Дать характеристику образовательной среды конкретного образовательного учреждения и его субъектов.




Я представлю характеристику образовательной среды сельской школы, которая находится в Усть – Ишимском районе, п. Скородуме, Омской области.

Один из параметров образовательной среды данной школы имеет высокий показатель – это устойчивость, шесть параметров образовательной среды такие как интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, динамичность и мобильность имеют среднее значение, а такие параметры как широта, когерентность и активность имеют низкий показатель развития.

Согласно экспертной оценке, в данном учебном заведении можно пронаблюдать низкий показатель широты образовательной среды (он составляет 3,24 балла), это связано с тем, что школа находится в деревне, далеко от городской местности. У школы есть возможность лишь в том, чтобы организовать 2 раза в год поездку в районный пункт на экскурсии, концерты и конкурсы (в музей, и Дом детского творчества), поездки в другие города могут быть организованы не для всех учащихся, а только лишь для тех, кто хорошо учится (например, поездка на губернаторскую елку). Так как школа находится в сельской местности обмен педагогами и учащимися не производится. В школе имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений. В школе множество кружков, секций, клубов по интересам, в которых каждый учащийся может заниматься совершенно бесплатно. Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, праздники). А также школу иногда посещают гости (ветераны, местные власти) выступают с рассказами перед учащимися и педагогами.

Такой показатель как интенсивность имеет средний показатель (6 баллов). Это характеризуется тем, что требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают требований госстандарта. Большинство педагогов на роках стремятся использовать интерактивные формы и методы образования. После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, домашние задания минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются их делать в школе после занятий). На осенних, зимних и весенних каникулах учащиеся включаются в рекреационно-образовательный процесс (походы, олимпиады, конкурсы), а

Говоря о степени осознаваемости образовательной среды в данном учебном заведении, можно свидетельствовать о том, что не все субъекты образовательного процесса сознательно в нее включены, данный показатель имеет среднее значение (6, 06 баллов). Это подтверждает то, что не все педагоги и учащиеся знают историю и традиции своего учебного заведения. В школе ведется летопись (оформляются фото и видео материалы), торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения. Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимает участие в каких – либо необходимых работах без соответствующей оплаты. Можно гордиться тем, что многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь.

Скородумская школа имеет средний показатель обобщенности образовательной среды (6,6 баллов). Это говорит о том, что действия субъектов данной образовательной среды не совсем скоординированы. Так, учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки, не является экспериментальной площадкой научного учреждения. Но плюс в том, что как учащимся, так и родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения.

Эмоциональность образовательной среды данной школы имеет средний показатель (5,52 балла). Можно сказать о том, что среда данного учебного заведения эмоционально насыщенна, это можно пронаблюдать на педсоветах, они проходят в неформальной обстановке, учителя чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции, делятся между собой не только профессиональными, но и личными проблемами. Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в формальных рамках, но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием касаются «внеучебных» проблем учащихся. В оформлении интерьеров учебного заведения можно пронаблюдать эмоционально насыщенные элементы (картинки, лозунги, стенгазеты).

Доминантность образовательной среды Скородумской школы имеет среднее значение (5,4 балла). Средний показатель характеризуется тем, что школа находится в сельской местности, поэтому она является практически единственным «очагом культуры» в данном населенном пункте (в поселке еще есть клуб и дом детского творчества «Радонежец»). Также можно заметить то, что у педагогов нет возможности подрабатывать где – либо, поэтому учителя работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально. Значимым для учащихся оказывается общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом, но родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации.

В школе можно пронаблюдать низкий уровень когерентности образовательной среды (3,72), этому свидетельствует то, что подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта, школа не имеет сопряженных программ с вузами, в которые ученики бы могли зачисляться без вступительных испытаний. Таким образом, можно сказать, что у данного образовательного учреждения нет единой образовательной концепции и программы, нет четкого сотрудничества с учреждениями культуры, средствами массовой информации, органами самоуправления и т.д. что затрудняет процесс обучения и воспитания.

Социальная активность образовательной среды Скородумской школы низкая (3, 6 балла). Это характеризуется тем, что ученики не достигли известности за рубежом, данное учебное заведение не является признанным лидером в районе в плане организации и проведения различных социальных инициатив, школа не издает специальные буклеты, которые рассказывали бы о данной школе, помимо образовательных услуг школа больше не выпускает на рынок никаких других товаров и услуг.

Мобильность образовательной среды приближается к среднему значению и составляет 4,8 балла. В школе можно наблюдать, что не все педагоги используют современные активные (интерактивные) методы работы, новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику, что снижает качество образования. У учебного заведения нет возможности следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, программы, пособия, средства, наглядные пособия. Таким образом, школа не может обеспечить адекватность образования требованиям мира, который очень быстро меняется.

Устойчивость образовательной среды имеет высокий показатель, это говорит о том, что в школе нет текучести кадров, состав педагогов стабилен, директор долгое время находится в своей должности. Учебное заведение создано более 50 лет назад, все годы сохраняет свой профиль и образовательные традиции.

Таким образом, подведя итог анализу образовательной среды МОУ «Скородумской » СОШ, можно сказать, что она слабо развита, это накладывает негативный отпечаток на образование и развитие детей, многие из них неохотно ходят в школу (большинство из детей посещают данное учебное заведение только лишь для общения со сверстниками), также это вызывает трудности и у педагогов в организации образовательного процесса.

Согласно анализу параметров образовательной среды и методике векторного моделирования можно сделать вывод, что Скородумскую школу можно отнести к «Карьерной образовательной среде», которая способствует активному развитию активности, но и зависимости ребенка. Можно сказать, что в данной школе учениками ресурсы среды используются интенсивно, но не так активно как в творческой среде. Учащиеся достаточно активны и мотивированы, чтобы брать из среды то, что им предлагается и даже несколько больше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: