Боевые действия в Восточной Африке




Тема № 14 Международные отношения и страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XIX – начале XX вв.

Лекция 29 (Обзорная).

«Восточный вопрос» и влияние его на развитие Турции. Процессы превращения в полуколонию Китая. Сохранение независимости Японией и условия формирования ее агрессивной политики. Основные войны в регионах их место в общем цивилизационном развитии. Экономическое подчинение европейской политике Ирана. Влияние на страны Азии, Африки и Латинской Америки Первой мировой войны.

В середине XIX в. Османская империя все еще оставалась одним из наиболее крупных государств того времени. В ее состав входили обширные территории в Азии, Африке и Европе общей площадью около 3,4 млн.кв.км, а численность населения достигла 28 млн. человек. После Крымской войны страна была разделена на 27 провинций (вилайетов), из которых десять составляли европейскую часть империи с населением в 10-11 млн.чел. Этнический облик государства был чрезвычайно пестрым и определялся наличием более 30 народов, исповедовавших ислам, иудаизм и христианство в различных его проявлениях. Причем на Балканах приверженцы последней религии составляли абсолютное большинство. С Турцией были связаны вассальными отношениямиДунайские княжества и Сербия. Государственный строй Османской империи в 60-70-е гг. XIX в. можно определить как "просвещенный деспотизм". На основании хатт-и хумаюна 1856 г., открывшего второй этап Танзимата, в стране была проведена серия реформ с целью централизации власти, усиления армии, улучшения состояния экономики и культурного развития. Особый акцент в политике реформ был сделан на утверждение правового равенства мусульман и немусульман. Этот курс, проводившийся частью османской политической элиты, в какой-то степени был следствием жестокого нажима со стороны западных держав, которые в ультимативной форме потребовали от Турции оглашения проекта реформ о положении немусульманских подданных до начала Парижского конгресса 1856 г. Однако ни формально провозглашенное равенство христиан с мусульманами, ни попытки Порты в последующие годы сгладить межнациональные противоречия и объединить населявшие империю этносы в некую "османскую" нацию под эгидой турок, не принесли результатов. Продолжавшееся и набиравшее силу национально-освободительное движение подвластных народов вынуждало Порту прибегать к прежним методам проведения карательных операций в тех провинциях, где возникала угроза распространения сепаратизма. Крымская война 1853-1856 гг. привела к существенным сдвигам в политике ведущих европейских держав в Восточном вопросе. В Англии далеко не все были довольны ее результатами. Неслучайно Р.Солсбери, неоднократно занимавший пост министра иностранных дел и премьер-министра, называл Крымскую войну "заслуживающей сожаления глупостью". И все-таки Великобритания многого достигла. Главным было утверждение преобладающего английского влияния в Турции и резкое сокращение возможностей России вмешиваться в дела на Балканах и Ближнем Востоке. Английский курс на сохранение статус-кво, несколько модернизированный и дополненный прожектами трансформации Турции посредством реформ в современное цивилизованное государство, имел прежнюю антироссийскую направленность и противостоял объективной исторической тенденции ее неизбежного краха. Победа над Россией, стоившая Франции в 5 раз больших жертв, нежели Англии, укрепила режим Второй империи, способствовала возрастанию ее роли в европейских делах. В то же время Франция не получила существенных приобретений на Востоке, а первоначальные надежды на усиление позиций французского капитала в Турции и превращение ее в рынок сбыта и источник сырья для французской промышленности, не вполне оправдывались. В 1860 г. Наполеон III провозгласил "принцип национальностей", означавший поддержку стремления различных народов к национальной самостоятельности. На деле правящие круги Второй империи выступали против антиосманских восстаний, отказывались от помощи угнетаемым Портой народам в их борьбе за освобождение. Исключение здесь составляла лишь дипломатия Наполеона III в пользу создания румынского государства в надежде экономически и политически утвердиться в низовьях Дуная. Активизация официального Парижа в Восточном вопросе привела к возобновлению англо- французских противоречий из-за Египта и Сирии. Направленная Наполеоном III военная экспедиция в Сирию летом 1860 г. вызвала острый кризис в отношениях между Францией и Англией. Крымская война привела к разрыву прежней политики сотрудничества Австрии с Россией в Восточном вопросе. Эти две наиболее заинтересованные в балканских делах державы преследовали прямо противоположные цели и тщательно следили за каждым шагом друг друга. В отличие от Англии или Франции Австрия (с 1867 г. - Австро-Венгрия) не могла рассчитывать на успешную экономическую экспансию в турецких владениях. Вот почему она начинает выступать в роли защитницы христианских народов, оказывает дипломатическую поддержку стремлению к самостоятельности Сербии и Болгарии, хотя и при сохранении верховной власти Порты. Вместе с тем Австро-Венгрия не упускает из вида главную цель - установления своего господства над Боснией и Герцеговиной в качестве ключа к господству над всем Балканским полуостровом. Отношение Отто фон Бисмарка к судьбе Османской империи было целиком подчинено политике объединения Германии под главенством Пруссии. Так, в 60-е годы Пруссия была заинтересована в максимальном ослаблении внешнеполитических позиций Австрии. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Бисмарк обещал содействие России в пересмотре ограничений, установленных Парижским договором 1856 г., тем самым сумел обеспечить нейтралитет Александра II. Но чтобы использовать Восточный вопрос как средство "политических компенсаций", Пруссия должна была поддерживать напряженность на Балканах и Ближнем Востоке. Она вообще не была заинтересована в целостности Османской империи и сохранении статус-кво. В отдельных случаях Бисмарк даже шел на поддержку национально-освободительного движения балканских народов. В связи с новым обострением Восточного вопроса в середине 70-х годов "железный канцлер" продолжал официально заявлять, что у Германии нет особых интересов на Востоке. В действительности его целью было недопущение создания антигерманской коалиции. Поражение России в Крымской войне положило начало новому курсу в русской внешней политике, который стал осуществляться пришедшим к управлению иностранными делами А.М.Горчаковым. Его содержание нашло отражение в крылатой фразе нового министра: "К Россииобращаются с упреком, что она изолируется и хранит молчание... Говорят, что Россия дуется. Россия не дуется, Россия сосредотачивается". Многочисленные внутренние проблемы и пребывание в международной изоляции вынуждали Россию к сдержанности и миролюбию. Российская дипломатия, и прежде всего на Балканах, находилась в глубокой обороне. Именно этим самоограничением активнейшего участника европейского концерта объясняется продолжавшееся в течение двух десятилетий относительное затишье в Восточном вопросе. В этих условиях для русского правительства существовал только один путь восстановления своего влияния в регионе - опора на национальные движения подвластных Порте народов, поощрение их культурного развития и расширения политических прав. Цель царизма состояла не столько в том, чтобы спасти братьев-славян от турок, сколько предотвратить их объединение с народами Запада в случае распада Турции. Свертывание правительственной деятельности в "Восточных делах" компенсировалось повышением активности русской общественности, которая именно по поводу славянских проблем на Балканах заявила о своем праве влиять на внешнюю политику России. Характерно, что славянский вопрос был животрепещущим для всех течений русской общественной жизни. Революционно-демократическим флангом национально-освободительное движение на Балканах понималось как форма социально-революционной борьбы. Либеральные и консервативные интерпретации славянской идеи подкрепляли правительственную политику подготовки реванша в Восточном вопросе и были нужны власти для обеспечения единства трона и общества во внутренних и внешнеполитических делах. Этим можно объяснить и фактическое поощрение деятельности славянских комитетов, первый из которых возник в 1858 г. в Москве по инициативе видных славянофилов во главе с И.С.Аксаковым и Ю.Ф.Самариным. Деятельность славянских комитетов достигла своего апогея в 1875-1878 гг., когда их усилия позволили мобилизовать на помощь Балканам свыше 5 тысяч добровольцев, значительные материальные и денежные ресурсы. Осенью 1870 г., когда шла франко-прусская война, создалась благоприятная ситуация, позволившая покончить с самым тяжелым для России условием Парижского договора – запретом держать флот на Черном море. 19 (31) октября А.Д.Горчаков разослал циркуляр, в котором заявлялось, что Россия не считает себя связанной постановлениями, ограничивающими ее суверенитет на Черном море. Циркуляр Горчакова был неодобрительно встречен Англией и Австро-Венгрией. Однако на Лондонской конференции послов 1 (13) марта 1871 г. при поддержке Пруссии была подписана конвенция, которая отменила "нейтрализацию" Черного моря. Конвенция 1871 г. регулировала режим проливов вплоть до первой мировой войны. На фоне вынужденной пассивности России в Восточном вопросе стали более заметны довольно робкие шаги, которые делали подвластные Турции народы на своем пути к независимости. Восстания в Герцеговине в 1862 г. и на Крите в 1866 г., борьба болгар за восстановление национальной церкви, возникновение на Балканах четнических отрядов и создание конспиративных революционных организаций - все эти факты свидетельствовали о формировании новых и достаточно радикальных общественных настроений. Новые тенденции стали проявляться и в росте дипломатической активности независимых и формально еще остававшихся в составе Турции молодых балканских государств, которые пытались объединиться для совместной борьбы с Портой. Так возник план создания Балканского союза, который был оформлен двусторонними договорами Сербии с Черногорией, Грецией и Румынией в 1866-1868 гг., а также установлением сотрудничества с политическими организациями других балканских народов, в частности болгар и хорватов. Дело зашло так далеко, что была даже намечена дата войны с Портой - 1 октября 1868 г. Однако этого не случилось. Балканский союз оказался не жизнеспособным и распался вскоре после смерти главного его инициатора серсбкого князя Михаила Обреновича, убитого заговорщиками 29 мая 1868 г. Вспыхнувшие летом 1875 г. в Боснии и Гецеговине волнения положили начало новому Восточному кризису 1875-1878 гг., названному современниками великим. Боснийское восстание было поддержано славянскими народами других областей Турецкой империи. В 1875-1876 гг. в Болгарии состоялись Старо-Загорское и Апрельское восстания, потопленные в крови регулярной турецкой армией. Непосредственным откликом на все эти события стало объявление Сербией (действовавшей в союзе с Черногорией) в июне 1876 г. войны Турции. Несмотря на героизм сербских солдат, турецким войскам удалось легко отбить наступление, и только вмешательство России спасло Сербию от катастрофы и позволило заключить в начале 1877 г. мир на условиях довоенного положения. В условиях растущего давления держав, финансового кризиса, роста религиозно-османскогошовинизма, 2 июня 1876 г. группа националистически настроенных офицеров совершила государственный переворот, убив султана Абдул-Азиза. Данными обстоятельствами решили воспользоваться "новые османы", поддержавшие сторонника реформ Мидхат-пашу, который после низложения в августе 1876 г. очередного султана Мурада и прихода к власти Абдул-Хамида II получил пост великого визиря. Мидхат, понимая невозможность силового решения проблем, сделал ставку на реформы и использование противоречий прежде всего между Россией и Англией. Он устанавливает контакты с англичанами, пытаясь заручиться их поддержкой в осуществлении политико-юридических преобразований и противостоянии России. Стремительное развитие событий на Балканах стало поводом для созыва 11 (23) декабря 1876 г. Константинопольской конференции великих держав с целью оказания дипломатического воздействия на Турцию в пользу подвластных народов. Однако в день открытия конференции в Турции была провозглашена конституция, и Стамбул отверг все требования великих держав о реформах на Балканах как беспочвенные. После провала Константинопольской конференции русско-турецкие отношения резко ухудшились. Последующее отклонение Портой при поддержке Великобритании Лондонского протокола, подписанного 19 (31) марта 1877 г. и преследовавшего ту же цель давления на турецкое правительство, привело к русско-турецкой войне, которая началась 24 апреля 1877 г. Летом в войну против Турции вступила Румыния, а в декабре Сербия (Черногория продолжала оставаться в состоянии войны с июня 1876 г.). Потерпев полный военный разгром в войне, Турция в начале 1878 г. обратилась к России с просьбой о перемирии, и 3 марта в местечке Сан-Стефано близ Стамбула был подписан прелиминарный мирный договор. Договор вызвал резкое противодействие западных держав, в особенности Великобритании и Австро-Венгрии. Под угрозой восстановления коалиции времен Крымской войны России вынуждена была согласиться на пересмотр условий Сан-Стефанского договора. На Берлинском конгрессе, который проходил в июне-июле 1878 г., он был заменен многосторонним договором, который сводил на нет значение военной победы России. Потеряв в боях около 200 тыс. солдат, Российская империя не сумела реализовать ни одной своей стратегической цели на Балканах (создание зависимой от России Великой Болгарии, установление контроля над проливами, укрепление своего влияния в регионе). Несмотря на ревизию Сан-Стефано, Берлинский трактат утвердил коренные изменения, произошедшие в судьбах балканских народов. Сербия, Румыния и Черногория были признаны полностью независимыми государствами, Болгария обрела фактическую самостоятельность. Еще одним следствием дипломатической борьбы в период Восточного кризиса 1875-1878 гг. стал новый поворот в судьбе Боснии и Герцеговины. На основе закулисного торга России и Австро-Венгрии, последняя в обмен на благожелательный нейтралитет в назревавшей русско-турецкой войне получила право оккупации этих богатых турецких провинций. Этот сговор, зафиксированный в секретной Будапештской конвенции от 3 (15) января 1877 г., после окончания войны был подтвержден Берлинским трактатом 1878 г. В период Восточного кризиса 1875-1878 гг. Греция была единственным балканским государством, непосредственно не участвовавшим в вооруженной борьбе, но выиграла она не меньше других стран. На основании решений Берлинского конгресса и последующих греко-турецких переговоров в 1881 г. почти вся Фессалия и часть Эпира были переданы Греции. Что же касается мощного восстания 1878 г. на Крите под лозунгом воссоединения с Грецией, то его цель не была достигнута из-за противодействия Великобритании. Берлинский конгресс лишь обязал Порту предоставить острову административную автономию. лавным итогом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. для Восточного вопроса в целом был крах политики статус-кво. Творец этой политики Великобритания ограничивалась лишь борьбой за целостность османских владений в Азии, что, впрочем, не помешало англичанам оккупировать Кипр, якобы для укрепления турецкой обороны. Условия Сан-Стефанского мира и Берлинского трактата имели еще одну, мрачную сторону. Освобождение балканских народов сопровождалось грубейшим вмешательством великих держав в их дела. Австрийская оккупация Боснии и Герцеговины, попытка русского царя создать марионеточное болгарское государство, перекройка государственных границ без учета интересов самих балканских народов - все это посеяло зерна тех многочисленных конфликтов и военных столкновений, которые дали основание современникам назвать Балканы "пороховым погребом Европы". Превращение этого региона в горячую точку стало неизбежным не только из-за противоборства великих держав, но и вследствие острого соперничества правителей молодых национальных государств. Стремление правящих элит отдельных стран добиться преобразования на полуострове, потеснить соседей породило планы создания Великой Сербии, Великой Болгарии, Великой Румынии...Начались поиски внешней поддержки для реализации этих шовинистических программ, что только облегчало вмешательство в балканские дела и осложняло обстановку. Новые противоречия дали о себе знать уже через несколько лет после завершения русско-турецкой войны. В 1885 г. произошло воссоединение Болгарского княжества с Восточной Румелией, остававшейся по Берлинскому трактату автономной турецкой провинцией. Подстрекаемая Австро-Венгрией против воссоединения выступила Сербия, протестуя против нарушения равновесия в регионе. Однако начавшаяся в ноябре того же года война оказалась неудачной для ее инициатора. В феврале 1886 г. между двумя государствами был подписан мир на условиях восстановления довоенных границ. События середины 80-х годов со всей отчетливостью показали, что в рамках Восточного вопроса сформировался новый узел межбалканских противоречий. Не будучи прямо связанным с дележом турецкого наследства, этот источник противоречий превратил Балканы в постоянный очаг конфликтов, которые привели и к возникновению Первой мировой войны. История Восточного вопроса 80- начала 90-х гг. XIX в. характеризуется ростом экономических интересов Германии на Балканах и в Турции, стратегической заинтересованностью Берлина в Османской империи. Это подтвердили поездки Вильгельма II на Восток в 1889 и 1898 гг. Британские власти после приобретения о.Кипр нацелились на Египет, значение которого возросло благодаря вступившему в действие в 1869 г. Суэцкому каналу. Еще в 1875 г. премьер-министр Дизраэли приобрел 44% акций канала у египетского хедива Исмаила. Летом 1882 г. Англия начала военные действия по прямому захвату Египта. К октябрю 1882 г. англичане заняли крупнейшие города Египта и утвердились на трассе Суэцкого канала. Таким образом официальный Лондон окончательно и всерьез взялся за расчленение Османской империи. Это побудило Константинополь перестраиваться с лондонской волны на берлинскую. После Великого кризиса 1875-1878 гг. в Восточном вопросе наблюдалась своеобразнаяисторическая пауза. На первый взгляд, его накал несколько снизился. И все же борьба за финансово-экономический контроль над Османской империей не прекращалась. Результатом стала финансовая зависимость Порты, раздел территории империи на железнодорожные, горнодобывающие концессии Англии, Франции, Германии и Австро-Венгрии. Активность России в восточных делах после Берлинского конгресса упала: сказывались внутренние проблемы и стремление сохранить достигнутые позиции на Балканах за счет компромисса с Австро-Венгрией и Германией. В 1885 г. царская дипломатия потерпела неудачу, предложив созвать международную конференцию для обсуждения событий в Болгарии, приведших к воссоединению с ней Восточной Румелии. Инициативу перехватила Англия. Пользуясь своим влиянием на султана Абдул-Хамида II, она убедила его не вводить турецкие войска в Румелию и подписать с болгарским князем Александром Баттенбергом соглашение, по которому Порта фактически признала объединение Болгарии. Александр Баттенберг и сменивший его в августе 1886 г. Фердинанд Кобургский ориентировались на Австро-Венгрию и Германию. Российские власти болезненно восприняли утрату контроля над Болгарией. В 80-е годы XIX в. осуществлялось расширение сферы британской экспансии на Ближнем Востоке, в частности в Египте, в отношении которого официальный Лондон предпочитал действовать самостоятельно, отвергая предложения французов о совместных акциях. Еще 16 октября 1879 г. Солсбери в секретной инструкции консулу Малету писал, что главная цель английской дипломатии – не допустить преобладания какой-либо державы в Египте вплоть до аннексии страны, если там возобладает "анархия". Воспользовавшись беспорядками в Египте, в июне 1882 г. британское правительство направило к его берегам военную эскадру, парламент выделил 2 млн. ф. ст. на нужды экспедиции. К середине сентября 1882 г., сломив сопротивление египетских войск, англичане заняли Суэц, Каир и Александрию. Протесты Порты (формального сюзерена Египта) и Франции были отклонены. Британские представители заверяли, что оккупация носит временный характер и по мере стабилизации войска покинут страну. По сути, однако, Египет оказался под протекторатом Англии. Таким образом подтвердился переход Британии от установок на сохранение целостности Османской империи к ее фактическому расчленению. Кроме того захват Англией Египта побудил Константинополь перестраиваться с "лондонской волны на берлинскую". Французские правящие круги, в свою очередь, вели активную финансово-экономическую и политическую борьбу за обладание Тунисом, номинально считавшимся частью Османской империи. Под предлогом "безопасности Алжира" правительство Ж.Ферри угрозой силы заставило туниского бея сначала подписать Бордосский договор о праве Франции держать свои войска в Тунисе, а в 1883 г. признать французский протекторат. Этот успех Франции обострил ревностное отношение итальянских властей и подтолкнул их к союзу с Германией и Австро-Венгрией, известному как Тройственный союз. Вообще, политика итальянского королевства в Восточном вопросе имела локальный характер и определялась попытками получить часть османских владений в Ливии или на Ближнем Востоке. Важным фактором, обострившим соперничество европейских держав в Османской империи, стала нарастающая активность Германии. Бисмарк постепенно переходил от позиции незаинтересованности в восточных делах к осторожному проникновению в Порту. В 1882 г. он разрешил направить германских офицеров-инструкторов в Стамбул. Оживилась деятельность во владениях Порты Немецкого и других банков. Военные и финансово-экономические контакты с турками дополнялись визитами германских коронованных особ. Первый - Вильгельма II - состоялся в ноябре 1889 г. Он подготовил заключение 26 августа 1890 г. договора между Османской империей иГерманией о дружбе, торговле и судоходстве. Одновременно Бисмарк и его преемники уверяли Европу в "нежелании иметь преимущественные перед другими державами интересы в Турции" и выступали в пользу "целостности и единства Порты", на что ссылался Абдул-Хамид II, оправдывая нарастающий диалог с Берлином. Немцы успешно проводили политику мирного проникновения вОсманскую империю. Преодолевая сопротивление России и Франции, германское Оттоманское общество железных дорог в феврале 1893 г. приобрело концессию на строительство в Анатолии железных дорог длиной свыше 1 тыс. км. В середине 90-х годов (1894-1897 гг.) державы попытались использовать армянский вопрос для дальнейшего наступления на Турцию. Особенно усердствовала британская дипломатия. Ссылаясь на ст.61 Берлинского трактата, Англия предложила правительствам Франции, России и Германии потребовать от султана проведения реформ в армянских областях. Царские власти и их французский союзник согласились с этим предложением. Германское правительство уклонилось от переговоров с Лондоном, фактически поддержав турецкого султана. Ситуация осложнилась восстанием греков на острове Крит и начавшейся в апреле 1897 г. греко-турецкой войной. Германия и в этом случае встала на турецкую сторону. Англия, Франция и Россия все же добились заключения перемирия, а затем и мира. Крит получил широкую автономию, а греческий принц Георг был назначен туда комиссаром с мандатом от Англии, Франции, России и Италии. В конце XIX в. и в начале ХХ в. планы германского руководства на Востоке приобретали все более широкомасштабный характер. При поддержке банков и монополий кайзеровская дипломатия в серии переговоров и в ходе очередного визита Вильгельма II в Османскую империю добивалась расширения экономических привилегий. 5 марта 1903 г. в Стамбуле был подписан окончательный концессиональный договор на 99 лет о строительстве 2800 км. Багдадской железной дороги на выгодных для немецкого капитала условиях. Это была большая победа германской дипломатии. Предложение Англии (план лорда Ленсдауна) о разделе Багдадской магистрали на четыре секции с передачей строительства каждой из них под контроль одной из великих держав не получил поддержки в Париже и Петербурге, а главное в Берлине. Царскому правительству турки пообещали предоставить концессию на части территории Малой Азии, прилегающей к Черному морю. В условиях нарастающего антагонизма с Германией английские и французские политики предпочли урегулировать свои разногласия в отношении Порты. После интенсивных переговоров стороны подписали 8 апреля 1904 г. соглашение ("сердечное согласие"). Оно было направлено на закрепление британского контроля над Египтом и французского над Марокко. На рубеже веков Россия и Австрия искали возможности усиления своего влияния на Балканах. Правительства обеих империй в 1903 г. договорились о совместном контроле над Македонией и о сдерживании болгарских и иных притязаний на эту область (Мюрцштегское соглашение). Россия старалась вернуть в свое лоно Болгарию, восстановив с ней в 1896 г. разорванные 10 лет назад дипломатические отношения и подписав в 1909 г. военную конвенцию против Австрии и Румынии. Однако значительная часть болгарской элиты претендовала на раздел оставшихся турецких владений на Балканах, чего конвенция не обеспечивала. В Белграде в 1903 г. произошел государственный переворот. Основой внешней политики нового правительства стала борьба за объединение сербских земель, что неизбежно вело к столкновению с Австро-Венгрией. Проявлением растущего австро-сербского антагонизма стала "таможенная война" 1906-1910 гг. между двумя государствами. Это противостояние, дополненное осложнениями в отношениях с Болгарией, окончательной привязало Сербию к Антанте. Царское правительство после русско-японской войны избегало конфронтации с державами в восточных делах. Подписав с Англией соглашение 31 августа 1907 г., снявшее остроту в англо-русских противоречиях из-за Ирана и Афганистана, дипломатия Николая II не прочь была поискать пути к соглашению с Германией и Австро-Венгрией. Дуалистическая монархия при поддержке Германии, воспользовавшись свержением младотурками в июне 1908 г. режима Абдул-Хамида II, взяла курс нараздел балканских владений Турции. Для нейтрализации России венские власти пообещали ей благожелательную позицию в вопросе об открытии черноморских проливов для русских военных судов, при условии что Россия, в свою очередь, признает аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. На этот счет министр иностранных дел России А.П.Извольский и его визави австровенгерский барон Эренталь 15 сентября 1908 г. при встрече в замке Бухлау достигли устной договоренности. Последовавшая вскоре инициатива А.П.Извольского о проведении международной конференции по изменению режима проливов была воспринята отрицательно на берегах Темзы и Сены. Глава британского Форин оффис Э.Грей заявил о "неготовности английского общества" обсуждать такую проблему. Англия и Франция не собирались усиливать Австро-Венгрию и Россию, намереваясь установить выгодный для себя диалог с новыми властями в Стамбуле. Между тем, не дожидаясь так и не состоявшейся европейской конференции по проливам, венское руководство в октябре 1908 г. объявило об аннексии Боснии и Герцеговины. Возник Боснийский кризис. Односторонние действия Австро-Венгрии вызвали решительный протест со стороны Российской империи, но тут в дело вмешалась Германия. В марте 1909 г. она потребовала от русского правительства признать аннексию, добиться того же от Сербии и отказаться от созыва конференции. Николай II, не имея твердой поддержки союзников по Антанте и испытывая внутриполитические трудности, пошел на уступки, согласившись на присоединение Боснии и Герцеговины к Австро-Венгрии. Это вызвало бурю протестов со стороны российской общественности, прессы и Думы, обвинивших правительство в предательстве национальных интересов. Для австро-венгерской дуалистической монархии аннексия новых славянских территорий стала "пирровой победой". Боснийский кризис 1908-1909 гг. не остановил дальнейший рост освободительного движения балканских народов, обострил их противоречия с Веной, усилил австро-германо-русские противоречия в регионе и способствовал все большему накоплению здесь "горючего материала". Кроме того Боснийский кризис вызвал трудности в отношениях Турции с Австро- Венгрией и поддерживавшей ее Германией. Возмущенные турки начали кампанию бойкота австрийских и немецких товаров. Зато Англия извлекла из этой ситуации явные выгоды для себя. Официальный Лондон встал на сторону младотурок, расценив аннексию Боснии и Герцеговины как нарушение Берлинского трактата 1878 г. К концу 1908 г. британские позиции в Порте несколько укрепились. С помощью англичан турки начали преобразования на турецком флоте и в таможенных учреждениях. Воспользовавшись конфликтом великих держав из-за Марокко, правительство Италии в сентябре 1911 г. приступило к военной оккупации Триполитании и Киренаики, номинально находившихся под контролем Турции. Это привело к итало-турецкой войне. Она завершилась в октябре 1912 г. поражением Порты и переходом ее североафриканских вилайетов к Италии. Из них была образована единая колония Ливия. Таким образом по целостности Османской империи был нанесен очередной удар. Царское правительство в этих условиях вновь попыталось добиться открытия черноморских проливов для русского военного флота. Российский посол в Константинополе Н.В.Чарыков предпринял соответствующий дипломатический демарш. Европейские державы дружно выступили против. Официальный Лондон заявил, что не возражает против открытия проливов, но не для одной России, а для всех государств. Такой вариант никак не устраивал Петербург, и в марте 1912 г. посол Чарыков был отозван под тем предлогом, что он вышел за рамки данных ему инструкций. Потерпев неудачу с демаршем Чарыкова, российский МИД вознамерился компенсировать ее формированием союза балканских государств под эгидой России. При ее посредничестве Болгария и Сербия в марте 1912 г. заключили оборонительный союз против Австро-Венгрии и наступательный против Турции. Он предусматривал арбитраж Николая II при разделе спорных территорий в случае победоносной войны с Турцией. В мае 1912 г. Греция подписала союзный договор с Болгарией. В сентябре балканские союзники начали военные действия против Турции и быстро разгромили ее. Западные державы, не заинтересованные в расширении российской сферы влияния на Балканах, предприняли давление на воюющие страны с целью скорейшего их примирения. К этому постепенно склоняется и кабинет младотурка Махмуда Шевкет-паши, пришедший к власти 23 января 1913 г. в результате военного переворота, совершенного при содействии немцев. 17 мая 1913 г. в Лондоне воюющие стороны подписали мирный договор. Турция теряла Македонию и другие территории на Балканах за исключением земель, прилегающих к столице и проливам. Но вопрос о разделе освобожденных территорий между победителями не удалось решить. Их недавний союз распался на серию конфликтов: сербо-болгарский из-за Македонии, болгаро-греческий из-за Салоник, румыно-болгарский из-за Южной Добруджы. В начале июня 1913 г. между Сербией и Грецией был заключен военный союз против Болгарии, к которому присоединилась Турция. Начавшаяся 17 июня вторая Балканская война закончилась быстрым поражением и капитуляцией Болгарии. По решению Бухарестской мирной конференции Болгария понесла большие территориальные потери и вскоре стала ориентироваться на германский блок. Румыния, получившая юг Добруджи, напротив, повернула в сторону Антанты. Сербия сталацентром притяжения югославянских подданных Австро-Венгрии, ориентируясь на Россию. Турция вернула себе Адрианополь. Новое государство Албания стала яблоком раздора между Антантой и Тройственным союзом. В итоге, Балканские войны, сокрушив владычество османов на Балканах, обострили как внутрибалканские противоречия, так и борьбу великих держав в этом регионе. Накануне мировой войны в полной мере проявились тесные германо-турецкие связи в военно-политической области. В декабре 1913 г. в Константинополь прибыла новая немецкая военная миссия во главе с генералом Лиманом фон Сандерсом, получившим назначение командующим корпусом и председателем комиссии по реорганизации турецкой армии. Это, в сущности, ставило Босфор и Дарданеллы под немецкий контроль. Все попытки российской дипломатии добиться совместно с Англией и Францией отзыва миссии Сандерса не принесли успеха. Германское руководство в ходе двусторонних переговоров с Россией пошло на символическую уступку. Сандерс вместо командования корпусом занял пост генерального инспектора турецкой армии, что фактически сохраняло немецкое военное преобладание в Турции. Июльский кризис 1914 г., повлекший австро-сербскую войну, выступление России в поддержку сербов, а также намерение Германии военным путем решить все противоречия с Антантой, в том числе и в Восточном вопросе, стремительно перерос в мировую войну. В самом ее начале Антанта предпринимала попытки сделать Турцию своей союзницей, либо заручиться ее нейтралитетом. Но что могли Англия, Франция и Россия, отобравшие у турок немало владений и претендовавшие на новые приобретения в Османской империи, предоставить взамен, чем могли заинтересовать Порту?Германия же выступала под флагом "сохранения империи османов", обещала Турции возвращение всех утраченных территорий. Кроме того немцы поддерживали пантюркистские устремления младотурок. 2 августа 1914 г. Германия и Турция подписали военный договор, Стамбул получил военный займ, а 29 октября 1914 г. бомбардировкой российского черноморского побережья Османская империя вступила в войну с державами Антанты. Германии удалось привлечь на свою сторону Болгарию в 1915 г., правительство которой рассчитывало взять реванш за неудачу во второй Балканской войне. Антанта пополнилась за счет Италии в 1915 г. и Румынии в 1916 г. Балканы, Закавказье,черноморские проливы стали театром военных действий. В 1915 г. тяжелому разгрому подверглась сербская армия. Войска Османской империи успешно отражали атаки противника на проливы. В Закавказье успех сопутствовал русским войскам. Державы Антанты поддержало армянское, арабское и еврейское население азиатских провинций Порты, которому было обещано создание самостоятельных государств после победы над германским блоком. Параллельно великие державы уточняли условия окончательного раздела "наследства" Османской империи. В марте 1915 г. Англия и Франция согласились уступить России Константинополь и проливы. В апреле 1915 г. по Лондонскому договору Антанты обещали Италии юго-западные районы Турции. Вслед за тем Лондон и Париж признали "права" России на турецкую Армению. Это, конечно, не снимало межсоюзнических противоречий, но было вынужденной уступкой России, в войсках которой так нуждались Англия и Франция. Одновременно в мае 1916 г. появилось англо-французское секретное соглашение (Сайкс-Пико). Им предусматривалось создание в бывших османских владениях нескольких зон влияния стран Антанты и Италии, т.е фактический раздел некогда могущественной империи.

Поражение Китая в войнах с западными державами, принудительные договоры и серьезные уступки цинского правительства вызвали некоторые разногласия при маньчжурском дворе. Наиболее дальновидные представители правящих кругов империи высказывались за политику заимствования достижений (особенно в области военной техники) у иностранцев, за так называемый курс самоусиления цинской монархии. В связи с этим сторонники «самоусиления» готовы были пойти на отказ от традиционной изоляции от внешнего мира. Они также соглашались на установление дипломатических отношений с иностранными государствами и на расширение внешней торговли. Г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: