Введение
Сoвpeмeннaя филocoфcкaя мыcль иcxoдит из пpизнaния тpex ocнoвныx фopм бытия: мaтepиaльнoгo, идeaльнoгo и чeлoвeчecкoгo. Пocлeдняя - caмaя cлoжнaя: по cyти, нeт ни oднoй нayки, кoтopaя бы тaк или инaчe нe зaнимaлacь этoй пpoблeмoй, включaя нe тoлькo гyмaнитаpныe, нo и ecтecтвeнныe.
Oднaкo y филocoфии ecть cвoй, ocoбый мacштaбный пoдxoд к этoй пpoблeмe. Peшaя ee, филocoфы пытaютcя oтвeтить нa вoпpoc o мecтe чeлoвeкa в миpe, eгo cooтнoшeнии c дpyгими фopмaми бытия, выявить ocoбeннocти, cвoeoбpaзиe чeлoвeчecкoгo cyщecтвoвaния.
Слeдyeт пpизнaть, чтo филocoфы нe cpaзy paccмoтpeли дaннyю пpoблeмy.
С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек? ” остается по-прежнему актуальным.
Почему человек остаётся загадкой для самого себя? Почему, познав и даже "покорив" природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма?
Ответить на эти вопросы непросто, и первое, что нужно уяснить, - это парадоксальность ситуации познания человека самого себя.
|
И пoнынe cyщнocть чeлoвeкa, eгo взaимooтнoшeния c пpиpoдoй pacкpыты дaлeкo нe пoлнocтью. В coвpeмeннoй филocoфcкoй литepaтype чeлoвeк пo-пpeжнeмy oпpeдeляeтcя кaк cyщecтвo пpoблeмaтичнoe, нeoпpeдeлeннoe, двycмыcлeннoe.
Развитие представлений/понятий о Боге
Человечество существовало и развивалось при наличии у него веры в Бога, с идеей Бога. И эта вера, эта идея всегда была и до сих пор является важным как побудительным, так и составным моментом истории человечества, которая, в целом, идет и шла по восходящей линии. Влияние идеи Бога на духовную (да и на материальную) культуру всего человечества, народа, страны - вплоть до отдельной личности было весьма и весьма значительным, во множестве аспектов весьма и весьма плодотворным.
Понятие, которое обозначается словом “Бог” (по-гречески - Theos, по-латыни - Deus, по-немецки - Gott, по-английски - God и так далее), религиозного происхождения. Но в силу ряда причин, в процессе исторического развития, человеческого духа понятие Бога разрослось, разбухло по своему объему и в то же время истончилось по конкретному до такой степени, что вышло за рамки религии, другими словами, - выпало из лона родившей его религии.
Но понятие “Бог” вышло за рамки религии (выпало из религии) не совсем. Его корень и львиная часть его содержания и сейчас находится в религии. Более того, вне религии понятие нерелигиозного Бога становится не только непонятным, но и, если судить строго, - совершенно излишним. Не будь религии, ни в каком Боге духовная культура или ее элементы не нуждалась бы.
|
Как у современного человека, так и у человека первобытного представления и понятия, в том числе представления и понятия о Боге, были и есть непосредственным продуктом его духовной, разумной, интеллектуальной деятельности. С этой точки зрения представления понятия о Боге являются продуктом исключительно сознания человека. В самом деле: представления и понятия о Боге зарождаются и живут в сознании человека; вне сознания человека нет понятий о Боге, вне сознания человека нет веры в Его существование.
Вера в Бога и религия биологически не даны человеку от рождения, другими словами - Бог не создал человека эдаким “религиозным животным”. Человек не из природы, не из рук Творца, вышел верующим в Бога. Верующим в Бога он ставал после довольно длительного времени своего существования уже в человеческом обществе.
Как первобытный человек создавал представление о Боге, а потом верил в этого Бога?
Сначала первобытный человек только осознавал окружающий его мир и себя в этом мире. Он чувствовал себя только одним из составных предметов, вещей, существ этого мира. А когда созрели объективные и субъективные, индивидуальные и общественные условия для познания этого мира, то это мир он начал познавать по аналогии с собой, а именно - через олицетворение. Для того, чтобы понять окружающий его мир, он окружающие его предметы и явления уподобил самому себе, то есть, - наделил окружающие его предметы и явления личностными свойствами; представил их себе как существа, которые подобно ему видят, слышат, обоняют, испытывают боль, холод, радуются, злятся и так далее. С этими, уже ставшими в его сознании “личностями”, он пытается установить личностные связи: уговорить, упросить, отпугнуть, задобрить и так далее.
|
Окружающая его действительность была ему неизвестна. Вот это олицетворение явлений и предметов внешней среды и засеяло (произрастило) в сознании человека первые представления и семена всходов представлений / понятий о Боге. В сознании человека Бог (боги) с самого начала были ни чем иным, как олицетворением неизвестного.
Первобытные религии отличаются и от христианства, и от ислама, и от многих других современных религий тем, что они не имели представлений ни об одном Боге, ни о многих богах. Первобытные люди или вообще никому не поклонялись, а просто верили в сверхъестественную силу своих обрядов, или поклонялись предметам, растениям, животным и так называемым духам. Духами они назвали могущественные сверхъестественные существа (которые, как правило, имели свои тела в виде предметов, растений, животных или людей), способные помочь или навредить людям. Но духи имели могущества все же значительно меньше, чем боги (представления о которых появились лишь в классовом обществе).
Поклонение единому Богу - это сложная религия. Для её появления в первобытном обществе не было соответствующих исторических условий. В первобытном обществе могли существовать только простые религии, в которых не было идеи Бога. В классовом обществе появились цари. Их появление и дало толчок к возникновению идеи о существовании “небесного царя”, т.е. единого Бога. Со временем в сознании человека вид духов, богов, Бога приобретал вид человека. По Библии, Бог создал человека по образу своему и по подобию своему (Бытие, 1: 26-27). Человек создал себе Бога тоже по образу своему и по подобию своему.
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.
Над этими бесчисленными божествами различных форм находится один высший бог, которому поклоняются под различными именами сообразно с местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют “единым действительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский, играющий роль матери.
В процессе дальнейшего исторического развития представление / понятие о Боге в сознании человека изменялось по двум параметрам:
1. происходило сокращение количества и рост персонального величия и могущества каждого оставшегося в разряде сверхъестественных существ отдельного Бога;
2. утончалось и истончалось конкретно чувственное представление/понятие о Боге.
Таким образом, вместе с эволюционным развитием религии представление/понятие о Боге двигалось в направлении: духи - боги - Бог, и в тоже время от представления/понятие Бога конкретно-чувственного до Бога абстрактного. В последнем крайнем случае представление о Боге теряло свои конкретно-чувственные, скажем - материальные формы (очертания), истончалось и совсем потеряло их, конкретно-чувственные формы (очертания). Бог таким образом стал Одним и к тому же абстрактно описуемым Существом: Всемогущим, Вездесущим, Всеблаженным, Вседовольным, Вечным, Неизменным и так далее. В христианском богословии, по православному катехизису, Господу Богу приписывается 10 абстрактных качеств, а в магометанском богословию Аллаху таких абстрактных качеств приписывается 100.
Бог в религиозном сознании верующего должен оставаться, во-первых, существом, а во-вторых, существом с присущими ему качествами человеческой личности. Бог в религии - существо личностное, Бог - это личность. А в качестве такого Бог, как и человек, обладает такими составными человеческой психики, как ум, чувство и воля. У Бога всех без исключения религий Бог, как и всякая человеческая личность, имеет ум, имеет чувства, имеет волю. Он, Бог, знает, Он чувствует, Он свободно принимает решения и действует согласно принятым им решениям.
Если же лишить Бога ума, чувства и воли, то такой Бог перестает быть Богом для верующего. Для верующего значение Бога заключается не столько в том, что он Есть, что Он существует, и какой Он на вид, а в том, - что к Нему, Всеведающему, Всемогущему и Любящему (Сочувствующему), можно обратится, упросить, в конце концов - поговорить и “отвести (облегчить) душу”. Весь комплекс религии держится на том, что обращающихся к Богу верующих Бог слышит, Бог знает, в их бедах и радостях Бог не оставит.
Концепция Единого и абстрактно описуемого Бога впервые была создана в сфере философского, а не религиозного мышления, была создана философами, а не служителями культа или богословами. Философскую концепцию Единого Бога сначала использовали созидатели христианской религии, а затем через христианство - ислама и наконец, уже в 10 столетии, через христианство и ислам - творцы современного иудаизма.
В религии Бог - существо высшего порядка, а в философии Бог - концепция высшего (по своему логическому объему или свойствам; по параметрам морали порядка; по красоте, по справедливости и так далее) порядка. Как видим и там и здесь Бог - “высшее”, но в религии существо, а в философии - концепция.
В религии Бог - олицетворение неизвестного, в философии Бог - концепция о неизвестном. Как видим, и в религии, и в философии Бог находится в области (сфере) неизвестного, но в религии это неизвестное олицетворяется, а в философии - об этом неизвестном создается теоретическая концепция, теоретические допущение.
В религии Бог предназначен для удовлетворения практических потребностей человека, а в философии концепция Бога предназначена для теоретизирования о неизвестном, как об известном.