Глава 2. Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи




Одинцово 2017


Содержание:
Введение………………………………………….3
Глава 1. Понятие ценностных приоритетов…4
Глава 2. Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи………………………….6
Глава 3. Система ценностей молодого поколения….10
Заключение………………………………………18
Список используемых источников…………...19

 


 

Введение
Данная работа посвящена анализу предпочтений и ценностных приоритетов современной городской молодежи. Тема показалась мне интересной, потому что от того, каким будет уровень образования и профессиональной подготовки нынешнего молодого поколения, от его позиций, желания и умения активно участвовать в возрождении России во многом зависит завтрашний день нашей страны.

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы: религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, моральные принципы и приемлемость их нарушения, представления о счастье и др.

Молодежь – важный субъект социальных перемен. Но не следует забывать, что представители различных социальных групп и регионов имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, отличаются разным уровнем образовательной и культурной подготовки. А требования к ним чаще всего предъявляются одинаковые.

Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в самых различных областях и сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что мы сможем оставить после себя своим потомкам.

 


*Субъект
-подлежащее суждения, предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается.

Глава 1. Понятие ценностных приоритетов.

 

Ценностные приоритеты - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний, существенное для данного человека. Ценностные приоритеты – эта главная ось сознания, преемственность определенного типа поведения и деятельности, которая выражается в направленности потребностей и интересов.

Ценности приоритеты обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, как средство достижения целей.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных приоритетов обуславливает такие качества личности как:
цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям, активность жизненной позиции.

Развитые ценностные приоритеты – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Основное содержание приоритетов – политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие привязанности человека, нравственные принципы поведения.

Ценностные Приоритеты включают в себя три компонента:
1. Смысловой
(Сосредоточен социальный опыт личности. На его основе возникает научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения)
2. Эмоциональный
(Предполагает переживание индивида своего отношения к данным ценностям и определяет личный смысл этого отношения)
3. Поведенческий
(Определяется на результатах первых двух компонентов, формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с планом)

Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в отношениях современной молодежи.
Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи.


 

*Приоритéт — понятие, показывающее важность, первенство. Например, приоритет действий определяет порядок их выполнения во времени.
* Индивид — отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.
*Преемственность - связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию.

Глава 2. Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы.

Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся.

Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь.

Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают различного рода религиозные секты, увлекаются мистикой и колдовством.

Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем.

Молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно – исторического общества.

Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия: переворот в социально – экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретатьнечего, т. к.старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут импомочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее – быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально – нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Разрушительное влияние на процессы образования и воспитания оказал развал СССР. Тем самым было уничтожено единое экономическое, культурное и образовательное пространство.

Социально – политический кризис в стране влияет не только на образование, но и на гражданское воспитание молодежи. Низкий авторитет власти, особенно исполнительной, межнациональные конфликты, криминальная обстановка в стране, неопределенность перспектив развития, тяготы экономики – все это не способствует воспитанию патриота своей страны, человека достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям.

Образование должно быть более глубоким, разносторонним. Вступающее в жизнь поколение понимает, что без хорошего, высококлассного образования в 21 веке делать нечего.

Развитие идет с серьезным отставанием от происходящих в стране политических процессов. Молодежь быстро убеждается, что живет в государстве, где законы нарушать очень и очень легко, где многие жулики и воры, взяточники остаются безнаказанными.

Средствами массовой информации постоянно называются стремление к успеху любой ценой, принцип “деньги не пахнут”,модель так называемой “жизнеспособной личности”, расталкивающей крепкими локтями окружающих и исповедующей социальный расизм.
* Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе
*Расизм -совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

 

В то же время часто можно услышать, что нынешней молодежи жить непросто: надо учиться, добиваться новых ступеней развития в условиях “новой” России.

За последние годы было создано немало мифов о молодежи. Но для настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается.

Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее.

Молодежь – одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к “утечке мозгов”.

У значительной части молодежи укоренились представления об ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны – это лишь цепь трагических преступлений и обмана.

Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.

Разумеется, ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более – ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими СМИ. Причем этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, чтобы люди легче усваивали их на образно – эмоциональном уровне.

При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых “правильных” героев телевизионных сериалов.

Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, телевидение. Но не всякая семья может дать достойное воспитание, а телевидение из воспитательного превратилось в развлекательное. Подростки принимают за “правду жизни” все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа.

 


* Тенденция и тенденциозность — возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении.
* Сре́дства массовой информации (СМИ) — совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.
* Ориента́ция, в классическом случае — выбор одного класса систем координат, связанных между собой «положительно» в некотором определённом смысле. Каждая система задает ориентацию, определяя класс, к которому она принадлежит.

Глава 3. Система ценностей молодого поколения

Молодое поколение – это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо “наследует” социальный статус семьи, либо характеризуется “будущим” социальным статусом.

Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей подростков – благодатная почва для анализа жизни общества и тенденций его развития. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки – завтрашние активные участники всех социальных процессов.

Объектом исследований является старшая возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой – их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто не определены. Именно эта группа – хороший “барометр” протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно – в сложных условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование смысл о жизненных ценностей молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.

Ценностями являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности – это то, ради чего люди живут и что ценят.

К сквозным ценностям, которые являются основными практически в любой сфере деятельности, можно отнести трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие и другие.

Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения – явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена.

Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, а также от осознания этой возможности самим человеком и его желания совершить определенный выбор.

В конечном счете, традиционные ценности – это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На одном уровне – конкретные родители влияют на своих детей. На другом - молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, - и тут проявляется второй момент, - что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что “подростковый период” переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня “отцам” открывается знание того, насколько пропитано мифами и миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни.

Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.

Ценностные ориентации очень тесно связаны с идеалом. Мы вправе сказать, что ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

- сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

- расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

- развитие – такое изменение в ценностно – ориентационной системе личности, когда обогащается внутренне содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

- возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;

- признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

- стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;

- желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Такое положение дел явилось следствием ряда причин:

отношение к подрастающему поколению как к объекту воспитания, что подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются прежде всего исполнительские, конформистские наклонности человека;

отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;

отсутствие социальных программ, рассчитанных на воспитание самодеятельности подрастающего поколения, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;

Молодое поколение оказывается более категоричным в суждениях и, что на первый взгляд, более сплоченным, чем их родители. Например, анализ ценностей показывает, что имеются некоторые существенные различия в распределении, по сравнению с родительской структурой ценностей. Ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке убывания значимости): 1. “Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 2. “Вера в бога – это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл”. 3. “Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше”. 4. “Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр”. 5. “Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода.” 6. “Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение”. 7. “Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни”. 8. “Жизнь человека – высшая ценность, только закон может посягнуть не нее”.

Ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены переменам в обществе.
Система ценностей молодого поколения – в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы.

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание – важная задача школы и вуза.

Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений и проб.

Высшее образование стремятся получить многие люди. Но вузы не могут принять всех желающих. Многие поступают на платные формы обучения, но в нынешней ситуации это очень дорого. Отсюда масса разочарований и огорчений.

Многие молодые люди осознанно связывают свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации.

Молодежь является большой социальной группой населения России. В силу возрастных особенностей молодежь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями.

Профессиональные предпочтения отражают реальное социальное положение разных профессиональных групп, а также косвенную деятельность средств массовой информации. Многие подростки хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит это – не знают. Им явно не хватает информации – и о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. От правильного выбора профессии зависит судьба молодого человека и ничто, кроме нормальной жизни общества и научно – обоснованной профориентации, не может реально помочь молодым людям.

Одна из важных для будущего общества проблем – соотношение предпочтений, отдаваемых типу общественного устройства. Оказалось, что несмотря на жесткие условия социальной действительности индивидуализм преобладает. Молодые люди в большей степени согласились бы работать в хорошем коллективе, чем в одиночку.

70% молодых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. “Заграница” для них более привлекательна, этим можно объяснить стремление молодых людей получить образование за рубежом или в престижных вузах нашей страны. Такое образование становится для них залогом, первой ступенью к достижению своей цели – возможности состояться профессионально.

Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы:

- сферы жизни, значимые в высокой степени – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями;

- сферы жизни, значимые на среднем уровне – учеба, здоровье, семья, брак, любовь;

- сферы жизни, значимые в низкой степени – религия, общество, страна, город, среда обитания.

Обнаруживаются существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых – город, среда обитания, страна, общество.

Большинство молодых людей удовлетворяет жизнь в целом и отдельные ее стороны. Неудовлетворенность молодые ощущают в отношении общества, страны и работы (настоящей или перспектив ее получения).

. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений, какую бы сферу он не затрагивал: экономическую, политическую либо духовную: “главное – инициатива, предприимчивость и поиск нового”. Уже по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт.

Заключение.
Ценностные приоритеты моего поколения – эта главная ось сознания, преемственность определенного типа поведения и деятельности, которая выражается в направленности потребностей и интересов.
В целом можно констатировать: старшее поколение, в отличие от нынешней молодежи, отличается большей консервативностью, что естественно с учетом его жизненного опыта – оно не любит рисковать, выделяться, склонно к солидарности и не привыкло рассчитывать только на себя, чего не скажешь о современной молодежи. Население страны в возрасте от 17 до 26 лет много раскованней строит планы на будущее. При этом современная молодежь не только говорит о желаниях достичь различных успехов, но и полагает, что ей по силам это сделать. Для реализации жизненных планов она готова предпринимать активные действия, будучи уверена в том, что человек сам в ответе за свою судьбу.
У современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования.

Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь – главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.


Список используемых источников.

1. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000

// СОЦИС: Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков, М., “Наука”, № 2, 2001, с. 87-92
2. // СОЦИС: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации, М., “Наука”, № 1, 2002,с.96-105

3. // СОЦИС: Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи, М., “Наука”, № 1, 2002,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: