Тема 3. Массово-информационный процесс




Литература

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

Вопросы для обсуждения

1. Три этапа массово-информационного процесса и соответствующие им аспекты "текстовой деятельности".

2. Что такое информационная насыщенность текста? Информативность? Информированность?

3. Требования, предъявляемые к прагматической стороне текста.

4. Четыре вида информации - дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная.

5. Аспекты анализа синтактики текста.

 

Практические задания

1. Составьте структурную схему [S (d, p, v, n)] трех журналистских текстов.

2. Проанализируйте синтактику этих текстов.

3. Проанализируйте тексты с точки зрения их прагматической ценности.

 

Тема 4. Информационное пространство

Литература

Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (1995).

Прохоров Е. Региональные СМИ в информационном пространстве России // Факс 1999 № 1-2.

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое единое информационное пространство?

2. Какие виды ограничений распространения информации относятся к легитимным?

3. Как ценности владельцев влияют на картину мира в СМИ?

4. Как ценности журналистов влияют на картину мира в СМИ?

 

Практическое задание

В практике современных СМИ найдите примеры некорректной подачи информации или дезинформации. Попытайтесь определить субъектов и причины появления этих публикаций.

 

Тема 5. Предметы отображения в журналистике

Литература

Тертычный А. Жанры периодической печати. М., 2000.

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем суть публицистического познания действительности?

2. Какие виды фактов вы можете назвать?

3. Что такое социальная ситуация?

4. Какие виды социальных ситуаций вам известны?

5. Что такое процесс?

6. Какие свойства личности делают ее интересной для журналиста?

 

Практическое задание

В СМИ найдите примеры отображения предметов публицистики: факта, события, социальной ситуации, процесса, личности.

 

Тема 6. Эмпирические методы познания действительности в журналистике

Литература

Тертычный А. Аналитическая журналистика. М.,1998.

Тертычный А. Жанры периодической печати. М., 2000.

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие методы познания в журналистике относятся к эмпирическим?

2. В чем суть эмпирических методов?

3. Охарактеризуйте эмпирические методы познания.

 

Практическое задание

В печатных СМИ найдите примеры использования журналистами эмпирических методов познания действительности (по три на каждый).

 

Тема 7. Теоретические методы познания действительности в журналистике

Литература

Тертычный А. Аналитическая журналистика. М.,1998.

Тертычный А. Жанры периодической печати. М. 2000.

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие методы познания в журналистике относятся к теоретическим?

2. Для чего необходимо применять теоретические методы?

3. Охарактеризуйте формально-логические методы познания.

4. Охарактеризуйте содержательно-логические методы познания.

 

Практическое задание

В печатных СМИ найдите примеры использования журналистами теоретических методов познания действительности (по одному на каждый).

 

Тема 8. Функции журналистики

Литература

Ветров К. Культурно-нравственный аспект деятельности средств массовой информации. М., 2005.

Ворошилов В. Журналистика. СПб., 1999.

Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995.

Науменко Т. Социология массовой коммуникации. СПб., 2005.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Т., 2004

 

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные функции журналистики.

2. Какие функции журналистика выполняет по отношению к самим журналистам?

 

Практическое задание

1. Приведите примеры текстов, выполняющих те или иные функции журналистики (по одному на каждую функцию). Особое внимание уделите идеологической и непосредственно организаторской функциям.

2. Найдите примеры полифункциональных текстов.

 

Тема 9. Идеологические модели поведения СМИ

Литература

Бакулев Г. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2005.

Волковский Н. История информационных войн. В 2-х ч. СПб. 2003.

Грабельников А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.

Деннис Э., Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Рашкофф Д. Медиавирус! М., 2003.

Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое идеология?

2. Охарактеризуйте основные идеологические модели.

3. Какую роль при формировании идеологии играют СМИ?

4. Какие подходы к идеологическим моделям СМИ существуют в отечественной теории журналистики?

 

Практическое задание

Приведите по три примера печатных и аудиовизуальных СМИ, которые придерживаются авторитарно-технократической, коммуникативно-познавательной и гуманитарной моделей идеологического поведения. Аргументируйте свой ответ.

 

Тема 10. Медиа-система России.

Литература

Грабельников А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Система СМИ России. Под. ред. Я. Засурского М., 2001.

Средства массовой информации постсоветской России. Под. ред. Я. Засурского М., 2002.

Шкондин М. СМИ: системные характеристики. М.,1995.

 

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли считать современную российскую систему СМИ окончательно сформировавшейся?

2. Какие факторы влияют на формирование российской системы СМИ?

3. Какие параметры учитываются при типологическом анализе СМИ?

 

Практическое задание

На основе различных теоретических подходов постарайтесь выработать собственную систему критериев типологизации СМИ.

 

Тема 11. Типология печатных СМИ

Литература

Грабельников А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.

Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995.

Система СМИ России. Под. ред. Я. Засурского М., 2001.

Средства массовой информации постсоветской России. Под. ред. Я. Засурского М., 2002.

Типология периодической печати. М., 1996.

Шишкин Н. Основы журналистики. Тюмень, 2004.

 

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные критерии типологизации прессы.

2. Чем отличаются подходы к типологизации прессы у разных исследователей?

3. Какие факторы формируют систему печатных СМИ нашего региона, города?

 

Практическое занятие

Дайте полную типологическую характеристику:

- одной центральной газеты

- одной местной газеты

- одного журнала

 

Тема 12. Типология ТВ

Литература

Беспалова А. Корнилов Е. История мировой журналистики. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

Кравченко Л. Как я был телевизионным камикадзе. М., 2005

Кузнецов Г. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М. 2003

Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости. М. 2001

 

Вопросы для обсуждения

1. Кого мы относим к родоначальникам телевидения?

2. Назовите основные критерии типологизации телевизионных каналов.

3. Какие виды телепрограмм вы знаете?

4. В чем особенности общественного телевидения?

 

Практические задания

1. Дайте полную типологическую характеристику:

- одного федерального телеканала

- одной местной телекомпании

2. Приведите по одному примеру на каждый тип телевизионных программ.

 

Тема 13. Типология радио

Литература

Беспалова А. Корнилов Е. История мировой журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2003.

Радио: музыкальное, новостное, общественное. Под ред. Сухаревой В., Аллахвердова А. М. 2001.

Радиожурналистика. Под ред. Шереля А. М., 2002.

 

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные критерии типологизации радиостанций.

2. Что такое радиоформат?

3. Какие радиоформаты вы знаете?

4. Из каких составляющих складывается радиоформат?

 

Практические задания

1. Определите типологические характеристики одной федеральной и одной местной радиостанций.

2. Определите формат одной радиостанции (по собственному выбору).

 

Тема 14. Типология сетевых СМИ

Литература

Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика. М. 2005.

Шишкин Н. Типология интернет-ресурсов в свете классификации традиционных СМИ // Информационное пространство Тюменской области. Вып. 4. Т., 2006.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое гипертекст?

2. Что такое интерактивность?

3. В чем заключаются преимущества и слабости интернет-СМИ?

4. Каковы критерии типологизации интерент-ресурсов в целом и сетевых СМИ в частности?

5. Каким вам видится будущее сетевых СМИ?

 

Практические задания

1. В интернете найдите примеры различных типов веб-ресурсов. Аргументируйте приведенные примеры.

2. Дайте типологическую характеристику одного интернет-СМИ (по выбору).

 

Тема 15. Инфраструктура СМИ

Литература

Беспалова А. Корнилов Е. История мировой журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2003.

Система СМИ России. Под. ред. Я. Засурского М., 2001.

Средства массовой информации постсоветской России. Под. ред. Я. Засурского М., 2002.

Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

Вопросы для обсуждения

1. Почему возникли информационные агентства?

2. Какие мировые агентства вы знаете?

3. Какие факты из истории мировых агентств вам известны?

4. Как развивались отечественные информационные агентства?

5. Какие критерии используются для построения типологии информационных агентств?

 

Практическое задание

В печатных СМИ найдите как можно больше публикаций со ссылками на информационные агентства. Попытайтесь найти информацию о названных вами агентствах и дать их типологическую характеристику.

 

Тема 16. Коммуникатор

Литература

Олешко В. Журналистика как творчество. М. 2003.

Пронин Е. Психологические проблемы современной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. Жур. 2001. №10.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Рощин С. Психология и журналистика. М.,1989.

Рэнделл Д. Универсальный журналист. М., 2000.

Шостак М. "Роли" и "маски" репортера // Журналист. 1998. № 11-12.

 

Вопросы для обсуждения

1. Коммуникатор в теории журналистики.

2. От чего зависит степень доверия аудитории коммуникатору?

3. Что такое харизма?

4. Что такое имидж, как он формируется?

5. Может ли коммуникатор, выступающий в печатных СМИ, быть "привлекательным" для аудитории? Если да, то в чем выражается его "привлекательность"?

 

Практические задания

1. Приведите примеры авторитетного, компетентного, привлекательного коммуникаторов. Аргументируйте свой выбор.

2. Назовите коммуникаторов, которые, по вашему мнению, не вызывают доверия аудитории? Докажите это.

3. Назовите коммуникатора, чей реальный образ резко отличается от публичного имиджа.

 

Тема 17. Понятие аудитории СМИ

Литература

Ворошилов В. Журналистика. СПб., 1999.

Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

Олешко В. Журналистика как творчество. М., 2003.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое аудитория СМИ?

2. Что такое первичная аудитория? Вторичная аудитория?

3. Что такое потенциальная аудитория? Расчетная аудитория? Реальная аудитория? Случайная аудитория?

 

Практическое задание

1. Выберите по желанию одно печатное издание, телекомпанию и радиостанцию. Ответьте на вопросы:

• На какую аудиторию они рассчитаны?

• Какова их реальная аудитория?

 

Тема 18. Планирование аудитории СМИ

Литература

Науменко Т. Социология массовой коммуникации. СПб., 2005.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Федотова Л. Социология массовой коммуникации. СПб., 2004

 

Вопросы для обсуждения

1. Каковы параметры изучения аудитории?

2. Назовите формы эффективной информационной политики СМИ в отношении аудитории.

 

Практическое задание

Представьте, что вы собираетесь учредить собственное СМИ (любой направленности). Какова будет его аудитория? Каким образом вы будете привлекать читателей (слушателей, зрителей) к своему проекту? Подготовьте презентацию своего проекта.

 

Тема 19. Результативность работы СМИ

Литература

Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Москва-С.-Петербург-Киев. 2004.

Науменко Т. Социология массовой коммуникации. СПб., 2005.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем заключается результативность деятельности СМИ?

2. Какие подходы к проблеме результативности СМИ существуют в западной теории массовых коммуникаций?

 

Практическое задание

Деловая игра. Студенты разбиваются на небольшие команды, каждая из которых должна выступить в качестве приверженцев одной из концепций результативности СМИ. После выработки стратегии защиты своей позиции между командами проводятся дебаты.

 

Тема 20. Реализация творческих факторов эффективной деятельности журналиста в практике СМИ

Литература

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000

Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

 

Вопросы для обсуждения

3. Сформулируйте требования к журналистскому тексту, необходимые для пробуждения интереса у аудитории.

4. Как проявляется драматизм в журналистском тексте?

5. Какие установки восприятия необходимо учитывать для более эффективного воздействия журналистского текста на аудиторию.

 

Практические задания

1. В журналистских текстах найдите примеры факторов эффективности: актуальности. ситуативности, драматизма.

2. Приведите пример неудачного, на ваш взгляд, текста. Предложите свой, более эффективный вариант подачи материала.

3. Сравните подачу материала в журналистских и рекламных текстах. Какие из них, по вашему мнению, лучше учитывают требования эффективности и работу установок восприятия?

 

Тема 21. Законодательство РФ в сфере СМИ

Литература

Закон РФ о СМИ.

Закон РФ о рекламе.

Журналист в поисках информации. М., 2000.

Краткий юридический справочник для журналиста. М., 1997.

Правовое поле журналиста. М.,1997.

Правовые основы журналистики. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 2006.

Федотов М. Правовые основы журналистики. М., 2002

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие нормативные акты регулируют журналистскую деятельность в России?

2. Сформулируйте права и обязанности журналиста.

3. Что такое цензура?

4. Какие виды цензуры вам известны?

 

Практическое задание

Подготовьте небольшое выступление на тему (по выбору):

• «Какие моменты Закона РФ о СМИ наиболее важны»

• «Уязвимые стороны Закона РФ о СМИ».

 

Тема 22. Техника юридической безопасности журналиста

Литература

Закон РФ о СМИ.

Журналист в поисках информации. М. 2000.

Краткий юридический справочник для журналиста. М., 1997.

Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. Тюмень, 2004.

Правовые основы журналистики. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 2006.

Техника юридической безопасности для журналиста. М., 2000.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие распространенные ошибки делают журналистские тексты юридически уязвимыми?

2. Каковы критерии юридически «чистой» публикации?

 

Практическое задание

Подготовьте материал критического характера. Работа каждого студента будет вынесена на коллективное обсуждение на практическом занятии с целью установить, удалось ли ему удержаться в рамках закона или его текст уязвим с правовой точки зрения.

 

Тема 23. Журналистская этика

Литература

Авраамов Д. Профессиональная этика в работе журналиста. М.,1991.

Ветров К. Культурно-нравственный аспект деятельности средств массовой информации. М., 2005.

Деннис Э., Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Олсон Э. Проблемы журналистской этики в теории и практике СМИ посткоммунистической России. https://www.internews.ru/books/ethics/5.html.

Профессиональная этика журналистов. Т. 1. Документы и справочные материалы. М., 1999.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М., 2002.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое профессиональная этика?

2. Профессиональная этика журналиста - миф или реальность?

3. Доводилось ли вам в ходе практической журналистской деятельности сталкиваться с проблемами этического характера?

 

Практические задания

1. Проанализируйте проблемные материалы из политической, социальной, криминальной сфер. Удалось ли их авторам удержаться в рамках этических норм? Аргументируйте свой ответ.

2. Проанализируйте издание бульварного характера. Совместима ли "желтая пресса" с этическими нормами?

Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению

 

Литература

а) основная литература

Закон РФ о СМИ.

Ворошилов В. Журналистика. СПб., 1999.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2002.

Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

б) дополнительная литература

Авраамов Д. Профессиональная этика в работе журналиста. М.,1991.

Ахмадуллин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006.

Бакулев Г. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2005.

Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004.

Беспалова А. Корнилов Е. История мировой журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2003.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Москва-С.-Петербург-Киев, 2004.

Ветров К. Культурно-нравственный аспект деятельности средств массовой информации. М., 2005.

Волковский Н. История информационных войн. В 2-х ч. СПб., 2003.

Герасимов К., Новиков В. Информационная диверсия. Тюмень, 2001.

Гитис А. Толковый словарь информационных терминов. М., 1995.

Грабельников А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.

Грабельников А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.

Деннис Эверетт, Меррилл Джон Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. М.,1984.

Журналист в поисках информации. М., 2000.

Засурский И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

Землянова Л. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

Информационное пространство Тюменской области. Вып. 1. Т., 2002.

Информационное пространство Тюменской области. Вып. 2. Т., 2003.

Информационное пространство Тюменской области. Вып. 3. Т., 2005.

Информационное пространство Тюменской области. Вып. 4. Т., 2006.

Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика. М., 2005.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2004.

Коновалова О. Основы журналистики. Ростов-на-Дону, 2005.

Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995.

Кравченко Л. Как я был телевизионным камикадзе. М., 2005.

Краткий юридический справочник для журналиста. М., 1997.

Кузнецов Г. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М. 2003.

Лагунов К. Через Голгофу на Олимп. Тюмень, 1995.

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. Тюмень, 2004.

Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости. М., 200.

Науменко Т. Социология массовой коммуникации. С-б., 2005.

Олешко В. Журналистика как творчество. М., 2003.

Олешко В. Моделирование в журналистике. Екатеринбург, 2000.

Основные понятия теории журналистики. М., 1993.

Правовое поле журналиста. М.,1997.

Правовые основы журналистики. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону. 2006.

Проблемы эффективности журналистики. М., 1990.

Профессиональная этика журналистов. Т. 1. Документы и справочные материалы. М., 1999.

Прохоров Е. Проблемы эффективности журналистской деятельности. М.,1987.

Радио: музыкальное, новостное, общественное. Под ред. Сухаревой В., Аллахвердова А. М., 2001.

Радиожурналистика. Под ред. Шереля А. М., 2002

Рашкофф Д. Медиавирус! М., 2003.

Рощин С. Психология и журналистика. М.,1989.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000.

Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998

Система средств массовой информации России. Под ред. Я. Засурского. М., 2004.

Средства массовой информации постсоветской России. Под. ред. Я. Засурского М., 2002.

Тертычный А. Аналитическая журналистика. М.,1998.

Тертычный А. Жанры периодической печати. М., 2000.

Техника юридической безопасности для журналиста. М., 2000.

Типология периодической печати. М., 1996.

Уроки Аграновского. М., 1986.

Ученова В. Беседы о журналистике. М.,1978.

Ученова В. Творческие горизонты журналистики М.,1976.

Федосова И. Засорина Т. Профессия - журналист. Ростов-на-Дону, 1999.

Федотов М. Правовые основы журналистики. М., 2002.

Федотова Л. Социология массовой коммуникации. СПб., 2004.

Шкондин М. СМИ: системные характеристики. М.,1995.

Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М. 2002.

Контрольные вопросы к экзамену (зачету)

1. Информационное общество. Виды социальной информации.

2. Признаки массовой информации. Потребности общества, которые она призвана удовлетворять.

3. Виды журналистской информации. Множественность значений термина.

4. Единое информационное пространство.

5. Массово-информационный процесс. Его стадии. Информационная насыщенность, информативность, информированность.

6. Прагматическая сторона текста.

7. Семантическая сторона текста.

8. Синтактическая сторона текста.

9. Публицистика как творчество. Жанры публицистики.

10. Характеристика предметов отображения публицистики.

11. Эмпирические методы исследования действительности.

12. Теоретические методы исследования действительности.

12. Основные законы, регулирующие деятельность СМИ. Права и обязанности журналиста.

13. Техника юридической безопасности журналиста.

14. Развитие и перспективы информационной системы постсоветской России.

15. Общая характеристика функций журналистики.

16. Модели идеологического поведения СМИ.

17. Массовое сознание и его компоненты.

18. Пропаганда и агитация.

19. Концепции результативности СМИ.

20. Формирование имиджа коммуникатора. Факторы, влияющие на степень доверия коммуникатору.

21. Виды аудитории.

22. Варианты информационной политики редакции по отношению к аудитории.

23. Творческие факторы эффективности СМИ

24. Установки восприятия информации.

25. Общая характеристика типологии СМИ.

26. Типология печатных СМИ.

27. Форматы радиостанций.

28. Типология ТВ.

29. Типология сетевых СМИ

30. Общая характеристика инфраструктуры СМИ.

31. Информационные агентства: типология и функции.

32. Журналистская этика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: