Порядок выполнения практического занятия




Практическое занятие

Тема: Первичные средства пожаротушения

 

Цель занятия: ознакомиться со способами, средствами и правилами тушения пожаров, устройством и принципом действия первичных средств пожаротушения.

Практические навыки: уметь правильно использовать первичные средства пожаротушения.

Порядок выполнения практического занятия

1) Работа выполняется в индивидуальном порядке.

2) Напишите название и цель занятия.

3) Изучите теоретический материал и выполните в тетради задание № 1, № 2, № 3.

 

 

В целях настоящего Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 02.07.2013) применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;

организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

 

 

Задание 1. Изучение основных способов пожаротушения и различных видов огнегасящих веществ

 

Пожары, возникающие по тем или иным причинам на различных объектах экономики, наносят огромный мате­риальный ущерб и нередко сопровождаются травмами и ги­белью значительного числа людей. Поэтому исключительно важным мероприятием для уменьшения указанных нега­тивных последствий при данных чрезвычайных ситуациях является четко организованное и эффективное тушение по­жаров и загораний.

Выбор способов и средств пожаротушения зависит от объекта, характеристики горящих материалов и класса пожара. Тушение пожара должно быть направлено на устранение причин его возникновения и создание условий, при которых горение будет невозможным. Для подавле­ния и ликвидации процесса горения необходимо прекра­тить подачу в зону горения либо горючего, либо окисли­теля или уменьшить подвод теплового потока в зону ре­акции. Это достигается применением следующих основных способов:

сильным охлаждением очага горения или горящего ма­териала с помощью веществ, обладающих большой теп­лоемкостью (например, воды);

− изоляцией очага горения от атмосферного воздуха или снижением концентрации кислорода в воздухе путем по­дачи в зону горения инертных компонентов;

− применением специальных химических средств, тормо­зящих скорость реакции окислителя;

− механическим срывом пламени сильной струей газа или воды;

− созданием условий огнепреграждения, при которых пла­мя распространяется через узкие каналы, сечение кото­рых меньше тушащего диаметра.

Для достижения вышеуказанных эффектов в настоящее время используют различные огнегасящие вещества.

Наиболее простым, дешевым и доступным является вода, которая подается в зону горения в виде компактных сплошных струй или в распыленном виде. Вода, обладая высокой теплоемкостью и скоростью испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. Кроме того, в процессе испарения воды образуется большое количество пара, который будет оказывать изолирующее действие на очаг пожара.

К недостаткам воды следует отнести плохую смачивае­мость и проникающую способность по отношению к ряду материалов. Для улучшения тушащих свойств к ней можно добавлять поверхностно-активные вещества. Воду нельзя применять для тушения ряда металлов, их гидридов, кар­бидов, а также электрических установок.

Землю применяют для тушения небольших очагов горения, на­пример: костра, травы и т.д. Землей забрасывают очаг горения, что затрудняет доступ кислорода и прекращает распространение огня.

Асбестовое полотно предназначается для изолирования очага горения от доступа воздуха (рисунок 1). Асбестовое полотно войлок (кошма) размером не менее 1 х 1 м. В местах ЛВЖ И ГЖ может быть увеличено до 2 х 1,5 м или 2 х 2 м. Один раз в 3 месяца просушивать и очищать от пыли. Хранить в водонепроницаемом футляре (чехле). Этот метод очень перспективен, но при­меняется лишь на небольшом очаге горения. Горящий предмет сле­дует быстро накрыть кошмой асбестовым полотном или любой плотной тканью, стремясь лучше изолировать его от доступа воз­духа и защитить от огня близко расположенные от очага горения электроустановки, электрооборудование и т.д., на которые огонь может перейти.

 

 

Рисунок 1 – Асбестовое полотно

 

Широко распространенным, эффективным и удобным средством тушения пожаров считаются пены. По способу образования пены можно подразделить на химическую, га­зовая фаза которой получается в результате химической ре­акции, и газомеханическую (воздушно-механическую), га­зовая фаза которой образуется за счет эжекции или прину­дительной подачи воздуха либо иного газа. Химическая пена, образующаяся при взаимодействии растворов кислот и щелочей в присутствии пенообразователей, используется в настоящее время только в отдельных видах огнетушите­лей.

В последнее время для тушения пожаров все более ши­роко применяют огнетушащие порошки. Они могут исполь­зоваться для тушения твердых веществ, различных горю­чих жидкостей, газов, металлов, а также установок, находящихся под напряжением. Порошки рекомендуется при­менять в начальной стадии пожара.

Инертные разбавители применяются для объемного тушения. Оказывая разбавляющее действие, эти вещества уменьшают концентрацию кислорода ниже нижнего кон­центрационного предела горения. К наиболее широко ис­пользуемым инертным разбавителям относят азот, углекис­лый газ и различные галогеноуглеводороды. Инертные разбавители служат для тушения элек­трооборудования (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Инертные разбавители

 

Для пожаротушения в помещениях применяют авто­матические огнегасителъные установки. В зависимо­сти от используемых огнетушащих веществ автоматические стационарные установки подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух ти­пов: спринклерные и дренчерные.

Спринклер (спринклерный ороситель) - составляющая систе­мы пожаротушения, оросительная головка, вмонтированная в спринклерную установку (сеть водопроводных труб, в которых постоянно находится вода или воздух под давлением) (рисунок 3). Отверстие спринклера закрыто тепловым замком, рассчитанным на температуру 79, 93, 141 или 182 0С. При достижении в помещении температуры определен­ной величины замок спринклера распаивается, и вода начинает орошать защищаемую зону.

 

Рисунок 3 – Сплинкер (сплинкерный ороситель)

 

 

Спринклерная установка пожаротушения предназначена для тушения объектов, в которых температура не опускается ниже 0 °С (рисунок 4). Принцип действия основан на падении давления в системе. Во вре­мя пожара температура в помещении повышается до тех пор, пока термочувствительный элемент в спринклере не разрушится. Термо­чувствительные элементы в зависимости от температуры разруше­ния имеют внутри спиртовую жидкость разного цвета. После того как произошло разрушение термочувствительного элемента, вода или водный раствор (раствор пенообразователя в воде) начинает вырываться наружу, давление в системе падает, срабатывает узел управления жидкости, а также запускается насос в насосной станции. Насосные станции - это помещения, в которых расположены на­сосы и питающий водопровод. Недостатком этой системы является сравнительно большая инерционность - головки вскрываются при­мерно через 2 - 3 мин после повышения температуры. Время сра­батывания оросителя не должно превышать 300 с для низкотемпе­ратурных спринклеров (57 и 68 °С) и 600 с для самых высокотемпе­ратурных спринклеров.

 

 

 

Рисунок 4 - Спринклерная установка пожаротушения

 

Спринклерные головки приводят в действие открыванием кла­пана группового действия, который в обычное время закрыт. Он открывается автоматически или вручную (при этом дается сигнал тревоги). Каждая спринклерная головка орошает 9 - 12 м2 площади пола.

Дренчерный ороситель - это составляющая системы пожаро­тушения, распылитель с открытым выходным отверстием (рисунок 5). В ороси­телях дренчерных установок отсутствуют тепловые замки, поэтому такие системы срабатывают при поступлении сигнала от внешних устройств обнаружения очага возгорания - датчиков технологиче­ского оборудования, пожарных извещателей, а также от побудитель­ных систем - трубопроводов, заполненных огнетушащим веще­ством, или тросов с тепловыми замками, предназначенных для авто­матического и дистанционного включения дренчерных установок.

 

 

Рисунок 5 - Дренчерный ороситель

 

Дренчерная система пожаротушения - это система труб, запол­ненная водой и оборудованная распылительными головками - дренчерами. В них в отличие от спринкерных головок выходные отверстия для воды (диаметром 8, 10 и 12,7 мм) постоянно открыты. Поэтому при включении дренчерной установки пожаротушения орошается вся площадь помещения. Эти установки предназначены для защиты помещений, в которых возможно очень быстрое рас­пространение пожара. Включение дренчерной системы в действие производится вручную или автоматически по сигналу автоматиче­ского извещателя.

В начальной стадии развития пожара можно использо­вать первичные (портативные) средства пожаротушения - огнетушители, ведра, емкости с водой, ящики с песком, ломы, топоры, лопаты и т.д.

Пожарные щиты первичных средств пожаротушения пред­назначены для концентрации и размещения в определенном месте ручных огнетушителей, немеханизированного пожарного инвен­таря и инструмента, применяемого при ликвидации загораний в одноэтажных зданиях, где не предусмотрено противопожарное водоснабжение. Пожарный щит имеет порядковый номер, распола­гается в доступном месте и окрашивается в красный сигнальный цвет. Допускается установка пожарных щитов в виде навесныхшкафов с закрывающимися дверцами, которые позволяют визуально определить вид хранящихся средств пожаротушения и инвентаря. Дверцы должны быть опломбированы и открываться без ключа и боль­ших усилий. Необходимо, чтобы крепление средств пожаротушения и инвентаря обеспечивало быстрое их снятие без специальных при­способлений или инструмента. Количество пожарных щитов на объ­екте не регламентируется и определяется только спецификой местных условий, а также удобством их пользования и надзора за их содержа­нием. Пожарный щит должен содержаться в чистоте.

Пожарные щиты содержат следующий инвентарь: лопату, топор, лом, багор, ведро (рисунок 6). При помощи этих инструментов можно открыть запертую дверь в комнату, где произошло возгорание, за­сыпать небольшой очаг песком или залить водой. Этими инструмен­тами можно отделить горящую часть строения или мебели, предот­вратив распространение огня на другие предметы. Пожарный ин­вентарь должен использоваться только в случае пожара и всегда находиться в хорошем состоянии и строго на своих местах.

 

Рисунок 6 - Пожарный щит первичных средств пожаротушения

Багры применяют для разборки при тушении пожара кровли, перегородок, стен, других элементов конструкций зданий и сооружений. Кроме того баграми растаскивают горящие предметы, материалы и т.п. Багор представляет собой цельнометаллический стержень, на одном конце которого приварен крюк, а на другом – кольцевая ручка. Багор должен иметь длину 2 000 мм, массу 5 кг.

Лом применяют для расчистки места пожара, вскрытия кровли, обрешетки, а также отбивания льда колодцев гидрантов и открывания их люков. Диаметр лома должен составлять 25 мм, длина – 1 100 мм, масса – 4,5 кг.

Багры и ломы проверяют внешним осмотром, при этом обращают внимание на то, чтобы поверхность инструмента была гладкой, без трещин, заусенцев, глубоких раковин, окалин.

Вёдра предназначены для доставки воды и песка к месту пожара. Вместимость пожарных вёдер конусного типа должна быть не менее 0,008 м.куб.

Лопатка копальная остроконечная (штыковая) предназначена для копания грунта и забрасывания очага возгорания песком или другим сыпучим несгораемыми материалами.

Топор пожарный предназначен для вскрытия конструкций, расчистки проходов от серьёзных препятствий. Топор, у которого вместо обуха заостренный коней, может быть цельнометаллическим, а также иметь деревянное топорище. Металлические части топоров должны быть надежно насажены на топорище.

Внизу, под пожарным щитом, располагается ящик с песком. Песок применяют для тушения небольших количеств разлитых по полу или земле горящих жидкостей. Он должен быть сухим. Регулярно песок осматривается и при комковании просушивается и просеивается. Специальный металлический ящик для песка окрашивается в крас­ный цвет. Ящик плотно закрывают для предохранения песка от за­грязнения и увлажнения. На ящике делают надпись «Песок на случай пожара».

Пожарный рукав (рисунок 7) является одним из обязательных средств тушения пожара и противопожарного оборудования, кото­рым должны оснащаться любые общественные здания. Он пред­ставляет собой специальный гибкий трубопровод, предназначенный для транспортировки воды или других огнетушащих составов под высоким давлением к месту пожара или очагу возгорания. Пожарные рукава имеют свою классификацию, основанную на месте приме­нения этих средств пожаротушения.

 

 

Рисунок 7 - Пожарный рукав

 

Пожарный рукав прост в обращении и очень эффективен в борь­бе с огнем. В настоящее время выпускается достаточно большое разнообразие пожарных рукавов. В основном они изготавливаются из брезента или синтетической ткани и пропитываются специальным составом.

Пожарный кран - это комплект, состоящий из клапана, уста­новленного на пожарном трубопроводе и оборудованного пожарной соединительной головкой, пожарного рукава (шланга) с ручным стволом, с помощью которого струя воды направляется точно в очаг пожара. Расположение пожарных кранов в помещении образова­тельных учреждений (и в других организациях) и длина рукавоврассчитываются таким образом, чтобы можно было потушить очаг возгорания в любом помещении. Все элементы комплекта должны находиться в соединенном состоянии.

При подготовке комплекта лучше действовать вдвоем. Необходи­мо открыть дверцу пожарного комплекта, взять ствол и растянуть рукав на всю длину, избегая закручивания и резких перегибов. По готовности комплекта к тушению второй человек полностью откры­вает кран.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

 

 

1) Назовите основные способы пожаротушения.

2) Какими свойствами обладает вода в качестве способа пожаро­тушения?

3) В каких случаях воду использовать нельзя?

4) Как различают пены по способу их образования?

5) Что относится к первичным средствам пожаротушения?

6) Что представляет собой спринклерная система пожаротушения?

7) Что такое дренчерная система пожаротушения?

8) Что такое пожарные щиты? Как определяется необходимое для органи­зации количество пожарных щитов?

9) Какой инвентарь находится на пожарном щите?

10) Что такое пожарный рукав?

 

 

Задание 2. Изучение назначения, устройства и принципа действия первичных средств тушения пожаров

 

 

Пожары в начальной стадии тушат из огнетушителей. По виду огнегасящих средств, применяющихся для их зарядки, огнетушители подразделяются на воздушно-пенные, химические пенные, углекислотные, аэрозольные и порошковые.

Воздушно-пенные огнетушители в качестве заряда содержат 6 % -ный водный раствор пенообразователя ОП-1. Раствор из корпуса огнетушителя выталкивается диоксидом углерода, находящимся в специальном баллоне, в насадку, где раствор перемешивается с воздухом и образуется воз­душно-механическая пена.

Воздушно-пенные огнетушители предназначены для ту­шения твердых и жидких веществ и материалов.

Промышленность выпускает ручные воздушно-пенные огнетушители типов ОВП-5 и ОВП-10 (рисунок 8).

1 - корпус; 2 - сифонная трубка; 3 - баллон с диоксидом углерода (углекислотой);

4 - горловина; 5 - рычаг; 6 - ру­коятка; 7 - шток;8 - защитный колпак; 9 - трубка;

10 - центробежный распылитель;11 - раструб

Рисунок 8 - Огнетушитель воздушно-пенный ОВП-10

 

Заряжают огнетушители ОВП-5 и ОВП-10 в сле­дующем порядке. Готовят раствор пенообразовате­ля при температуре воды 15 - 20 °С, через воронку заливают его в корпус огнетушителя, устанавлива­ют баллон с диоксидом углерода и пломбируют ры­чаг.

Для приведения огнетушителя в действие сры­вают пломбу и нажимают на пусковой рычаг, игла прокалывает мембрану баллона, и газ по сифонной трубке устремляется в корпус.

Зимой огнетушители обычно хранят в теплых помещениях. Проверку и зарядку баллонов с диок­сидом углерода выполняют на специальных заряд­ных станциях.

Химические пенные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов (рисунок 9).

Химические пенные огнетушители просты по устрой­ству, при правильном содержании надежны в эксплуатации. Область применения их почти безгранична, за исключени­ем тех случаев, когда огнетушащее средство способствует развитию процесса горения или проводит электрический ток.

Механизм образования в огнетушителе химической пе­ны следующий. Заряд огнетушителя двухкомпозиционный: щелочной и кислотный. Щелочная часть представ­ляет собой водный раствор двууглекислой соды (бикарбо­ната натрия NaHCО3). В щелочной раствор добавляют не­большое количество вспенивателя. Кислотная часть пред­ставляет собой смесь серной кислоты с сульфатом оксидно­го железа или сульфата алюминия. Ее хранят в специаль­ном полиэтиленовом стакане. Щелочной раствор заливают непосредственно в корпус огнетушителя. При соединении щелочной и кислотной частей происходят реакции; образующийся при этом диоксид углерода интенсивно вспенивает щелочной раствор и выталкивает его через спрыск наружу. Вспениватель и образующийся гидроксид железа повыша­ют стойкость пены.

 

а) химический пенный огнетушитель ОХП-10:

1 - корпус; 2 - кислотный стакан; 3 - горловина; 4 - рукоятка; 5 - крышка;

6 - прокладка; 7 - шток; 8 - пружина; 9 - клапан; 10 - спрыск;

б) химический пенный огнетушитель ОП-М: 1 - корпус; 2 - кис­лотный стакан; 3 - горловина; 4 - крышка; 5 - шток; 6 - пружина; 7 - клапан;

8 - спрыск; 9 - предохранительная мембрана

Рисунок 9 – Химические и пенные огнетушители ОХП-10 (а) и ОП-М (б)

 

Для приведения огнетушителя в действие поворачивают ручку запорного устройства на 180°, опрокидывают корпус вверх дном и направляют струю пены в очаг горения.

Углекислотные огнетушители предназначены для тушения небольших очагов горения, в том числе электро­установок, за исключением веществ, которые горят без до­ступа кислорода (рисунок 10).

В качестве огнегасящего средства используют диоксид углерода - бесцветный газ с едва ощутимым запахом, который не горит и не поддерживает горения, обладает диэлектрическими свойствами, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха и при давлении 6 МПа (60 кгс/см2) и нормальной температуре переходит в жидкое состояние. При испарении 1 килограмма углекислоты образуется около 500 литров газа.

Диоксид углерода в жидком газо­образном состоянии, попадая в зону го­рения, понижает концентрацию (содер­жание) кислорода, охлаждает горящие предметы, и в результате горение пре­кращается. С помощью диоксида угле­рода приостанавливают горение, как на поверхности, так и в замкнутом объ­еме. Достаточно 12 - 15 % содержания диоксида углерода в окружающей сре­де, чтобы горение прекратилось.

 

1 - баллон; 2 - вентиль; 3 - маховичок; 4 - раструб

Рисунок 10 - Углекислотный огнетушитель

 

Ручные углекислотные огнетушители различаются толь­ко своими размерами.

При приведении огнетушителя в действие раструб направ­ляют на горящий предмет и открывают вентиль. Благодаря мгновенному расширению и резкому понижению температу­ры до минус 55 °С жидкая углекислота выбрасывается в виде углекислого снега. Среднее время действия углекислотных огнетушителей - 25 - 60 секунд, дальность действия - 1,5 - 3,5 метра.

При эксплуатации углекислотных огнетушителей тща­тельно наблюдают за утечкой газа. При обнаружении утечки газа из огнетушителей они сдаются в ремонт в специализи­рованные мастерские.

В аэрозольных огнетушителях закачного типа нагнетается либо только огнегасящее средство, либо еще и дополнительный (рабочий) газ (например, азот).

Огнетушители аэрозольного типа просты по устройству и при правильном содержании надежны в эксплуатации. Они предназначены для тушения небольших очагов горе­ния, в том числе электроустановок, за исключением ве­ществ, которые горят без доступа кислорода. Малогабарит­ные огнетушители аэрозольного типа находят широкое при­менение для технического оснащения легкового автотран­спорта. Промышленность выпускает ручные аэрозольные огнетушители на следующие ра­бочие объемы заряда: 0,25; 0,5; 1,0 литра.

Ручной порошковый огне­тушитель ОП-5 предназначен для тушения небольших загора­ний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях и других машинах (рисунок 11). Огнетушитель эффек­тивно работает при температуре от минус 50 до плюс 50 °С.

 

1 - запорно-пусковое устройство; 2 - баллон с рабочим газом, или газогенератор; 3 - заряд (порошок); 4 - сифонная трубка; 5 - трубка для подвода рабочего газа

Рисунок 11 - Порошковый огнетушитель со встроенным газо­вым источником давления ОП-5

 

Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в сле­дующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, угле­кислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса и создает избыточное давление. Порошок вы­тесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Поро­шок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кисло­рода воздуха.

Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу и выдернуть чеку. Затем следует поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок.

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

Используя техническую характеристику ручных огнетуши­телей, приведенную в таблицу 1, заполните учебную таблицу по следующей форме:

 

№ п/п Марка Технические характеристики Огнегасящие свойства Хранение
  ОХП-10      
  ОУ-2      
  ОП-5      

 

Таблица 1– Технические характеристики ручных огнетушителей

Марка огнетушителя Продолжитель­ность действия, с Дальность струи, м Огнегасящая способность, м2 Область применения Хранение
ОХП-10 50 - 60 4 - 5 1,07 Для тушения твердых веществ и ма­териалов, легковоспламеняющихся жидкостей, кроме щелочных метал­лов и веществ, горение которых про­исходит без доступа воздуха, спир­тов, электрооборудования, находяще­гося под напряжением.   Зимой убирать в помеще­ние
ОВП-10     1,73 Для тушения твердых веществ и ма­териалов, легковоспламеняющихся жидкостей, кроме щелочных метал­лов и веществ, горение которых про­исходит без доступа воздуха, спир­тов, электрооборудования, находяще­гося под напряжением.   Зимой убирать в помеще­ние
ОУ-2     0,41 Для тушения различных веществ и материалов, электроустановок, нахо­дящихся под напряжением, двигате­лей внутреннего сгорания, горючих жидкостей. Запрещается тушить материалы, горение которых проис­ходит без доступа воздуха.   Хранить в отдалении от нагрева­тельных приборов
ОП-5     2,81 Для тушения нефтепродуктов, легко­воспламеняющихся жидкостей, горю­чих жидкостей, растворителей твер­дых веществ, а также электроустано­вок под напряжением. Хранить в сухом помещении

 

Задание 3. Изучение общих правил пожаротушения и оказания первой помощи при пожарах и ожогах

 

Общие правила тушения пожаров включают следующие положения:

1) на случай пожара администрация предприятия (уч­реждения) должна разработать план для каждого по­мещения, лаборатории, цеха, этажа и здания в целом, предусматривающий порядок и последовательность действий, конкретных исполнителей, схему эвакуаций людей;

2) при пожаре, который явно нельзя потушить собствен­ными силами, старший (назначенный в соответствии с планом, должностью, опытом, инициативой) должен без паники принять следующие меры (дать задания присутствующим лицам):

− немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 (указать точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время загорания, цвет дыма, свою фамилию); о пожаре также сообщается старшему по должности и лицам, работаю­щим в соседних помещениях;

− принять меры по предотвращению пожара: отключить газ, электричество, выключить вентиляцию, закрыть дверцы вытяжных шкафов, окна, вынести горючие ве­щества и материалы, баллоны с газом;

− привести в готовность и в случае необходимости приме­нить первичные средства пожаротушения (пожарные ру­кава от кранов, огнетушители, песок, асбестовое полот­но и др.) и индивидуальные средства защиты (противо­газы, огнестойкие фартуки, костюмы, рукавицы);

− оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь, организовать вывод людей из зоны пожара, встретить пожарную команду;

3) при тушении пожара на столе надо сразу исключить ис­точник воспламенения (перекрыть газ, выключить элек­тричество, закрыть огонь куском асбеста и т.п.), затем убрать от очага возгорания легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), горючие предметы. При необходимо­сти следует применить доступные средства пожаротуше­ния;

4) для тушения ЛВЖ применяют песок, огнезащитную ткань, пенный огнетушитель типа ОХП или ОВП;

5) горящие электроустановки следует сразу отключить. Если это сделать невозможно, применяют неэлектропро­водящие огнегасящие средства: песок, огнезащитную ткань, углекислотные (не пенные!) огнетушители.

Первая помощь при пожарах и ожогах заключается в быстром выведении людей из зоны огня и задымления, в тушении горящей на человеке одежды.

При этом следует помнить следующие правила:

− при воспламенении одежды нельзя бегать! Надо прежде всего быстро отойти от очага загорания и попытаться снять или сорвать с себя горящую одежду. Помогая по­страдавшему сбивать пламя, следует обернуть руку, на­пример мокрой тканью халата;

− если горит большая часть одежды, то пострадавшего надо немедленно уложить на пол, оберегая голову и тело, и поливать его водой из ведра, шланга, брандспойта;

− чтобы сбить пламя при тушении ЛВЖ, следует исполь­зовать огнезащитную ткань (асбест), кошму, песок, а за­тем воду. Можно также применять пенный (лучше всего воздушно-пенный) огнетушитель (но не углекислотный!). При этом пострадавший должен закрыть глаза;

− до прихода врача или приезда скорой помощи обожжен­ные участки тела охлаждают толстым слоем мокрой тка­ни либо полиэтиленовыми мешочками со снегом или льдом;

− при свежих ожогах не следует смачивать холодной во­дой сильно обожженные участки, нельзя использовать раствор перманганата калия, различные масла, жиры, вазелин. Места ожога можно изолировать чистой мягкой тканью, смоченной этиловым спиртом;

− с обожженного участка нельзя снимать прилипшие остат­ки обгоревшей одежды и как-либо иначе очищать его; обгоревшую ткань вокруг раны обрезают ножницами.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

 

1) Что разрабатывается администрацией предприятий на случай возникновения пожара?

2) Каковы действия в случае возникновения пожара, который не может быть ликвидирован собственными силами?

3) Что включают общие мероприятия по оказанию первой помощи при пожаре?

4) Что надо делать при воспламенении одежды пострадавшего?

5) В чем состоит первая помощь при ожогах?

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценка 5 – «отлично» выставляется, если обучающийся выполнил все задания, имеет глубокие знания учебного материала по теме практического занятия, смог ответить на все контрольные и дополнительные вопросы.

Оценка 4 – «хорошо» выставляется, если обучающийся выполнил все задания, показал знание учебного материала, смог ответить почти полно на все заданные контрольные и дополнительные вопросы.

Оценка 3 – «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся выполнил все задания, в целом освоил материал практического занятия, ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.

Оценка 2 – «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не выполнил все задания, имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практического занятия, полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на контрольные вопросы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: