Все методы подразделяются на методы сбора информации и методы анализа информации. Совокупность используемых в криминологическом исследовании методов называется методикой. Таким образом, методика – это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, ее причинах и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней[5].
Таким образом, методику исследования, как систему определенных правил, можно разделить на две подструктуры:
1) процедура – определенная последовательность совершения исследовательских операций;
2) методы – применение специфических приемов сбора и обработки криминологической информации.
Особое значение для криминологических исследований имеет диалектический (всеобщий) метод познания, реализуемый, в частности, через исторический и системный подходы, то есть рассмотрение преступности как системы, функционирующей в разных исторических условиях. Системный подход связан с изучением криминологического объекта как целостного единства, с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование[6].
Помимо всеобщего метода познания, в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики.
Общенаучные методы включают формальную логику, то есть анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование и др.
Особую роль в криминологических исследованиях играют такие социологические методы, как наблюдение, опрос, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент.
Психологические методы криминологических исследований: обсервационные методы – наблюдение, самонаблюдение.
|
Выделяют следующие психодиагностические методы криминологических исследований: социометрия, тестирование. Так, при изучении криминогенной личности активно применяются так называемые прожективные (аффективные) тесты, направленные на выявление личностных установок.
К числу частнонаучных методов следует также отнести логико-математические, включающие моделирование, факторный анализ и шкалирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).
К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся: использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований[7].
Все методы можно подразделить на две основные группы: а) методы сбора информации; б) методы обработки и анализа информации.
К методам сбора информации относятся: документальный метод, опрос, наблюдение, эксперимент, тест, социометрия; и др.
Документальный метод предполагает использование информации, зафиксированной каким-либо «видимым образом» на ее носителе – бумаге, фонограмме, киноленте, фотографии, дискете, диске, видеокассете, аудиокассете и т.д.
Документы делят на официальные, исходящие от какой-либо организации, и неофициальные (личные).
|
Официальные документы можно подразделить на три подгруппы:
1) текущая документация (как правило, переписка);
2) документы обзорного характера (доклады, аналитические справки и пр.);
3) документы периодической отчетности (отчеты и т.п.).
При исследовании официальных документов важно определить степень доверия к ним, которая зависит, в свою очередь, от степени объективности содержащейся в ней информации (возможность приписок, искажений, субъективных оценок лиц, которые составляли документы и т.п.).
Для этого необходимо выяснить и учесть следующее: какова была ситуация, в которой составлялся данный документ; кто конкретно имел отношение к его составлению; каковы цели и задачи составления; в чем состоит заинтересованность лиц, составлявших документ; каков способ обработки информации, применявшийся при его составлении.
Кроме того, необходимо знать, что содержание информации делится на две составляющие:
1) собственно информацию (статистический материал, уголовные и личные дела осужденных и т.п. сведения);
2) ее оценку (оценочные суждения, мнения его составителей).
Большее значение имеет, конечно, собственно, информация, лишенная субъективной окраски.
Разновидностью документального метода является контент-анализ – метод исследования большого количества однородных документов (так, для определения какого-нибудь понятия исследуются все его определения, из них выделяются признаки, наиболее часто встречающиеся и уже из них формулируется новое определение, называемое в логике содержательным, т.е. состоящим из его свойств, в большей степени из уже общепринятых признаков). Например, в нашем исследовании бытовых преступлений так были установлены признаки бытовой группы (их малочисленность, длительность существования, образование и функционирование по месту жительства и т.п.).
|
К личным документам относятся разного рода описания преступником собственных действий, личных переживаний в форме автобиографий, дневников, сочинений, писем и т.п. Этот метод используется для исследования индивидуальных признаков человека, совершившего преступление, например, с целью лучшей организации его ресоциализации (перевоспитания).
К другим методам криминологического исследования относится опрос.
Опрос – это получение криминологической информации от относительно большого количества людей путем формулирования определенной системы вопросов[8].
Основная проблема в применении этого метода состоит в том, что криминолога интересует максимально объективная информация, а источник ее получения субъективный – та или иная личность.
Есть три вида опроса: интервьюирование, анкетирование и беседа.
Интервьюирование – это устный опрос людей в процессе непосредственного общения с респондентом. Вообще респондент – это лицо исследуемое, опрашиваемое, единица наблюдения, источник информации.
Анкетирование – это письменный опрос людей в процессе заполнения ими самими анкеты, содержащей вопросы и, как правило, ряд исчерпывающих ответов.
Беседа – это опрос ограниченного круга лиц с предварительным установлением с ними поочередно психологического контакта с целью вызвать свободный рассказ, направляемый исследователем в нужное русло.
Интервьюирование рассчитано на опрос небольшого количества людей и на более детальный, углубленный качественный анализ получаемой информации. Интервью – есть свободное и стандартизированное (или формализованное).
При свободном интервью исследователь имеет набор вопросов без исчерпывающих ответов, которые и задает респонденту. Ответы фиксируются им сразу или после беседы. Основные трудности: размытость рамок беседы, приведение полученных данных под общий знаменатель, много времени уходит на количественную обработку информации.
Поэтому его применение рекомендуется при пилотажном (наводящем, первичном, определяющем дальнейшее направление изучения, как бы при предварительном «облете» объекта исследования) исследовании или для получения особо индивидуальной информации при описании особых случаев, выпадающих из общей концепции.
При ст ан да рт из ир ов ан но м ин те рв ью во пр ос ы ун иф иц ир ов ан ы, ка жд ом у во пр ос у со от ве тс тв уе т за ра не е по дг от ов ле нн ый на бо р от ве то в.
Во пр ос ы за да ют ся , как пр ав ил о, ли чн о.
Др уг им ме то до м ис сл ед ов ан ия яв ля ет ся на бл юд ен ие . Вы де ля ет ся не ск ол ьк о ви до в на бл юд ен ия : не по ср ед ст ве нн ое и оп ос ре до ва нн ое , от кр ыт ое и ск ры то е, ла бо ра то рн ое и по ле во е (е ст ес тв ен но е) , вк лю че нн ое и не вк лю че нн ое (о бы чн ое ). При не по ср ед ст ве нн ом на бл юд ен ии из уч ен ие об ъе кт а ос ущ ес тв ля ет ся са ми м ис сл ед ов ат ел ем. Это су жа ет кр уг ед ин иц на бл юд ен ия . При оп ос ре до ва нн ом – на бл юд ен ие ос ущ ес тв ля ет ся др уг им и ли ца ми, как пр ав ил о, во зг ла вл яю щи ми тот или ин ой уч ас то к де ят ел ьн ос ти .
От кр ыт ое на бл юд ен ие пр ед по ла га ет пр ед ва ри те ль но е ос ве до мл ен ие об эт ом ис то чн ик ов ин фо рм ац ии – на пр им ер , ос уж де нн ых , по те рп ев ши х.
Ск ры то е на бл юд ен ие (и нк ог ни то ) ис сл ед ов ат ел ь ос ущ ес тв ля ет в ес те ст ве нн ых ус ло ви ях , не пр ед уп ре жд ая об это ис сл ед уе мы х, не из ме ня я ус ло ви я в об ъе кт е на бл юд ен ия .
В за ви си мо ст и от ус ло ви й пр ов ед ен ия на бл юд ен ие по др аз де ля ет ся на по ле во е (е ст ес тв ен но е) , ко гд а из уч ен ие яв ле ни я ор га ни зу ет ся в ес те ст ве нн ых ус ло ви ях без пр ед ва ри те ль но й по дг от ов ки об ъе кт а, и ла бо ра то рн ое, ко гд а в ис ку сс тв ен но со зд ан ну ю си ту ац ию вв од ит ся из уч ае мы й об ъе кт. Вк лю че нн ое на бл юд ен ие пр ед по ла га ет на бл юд ен ие из ну тр и, ко гд а ис сл ед ов ат ел ь ст ан ов ит ся чл ен ом ис сл ед уе мо го ко лл ек ти ва, вк лю ча ет ся в не го ин ко гн ит о, на пр им ер , эт от пр ие м ис по ль зу ет ся та кж е жу рн ал ис та ми и пи са те ля ми , в ча ст но ст и Ар ту ро м Хе йл и, а не то ль ко кр им ин ол ог ам и. Не вк лю че нн ое (о бы чн ое ) на бл юд ен ие ос ущ ес тв ля ет ся со ст ор он ы, на бл юд ат ел ь на хо ди тс я вне из уч ае мо го ко лл ек ти ва .
К сл ед ую ще му со ци ол ог ич ес ко му ме то ду сб ор а ин фо рм ац ии от но си тс я эк сп ер им ен т.
Под эк сп ер им ен то м по ни ма ет ся та ко е ис сл ед ов ан ие об ъе кт а, в пр оц ес се ко то ро го мы со зд ае м ус ло ви я (и ли из ыс ки ва ем и гр уп пи ру ем су ще ст ву ющ ие ), не об хо ди мы е и до ст ат оч ны е для пр оя вл ен ия и из ме ре ни я ин те ре су ющ ей нас св яз и яв ле ни й. «М ет од эк сп ер им ен та ос но ва н на то м, что в на бл юд ае му ю си ст ем у (п ро це сс ) вв од ят ся оп ре де ле нн ые им пу ль сы , из ме ня ющ ие ус ло ви я ее фу нк ци он ир ов ан ия , а за те м фи кс ир ую тс я пр ои зв од им ые ими (и мп ул ьс ам и) из ме не ни я» . Зд ес ь пр ои сх од ит ср ав не ни е или дв ух со ст оя ни й од но го об ъе кт а – до или по сл е эк сп ер им ен та , или дв ух об ъе кт ов , на хо дя щи хс я в об ще м в ан ал ог ич ны х ус ло ви ях[9].
В кр им ин ол ог ич ес ки х ис сл ед ов ан ия х, ос об ен но в по сл ед не е вр ем я ве сь ма эф фе кт ив но ст ал и пр им ен ят ьс я пс их ол ог ич ес ки е и со ци ал ьн о- пс их ол ог ич ес ки е ме то ды . Ос об ое ра сп ро ст ра не ни е по лу чи ло пр им ен ен ие те ст ов .
Те ст – это кр ат ко вр ем ен но е ис пы та ни е, пр об а. Те ст ы бы ва ют пр ое кт ив ны е и об ъе кт ив ны е.
В пр ое кт ив но м (пр ож ек ти вн ом) те ст е ис сл ед уе мы й пр ое ци ру ет чт о- то св ое , ли чн ое на пр ед ла га ем ый ему ст им ул, ко то ры м мо гу т бы ть и че рн ил ьн ые пя тн а, и ка рт ин ки , и от де ль ны е сл ов а, не ок он че нн ые пр ед ло же ни я, и т. п. За те м пр ов од ит ся со от ве тс тв ую ща я об ра бо тк а да нн ых , ос ущ ес тв ля ем ая об яз ат ел ьн о пс их ол ог ом , сп ец иа ль но по дг от ов ле нн ым для пр им ен ен ия эт ог о ме то да , по то м пе ре во дя тс я по лу че нн ые да нн ые в ко ли че ст ве нн ые по ка за те ли , ос ущ ес тв ля ет ся их со по ст ав ле ни е. К та ки м те ст ам от но ся тс я пр ое кт ив ны й те ст фр ус тр ац ии С. Ро зе нц ве йг а, ме то д че рн ил ьн ых пя те н Ро рш ах а и др.
В об ъе кт ив но м (р яд ис сл ед ов ат ел ей на зы ва ют его су бъ ек ти вн ым ) те ст е ряд ра зб ро са нн о по ст ав ле нн ых во пр ос ов вы яв ля ют с ра зн ых ст ор он од но ка ко е- то ли чн ос тн ое св ой ст во (н ап ри ме р, от кр ыт ос ть или за мк ну то ст ь, го сп од ст во ва ни е или по дч ин ен но ст ь и т. п. ). За те м при по мо щи не ск ол ьк их кл юч ей пр ои зв од ит ся пе ре во д по лу че нн ых да нн ых в ко ли че ст ве нн ые по ка за те ли , ко то ры е ст ан да рт из ир ую тс я и за те м со по ст ав ля ют ся . К та ки м ме то да м мо жн о от не ст и 16 -ф ак то рн ый оп ро сн ик Р. Б. Кэ тт эл ла, MM PY (Ми не со тс ки й мн ог оф ак то рн ый оп ро сн ик ли чн ос ти ) и др.
К со ци ал ьн о- пс их ол ог ич ес ки м ме то да м от но ся т, на пр им ер , со ци ом ет ри ю, под ко то ро й по ни ма ет ся ме то д из уч ен ия ме жл ич но ст ны х от но ше ни й в от но си те ль но за мк ну то м ко лл ек ти ве , в пр оц ес се пр им ен ен ия ко то ро го ли ца м за да ют ся во пр ос ы о то м, ко го и ко му они пр ед по чи та ют в эт ом ко лл ек ти ве для со вм ес тн ог о вы по лн ен ия ка ко й- ли бо де ят ел ьн ос ти , об ще ни я и т. п. При по мо щи эт ог о ме то да из ме ря ют ми кр ок ли ма т ко лл ек ти ва , вы яв ля ют фа кт ич ес ко го ли де ра и т. п.
3. Ор га ни за ци он ны й пр оц ес с кр им ин ол ог ич ес ко го ис сл ед ов ан ия пр ес ту пн ос ти и его ст ад ии
Кр им ин ол ог ич ес ко е ис сл ед ов ан ие об ыч но на чи на ет ся с со ст ав ле ни я пр ог ра мм ы и пл ан а. Пр ог ра мм а яв ля ет ся те ор ет ик о- ме то до ло ги че ск ой ба зо й ос ущ ес тв ля ем ых ис сл ед ов ат ел ьс ки х пр оц ед ур – сб ор а, об ра бо тк и и ан ал из а ин фо рм ац ии , ис по ль зу ем ой для по лу че ни я те ор ет ич ес ки х вы во до в и пр ак ти че ск их ре ко ме нд ац ий . Она ст ро ит ся в ви де из ло же ни я и об ос но ва ни я ло ги ки и ме то до в ис сл ед ов ан ия кр им ин ол ог ич ес ко го об ъе кт а в со от ве тс тв ии с ре ша ем ым и за да ча ми .
Не по ср ед ст ве нн ым по во до м к пр ов ед ен ию кр им ин ол ог ич ес ко го ис сл ед ов ан ия сл уж ит ре ал ьн о во зн ик ше е пр от ив ор еч ие в тех яв ле ни ях и пр оц ес са х, ко то ры е пр ед ст ав ля ют кр им ин ол ог ич ес ки й ин те ре с. Ре ал ьн ые жи зн ен ны е пр от ив ор еч ия со зд аю т пр об ле мн ую кр им ин ал ьн ую си ту ац ию , тр еб ую щу ю да ль не йш ег о ра зр еш ен ия . По ст ан ов ка на уч но й кр им ин ол ог ич ес ко й пр об ле мы оз на ча ет вы хо д за пр ед ел ы из уч ен но го в сф ер у то го , что до лж но бы ть из уч ен о. Не во зм ож но ст ь ре ши ть пр об ле му об ыч ны м пу те м де ла ет не об хо ди мы м пр ов ед ен ие кр им ин ол ог ич ес ко го ис сл ед ов ан ия . Та ки м об ра зо м, ре ши ть на уч ну ю пр об ле му зн ач ит по лу чи ть но во е кр им ин ол ог ич ес ко е зн ан ие , пр из ва нн ое уд ов ле тв ор ит ь те ор ет ич ес ки е ли бо пр ик ла дн ые за да чи .
Гл ав ны м в пр ог ра мм е ис сл ед ов ан ия яв ля ет ся его те ор ет ич ес ко е ко нц еп ту ал ьн ое об ос но ва ни е, т. е. из ло же ни е ос но вн ых те ор ет ич ес ки х по сы ло к, из ко то ры х ав то р ис хо ди т и че го он хо че т до ст иг ну ть , что до ка за ть .
Со от ве тс тв ен но , пр ог ра мм а и де ли тс я на две ча ст и:
1) те ор ет ич ес ку ю (и ли ме то до ло ги че ск ую ) – ко нц еп ци я ис сл ед ов ан ия ;
2) ме то ди че ск ую (и ли пр оц ед ур ну ю) – оп ис ан ие ко нк ре тн ой пр оц ед ур ы, ср ед ст в сб ор а и об ра бо тк и ин фо рм ац ии[10].
В те ор ет ич ес ко й ча ст и пр ог ра мм ы ос ущ ес тв ля ет ся : оп ре де ле ни е пр об ле мы , об ъе кт а, пр ед ме та ис сл ед ов ан ия , ха ра кт ер ис ти ка его це ле й и за да ч, ут оч не ни е по ня ти й и их оп ер ац ио на ли за ци я, пр ед ва ри те ль но е оп ис ан ие об ъе кт а, ко то ры й бу де т ис сл ед ов ат ьс я, фо рм ул ир ов ан ие ра бо чи х ги по те з.
Вс як ое кр им ин ол ог ич ес ко е ис сл ед ов ан ие до лж но бы ть на пр ав ле но на по лу че ни е но во го зн ан ия те ор ет ич ес ко го и пр ик ла дн ог о ха ра кт ер а. Ин ач е оно ли ше но см ыс ла , т. е. оно до лж но ре ша ть ка ку ю- ли бо из су ще ст ву ющ их пр об ле м. Пр об ле ма оп ре де ля ет ся как «во пр ос , от ве та на ко то ры й не со де рж ит ся в на ко пл ен но м зн ан ии и по эт ом у тр еб уе т оп ре де ле нн ых пр ак ти че ск их и те ор ет ич ес ки х де йс тв ий для его ра зр еш ен ия (о тл ич ны х от по ис ка в уже им ею ще мс я зн ан ии». Им ен но фо рм ул ир ов ан ие пр об ле мы , во пр ос а, ко то ры й ис сл ед ов ат ел ь на ме ре н ра зр еш ит ь, де ла ет ис сл ед ов ан ие це ле на пр ав ле нн ым , оп ре де ле нн ым[11].
Це ль ю пр ак ти че ск и лю бо го кр им ин ол ог ич ес ко го ис сл ед ов ан ия яв ля ет ся ра зр аб от ка пу те й, ме то до в пр оф ил ак ти ки пр ес ту пл ен ий , как те ор ет ич ес ки х, так и пр ик ла дн ых.
За да чи же ис сл ед ов ан ия ко нк ре ти зи ру ют пр об ле му , оп ре де ля ют его ос но вн ые на пр ав ле ни я и ха ра кт ер ож ид ае мы х ре зу ль та то в. В за да ча х оп ре де ля ет ся пр еи му ще ст ве нн о ор ие нт ац ия ис сл ед ов ан ия на ре ше ни е ли бо пр ак ти че ск их , ли бо те ор ет ич ес ки х за да ч. В пр оц ес се ис сл ед ов ан ия пр ои сх од ит ут оч не ни е за да ч, по ст ан ов ка но вы х.
Со от но ше ни е це ле й и за да ч ис сл ед ов ан ия вы ра жа ет ся та кж е в то м, что це ли об ыч но об оз на ча ют гл ав ны й пр ед по ла га ем ый ре зу ль та т ис сл ед ов ан ия , а фо рм ул ир ов ан ие за да ч ор ие нт ир уе т ис сл ед ов ат ел я на сп ос об ы ра зр еш ен ия це ле й, и по эт ом у за да чи но ся т, как пр ав ил о, бо ле е ча ст ны й ха ра кт ер по от но ше ни ю к це ля м[12].
По сл е то го как оп ре де ле ны и сф ор му ли ро ва ны це ли и за да чи , не об хо ди мо оп ре де ли ть об ъе кт и пр ед ме т ис сл ед ов ан ия .
Под об ъе кт ом кр им ин ол ог ич ес ко го ис сл ед ов ан ия об ыч но по ни ма ет ся то или ин ое кр им ин ал ьн ое яв ле ни е (и ли пр оц ес с) , ко то ро е со де рж ит «п ро ти во ре чи е и по ро жд ае т пр об ле мн ую си ту ац ию ».
На пр им ер , об ъе кт ом та ко го ис сл ед ов ан ия как «К ри ми но ге нн ая си ту ац ия в пр ич ин но м ме ха ни зм е пр ес ту пл ен ия » яв ля ет ся «к ри ми но ге нн ая си ту ац ия ».
Под пр ед ме то м кр им ин ол ог ич ес ко го ис сл ед ов ан ия на до по ни ма ть те или ин ые ст ор он ы об ъе кт а, оп ре де ля ем ые в за ви си мо ст и от це ли , за да ч, пр об ле мы ис сл ед ов ан ия. Те ор ет ич ес ки пр ед ме т уже об ъе кт а, но бо га че по со де рж ан ию и бо ль ше по об ъе му , пр ич ем од ин и тот же об ъе кт мо же т вы ст уп ат ь в ка че ст ве пр ед ме та со ве рш ен но ра зл ич ны х по св ое й на пр ав ле нн ос ти ис сл ед ов ан ий . На пр им ер , ес ли об ъе кт ом ис сл ед ов ан ия яв ля ет ся кр им ин ог ен на я си ту ац ия , то его пр ед ме то м мо же т бы ть ст ру кт ур а кр им ин ог ен но й си ту ац ии , ме ст о кр им ин ог ен но й си ту ац ии в пр ич ин но м ме ха ни зм е пр ес ту пл ен ия , вн еш ни е и вн ут ре нн ие пр ич ин ы и ус ло ви я фо рм ир ов ан ия са мо й кр им ин ог ен но й си ту ац ии . Кр им ин ог ен на я си ту ац ия мо же т бы ть и пр ед ме то м, на пр им ер , фи ло со фс ко го ис сл ед ов ан ия : «П он ят ие и ви ды пр об ле мн ых си ту ац ий », ку да , на ря ду с ко нф ли кт но й, ре во лю ци он но й, ме жд ун ар од но й, ко нк ре тн ой жи зн ен но й си ту ац ие й вк лю ча ет ся и кр им ин ог ен на я.
Оп ре де ли в це ли и за да чи , об ъе кт и пр ед ме т ис сл ед ов ан ия , сл ед уе т пр ис ту пи ть к по дб ор у и ос мы сл ив ан ию на иб ол ее пр ие мл ем ых для ре ал ьн ых ус ло ви й ме то до в и ме то ди к ис сл ед ов ан ия . При эт ом ну жн о оп ир ат ьс я на их до ст ат оч но ст ь с то чк и зр ен ия пр ед по ла га ем ог о об ъе ма по лу че ни я кр им ин ол ог ич ес ко й ин фо рм ац ии и ее ка че ст ве нн ых ха ра кт ер ис ти к. Та к, при из уч ен ии об ще ст ве нн ог о мн ен ия о со ст оя ни и бо рь бы с пр ес ту пн ос ть ю мо жн о ог ра ни чи ть ся вы бо ро чн ым и оп ро са ми ра зл ич ны х со ци ал ьн ых гр уп п на се ле ни я с по мо щь ю сп ец иа ль ны х ан ке т, пр ов ед ен ия ин те рв ью ир ов ан ия , из уч ен ия со де рж ан ия пр ес сы , ан ал из а вы ст уп ле ни й и пе ре да ч на со от ве тс тв ую щи е те мы по ра ди о и те ле ви де ни ю. При из уч ен ии на си ль ст ве нн ых по ся га те ль ст в пр от ив ли чн ос ти по тр еб уе тс я не ск ол ьк о ин ой на бо р ме то до в и ме то ди к. В эт ом сл уч ае ва жн ая кр им ин ол ог ич ес ка я ин фо рм ац ия мо же т бы ть по лу че на при по мо щи ст ат ис ти че ск их ме то до в, ан ал из а ма те ри ал ов ра сс ле до ва ни я и су де бн ог о ра зб ир ат ел ьс тв а да нн ой ка те го ри и уг ол ов ны х де л, из уч ен ия ли чн ых дел ос уж де нн ых , ан ке тн ых оп ро со в как са ми х пр ес ту пн ик ов , так и лиц из их бл иж ай ше го ок ру же ни я, эк сп ер тн ых оп ро со в и ин ых ме то до в, пр им ен яе мы х в кр им ин ол ог ич ес ки х ис сл ед ов ан ия х.
В те ор ет ич ес ко й ча ст и пр ог ра мм ы не об хо ди мо та кж е ут оч не ни е по ня ти й (т ео ре ти че ск ое ), т. е. их оп ре де ле ни е, но гл ав но е –оп ер ац ио на ли за ци я по ня ти й – пе ре во д об щи х по ня ти й на ре ль сы ко нк ре тн ог о ис сл ед ов ан ия , пр ед ос та вл яю ще го во зм ож но ст ь, вс ле дс тв ие эт ог о, оп ер ир ов ат ь эт им и по ня ти ям и в его пр оц ес се (их ра сш иф ро вк а, ко нк ре ти за ци я). На пр им ер , пр ич ин ы и ус ло ви я пр ес ту пл ен ия . На до да ть оп ре де ле ни е пр ич ин , ус ло ви й пр ес ту пн ог о по ве де ни я, кл ас си фи ци ро ва ть их, на пр им ер , на вн ут ре нн ие и вн еш ни е, оп ре де ли ть их фу нк ци и, на по лн ит ь ко нк ре тн ым со де рж ан ие м с те м, чт об ы мо жн о бы ло их св об од но ис по ль зо ва ть и, со от ве тс тв ен но , ис сл ед ов ат ь ре ал ьн ые пр оц ес сы и яв ле ни я.
До пу ст им , ко нк ре ти за ци я та ко го по ня ти я как вн ут ре нн ие ус ло ви я пр ес ту пл ен ия , оз на ча ет его ра ск ры ти е: те мп ер ам ен т, ст еп ен ь ал ко го ль но й де гр ад ац ии и со ст оя ни е оп ья не ни я, не вр от ич ес ки е от кл он ен ия и пс их ич ес ки е ан ом ал ии , по ло вы е и во зр ас тн ые , пс их ич ес ки е и фи зи ол ог ич ес ки е ос об ен но ст и и т. п. , т. е. с эт им ра сш иф ро ва нн ым по ня ти ем уже мо жн о не по ср ед ст ве нн о ра бо та ть , ис сл ед ов ат ь, оп ер ир ов ат ь им, вы бр ат ь из не го то, что мо жн о на да нн ый мо ме нт из уч ит ь. Оп ер ац ио на ли за ци ю по ня ти й на зы ва ют еще пр ед ва ри те ль ны м оп ис ан ие м об ъе кт а ис сл ед ов ан ия .
Ор га ни за ци он но е и ме то ди че ск ое об ес пе че ни е кр им ин ол ог ич ес ко го ис сл ед ов ан ия вк лю ча ет та кж е со зд ан ие ис сл ед ов ат ел ьс ко й ра бо че й гр уп пы . В св яз и с эт им не об хо ди мо ре ши ть во пр ос ы вы бо ра ти по в ис по лн ит ел ей , их чи сл ен но ст и, ст еп ен и по дг от ов ки и вр ем ен и ис по ль зо ва ни я. На пр им ер , для пр ов ед ен ия оп ро со в не об хо ди мы ан ке те ры и ин те рв ью ер ы, им ею щи е со от ве тс тв ую щу ю по дг от ов ку . За да ча об ес пе че ни я ис сл ед ов ан ия ко мп ет ен тн ым со ст ав ом ис по лн ит ел ей ст ан ов ит ся ос об ен но ос тр ой на эт ап е по ст уп ле ни я пе рв ич ны х да нн ых и их по дг от ов ки к об ра бо тк е.
В кр уп но м кр им ин ол ог ич ес ко м ис сл ед ов ан ии об ыч но уч ас тв ую т ра зл ич ны е сп ец иа ли ст ы: кр им ин ол ог и, со ци ол ог и, эк он ом ис ты , пс их ол ог и, ма те ма ти ки , пр ак ти че ск ие ра бо тн ик и пр ав оо хр ан ит ел ьн ых ор га но в и др. Ка жд ый из них до лж ен зн ат ь и по ни ма ть об щи е це ли и за да чи ис сл ед ов ан ия , бы ть го то вы м на вы со ко м ка че ст ве нн ом ур ов не вы по лн ит ь св ой об ъе м ра бо ты . Для эт ог о ре ко ме нд уе тс я пр ов од ит ь их ин ст ру кт аж , ко то ры й об ыч но ос ущ ес тв ля ют сп ец иа ли ст ы, ра зр аб от ав ши е пр ог ра мм у ис сл ед ов ан ия и его об щи й за мы се л.