Содержание
1. Миссия и видение
2. Анализ текущей ситуации
. Стратегические направления
. Функциональные возможности
. Межсекторальное взаимодействие
. Мероприятия по борьбе с коррупцией
. Нормативные правовые акты
8. Бюджетные программы
Миссия и видение
Миссия - формирование индустриального комплекса области, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках и способного максимально удовлетворить потребности населения области. Способствовать и стимулировать развитие обрабатывающей промышленности, предпринимательства путем государственной поддержки и создания условий для их развития. Увеличение объема производства в обрабатывающей промышленности за счет открытия новых производств, производств с высокой добавленной стоимостью.
Видение - диверсифицированная экономика области с увеличивающейся долей обрабатывающей промышленности, конкурентной на внутреннем и внешнем рынке. В обрабатывающей промышленности индустриальное развитие обеспечено производством продукции, отвечающим международным стандартам качества. Созданы благоприятные условия для развития предпринимательства, открытия новых предприятий. Продолжается работа по устранению административных барьеров, налажены контакты по взаимодействию субъектов малого предпринимательства с потенциальными потребителями.
Анализ текущей ситуации
. Индустриально-инновационное развитие
На территории Костанайской области сложился многоотраслевой промышленный комплекс, ориентированный на использование природных ресурсов и развитие базовых отраслей промышленности.
В области производится 100% республиканского объема железорудных окатышей, бокситов и асбеста, свыше 80% - железной руды, освоена добыча золотосодержащих руд, производится сельскохозяйственное оборудование, продукция легкой промышленности, пищевые продукты и напитки.
|
В 2008 году в области было произведено промышленной продукции на сумму 339,6 млрд. тенге, что на 46,3% больше чем в 2007 году.
Индекс физического объема промышленной продукции за 2008 год составил 97,4%.
В 2008 году объем производства продукции в горнодобывающей промышленности увеличился на 53,1% по сравнению с 2007 годом, в обрабатывающей промышленности на 44,7%. При этом, ИФО горнодобывающей промышленности в 2008 году составил 91,5%, а в обрабатывающей промышленности 110,4%.
Достигнутый рост промышленного производства в значительной степени достигнут за счет повышения цен на сырье.
В структуре промышленности области преобладает горнодобывающая промышленность, её доля в 2008 году составила 58,1%, обрабатывающая промышленность занимает 34,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7,5%. За период с 2006-2008 годов произошло увеличение доли обрабатывающей промышленности с 30,1 до 34,4 процентов.
В общем объеме обрабатывающей промышленности за 2008 год (116,9 млрд. тенге) 62,5% занимает производство пищевых продуктов, 14,2% машиностроение, 8,1% металлургическая, 1,9% легкая и 2,4% целлюлозно-бумажная промышленность.
Численность занятых в промышленности составляет 52 тыс. человек.
Намечается тенденция увеличения численности занятых в обрабатывающей промышленности. Так, за период с 2006-2008 годов численность работающих в обрабатывающей отрасли возросла на 2,4 тыс. человек.
|
За 2008 год объем инвестиций направленных в промышленность составляет 44,1 млрд. тенге.
В отраслевой структуре наибольшая доля привлеченных в 2008 году инвестиций, приходится на горнодобывающую промышленность - 31,2 млрд. тенге (70,7%), в обрабатывающую промышленность вложено инвестиций в размере 7,9 млрд. тенге (18,0%), в производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,0 млрд. тенге (11,3%).
В том числе, иностранные инвестиции в сумме 1,7 млрд. тенге направлялись лишь в горнодобывающую промышленность. Это - инвестиции за счет предприятия по добыче и обработке золотомедной руды акционерного общества «Варваринское».
Последние 10 лет предприятия горнодобывающей отрасли развивались достаточно стабильно. Вместе с тем, за последнее время наметились проблемы с реализацией продукции.
Снижение мирового спроса на продукцию горно-металлургического комплекса уже затронуло ряд наших крупных промышленных предприятий.
Согласно поставленных Президентом Республики Казахстан задач по обеспечению устойчивого развития реального сектора экономики в условиях мирового финансового кризиса и социальной ответственности предприятий перед обществом, в области подписаны меморандумы о взаимном сотрудничестве между акиматом Костанайской области и градообразующими предприятиями области: АО «ССГПО», АО «Варваринское», АО «Костанайские минералы» и ТОО «Иволга Холдинг» по обеспечению трудовых прав, социально-экономических интересов и гарантий работников. Аналогичная работа проведена в городах и районах области.
|
Руководителями ряда крупных промышленных предприятий предпринимаются меры в соответствии с разработанными антикризисными программами.
Также, в связи с высоким уровнем износа основных фондов, промышленные предприятия нуждаются в срочной модернизации оборудования и технологии, поскольку дальнейшее производство продукции с помощью старой технологии, морально и физически изношенного оборудования приведет к резкому падению реальной конкурентоспособности на потребительском рынке.
Основным инструментом политики дальнейшей диверсификации экономики является Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы. Главной целью развития промышленности области на сегодня является увеличение доли обрабатывающей промышленности, преодоление технологического и технического отставания предприятий.
В рамках Стратегии индустриально-инновационного развития за 2004 - 2008 годы в области реализовано 70 инвестиционных проектов, привлечено инвестиций в размере 49,9 млрд. тенге.
Из них 8 проектов реализовано в горнодобывающей отрасли, инвестировано 33,7 млрд. тенге, 62 проекта на сумму 16,2 млрд. тенге - в обрабатывающей отрасли.
По итогам 2008 года все 10 инвестиционных проектов на сумму 2,0 млрд. тенге реализованы именно в обрабатывающей промышленности.
В 2009 году из запланированных к реализации 16 проектов, 15 проектов планируется реализовать в обрабатывающей промышленности, сумма инвестиций составит 6,8 млрд. тенге, будет создано 892 рабочих мест.
Одним из способов, государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, также станет формирование инновационной инфраструктуры, включающей инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, обучающие фирмы, создание специальной экономической зоны.
Также, первостепенной задачей экономического развития области сегодня является повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Много предприятий с мировым именем достигли своего экономически стабильного положения только потому, что на первый план в своей деятельности поставили качество производимой ими продукции и наличие сертифицированной системы качества в соответствии с международными стандартами служит визитной карточкой, удостоверяющей надежность партнера и качество его продукции и услуг.
В области шестьдесят четыре предприятия имеют сертификаты соответствия ИСО серий 9001-2000, 14001-2004, OHSAS 18001-1999 и на двадцати пяти в этом направлении ведутся данные работы.
Внедрение международных стандартов качества позволит промышленным предприятиям области поставлять на внутренние и внешние рынки продукцию, отвечающую международным стандартам.
Ведется работа по исполнению поручения Президента Республики Казахстан по увеличению доли казахстанского содержания в государственных закупках национальных компаний, недропользователей и государственных организаций. Сформирован и направлен в Министерство индустрии и торговли перечень из 350 предприятий области для включения в общий реестр отечественных товаропроизводителей.
Национальным компаниям - АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «НК «Казахтелеком», АО «НК «Казатомпром», АО «СПК «Тобол» и другим холдингам направлены списки промышленных предприятий области с указанием перечня выпускаемых товаров.
Направлена информация всем недропользователям области о необходимости регистрации в реестре товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию.
В Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2009 года №366 «Об утверждении перечня организаций, закупки товаров, работ и услуг которых подлежат мониторингу казахстанского содержания» включены такие системообразующие предприятия области, как АО «Баян-Сулу» и ТОО «ДЕП» закупки товаров, работ и услуг которых подлежат мониторингу казахстанского содержания.
По итогам проведенных совещаний было заключено 28 меморандумов на сумму 3,1 млрд. тенге и 9 контрактов на сумму 924,9 млн. тенге.
Проблемы в сфере индустриально-инновационного развития
низкая конкурентоспособность продукции обрабатывающего сектора;
высокий износ основных фондов и использование устаревших технологий;
нехватка оборотных средств и недоступность кредитов с низкой процентной ставкой;
низкий уровень инновационной активности предприятий области;
слабые стимулы для развития обрабатывающих производств в налоговом, таможенном законодательстве;
недостаточная инвестиционная привлекательность несырьевого сектора экономики.
