Сколько баллов можно получить за каждое задание:
Задание | Первичный балл | Процент от всей работы |
Задание 1 | 10,5 | |
Задание 2 | ||
Задание 3 | ||
Задание 4 | 10,5 | |
Соблюдение норм современного русского литературного языка | ||
Итого |
Максимальный балл за устную часть составляет 19 баллов.
Критерии оценивания каждого задания
Задание 1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух | Баллы | |
Интонация | ||
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. | |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. | ||
Темп чтения | ||
ТЧ | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | ||
Максимальное количество баллов за всё задание |
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
№ | Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания | |
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | Баллы |
Все основные микротемы исходного текста сохранены. | ||
Упущена или добавлена одна или более микротем. | ||
П2 | Работа с высказыванием | |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. | ||
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа. | ||
Максимальное количество баллов за всё задание |
Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических и орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) | |
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. | |
Допущено не более 3 ошибок и/или искажении? слов. | |
Допущено более 3 ошибок и/или искажении? слов. | |
Максимальное количество баллов |
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.
Задание 3. Монологическое высказывание
Критерии оценивания монологического высказывания (М) | |
Выполнение коммуникативной задачи* | |
Испытуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют. | |
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или допущены фактические ошибки. | |
Речевое оформление монологического высказывания (МР) | |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | |
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более). | |
Максимальное количество баллов |
Задание 4. Диалог
Критерии оценивания диалога (Д). | |
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге. | |
Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ. | |
Максимальное количество баллов за ответ на один вопрос | |
Максимальное количество баллов за диалог - 3. Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (ДР). | |
Грамотность речи | |
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют. | |
Допущено не более 3 ошибок. | |
Допущено более 3 ошибок. | |
Речевое оформление | |
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. | |
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. | |
Максимальное количество баллов |
Важный момент: тексты для чтения и пересказа обычно посвящены личностям, сыгравшим значительную роль в истории России. Это могут быть как деятели прошлых веков (Юрий Гагарин, хирург Николай Пирогов, основоположник космонавтики Константин Циолковский), так и наши современники.
Изучая возможные темы для собеседования, ведите лаконичный и понятный конспект – так вы сможете в нужный момент освежить в памяти информацию
В числе возможных текстов – статьи, посвященные Елизавете Глинка, известной как «Доктор Лиза», врачам, МЧС-никам и полицейским, которые стали героями и спасли жизни людей. В этом кроется один из подводных камней собеседования – многие школьники не следят за новостями и не имеют представления об этих людях. Пролистайте публикации последних лет, посвященные громким событиям из жизни РФ, и ознакомьтесь с интересными фактами.
Кроме того, поработайте над своим умением вести монологи и диалоги. Информацию про известных личностей можно озвучивать родителям или друзьям, вдумчиво используя речевые конструкции и стараясь говорить правильно и красиво. Интонационные навыки можно отработать, читая вслух тексты из газет интернет-СМИ или книжек. Главное – понимать, насколько длинные паузы нужно делать перед запятыми, тире или двоеточием, и как подчеркнуть, что предложение заканчивается многоточием или восклицательным знаком.
Демоверсия
Задание 1. Чтение текста.