Принципы и приоритеты культурной политики




Принципы культурной политики:

• Не вступать в противоречие с историей, чутко улавливать основные тенденции и направление объективных процессов развития общества.

• Правильное определение объекта культурной политики.

• Определение субъекта культурной политики.

• Постепенное содержательное воздействие культурной политики на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты и ориентиры.

• Постоянный учет гетерогенного характера российской культуры.

• Глубокое изучение национальной традиции, ценностных ориентации и признаков идентичности нашего общества, всего комплекса явлений, объединяемых в категорию национальное культурное наследие

Основные приоритеты государственной культурной политики:

• способствование постоянному усложнению и структурной систематизации системы ценностных ориентации и параметров идентичности российского общества;

• восстановление и повышение социального статуса интеллигенции как носителя наиболее сложного комплекса ценностных и самоидентификационных установок;

• восстановление социального статуса и престижа понятия «идеология» как комплекса общественно предпочитаемых и реализуемых ценностных ориентаций;

• стимулирование активной научной проработки актуальных вопросов новой российской аксиологии и идентичности;

• корректировка государственной социальной, национальной, научной и образовательной политики в сторону их большей взаимосвязи с задачами культурной политики.

1.Принцип проблемно-целевой ориентации культурной политики, предполагающий решение территориальных проблем с учетом возможностей социально-культурной деятельности, а также проблем конкретных социальных групп и категорий населения, составляющих социальную базу культурной политики.

2.Принцип деполитизации социально-культурной деятельности. На уровне культурной политики означает независимость, самостоятельность и автономность любых социально-культурных инициатив граждан от государства, отказ от конъюнктурной «актуальности» и ориентацию на долгосрочные приоритеты и непреходящие ценности.

3. Принцип самоорганизации социально-культурной жизни. Этот принцип в сегодняшней ситуации представляется наиболее существенным, ибо его реализация позволит в максимальной степени использовать энергию саморазвития куль туры, ограничить возможности административного и некомпетентного вмешательства в культурную жизнь.

4.Принцип обеспечения многообразия, полифоничности социально-культурной жизни предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.

5.Принцип диалогичности культурных процессов выступает одним из основных условий саморазвития культуры, наиболее сущностной ее характеристикой.

6.Принцип персонификации культурной жизни предполагает восстановление связи культурных процессов с личностью дворца, актуализацию скрытых в отечественной и мировой истории нравственных референтов.

7.Принцип культурной преемственности и сохранения актуализируется в контексте рассматриваемых проблем в связи с тем, что основной причиной кризиса культуры является идея развития как отрицания, изменения, которая лежала в основе концепции культурного строительства на протяжении всех предшествующих десятилетий в нашей стране

 

 

3 Средства осуществления государственной культурной политики.

 

Ведущими средствами культурной политики являются:

1. Инфраструктура культуры, включающая:

а) организационные структуры, составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение;

б) совокупность организаций и учреждений.

2. Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы.

3. Социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на:

а) законодательные (формирование соответствующего правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни;

б) экономические (создание благоприятных материальных условий);

в) идеологические (формирование критериев восприятия искусства, нормы художественного вкуса, культуры межличностных отношений и т.д.);

г) социально-психологические (повышение престижа профессий, связанных с искусством, культурой, статуса высококультурного человека и др.).

4. Технологии (методы):

а) технология социально-культурного проектирования как механизма разработки и реализации культурной политики;

б) менеджмент и маркетинг социокультурной сферы;

в) Public relations, фандрайзинг, реклама и др.

Совокупность этих средств, возможность из сочетания, открывают чрезвычайно широкие возможности решения задач культурной политики. Так, в частности, сформулированная выше задача культурной политики в сфере художественной культуры — удовлетворение культурных потребностей людей — реализуется путем развития рынка художественных ценностей (т.е. с преимущественным использованием таких средств как налоговая политика, разработка законодательства регулирующего и стимулирующего рыночные отношения в данной сфере).

Вторая задача — совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения — обеспечивается за счет создания развитой инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность. Третья задача — воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы — реализуется путем разработки и реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении. Наконец, задача, связанная с развитием самого искусства предполагает развитие института меценатства — в лице богатого субъекта, общественной организации, но главное — в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената, государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных структур.

Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ “опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).

Необходимость разработки теоретических основ и технологий региональной культурной политики (всестороннего анализа ее методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.) определяется несколькими обстоятельствами. Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне области, края, района, отдельного города.

Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Именно на уровне региона должна сегодня формироваться стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.

Целесообразность переноса акцента в культурной политике на региональный уровень обусловлена следующими факторами.

Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие тех или иных сфер культурной жизни (профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства и т.д.) на различных территориях происходит неодинаково: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера.

Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и ресурсов территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д.

В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом.

Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire – править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке – режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики. С другой – выступает как самостоятельная область деятельности по изучению и развитию историко-культурной самобытности территории, определению и эффективному использованию имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработке и реализации региональных программ поддержки и развития сферы культуры.

Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной.

Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др.

Содержание основных категорий, имеющих отношение к объекту и предмету исследования, уточнялось на основе изучения широкого круга публикаций по проблемам социального управления, социального проектирования (Р. Акофф, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Дж.К. Джонс, П. Рикерт, С. Янг и др.). и культурной политики.

Культурная политика традиционно рассматривается как деятельность государства в целях реализации прав всех субъектов общества свободно участвовать в культурной жизни, обеспечения сохранения и обогащения культурной самобытности, развития межкультурных контактов. Приоритеты этой деятельности основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает выявление ведущих направлений развития культуры исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем; разработку в соответствии с приоритетами, инициирование, поддержку и реализацию культурных программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых, информационных и т.д.

Цели культурной политики достигаются с помощью различных методов и механизмов: правовых (разработка и принятие законов, нормативных актов), организационных (координация деятельности различных субъектов культурной жизни по вертикали и горизонтали, подготовка и переподготовка кадров, разработка государственных программ), научных (изучение реального состояния культурных процессов и их прогнозирование), экономических (финансирование, налоговая политика).

Методология культурной политики выстраивается на представлении о наиболее сущностных закономерностях функционирования культуры. В мировоззренческом плане культурная политика строится на понимании культуры как определяющего условия реализации созидательного потенциала личности и общества, формы утверждения самобытности народа, основы духовной безопасности общества, и в этой связи – как базовой предпосылки и критерия выработки моделей общественных преобразований.

В концептуальном аспекте ее целевым ориентиром выступает достижение оптимального соотношения процессов сохранения (обеспечивающих культурную преемственность, аутентичность культуры и духовную идентичность граждан) и изменения, создающих условия для социальной востребованности и самореализации личности, а в итоге – динамичного развития всех составляющих бытия человека и общества. Вектор изменения обеспечивается разнообразием духовной культуры, наличием альтернативных идей и норм человеческих отношений, которые в условиях стабильности не востребуются обществом, а в кризисной ситуации помогают ему своевременно выработать и усвоить более совершенные культурные регуляторы, адекватные новой ситуации.

 

4 Стратегические дилеммы культурной политики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: