Добрый день уважаемые гости и участники




Лекция

«День народного единства в России: история и современность»

Х ə йерле к ө н, х ө рм ə тле сакырыл ғ ан k унактар

м байрамда k атнашыусылар!

Добрый день уважаемые гости и участники

Всероссийской культурной акции «Ночь искусств-2017»!

 

 

Тема моей лекции: «День народного единства в России: история и современность»

День народного единства является одним из государственных праздников современной России. В этот день, мы вспоминаем события начала XVII столетия, послужившего основой для нового праздника.

Для восприятия лекции, предлагаем рассмотреть историю этого праздника в следующем тезисном порядке.

 

Во-первых, охарактеризовать Социально – экономическое и политическое развитие России вначале XVII вв. Дореволюционные и современные исследователи называли и называют данный период, также термином «Смутное время», советские историки - «Крестьянской войной под предводительством К. Булавина».

Несмотря на различные оценки историков событий начала XVII вв., все исследователи сходятся во мнение, что молодое Российское государство, разоренное после правления Ивана Грозного, переживало тяжелый социально-политический кризис.

Пресечение династии Рюриковичей, сепаратизм и амбиции боярства, неурожаи, массовый голод и болезни, вызвали Гражданскую войну, усложненную вмешательством внешних врагов: Речи Посполитой и Швеции.

С 1598 по 1610гг. на русском престоле сменилось 3 царя: Борис Годунов, Дмитрий I (более известный как самозванец, Лжедмитрий I, по версии Б. Годунова беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев), Василий Шуйский. Все они были избраны царями на Земском соборе, высшем сословно-представительском учреждение Русского царства того периода. Данное обстоятельство, несомненно, указывает на развитие демократических основ российского государства и формирования зачатков первого гражданского общества в Европе.

В то же время слабость центральной власти и ожесточение народа, породило развитие феномена самозванства и расширения народных восстаний. В 1607-1610 гг в селе Тушино под Москвой встал военным лагерем еще один претендент на трон Лжедмитрий II, получивший прозвище «Тушинский вор». В социальных низах антибоярские настроения переросли в открытые выступления, вылившиеся в восстание. Предводитель восставших К. Болотников призывал истребить бояр и овладеть «...женами их, и вотчинами, и поместьями».

В 1610 году бояре приглашают на русское царство польского королевича Владислава. Войска Речи Посполитой входят в Москву занимают и Кремль. В 1611 г. польский король Сигизмунд III заявил, что не его сын Владислав, а он сам станет царем России, которая войдет в состав Речи Посполитой. Возникла серьезная угроза суверенитету России.

В том же 1611 году, на востоке России против поляков, шведов и боярской политики собирается народное ополчение. Однако, первое ополчение в 1611 году, терпит под стенами Москвы неудачу. Лишь второе ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина (по предположению исследователей, крещеного татарина Кириша Миннибаева) и князя Дмитрия Пожарского 22 октября 1612 года штурмом взяли Китай-город, и начинают осаду гарнизона Речи Посполитой в Кремле. 27 октября польский гарнизон сдался.

Участие во втором ополчение принимали все народы Поволжья: ногайцы, татары, мордва, чуваши и др. Была среди них и башкирская конница. Именно она вместе с казаками отбивала атаки польских гусар пытавшихся помочь польскому гарнизону, засевшему в Кремле.

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова. Воцарение на русском престоле династии Романовых, ознаменовало завершение Смутного времени.

Россия вышла из «Смуты» крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения (3 млн. человек). В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость.Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало. Уже через сто лет, Россия становится могущественной, многонациональной империей, через двести пятьдесят - промышленно развитой державой.

 

Тезис второй: «Истоки становления Праздника Дня народного единства».

При взятии Китай-города 22 октября 1612 года по юлианскому календарю, Князь Пожарский держал у себя Казанскую икону Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех с половиной столетий вплоть до 1918 года.

В настоящее время, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября – годовщины Октябрьской революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта – Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В пояснительной записке к проекту авторов законопроекта о введении нового праздника отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе»

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом.

В результате, в современном календаре России появился новый праздник – 4 ноября – День народного единства.

 

Тезис третий: «Государственное, религиозное и национальное в новом празднике».

Введение нового праздника в 2004 году, вызвало оживленную дискуссию и получило неоднозначную оценку в российском обществе.

Высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет исторической связи с описанными выше событиями, ставилось под сомнение правильность датирования старых праздников в новом стиле, говорилось и о возрождение церковного праздника под светской словесной оберткой, а также неудачным опытом замены праздника 7 ноября новым праздником.

Большинство политологов, социологов, культурологов были единодушны в оценке праздника: «День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем».

Действительно, в самой природе российского государства заложена необходимость праздников патриотического характера идущей из глубины веков. Несмотря на разницу в 400 лет, социально-политические события начала XVII и XX веков в России, имеют много общего: яркое начала, а затем провал реформ, экономический и политический хаос, изменение ценностных ориентиров, конфронтация общества. Буд-то по аналогии начала XVII века, в современной России наведение государственного порядка началось с усиления вертикали власти, борьбе с экономическими преступлениями, ужесточением внутриполитического курса. Реформы президента В.В. Путина, по стабилизации ситуации в стране получили поддержку и со стороны народа. И как, мы отмечали в первом тезисе, обобщая итоги Смутного времени, можно перефразирую фразу, сказать: «вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в наших экстремальных условиях не существует».

Поэтому, какие бы не проходили дискуссии, День народного единства - это государственный праздник, необходимый нашему обществу. На примере событий Смуты, мы не имеем права совершать трагических повторений из прошлого.

В празднике удачно сочетаются и интересы государства по укреплению межнациональных и религиозных отношений, и интересы проживающих в нем народов.

Для запуска в «серию» любой новый праздник проходит естественный процесс: обсуждения его в обществе, отсеивания от него негативных элементов (для примера, «Русские марши» национал-патриотических организаций и движений), изучения, распространения его в наибольшем масштабе, и возведения праздничной формы в традицию на государственном уровне.

С 2005 года праздник стал широко отмечаться по всей России. Традиционным центром праздничных мероприятий России, постепенно становится город Нижний Новгород – малая родина К. Минина и Д. Пожарского.

Новизна праздника придает возможность широкой импровизации проводимых торжеств. Например, в прошлом году в нашем городе, проводился диспут с обширной аудиторией по вопросам происхождения, значения и будущего праздника, в этом году торжественное мероприятие.

Таким образом, мы, граждане современной России, становимся живыми свидетелями рождения, апробации и становления нового праздника - Дня народного единства.

Подводя итоги лекции, отметим:

- эпоха смуты и освобождение Москвы вторым ополчением под руководством князя Д. Пожарского и земского старосты К. Минина - это тяжелейшее испытание, через которое пришлось пройти российскому народу;

- праздник служит уроком для нас, как государство, оказавшееся на краю гибели, лишившееся своих центральных органов и правителя, было восстановлено самим многонациональным народом.

- новый государственный праздник «День народного единства» пока не получил окончательной формы проведения и находится в стадии поиска и своего оформления.

Подготовил заведующий Дома- музея Ш.А. Худайбердина –

филиала Национального музея РБ

Ю.А. Минишев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: