Мотив «Встреча с особо значимым лицом»




Ребенку предлагают представить значимое для него лицо, которым может быть кто-то из родителей, бабушек или дедушек, братьев, сестер, учителей, кумиров и т.д. Образ может быть в реальном или в символическом облачении (реальный вид может вызывать сопротивление).
Место встречи, форма и способ контакта отражают разные стороны отношений со значимым лицом.

Мотив «Опушка леса»

Целью мотива опушка леса является представление образа значимого лица или символического существа, которое воплощает бессознательные страхи и проблемы.
Ребенок ожидает существо, которое выйдет из леса на опушку. Лес — символ бессознательного; но поскольку в отличие от моря или пещеры здесь нет погружения в глубину — прорабатываются не очень глубокие области, а те, которые близки к сознанию.

Если взрослым не рекомендуют входить в лес, а ожидать, когда оттуда кто-то выйдет находясь на расстоянии, то для детей, у которых этот символ более многогранен — лес может оказаться и спасающим, защищающим.

Выходящие из леса существа можно рассматривать как в контексте отношений, так и в качестве воплощения бессознательных установок, желаний. Для решения выявленных проблем, удовлетворения фрустрированных потребностей Лёйнер предложил принцип «кормления»: когда существо накормлено подходящей для него пищей, у него меняется настроение и к нему можно подойти, помириться, погладить.

Мотив «Лодка»

Ребенка просят представить лодку, которая появляется на берегу пруда или озера. Затем на этой лодке предлагают отправиться покататься.
Как и во всех мотивах, здесь важны и сами образы, и то, как разворачиваются события, и эмоциональное состояние.

Мотив «Пещера»

Пещера связана с подземным миром, это проход к глубинным слоям бессознательного. Из пещеры также выходят разные символические существа, когда за ней наблюдают со стороны.
Мотив пещеры воплощает женский генитальный аспект.
В отличие от взрослых, которым не рекомендуется заходить в пещеру, для детей (если есть желание ребенка) напротив, вход в пещеру и пребывание в ней может оказаться хорошей возможность проработки проблем сексуальной природы.

Мотив «Цветок»

Мотив «цветок» часто используется в качестве теста, после сбора данных анамнеза клиента. Благодаря данному тесту можно понять, насколько человек способен образовывать полноценные кататимные образы.
Считается, что мотив цветка подходит больше для девочек на латентной стадии, чем для мальчиков.
Клиента просят очень подробно описать как сам цветок (форма, цвет, размер, какие элементы видны; где он находится), так и эмоцию, которая с ним связана (исходит от цветка). В зависимости от ответов, можно выявить проблему — например, слишком странный образ, неподходящий цвет или состав цветка, а также несколько цветков вместо одного могут быть признаками нарушений развития личности.

Мотив «Дерево»

В этом мотиве образы предлагается анализировать как на объектном, так и на субъектном уровнях.
В первом случае образ является символом родителей ребенка, либо других значимых людей. Здесь важно, как ребенок взаимодействует с деревом (дерево его давит, или защищает и т.д.).
На субъектном уровне дерево отражает то, каким ребенок хотел бы быть. В этом образе очень важны все детали — какое именно это дерево, какие листья, что вокруг.
В процессе этой работы с деревом могут складываться отношения; возникающие образы характеризуют актуальные проблемы.

Мотив «Три дерева»

Этот мотив считается хорошим проективным тестом взаимоотношений внутри семьи ребенка. При работе с мотивом «три дерева» часто предлагается выполнить рисунок трех деревьев. После этого деревья сравниваются с членами семьи. В случае выявления конфликта психолог Эдда Клессманн предлагает снова представить деревья, и в процессе работы по методу символдрамы установить с ними отношения. Часто ребенок сам находит возможность разрешения либо преодоления конфликта.

Мотив «Семья животных»

При использовании этого мотива предлагается понаблюдать за семейством животных. Появляющиеся образы отражают происходящее в реальной семье ребенка. Зачастую этот мотив возникает у ребенка спонтанно, т.к. ребенок очень сильно связан с семьей, в отличие от взрослого. Кроме того, у детей еще не до конца сформировано Я, которое могло бы в образах противостоять значимым взрослым, братьям и сестрам.

Мотив «семья животных» дается на первых сеансах, в то время как следующие два мотива — получение во владение надела земли и представление себя на десять лет старше — предлагается использовать уже на более поздних этапах работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: