САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине | Общая психология | |
На тему | Мотивация, эмоции, воля | |
Выполнила обучающаяся: Попова Анастасия Витальевна | |
Направление подготовки / специальность: 37.03.01 Психология | |
Курс: 2 | |
Группа: 341709 | |
Руководитель: Кубышкина Марина Леонидовна, доцент, кандидат | |
![]() | психологических наук |
Отметка о зачете | ||||
(отметка прописью) | (дата) | |||
Руководитель | М. Л. Кубышкина | |||
(подпись руководителя) |
Архангельск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1……………………………………………………………………………….. 3
1.2……………………………………………………………………………….. 3
1.3……………………………………………………………………………….. 4
1.4……………………………………………………………………………….. 5
1.5……………………………………………………………………………….. 6
1.6……………………………………………………………………………….. 7
2…………………………………………………………………………………. 7
3…………………………………………………………………………………. 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 15
Вариант 11
1.1 Как образуется мотивационное побуждение согласно мотивационной модели Х.Хекхаузена? Каковы основные понятия, описывающие модель?
Х. Хекхаузен склонен сводить мотив к когнитивным образованиям. Автор сводит мотивационный процесс к информационному, который понимается как оценка событий со стороны побудительной ценности вероятности их достижения. В этом отношении модель мотивации превращается в чисто информационную модель «ожидание × ценность», ибо третий параметр — мотив — непосредственно уже не рассматривается.
Для конкретизации модели выделяются несколько стадий в поведении: ситуация, действие, исход, последствия. Когда индивид попадает в ситуацию и действует тем или иным образом, то это ведет к определенному исходу. Исход, по мнению автора, не обладает побудительной ценностью. Последствия являются событиями более поздними, чем исход. Исход, как правило, вызывает несколько видов последствий, и одни и те же исходы дают начало различным последствиям у разных индивидов. Последствия обладают побудительной ценностью. Последовательность «ситуация — действие — исход — последствие» является временной цепочкой в познавательном плане, на основании которой проходят процессы принятия рационального решения.
Основные понятия: 1 Мотив – когнитивное образование.
2 Мотивационный процесс – информационный процесс, суть которого – оценка событий со стороны побудительной ценности вероятности их достижения.
3 Ожидание – субъективная вероятность наступления определенных последствий.
4 Побудительная ценность – относительная привлекательность конкретной цели или относительная непривлекательность события, которое может наступить как последствие некоторых действий.
Каковы закономерности развития мотивации в подростковом возрасте?
В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Теперь мотивы действуют не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". По мнению Л. И. Божович, именно в мотивационной сфере находится главное новообразование подросткового возраста. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка. Усвоение подростком нравственного образа происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки и действия в значимых для него ситуациях. Одновременно с нравственным развитием формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя её направленность, что позволяет подростку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию. Ещё одно новообразование подросткового возраста – "самоопределение", которое характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой значимой позиции. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях подростка, опирается на формирующееся мировоззрение, связано с его настоящей жизнью и определением себя в этой жизни. Отечественная психология основным социальным и психологическим содержанием подросткового периода считает переход от детства к взрослости. Взрослость – это готовность к полноценному и равноправному участию в жизни взрослых. Формирование взрослости имеет субъективную и объективную стороны.
Объективная сторона формирования взрослости проявляется в наличии собственных взглядов, относительной эмансипации от взрослых, в появлении стойких, осознанных познавательных интересов и нравственных убеждений. Развитие взрослости идёт неравномерно, и в разных сферах жизни ребёнка зарождающаяся взрослость может проявляться с разной степенью выраженности.