Позиции партнеров общения




Как мы выяснили в предыдущей теме, процесс пе- дагогического общения имеет определенную структу- ру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаимодействие. Общаясь с учащимися и их родите- лями, коллегами по работе, руководством школы, ра- ботниками управления народного образования, члена- ми своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, учитель занимает опреде- ленные коммуникационные позиции: позицию «пре- восходства» (тип А), позицию «наравне» (тип Б), пози- цию «подчинения» (тип В).

Взаимодействие типа А характеризуется тем, что активным, доминирующим субъектом общения высту- пает учитель. Он проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реа- лизует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего субъекта обще- ния. Этот тип характерен для взаимодействий «учи- тель — ученик».

Взаимодействие типа Б реализуется в общении двух равных партнеров, при котором они оба проявляют

 

12 Педагогическая психология


 

Раздел 5. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение

 

инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимоза- висимости. Чаще всего этот тип реализуется в общении

«учитель — учитель», «учитель — супруг(а)».

Взаимодействие третьего типа В, в котором учи- тель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, характерно в его коммуника- тивных контактах с руководством. Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в ком- муникативный контакт. Но в реальной жизни часто происходит смещение позиций и нарушение «правил» общения.

• Реализация учителем лишь одной коммуникатив- ной позиции также может привести к отрицательным результатам. В первом случае монопольное владение учителем позицией «превосходства» ведет к подав- лению творческой активности учащихся, снижению их интересов к учению. Но и во втором случае пол- ное равноправие преподавателей со школьниками может обернуться анархией в школе, непослушани- ем детей и увеличением числа асоциальных поступ- ков. Учитель должен уметь реализовывать различные позиции в зависимости от ситуации и возраста школьника.

Позиция «превосходства» может быть эффектив- ной в коммуникативных контактах с учащимися млад- ших классов, в учебной деятельности которых необхо- димы управление и контроль учителя. Эта позиция сохраняет свое значение в общении учителя с подрост- ками и старшеклассниками, но только в ситуациях обучения. Учитель должен «держать» дисциплину в классе, давать новые знания и т. д. Его строгость и требовательность, самодисциплина и профессиона- лизм выступают образцом для учеников. Но вот урок закончился, и ситуация изменилась. Во внеурочном об- щении со школьниками учитель должен уметь гибко перестраиваться и занимать позицию «наравне» — знать интересы и желания учеников, понимать их

1 9 4 личные проблемы и т. д.


 

 

Тема 14. Межличностные отношения между различными участниками...

 

Успешность овладения учителем той или иной позицией зависит во многом от его личных качеств и внутренних позиций. И таких позиций существует три: Родитель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д). Ввел их обозначе- ние в психологию Эрик Берн, разработав методику трансакционного (трансактного) анализа.

Придерживаясь позиции В, человек предпочитает решать все встающие перед ним задачи и проблемы конструктивно, всесторонне их обдумывая, взвешивая все «за» и «против», стараясь найти наиболее опти- мальные и приемлемые способы выхода из сложив- шейся ситуации. Также ведет себя этот человек и в любой конфликтной ситуации, предлагая противопо- ложной стороне поступать так же.

Позиция Р — менторская позиция. Человек, при- держивающийся этой позиции, предпочитает всех поучать и «воспитывать». Даже при решении стоящих перед ним задач он объясняет всем окружающим, как они должны поступить в данной ситуации, чтобы его проблема благополучно разрешилась. В конфликтной ситуации он также поучает своего партнера и указы- вает, что тот должен сделать, считая себя, в большин- стве случаев, правым.

Позиция Д — позиция маленького растерянного ребенка. Как ребенок в трудных ситуациях бежит с плачем и жалобами к взрослому за помощью, так и взрослый по возрасту человек с внутренней позици- ей Д ждет, когда кто-нибудь ему поможет и возьмет на себя разрешение всех его проблем. Он либо жа- луется окружающим на судьбу и явно или неявно ищет помощи, либо с беспечностью того же ребенка делает вид, что проблемы не существует, а разрешит- ся она сама собой. В конфликтной ситуации такой человек либо впадает в истерику, обвиняет всех и вся, либо избегает каких-либо способов разрешения конфликта.

Э. Берн считает, что в каждом человеке присут- ствуют все три перечисленных позиции, но с возрас- том одна какая-нибудь начинает преобладать.

У каждого учителя, как у любого человека, также присутствуют эти позиции. Преобладание той или

 

13;


Раздел 5. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение

 

иной внутренней позиции приводит к тому, что учи- тель внешне, в поведении, чаще предпочитает прояв- лять и одну из внешних позиций — типа А, Б или В. Преобладание любой позиции можно выявить у себя, занявшись интроспекцией и вспомнив, как вы себя ведете чаще всего в конфликтной ситуации. Зная же себя, легче прогнозировать свое поведе- ние и совершенствовать его, а умение распознавать эти позиции в других помогает избежать лишних

конфликтов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: