Предпосылки третьей НТР были созданы фундаментальными научными открытиями первой половины XX в. в области ядерной физики и квантовой механики, кибернетики, микробиологии, химии полимеров, а также высоким техническим и организационным уровнем развития производственной базы ведущих стран.
Мощные импульсы для развития производства создавали уже прикладные, экспериментальные и фундаментальные исследования. Расходы на развитие фундаментальных наук, требовавших огромных и всевозрастающих материальных затрат, стало брать на себя государство. Третья НТР стала оказывать нарастающее влияние на экономику, политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей.
Движущей силой развития НТР стала Вторая мировая война, в ходе которой ряд воюющих стран вели интенсивные разработки новых систем оружия и военной техники (ядерное оружие, реактивная авиация, ракетное оружие и т.д.). Обстоятельства изначально задали главные направления НТР и во многом определяли ее развитие на первом этапе. Среди наиболее значительных достижений первого этапа следует выделить создание телевидения, транзисторов, первых моделей электронно-вычислительной техники, радара, ракетной техники, атомного оружия, синтетических волокон и др.
В 1950-е гг. создана водородная бомба, искусственные спутники земли, реактивный пассажирский самолет, станки с числовым программным управлением; в 1960-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.
Первый этап НТР способствовал ускоренному росту хозяйственных показателей ведущих стран мира. Научно-технический потенциал стремительно развивался, охватывал новые отрасли хозяйства. С каждым годом увеличивалась доля занятых в сфере услуг. Изменялись функции, структура, облик, имущественное положение лиц наемного труда. Росла их квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. Менялись уровень и стиль жизни, их качественные характеристики. Наблюдался ускоренный рост мелких и средних собственников.
|
Второй этап ознаменовался созданием микропроцессоров, волоконно-оптической передачи информации, промышленных роботов, развитием биотехнологий (1970-е гг.). Ускоренное развитие информационных технологий и компьютерной техники, генной инженерии, термоядерного синтеза наблюдалось 1980 - 1990-е гг. Второй этап НТР вызвал глубокие структурные сдвиги в экономике: ускоренный рост производства, сокращение относительной потребности хозяйства в традиционных видах сырья, топлива и материалов. Кардинально изменились соотношения сфер занятости, стали лидировать сфера услуг и информационная сферы.
На современном этапе НТР открылись новые возможности эффективного решения социально-экономических проблем на основе смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, образования, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни.
Э кономической основой мирового хозяйства в настоящее время служит интернационализация («интер» по латыни – «между», «нацио» - народ) производства, порожденная третьей научно-технической революцией. НТР позволяет в короткий срок увеличить выпуск продукции, углубляет общественное разделение труда, расширяет рамки международной кооперации труда.
|
Интеграция (ведущая тенденция мирового развития) сопровождается острой конкурентной борьбой между государствами. Усиливающаяся конкуренция подталкивает к расширению орбиты влияния. Во второй половине ХХ столетия в глобальной экономике стали остро проявляться нарушения ряда жизненно важных хозяйственных пропорций.
В ряде государств быстро увеличивается численность населения, что препятствует эффективному хозяйствованию (80% прироста мирового населения приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку). От недоедания страдает свыше 800 миллионов человек, от голода ежегодно умирает 20-30 миллионов. В то же время нынешний уровень развития науки и техники позволяет увеличить производство продуктов питания (по крайней мере) в 4 раза. Этого достаточно для удовлетворения потребностей в продовольствии большего числа людей, чем то, которое, по современным представлениям демографов, когда-либо будет одновременно обитать на нашей планете.
Важно в рамках мирового хозяйства создавать такие экономические условия, которые бы обеспечивали потребности населения в продуктах питания. В современном мировом хозяйстве увеличивается разрыв в уровне богатств между развитыми и развивающимися странами. Экологические проблемы носят глобальный характер.
Необходимо перестраивать международные экономические отношения (между западными государствами и большинством развивающихся стран отношения строились на неэквивалентной торговле). Индустриализация и модернизация проводится не всегда на базе новейших экологически чистых технологий. Расчеты, произведенные в середине 1970-х специалистами Римского клуба, посеяли панику: по их данным, основные ресурсы должны исчерпаться в 1995 - 2025 гг. Дальнейшие исследования показали, что ресурсов хватит еще лет на 100, особых оснований для самоуспокоения у человечества нет.
|
ВЫВОДЫ:
После Второй мировой войны мировое сообщество вышло на новый уровень развития. В его основе лежала третья НТР. Появилась смешанная модель экономики двух типов: этатистская и либеральная.
Мировым экономическим лидером стали США, там оформился либеральный вариант экономического развития.
В большинстве стран Западной Европы (Франция, Англия и др.) сложился этатистский путь развития экономики (действовал до 1980-х гг.). В последующие годы Европа перешла к экономическому либерализму.
Динамичное развитие экономики Германии и Японии получили названия «немецкое экономическое чудо» и «японское экономическое чудо».
В XXI в. стали формироваться новые центры деловой активности (Юго-Восточная Азия), наблюдается переход от индустриальной к постиндустриальной экономике. В странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки оформляется модель «догоняющего развития».
Отличительные черты современной экономики – интеграция и глобализация.
Вопросы и задания:
1.Охарактеризуйте экономику ведущих капиталистических государств после Второй мировой войны.
2.Укажите периоды экономического развития ведущих государств мира во второй половине ХХ в.
3.Специфика экономического развития США. План Дж. Маршалла.
4.Особенности экономического развития Англии.
5.Отличительные черты экономического развития Франции.
6.Особенности послевоенного развития экономики Германии.
7.Суть «обратного курса» Японии.
8.Системный кризис 1970-х - начала 1980-х гг.
9.Специфика третьей научно-технической революции.
10.Рассмотрите особенности модели «догоняющего развития» экономики (на примере Юго-Восточной Азии).
11.Основные причины кризисов в условиях становления глобальной экономики.
Литература: Кузнецова, О.Д. Экономическая история. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям /Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ; О.Д.Кузнецова и др.; под ред. О.Д.Кузнецовой. – М.: Юрайт, 2013; Заславская, М.Д. История экономики: Учебное пособие для бакалавров/ М.Д. Заславская. – М.: Дашков и Ко, 2013; Шишкин, М.В. История экономических учений. Учебник для бакалавров.. 3-е изд., испр. и доп./ Шишкин М.В., Борисов Г.В., Сутырин С.Ф. – М.: Юрайт, 2013.
Интернет-ресурсы: Федеральный образовательный портал ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент: [Сайт] – URL: http: escocman. еdu. Ru; Economicus.Ru: [Российский общеобразовательный портал]. – URL: https:// www.economicus.ru;
Компьюторная программа (КОПР) по экономической истории.
Тесты по курсу «Экономическая история» в системах stellus и lan-testim; www.knigafund.ru/tags/355