. Развитие торговли
Внутренняя торговля
Торговля - одна из крупнейших сфер экономической деятельности республики, и ее развитие - одно из условий успешного функционирования экономики.
В 2008 г. оборот от розничной продажи товаров составил 63,4 млрд. тенге и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в постоянных ценах) на 6,2%. В 2007 году объем розничного товарооборота, который включает объемы оборота на торговых рынках, по Костанайской области составил 51,3 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился на 8,8%. Основная масса реализованного товара приходится на областной центр. В структуре розничного товарооборота наблюдается постепенное повышение доли непродовольственных товаров (70%), что может быть вызвано опережающим ростом цен на непродовольственные товары и повышением покупательской способности населения.
Доля торговли в ВВП Костанайской области в 2007 году составила 13,0%, в 2006 году 12.8%, при этом рост ВВП не обеспечивает адекватный рост розничного товарооборота, что свидетельствует о наличии системных проблем в розничной торговле.
На 1 января 2009 года насчитывается 6969 объектов торговли, из них 3594 в сельской местности. В Костанайской области зарегистрировано 49 рынков на 7,9 тыс. торговых места, что на 11 рынков меньше, чем по состоянию на начало 2008 года. Снижение количества рынков связано с упорядочением деятельности рынков и приведение их в соответствие с законодательством. По городской местности зарегистрировано 29 рынков, по сельской местности - 20. По количеству рынков лидирует г. Костанай, г. Рудный, Карабалыкский район. По типу рынки разделены на продовольственные, непродовольственные, специализированные и универсальные рынки.
В общем объеме розничного товарооборота доля оборота торговых рынков и индивидуальных предпринимателей в 2008 году составила 30,4% или 16,1 млрд. тенге, что по сравнению с 2007 годом меньше на 5,9%. Снижение объема оборота торговых рынков и индивидуальных предпринимателей стала снижение объемов торгового финансирования банками второго уровня (из-за повышения процентных ставок на пополнение оборотных средств). Так, на конец 2007 года объем торгового финансирования банками второго уровня составил 57,8 млрд. тенге (32,3% от общего объема кредитования), в 2008 году - 44,6 млрд. тенге (45,2%).
Также, одной из причин является снижение потребительской активности населения вследствие повышения цен на продовольственные товары.
Согласно статистических данных на сегодняшний день численность занятого населения в торговле составляет более 47 тыс. человек, или 109% от трудоспособного населения. Однако, фактически число занятых в сфере торговли превышает данную цифру примерно в 2 раза, из этого следует полагать, что сфера торговли в области является трудоизбыточной и социально уязвимой.
Одним из негативных факторов во внутренней торговле, является сосредоточение на торговых рынках значительного объема теневого оборота, что включает в себя: непрозрачное налогообложение как торгующих предпринимателей, так и самих рынков; высокий уровень реализации контрабандной и контрафактной продукции; активная деятельность перекупщиков; широкое использование поддельных сертификатов качества на реализуемые товары.
Имеющаяся законодательная база, касающаяся вопросов регулирования торговли в Республике Казахстан, как правило, несовершенна, что затрудняет исполнение данных нормативно-правовых актов и применение их на практике.
Отсутствие государственной программы развития торговой деятельности в Республике Казахстан, так же негативно сказывается на развитии торговой деятельности.
Проблемы в сфере торговли
слабое законодательное обеспечение в сфере регулирования торговой деятельности, отсутствие механизма их применения;
высокий уровень теневого оборота на торговых рынках;
низкий уровень правовой грамотности работников сферы торговли, недостаточная информированность отечественных производителей о возможности защиты от возросшего, демпингового и субсидированного импорта товаров;
отсутствие программы развития торговой деятельности, рекомендаций и нормативов, касающихся развития торговой инфраструктуры («специализации», «концентрации» торговой сети, разработанных с учетом нормативов и плотности населения), что отрицательно влияет на уровень развития инфраструктуры внутренней торговли и создает нездоровую конкуренцию.
. Развитие предпринимательства
Динамика развития предпринимательства
В развитии экономики области малое предпринимательство играет важную роль.
По итогам 2008 года в области зарегистрировано 54975 субъектов малого предпринимательства (СМП), что на 5,1% больше чем за 2007 год.
Число действующих СМП возросло на 1,9% и составило 44668 субъектов или 81,3% от числа зарегистрированных.
В разрезе регионов наибольшее количество действующих хозяйствующих СМП приходится на города: Костанай - 40,1%, Рудный - 15,6%, Лисаковск - 6%, а также районы: Костанайский - 4,4 и Аулиекольский - 3,7%. Наименьшее - Камыстинский район - 0,9%, Жангельдинский район - 0,6%.
В отраслевой структуре основная доля субъектов занята в сфере торговли - 52,5% (23431 субъектов). Такое положение объясняется тем, что торговая деятельность наиболее доступна для предприятий малого бизнеса, т.к. не требует больших капиталовложений и позволяет за более короткий срок осуществить оборот финансовых средств и остается более привлекательной для СМП. В сельском хозяйстве занято 13,0% (5790), в промышленности и строительстве соответственно 3% и 2,3% (1355 и 1030), на прочие отрасли приходится 29,2% (13062).
Предпринимательская активность на 1000 человек в среднем по области составила 50 единиц.
Численность работающих в СМП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 3,6% и составила 92 тыс. человек.
Удельный вес занятых в малом бизнесе от экономически активного населения составил 16,5%.
В региональном разрезе наибольшая доля занятых в СМП в общей численности занятых приходится на города: Костанай - 41,7% и Рудный - 12,7, а также районы: Костанайский - 5,4 и Аулиекольский - 4,7%. Наименьшее - Камыстинский район - 1,0%, Жангельдинский район - 0,4%.
Выпуск товаров (работ, услуг) всего от СМП за 2008 год составил - 123840 млн. тенге, что на 8,6% больше чем за 2007 год, в том числе на предприятиях малого бизнеса - 42462 млн. тенге, индивидуальные предприниматели - 81378 млн. тенге.
На 1 января 2009 года от субъектов малого бизнеса поступило налогов и платежей в бюджет в сумме - 19 608,7 млн. тенге, в том числе от юридических лиц - 15 612,8 млн. тенге, от индивидуальных предпринимателей - 3 830,4 млн. тенге, от крестьянских хозяйств - 165,5 млн. тенге.
Удельный вес налогов от СМП в общей налоговой массе составляет - 23,4 процента.
За 2008 год в рамках антикризисных мер для кредитования малого и среднего бизнеса Костанайской области было выделено всего (по программе обусловленного размещения средств через банки второго уровня в т.ч. по программе Даму - регионы) 8,9 млрд.тенге, данные средства полностью освоены, профинансировано 285 проекта МСБ, создано более 300 новых рабочих мест.
Таким образом, в ходе реализации данных программ для предпринимателей региона увеличилась степень доступности и оперативности предоставления кредитных ресурсов, расширился охват потенциальных заемщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, снизилась стоимость кредитных ресурсов.
Несмотря на некоторые положительные тенденции в развитии малого предпринимательства области, экономический кризис усилил и обнажил проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели.
Сокращение объемов производства привело к сокращению оборотных средств и росту безработицы. Так, численность занятых у СМП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 3,6%.
Упала общая покупательская способность населения, что соответственно снизило объемы кредитования населения банками второго уровня.За 2008 год филиалами банков второго уровня выдано кредитов субъектам малого предпринимательства на сумму 53,3 млрд. тенге, что на 28,8% меньше, чем за аналогичный период 2007 года.
Наряду с данными естественными процессами обострились и общие проблемы развития бизнеса в области.
К ним относятся:
1. наличие административных барьеров для деятельности предпринимателей.
Так, для предпринимателей остается проблема разрешительных процедур в акимате города при получении земельного участка, получения разрешения на строительство объектов бизнеса и перепланировку жилых помещений под объекты бизнеса.
Необходимо рассмотреть вопрос о сокращении срока рассмотрения заявок субъектов малого бизнеса, либо рассмотрения их в первоочередном порядке.
При подаче документов на регистрацию в ЦОНы, представители юридических лиц вынуждены простаивать в общих очередях вместе с физическими лицами. Тогда как, было бы удобным ввести отдельные окна в ЦОНах для обслуживания юридических лиц, тем самым, сократив время предпринимателей на оформление документов.
Экспертные советы по вопросам предпринимательства уполномочены рассматривать очень узкий круг вопросов.
Необходимо расширение функциональных обязанностей экспертных советов по вопросам предпринимательства, путем внесения изменений и дополнений в Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года и в постановление Правительства РК от 2 июня 2006 года № 496 «Об утверждении Типового положения об Экспертных советах по вопросам предпринимательства». Тем самым, экспертные советы будут охватывать больший диапазон проблемных вопросов, имеющихся на сегодняшний день, касательно развития предпринимательства, так как зачастую только лишь экспертизы проектов НПА недостаточно для решения проблем по взаимодействию государственных структур с бизнес-сообществом.
. проблема формирования стартового капитала при создании новых предприятий, а также недостаточная доступность финансово-кредитных ресурсов.
Так, одной из причин недоступности кредитных ресурсов остается большой объем запрашиваемых документов банками при выдаче кредитов для субъектов предпринимательства, требование банков предоставлять большое количество финансовой информации по кредитным договорам и дополнительно сверх договоров.
Также, значительная часть проектов реального сектора не соответствует технологическим требованиям банков. Зачастую банки не заинтересованы в финансировании проектов в сельской местности ввиду отсутствия или недостаточности у последних необходимых производственных и материальных ресурсов, в том числе ликвидного залогового обеспечения.
В связи с чем, необходимо продолжить работу по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства по программе обусловленного размещения денежных средств в банках второго уровня.
. недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, в частности обеспечивающей предпринимателей надежной и достоверной информацией о конъюнктуре рынка, слабая теоретическая и практическая подготовка предпринимателей.
В настоящее время услуги по разработки бизнес-планов и маркетинговых исследований для субъектов малого и среднего бизнеса недостаточно развиты в регионе. При осуществлении своей деятельности субъекты малого и среднего предпринимательства сталкиваются с рядом организационных проблем, такими как: правовое обеспечение, аудит и бухгалтерия, маркетинговые исследования, бизнес - планирование, налоговое законодательство и так далее. В связи с этим, большая роль на этом этапе отводится консалтинговым компаниям, центрам поддержки малого бизнеса и другим субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Для решения данных проблем, необходимо создание региональных центров поддержки малого предпринимательства как в городах, так и в сельской местности для оказания услуг малому предпринимательству на постоянной основе, а не разовой акцией.
На базе центров необходимо оказывать услуги по бухгалтерскому учету, налогообложению, правовым вопросам и адвокатуре, проводить обучающие семинары, оказывать информационно-аналитическую, консультационную поддержку и так далее.
Такие централизованные площадки позволят существенно сэкономить и рационально использовать ограниченные средства субъектов по постоянному содержанию в их штате бухгалтеров, аудиторов и юристов.
Стратегические направления, цели и задачи
Наименование | Ед. изм | Отчетный период | Плановый период | ||||||||
2008 (отчет) | 2009 (оценка) | ||||||||||
НАПРАВЛЕНИЕ 1. Индустриально-инновационное развитие | |||||||||||
ЦЕЛЬ 1.1 Развитие обрабатывающих отраслей экономики | |||||||||||
Целевые индикаторы: | |||||||||||
Прирост физического объема обрабатывающей промышленности | % | - | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||||
Количество вновь созданных производств обрабатывающей промышленности | Ед. | ||||||||||
Задачи 1.1.1 Повышение привлекательности развития обрабатывающей отрасли | |||||||||||
Количество вновь созданных производств обрабатывающей промышленности | Ед. | ||||||||||
Задачи 1.1.2 Реализация инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности | |||||||||||
Количество инвестиционных проектов | Ед. | ||||||||||
Задача 1.1.3 Развитие казахстанского содержания по системообразующим предприятиям | |||||||||||
Увеличение доли казахстанского содержания в товарах и услугах по системообразующим предприятиям | % | - | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,5 | 1,6 | 2,0 | |||
Задача 1.1.4 Внедрение систем менеджмента, соответствующих международным стандартам | |||||||||||
Количество предприятий, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента на соответствие требованиям международных стандартов | Ед. | ||||||||||
ЦЕЛЬ 1.2 Обеспечение инновационного развития промышленности | |||||||||||
Целевые индикаторы: | |||||||||||
Уровень инновационно - активных предприятий | % | 3,3 | 3,8 | 4,2 | 5,0 | 5,2 | 5,4 | ||||
Выпуск инновационной продукции и услуг инновационного характера в общем объеме выпускаемой продукции | % | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | |||
Задачи 1.2.1 Развитие инновационной инфраструктуры | |||||||||||
Создание регионального центра индустриально-инновационного развития (на базе Рудненского индустриального института) | Ед. | ||||||||||
НАПРАВЛЕНИЕ 2.Развитие торговли | |||||||||||
ЦЕЛЬ 2.1Институциональное и инфраструктурное развитие внутренней торговли | |||||||||||
Целевые индикаторы: | |||||||||||
Темп роста розничного товарооборота в процентах к предыдущему году | % | 106,2 | 100,3 | 102,5 | 103,0 | 104,0 | 104,1 | 104,2 | |||
Задача 2.1.1Институциональное обеспечение развития внутренней торговли | |||||||||||
Выработка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты и внесение их в центральные исполнительные органы | Ед. | ||||||||||
Задача 2.1.2 Развитие инфраструктуры внутренней торговли | |||||||||||
Улучшение торговых площадей для предпринимателей | кв. м на 1000 чел. | ||||||||||
Увеличение количества предприятий торговли и сферы услуг, осуществляющих расчеты за товары и предоставляемые услуги с помощью пластиковой карточки через POS-терминалы | ед. | ||||||||||
ЦЕЛЬ 2.2Информирование отечественных предприятий (товаропроизводителей и поставщиков услуг) о механизмах защиты внутреннего рынка от возросшего, демпингового и субсидированного импорта товаров и правилах международной торговли и интеграции Казахстана в международную торговую систему | |||||||||||
Целевые индикаторы: | |||||||||||
Количество отечественных товаропроизводителей и поставщиков услуг, проинформированных о механизмах защиты внутреннего рынка от возросшего, демпингового и субсидированного импорта товаров и правилах международной торговли и интеграции в международную торговую систему | Ед. | - | |||||||||
Задача 2.2.1 Проведение информационно-разъяснительной работы с казахстанскими предпринимателями о механизмах защиты внутреннего рынка от возросшего, демпингового и субсидированного импорта товаров и правилах международной торговли и интеграции Казахстана в международную торговую систему | |||||||||||
Количество предпринимателей, с которыми будет проведена работа по вопросам защиты внутреннего рынка от возросшего, демпингового и субсидированного импорта товаров | Ед. | - | |||||||||
Количество планируемых семинаров с предпринимателями области, касающихся правил международной торговли и интеграции Казахстана в международную торговую систему | Ед. | ||||||||||
НАПРАВЛЕНИЕ 3. Развитие предпринимательства | |||||||||||
ЦЕЛЬ 3.1 Создание условий для развития малого предпринимательства, устранение административных барьеров | |||||||||||
Целевые индикаторы: | |||||||||||
Выпуск товаров, работ и услуг от предприятий малого бизнеса (юридические лица) | млрд. тенге | 42,5 | 42,5 | 42,8 | 42,9 | 43,1 | 43,4 | 43,6 | |||
Количество действующих субъектов малого предпринимательства | Тыс. ед. | 44,6 | 44,6 | 44,7 | 44,8 | 45,0 | 45,2 | 45,3 | |||
Численность работающих в малом предпринимательстве | Чел. | ||||||||||
Задача 3.1.1. Анализ деятельности предпринимателей, существующих проблем, действующей нормативно - правовой базы. | |||||||||||