Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
№ п/п | Курс | Тема (Раздел). Краткое содержание раздела | Виды учебной деятельности в часах / в том числе в интерактивной форме | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | СРС | Всего | ||||
Раздел 1. Социология как наука. Социологические исследования 1.1. Объект, субъект и предмет социологии. Элементы социологического знания. Уровни социологического знания. 1.2. Социальные законы и категории. Основные функции и методы социологии в современном обществе. 1.3. Социологические исследования. Программа исследования. Цели, объект и предмет исследования. Методы исследования. 1.4. Место социологии в структуре социо-гуманитарных дисциплин. | 2 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 14 -- 0 | 16 -- 0 | опрос | ||
Раздел 2. Социология общества. 2.1. Общество как социальная система. Критерии, признаки, черты общества: территория, способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи, автономность и высокий уровень саморегуляции, большая интегрирующая сила, пополнение в основном за счет титульной нации, как социальная система. 2.2. Основные подходы к пониманию общества как социального целого: системный, детерминистский (марксистский), функциональный и конфликтологический. Социологические теории марксизма. Марксистская концепция общественно-экономических формаций общества. Характеристика трех стадий развития общества – доиндустриального (традиционного), индустриального и постиндустриального (информационного). 2.3. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. | 2 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 14 -- 0 | 16 -- 0 | опрос | ||
Раздел 3. Социальная структура общества. 3.1. Социальная структура общества. Социальные группы как совокупности индивидов определенным образом взаимодействующих друг с другом. Виды социальных групп. 3.2. Социальная стратификация. Понятие, исторические типы: рабство, касты, сословия, классы. Марксистское и современное понимание классов. Критерии деления на классы – высшие, средние, низшие. Стратификация в современной России. Социальная мобильность и ее виды. Социальная стратификация и мобильность в концепции П.Сорокина. 3.3. Понятие маргинальности в отечественной социологии. Причины, источники и состав маргинальных групп. Маргинальная личность. | 2 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 16 -- 0 | 18 -- 0 | опрос | ||
Раздел 4. Социология личности. 4.1. Понятие человека и личности в социологии. Основные подходы, теории и концепции личности: социальных типов М.Вебера, психологическая теория З.Фрейда, Марксистская теория личности. Ролевые теории личности. Теория символического интеракционизма. 4.2. Структура личности: биологические и социальные начала. Социологические типологии личности. Идеальная и нормативная личность. Иерархия потребностей личности в концепции А.Маслоу. 4.3. Понятие социализации личности, ее цели и задачи. Первичная и вторичная социализация личности. Адаптация и интериоризация личности. Интегральный статус. Предписанный, приобретенный статус. Социальные функции. Социальный и личный статус, социальный престиж. | 2 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 16 -- 0 | 18 -- 0 | опрос | ||
Раздел 5. Социология семьи. 5.1. Понятие семьи. Возникновение, исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции семьи. 5.2. Семья как социальный институт. Мотивы брака и причины развода. Проблемы стабильности семьи. | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 2 -- 1 | 0 -- 0 | 16 -- 0 | 18 -- 1 | дискуссия | ||
Раздел 6. Этносоциология. 6.1. Этнос: сущность, виды, подходы к пониманию. Особенности этнических отношений народов России. Национальный вопрос как совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, религиозных и других проблем. 6.2. Межнациональный конфликт, его уровни, причины возникновения, факторы формирования, цели и возможные результаты. | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 2 -- 1 | 0 -- 0 | 16 -- 0 | 18 -- 1 | дискуссия | ||
Зачет | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 4 -- 0 | Зачет | ||
Всего: | 8 -- 0 | 0 -- 0 | 4 -- 2 | 0 -- 0 | 92 -- 0 | 108 -- 2 |
6. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
№ п/п | Курс | Тема (раздел) учебной дисциплины | Вид самостоятельной работы студента. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы, ссылка на литературу | Всего часов |
Раздел 1. Социология как наука. Социологические исследования | самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом. Изучение учебной литературы: [1,4,5,6] | |||
Раздел 2. Социология общества. | самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом. Изучение учебной литературы: [1,4,5,6] | |||
Раздел 3. Социальная структура общества. | самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом. Изучение учебной литературы: [1,4,5,6] | |||
Раздел 4. Социология личности. | самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом. Изучение учебной литературы: [1,4,5,6] | |||
Раздел 5. Социология семьи. | самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом. Изучение учебной литературы: [2,4,5,6] | |||
Раздел 6. Этносоциология. | самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом. Изучение учебной литературы: [3,4,5,6] | |||
Всего: |
7.1. Основная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издания. Место доступа | Используется при изучении разделов, номера страниц |
Социология:учебник | Волков Ю.Г. | М.2016. Библиотека РОАТ. Электронно-библиотечная система «BOOK.ru» – https://www.book.ru/ | Раздел 1: с.50-72. Раздел 2: с.118-153 Раздел 3: с.156-177 Раздел 4: с.180-202 | |
Общая социология: учебное пособие | М.М. Вышегородцев под ред. и др | Москва: КноРус, 2016. Электронно-библиотечная система «BOOK.ru» – https://www.book.ru/ | Раздел 5: с.202-227. | |
Социология. Конспект лекций: учебное пособие | А.А. Горелов | Москва: КноРус, 2016. Электронно-библиотечная система «BOOK.ru» – https://www.book.ru/ | Раздел 6: с.142-145. |
7.2. Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издания. Место доступа | Используется при изучении разделов, номера страниц |
Социологические исследования. Журнал | 2014, 2015, 2016. Выходит ежемесячно (Библиотека РОАТ) | 1,2,3,4,5,6. | ||
Словарь социально-гуманитарных терминов | Под ред. А.Л. Айзенштадт. | Минск: Тесей, 1999. Библиотека РОАТ. | 1,2,3,4,5,6. | |
Краткий словарь по социологии | Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. | М.: Политиздат, 1989. Библиотека РОАТ. | 1,2,3,4,5,6. |
ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ
1. Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции.
2. О. Конт – основоположник социологии, его учения о трех стадиях развития общества.
3. Классический тип научности социологии учения о методе Э. Дюркгейма.
4. Понимающая социология М. Вебера.
5. Основные принципы материалистического учения К. Маркса и Ф. Энгельса в обществе.
6. Развитие социологии в России.
7. Общество как социальная система. Социальные связи, взаимодействие общения и отношения.
8. Социология культуры. Ее основные концепции и функции. Ценностно-нормативная система культуры.
9. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
10. Социальная структура общества: Социальные общности, классы, социальные слои, группы и институты, этносы. Основные подходы к изучению общества: структурно – функциональный и марксистский (детерминистский).
11. Теория социальной стратификации.
12. Социальная мобильность и маргинальность.
13. Личность в социологии. Основные теории личности.
14. Ролевые теории личности. Социальный и личный статус и социальный престиж инженера железнодорожника в обществе.
15. Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социализация.
16. Понятие «социальная группа», деление их на первичные и вторичные, большие, средние, малые.
17. Понятие «социальный институт». Их виды и функции.
18. Теория доиндустриального, индустриального и постиндустриального (информационного) общества Р. Арона, У. Ростоу, Д. Белла, А. Тоффлера.
19. Социальные изменения и движения. «Эволюция, революция, реформы, социальная модернизация».
20. Предмет и функции социологии политики.
21. Социология экономики как отрасль социальной науки. Экономические цели развития экономики как социальный прогресс.
22. Социология образования. Основные принципы и функции образования. Гуманизация – ведущая тенденция в образовании.
23. Труд как базовый социально – экономический процесс. Социальная сущность труда.
24. Трудовой коллектив, его задачи и функции. Морально – психологический климат коллектива.
25. Социология управления. Феномен бюрократии. Стиль руководства инженера железнодорожника в обществе.
26. Предмет этносоциологии. Типы этносов – племя, народность, нация. Признаки нации.
27. Понятие этноса. Предпосылки, черты и этапы формирования русского этноса.
28. Национально – этнические отношения в современной России. Объективные тенденции их развития. Национальный вопрос в современных условиях.
29. Межнациональный конфликт. Методы предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.
30. Понятие семьи и брака, функции и тенденции семьи.
31. Основные проблемы семьи и брака. Типы семейных структур.
32. Мотивы брака, причины развода. Культура спора и ссоры. Традиции семьи.
33. Социальные роли личности. Механизм отбора, предписывания и контроля. Социальный контроль и девиация.
34. Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация.
35. Основные типы и черты капитализма и социализма.
36. Методы социологического исследования (Анкетирование, интервьюирование).
37. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.
38. Специальные социологические теории (социального конфликта, общения, общественного мнения).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