Попадая в конфликтную ситуацию, мы можем направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию соб- ственного психического состояния.
Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.
1. Метод интроспекции — человек ставит себя на место другого, а затем воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает" в данной ситуации. Но возникает опасность собствен- ные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого. Необходима постоянная корректировка на основе знаний об этом человеке.
2. Метод эмпатии — вчувствование во внутрен- ние переживания другого человека. Хорош для эмо- циональных людей, «художников» с интуитивным мышлением, умеющих к тому же доверять своим эмо- циям, а не только критиковать их. /
3. Метод логического анализа — для рационалис^- л:ов, опирающихся на мышление. Они анализируют ситуацию, свое представление о партнере общения, его поведение.
Во втором случае человек старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдер-' жанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтномрежиме».
j Американские психологи предлагают множество остроумных способов сохранения внутреннего спокой- ствия. Вот некоторые из них:
| — если вы попали под «удар» противополож- j ной стороны, то, чтобы не слышать реплик
\| нападающего, нужн о думать о чем-то своем,
Тема 14. Межличностные отношения между различными участниками...
декламироват ь стихи, перемножат ь мно- гозначны е числа, вспоминать анекдоты или рецепты;
— можно представить себе, что вы одеты в некий защитный костюм, от которого все слова отска- кивают, как мячики, либо стекают, как струйки дождя;
— можно представлять свое внутреннее раздра- жение, которое выходит из вас в виде какого- нибудь облачка или привидения;
— можно попытаться представить своего оппо- нента в смешном виде, например в каком-ни- будь маскарадном костюме;
— можно, наконец, представить, что все слова, которые «летят» в вас, попадают в него само- го и разукрашивают его самым невероятным образом.
В любом случае для сохранения внутреннего спо- койствия хороши все средства, на которые способно ваше воображение, благо, эти средства никому не видны. 4
Как же выходить из конфликта, если он все-таки состоялся, как его разрешать? Здесь нет единого ре- цепта. Все зависит от того, какой это конфликт.
Конфликт учителя с учеником. Если учитель хо- чет разрешить этот конфликт, он должен оставить уче- ника после уроков и постараться организовать диало- говое взаимодействие. Для этого он должен выполнять следующие условия: j
а) если вы задаете вопрос, то подождите, когда ващ собеседник ответит на него;
б) если вы высказываете свою точку зрения, то по- ощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение;
в) если вы не согласны, формулируйте аргумен- ты и поощряйте поиск таковых учеником;
г) делайте паузы во время беседы. Не разрешай- те себе захватывать все «коммуникативное про- странство»;
д) чаще смотрите в лицо своему собеседнику;
Раздел 5. Учвйнр-педагогнческов сотрудничвство и общение
е) чаще повторяйте фразы: «Как ты сам ду- маешь?», «Мне интересно твое мнение», «По- чему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!», то естА поощряйте ученика к диалогу. /
Учитель — посредник в конфликте между уче- никами.
Деятельность посредника заключается в том, что- бы не выяснять, кто прав, а кто виноват, а сблизить участников, развить и укрепить конструктивные эле- менты в их общении, облегчить улаживание конфлик- та. Главные моменты: поддерживать нейтралитет и сохраня ть спокойствие.
Методика посредничества состоит из четырех фаз.
1-я фаза. Найдите время, чтобы поговорить.
, На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров. При этом должны выполняться следующие условия:
а) разговор должен быть длительным (2 — 4 часа); б) помещение выбирается так, чтобы исключались
различные помехи (звонки, заглядывания и т. д.); в) никто не должен никуда спешить.
Затем для участников необходимо сформулировать два главных правила-запрета:
1) если переговоры начались, то запрещается вы- ходить из комнат й раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, хлопая две- рью, нельзя говорить\фразы типа «Я вообще не хочу об этом говорить^», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!»; \
2) запрещаете^ использовать «силовые приемы» (за- ставлять другого уступать,\сдаваться). Нельзя уни- жать и оскорблять партнера по общению.
2-я фаза. Спланируйте организацию.
В самом начале разговора важно его правильно
«запустить». Начинать лучше/со жребия, который определит, какая'сторона высказывается первой. В про- тивном случае вас могут-обвинить в том, что вы на чьей- то стороне. Установка, которую вы реализуете на пере- говорах, заключается в том, что вы не заставляете ни
Тема 14. Межличностные отношения между различными участниками...
одного из участников полностью отказаться от собствен- ной позиции. Вместе с учащимися вы вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех сторон. Переговоры будут успешными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались.
Цель посредника — избежать самому и помочь другим избежать трех основных ошибок.
1. «Либо выиграешь, либо проиграешь» (либо прав я, либо прав ты);
2. «Ты плохой человек», «Ты всегда так»;
3. «Камень преткновения», то есть объект конфлик- та является сложным препятствием к достиже- нию соглашения. Нужно терпеливо и подробно объяснить ситуацию.
3-я фаза. Выговорись.
Выявляется объект ссоры и формулируется про- блема. Необходимо дать каждому высказать свою по- зицию и выслушать позицию другого.
4-я фаза. Соглашение.
Его лучше записать. Текст документа должен со- держать решение переговоров и описание того, что, как и когда должна сделать каждая из сторон для реализа- ции принятого решения. Пусть каждый участник напи- шет свой текст: что он ждет от партнеров и что он смог бы сделать сам. Затем —- обсуждение, в результате которого возникает общий единый текст. Можно пове- сить соглашение в классе, чтобы его видели. Через некоторое время обсуждается выполнение решения.
Советы посреднику:'
— подготовьтесь к посреднической роли, опро- буйте ее где-нибудь (например, в семье), а потом начинайте работу с детьми;
— стимулируйте диалог;
-г поддерживайте любую тенденцию к позитиву;
-f не принимайте решения сами, а только осто- S рожно поддерживайте диалог.
Эффект этого метода:
1)\личный опыт разрешения конфликтов спо- собствует взаимопониманию и самопони- манию; „,-''
Раздел 5. Учебно-педагогическое сотрудничество и пВщвние
2) ребята получают опыт культурного участия в конфликте без угроз и силовых приемов;
3) класс становится дружнее, конфликтность снижается, а в случае новых конфликтов дети их решают сами по схеме, но быстрее.
Разрешение конфликта между учителем и родителями. Позиций родителей в конфликте может быть три: оборонительная («нет времени» «ничего не получает- ся»), наступательная («воспитание — дело школы») и
растерянная («помогите!»).
Основная цель общения учителя с родителями со- стоицне в оправдывающихся или агрессивно — обо- ронительных действиях учителя, и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведе- \ ния^нойа объединении усилий учителей и родителей в J деле исправления ученика.
1-яфиза общения с родителем: сопротивление его эмоциональному воздействию. Для этого надо быть психологически отстраненным от ситуации, не включаться в нее эмоционально. «Продержаться» надо 10— 15 минут, в течение которых родитель в форм е монолога будет либо высказывать свои пре- тензии, либо жаловаться на свою беспомощность. Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоцио- нальную отстраненность, родитель начнет «осты- вать». В конце концов он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к кон- структивному разговору.
2-я фаза общения с родителем: организация рав- ноправного взаимодействия. Для этого:
— начинать надо с указания на положительные качества ребенка;
— проявлять доброжелательное отношение к со- беседнику;
— стремиться к равной позиции с родителем, то есть воспитание ученика — совместная рабо- та семьи и школы (50:50);
— подчеркивать значимость родителей в воспи- тании, так как людям нравится ощущать свою значимость;
— проявлять заботу о благополучии ученика.
Тема 14. Межличностные отношения между различными участниками..
3-я фаза общения с родителем: отыскание форм сотрудничества с родителями. Здесь в наибольшей степени пригодятся знания по методике воспитатель- ной работы.
Существует определенная методика ведения кон- структивного диалога, разработанная американскими специалистами. Она включает следующие основные правила.
1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Главное — диалог, отно- шения.
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества (уче- ника, собеседника и т. д.).
3. Учитывайте личные интересы собеседника (его увлечения, стиль жизни и т. д.).
4. Ищите варианты.
5. «Не верьте генетике» (какие родители, такие дети). 6. Мы вместе против проблемы, а не против друг
друга.
И в заключение следует указать на то, что суще- ствует пять вариантов того, чем закончится кон- фликт:
1) сотрудничество — конфликтующие стороны най- дут вариант, от которого все выиграют, исполь- зуя конструктивный диалог и добившись взаимо- понимания;
2) соперничество — разрешения конфликта не про- изойдет, он только утихнет на время, каждая сто- рона останется при своем мнении и будет ста- раться добиться своего другими способами и в ущерб противоположной стороне;
3) компромисс — конфликтующим сторонам удаст- ся разрешить конфликт, но только в случае, если
i каждая из них в чем-то уступит или от чего-то от- кажется. Здесь каждый действует по принципу:
«если мне плохо, то пусть и другому будет также»;
4) избегание — в данном случае одна из конфликту- ющих сторон (реже обе) всячески избегает кон- фликта, идя при этом на всевозможные ухищре- ния;
Раздел 5. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение
5) приспособление — одна из сторон всегда и во всем соглашается с другой, уступает ей и полно-
v_стью подчиняется.
Естественно, из рассмотренных вариантов наибоХ лее оптимальным является сотрудничество, наймем I нее^— соперничество и приспособление. Б процессе ЧкизшГчеловек прибегает к различным способам, но постепенно формируется привычка прибегать к опре- деленным одному—трем и избегать остальных. И даже если такая необходимость появляется, человеку труд- но пойти на такой шаг, то есть межличностный кон- фликт может породить внутриличностный. Таким об- разом, между различными видами конфликтов суще- ствует тесная связь.