Предстатутный период Великого княжества Литовского




Еще и со времен кревской (1385) и городельской (1413) уний конца XIV - начала XV в. начинается сильное воздействие развитой польской культуры и польских порядков, сословно-представительных институтов Польши на привилегированные слои ВКЛ. причем шляхта ВКЛ была заинтересована в этом воздействии. С другой стороны, более авторитарная власть монархов в ВКЛ, наследственном владении Ягеллонов, придавала большую устойчивость и унии, и, I в какой-то мере, самой Польше. (Почти все короли Польши с конца XIV в. были первоначально избраны в ВКЛ великими князьями, а уже потом, иной раз без особого энтузиазма, посажены и на польский престол.) Законодательные акты 30-х-40-х годов XV в. оформили полиэтнический статус шляхты ВКЛ. В течение нескольких десятилетий она обрела многие из тех прав и привилегий, которых польское рыцарство добилось раньше.

Несмотря на формирование шляхетского сословия, что в конце концов должно было привести к созданию аналогичного или близкого польскому общественно-политического строя, дальнейшее развитие ВКЛ. однако, отличалось от коронного. Основной причиной этого было. очевидно, стремление великих князей литовских сохранить свою власть в огромном полиэтничном государстве со сложным взаимодействием центростремительных и центробежных тенденций, неоднородным территориально-административным устройством и этнорелигиозными диспропорциями. К тому же почти весь XV в. был временем хоть и замедлившегося, но тем не менее еще продолжавшегося территориального расширения ВКЛ, что в свою очередь требовало сильной великокняжеской власти. Верховная власть, заинтересованная в поддержке влиятельной знати, придворных кругов и шляхты-рыцарства, щедро расплачивалась за это раздачей земель из господарского домена, номинациями на государственные «вряды», предоставлением всему стану или отдельным лицам иммунитетных и других привилегий. Вторая половина XV в. - время формирования новой феодальной элиты крупных собственников - «панов», значительнее потеснившей родовую (княжескую) аристократию [4, с. 59-61].

В 1413 г. была заключена вторая Польско-Литовская уния (Городельская). По условиям соглашения литовские католики получали преимущества перед представителями православной знати при занятии некоторых государственных постов, литовские дворяне (шляхта), принявшие католичество, получали теперь права польской шляхты. Местное управление постепенно перестраивалось на польский манер: вводились местные сеймы и так далее. Ускорилось проникновение польского языка и культуры.

Постепенное расширение привилегий католической шляхты привело к тому, что многие представители православной знати переходили в католицизм и ополячивались, перенимая польский язык и культуру. С течением времени, особенно после принятия церковной Флорентийской унии, давление на православное население Великого княжества Литовского усилилось, что вызывало недовольство многих православных магнатов и славянского населения. Ухудшение положения православных в Литве явственно обозначилось еще во время междоусобной войны, вспыхнувшей после смерти Витовта. Великое княжество Литовское фактически разделилось на две части: собственно в Литве великим князем был провозглашен Сигизмунд Кейстутьевич, а русские земли поддерживали Свидригайло Ольгердовича - он был объявлен великим князем Русским. Однако в результате кровопролитных столкновений победу одержал Сигизмунд, продолживший политику полонизации, все сильнее привязывавшую Литву к Польше. Эта политика продолжалась и при следующих великих князьях: Казимире, Александре и других. [5, с. 79-83].

С другой стороны, сложные направленные условия, вызвавшие к исторической жизни и деятельности Великое княжество Литовское, выросшее в борьбе на несколько фронтов, создали потребность в сильной организации, которая обеспечивала бы наличность постоянно готовых к бою военных сил. Сочетание указанных политических и экономических условий литовской жизни вело к развитию той же связи военного дела и военной службы с землевладением, которое составляет одну из характернейших особенностей русского строя в удельное время, после упадка городской организации с ее городовыми полками. В организации своей военной силы литовская власть опирается на крупное землевладение панов и служилых княжат, не только не стремясь по началу упразднить или ослабить их вотчину (местно-политического характера) силу, но пользуясь ее как готовой организационной ячейкой для возводимого ею здания новой, более широкой государственности. Эти вотчины - панские и княжие - разного происхождения. В собственной Литве и на Жмуди можно видеть в них территории дробных прежних племенных единиц, как в их владельцах, панах литовских, потомков прежних племенных династов. Их местное значение, их власть над местным населением могли только усилиться, вследствие объединения Литвы под главенством виленского великого князя. Ранее, по-видимому, в пору доисторическую, следует представлять их себе ограниченными значением племенных сходок, иногда выбиравших вождя, и советом старейшин. Литовское объединение сделало их панами-вотчинниками подобно удельными князьям русским того же времени.

При ее возраставшей силе центральной власти различие происхождения вотчинных прав естественно нивелировалось, тем более что прочность и сохранение, например, за потомками или вообще наследниками вотчинных владений, происшедших не от пожалования, требовали подтверждения владенных грамот великим князем защиты их прав великокняжеской властью. Роль этой власти, как основного источника права в строящемся заново обществе, давала ей возможность проводить свои требования, обусловливая всякое право, всякое владение и их защиту служением себе, своим интересам, т.е. интересам новой литовской государственности. И опять-таки надо сказать, что отношения в Литовской земле (отчасти, конечно, и под прямым влиянием русского соседства и быта инкорпорированной Черной Руси) развивались в том же направление, как в русских удельных княжествах, где власть княжая, избавлена от вечевой общины и принявшая территориальный характер, становится основным источником права в удельном княжестве и организует свою военную силу с помощью потомков дружины - бояр-вотчинников, стремясь в более политических комплексах свести к тому же положению служилых князей с обращением их уделов в вотчины княжат как слоя того же землевладельческого и служилого боярства [2, с. 235].

Привилейный период

Великое княжество Литовское носило характер федерации волостей и земель, сохранявших свое особое волостное устройство и объединенных лишь верховной властью господаря великого князя и его панов-рады. Собственно Литва (с примыкавшей к ней территорией Западной Белоруссии) разделялась (после Городельского привилея 1413 г.) на два воеводства - Виленское и Троцкое. С юга и с востока к этой основной области примыкали несколько удельных княжеств Полесья, Чернигово-Северской земли и области верхней Оки, которые были «обособленными политическими мирками» (Любавский). Особо в административном отношении стояли крупные земли - «аннексы», присоединившиеся (добровольно или вынужденно) к великому княжеству Литовскому: Жмудская, Полоцкая, Витебская, Смоленская (до 1514 г.), Киевская, Волынская, Подляшье и Подолье. После того, как при Витовте были упразднены крупные волостные княжения, землями этими управляли назначаемые господарем наместники, однако эти земли отнюдь не сливались в административном отношении с территорией собственно Литвы.

Земли управлялись на основе уставных грамот, своеобразных законов, которые регулировали все стороны общественной жизни. Уставные грамоты предусматривали наличие у земель своей казны, присутствие городских выборных на суде великокняжеского наместника, устанавливали другие нормы уголовного и гражданского права. Великий князь гарантировал жителям земель личную неприкосновенность и безопасность. Никто не мог быть лишен свободы без следствия и суда. Предусматривалась свобода женщин, оставшихся без опекунов, от принудительного брака. Оговаривалось право свободного перемещения населения в соседние земли и за границы княжества, свободу семьи от ответственности за преступления, совершенные кем-либо из ее членов. В области имущественных прав граждан грамотами определялись права владения имуществом, получения наследства. Грамоты обеспечивали также процессуальное право, защищали личность от ущемления со стороны местной администрации. [3-стр. 234-251]

Такой уклад государственной жизни был характерен главным образом для Полоцкой, Витебской и Смоленской земель. Жемайтия и Подляшье не имели такой традиции государственной самостоятельности. Только в 1446 году Жемайтия получила дарственную грамоту от великого князя Казимира, представлявшую ей широкую автономию. Привилей для Подляшья 1444 года не давал ему статуса земли-княжества. Им предоставлялась автономия только одному сословию - щляхте - в области судебных отношений.

Система местных органов власти и управления сложилась не сразу, а постепенно.

В эпоху Ливонской войны и перед заключением Люблинской унии с Польшей местное управление в великом княжестве Литовском было перестроено по польскому образцу. Реформы 1564-1566 гг. ввели новое административное деление государства - на 13 воеводств, подразделявшихся на 31 повет. Для управления новыми округами были созданы вновь должности 5 воевод и каштелянов.

Территория делилась на воеводства и поветы. Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый пожизненно господаром и Радой. Компетенция его была широкой. Однако местные феодалы имели право в случае необходимости требовать отставки воеводы. Обязанности и полномочия воевод были очень широкими. Им практически принадлежала вся полнота власти в воеводстве. Он осуществлял военные, полицейские, административные и хозяйственные функции, опираясь на многочисленный штат местных должностных лиц, находящихся в его подчинении (подвоевода, хаштелян, тиуны, ключники, лесничие, мостничие и др.)

Подвоеводы являлись заместителями воевод по административно-судебных делам, руководили работой воеводской канцелярии, председательствовали в низшем городском (замковом) суде. Каштеляны командовали военными силами главного замка в воеводстве и ополчением военнообязанного населения, приписанного к данному замку, являлись заместителями воевод по представлению интересов воеводства в Раде. Ключники заведовали сбором налогов, конюшие осуществляли надзор за разведением лошадей для армии, лесничие и гаевники управляли лесными промыслами, занимались организацией охоты.

Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных органов - сеймиков (соймиков), в работе которых могли принимать участие неограниченные ничем шляхтичи, проживающие в данном воеводстве или повете. На этих сеймах принимали участие местные землевладельцы и горожане («мещане»), последние в лице своих представителей; однако чем дальше, тем больше землевладельческая шляхта играет на волостных сеймах преобладающую роль и превращает их в свои сословные органы, отделяясь от мещанства. [3-стр. 307-315]

Как правило, поветовые сеймики собирались ежегодно, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения (размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылаемых на вольный Сейм, заслушивали отчеты о работе поветовых врадников и т.д.). Законодательное оформление порядок созыва поветовых сеймиков и их компетенция получили в Статуте 1566 г. (арт. 5 раздела III).

Помимо высших волостных правителей, воевод, органами местной администрации были, назначаемые господарем, наместники-державцы, которые были, с одной стороны, органами хозяйственного и финансового управления в обширных государственных и великокняжеских имениях, а с другой - судебными и административными органами для бояр-шляхты, для населения господарских имений и для мещан непривилегированных «мест» (городов). Как и воеводы, они несли ответственность перед правительством и великим князем за состояние дел на вверенной им территории, осуществляли суд над местным населением.

Воеводы были главными военными начальниками в своих округах и главными судьями по важным уголовным делам. Кроме них военными начальниками были каштеляны, а также маршалки и хоружие поветовые.

Судебную власть осуществляли особые «судовы старосты». В качестве гражданского трибунала для шляхты был в каждом повете учрежден земский суд из судьи, подсудка и писаря, назначаемых господарем из числа выбранных местной шляхтой кандидатов.

В повете главой администрации был поветовый староста, компетенция которого была аналогичной компетенции воеводы. Помощниками поветового старосты были подстароста, хоружий, ключники, лесничие, мостничие, тиуны и др.

Несколько проще по структуре выглядела администрация в волости, возглавлял которую в XVI в. державца. Ему подчинялись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, старцы, дьяки, детские и другие лица администрации власти.

Для осуществления надзора за крестьянами старосты и державцы назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников. Они следили за поддержанием порядка в селах и выполнением феодальных повинностей. Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники - на территории волости, десятники - в отдельных деревнях. После волочной померы 1557 г. эти должности были заменены сельскими войтами.

В деревнях действовали органы крестьянского самоуправления - сельские собрания (сходы) и страрцы. Старцы избирались на сельских сходах. Старцы наблюдали за выполнением общественных работ (строительство мостов, замков, дорог), собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуществлении правосудия в копе.

В заключение следует сказать, что вся деятельность местной администрации была под постоянным контролем высших и дворных урадников отраслевого управления, посылавших на места с целью контроля специальных должностных лиц (ревизоров, сборщиков налогов, референдария, инстигатора и др.). [3-стр. 394-433]

Судебник Казимира

Судембник Казимимра или Судебник 1468 года - сборник норм права XV века, составленный великим князем литовским Казимиром IV. В оригинале имел общепринятое для правовых памятников тех лет название «Письмо». Другое название - «Судебник» (так назывались учебники права, которыми пользовались в судах при рассмотрении уголовных и гражданских дел). Дату издания судебника (29 февраля 1468 года) установил протоиерей Иван Григорович. Утвержден на Виленском сейме. Состоял из вступления и двадцати восьми статей, в которых определялась система судов, их компетенция, а также содержались нормы гражданского, уголовного и процессуального права.

Правовые нормы

Судебник 1468 года устанавливал порядок защиты прав, определял порядок досудебного производства и судебного рассмотрения уголовных дел, очерчивал виды наказаний. Согласно судебнику, уголовная ответственность наступала с достижения семилетнего возраста. В статьях 2-8 говорилось о краже и соучастии, в статьях 13-19 о наказании за кражу в соответствии с размерами и отягчающих обстоятельствах. Статьи 9-10 определяют компетенцию государственного суда над княжескими крестьянами, а статьи 11-12 компетенцию государственных судов над барскими крестьянами в случае, когда паны не выполняют своих обязанностей как судьи. [4-стр. 87-93]

Судебник Казимира различал 3 вида краж:

Мелкие кражи - стоимость украденного меньше 1/2 рубля;

Средние - больше стоимости 1/2 коня;

Крупные кражи - украденное равно и больше стоимости одного коня.

За мелкую кражу, совершённую впервые, применялось наказание в форме штрафа, средней и большой - смертная казнь через повешение. Кроме кражи, судебник называет такие виды преступлений как разбой, грабёж (ст. 22), колдовство (ст. 19). Следственные действия проводил сам потерпевший (так называемое «право следа»). Преступления, связанные с самовольной вырубкой леса, разбои, грабежи были подведомственны великому князю. Вести следствие мог воевода (имел право применять к подозреваемым меру пресечения - содержание в тюрьме). Ст. 19 допускала применение пыток в отношении лиц обвиняемых в краже и колдовстве. Судебник содержал такое понятие как соучастие. Соучастниками зачастую выступали близкие родственники - жена, дети. Соучастники несли солидарную ответственность. Высшей судебной инстанцией во всех делах был король. Основные виды наказаний - смертная казнь через повешение или сожжение, штраф. Экзекуцию проводил судья (тиун, воевода), потерпевший или его близкие. [6-c178-179]

Статуты ВКЛ

Статумт Великого княжества Литовского - верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. Первый Статут, состоящий из 13 разделов (282 статей) был издан в 1529 году. Статут регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. Второй Статут был издан в 1566 году и отражал социально-экономические и политические изменения. Третий Статут был издан в 1588 году и действовал на территории ВКЛ до полной его отмены в 1840 году. В преамбуле последней конституции Литовской Республики Статуты названы правовыми фундаментами литовского государства.

Статут ВКЛ издавался три раза: в 1529, 1566 и 1588 годах на старобелорусском языке.

Кодекс был составлен в Великом княжестве Литовском в XVI веке и продолжал сохранять свою силу в бывших областях этого государства в качестве сборника их гражданских законов почти до половины XIX века. Упоминания о «Статуте Великого Княжества Литовского» или о «Статуте земском» встречаются в источниках ещё в последней четверти XV и первой XVI века, но тогда под этими терминами понимался не какой-либо кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и областных привилеев, издававшихся великим князем литовским и его радой.

Необходимость кодификации законов, вытекавшая как из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под именем Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей держится того мнения, что этот первый, или «старый», Статут никогда не был напечатан и действовал только в писанной форме. Профессор Ф.И. Леонтович приводил, однако, свидетельство одного акта 1552 г. о «друкованом», или печатном, Статуте. [1-стр. 177-193]

Статут 1529 г. не был особенно благоприятен для шляхты и заключал в себе немало устарелых и весьма суровых постановлений. Поэтому уже на берестейском сейме 1544 г. литовские чины просили короля Сигизмунда I об исправлении Статута, но пересмотр и новое издание последнего осуществились лишь при Сигизмунде Августе на сеймах 1564, 1565 и 1566 годов. Окончательно утверждена новая редакция, известная под названием второго Статута, привилеем 1 марта 1566 года.

Вскоре поднялся вопрос о новом исправлении Статута. Исправленный на поветовых сеймиках и утвержденный на головном съезде литовских чинов в Волковыске (1504), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на старобелорусском языке подканцлером Львом Сапегою в Вильне. Это издание и было оригиналом закона; многочисленные польские переводы, начавшиеся с 1616 г., такого значения не имели и носили частный характер.

Статут 1529 г.

Статут 1529 г. - развернутый кодекс феодального права, действовавшего в Великом княжестве Литовском, - представляет большой научный интерес. Он дает богатый материал для изучения экономических, общественных и правовых отношений в XV - начале XVI вв. как на территории собственно Литвы, так и на территории Белоруссии. Статут 1529 г. был написан на белорусском языке того времени. Это обстоятельство определяет его большое значение и как лингвистического памятника периода образования белорусской народности.

Многочисленные права и привилегии дарованные самым различным слоям общества потребовали создания кодифицированного свода законов. В особенности мелкой и средней шляхте не терпелось раз и навсегда зафиксировать свой привилегированный статус в соответствующих законодательных актах. На протяжении XV-XVI вв. был утвержден кодекс прав Литовского государства, так называемые Литовские статуты. Их законодательные нормы были направлены на охрану феодальной собственности, прежде всего земельной, и определяли сословные права господствующего класса.

В 1529 г. появился так называемый первый Литовский статут в котором ярко подтверждались сословные привилегии шляхетства.

Раздел 3-й посвящен правам и вольностям шляхты.

Арт. 6-7 Великий князь подтверждает предыдущие законодательные акты, а так же обязуется принимать новые, необходимые державе и только с позволения Дворянского Совета (Панской Рады), обещает всем феодалам, мещанам и их людям сохранить предыдущие свободы и вольности данные им (государем) и его предшественниками. [11-стр. 97-103]

Статут 1529 г. был феодальным кодексом класса землевладельцев в целом. Вместе с тем он закреплял за магнатами их правовое положение, их руководящую политическую роль. За магнатами и панами оставалась по-прежнему особая юрисдикция. Они не были подсудны провинциальным судьям. Магнаты оставались такими же недосягаемыми для шляхты, как и раньше. В этом и заключалась основная причина того, что отдельные артикулы Статута долгое время не были утверждены сеймом. Статут 1529 г. отражал реальное соотношение сил в лагере литовских феодалов. Экономическое господство и политическое руководство принадлежали крупным землевладельцам. Шляхта политически и экономически еще недостаточно окрепла. Естественно поэтому, что именно магнаты вышли победителями из внутренней борьбы между двумя прослойками феодального класса. Литовский Статут 1529 г. санкционировал то положение в отношении организации власти и управления, которое существовало до введения его в действие.

Статут 1529 г. - кодекс прав феодалов. Если же в нем все же иногда упоминаются мещане, то эти статьи относятся не к мещанам вообще, правовое положение которых определялось особыми законами, а к мещанам-землевладельцам, владевшим имениями на общешляхетском праве и обязанным со своих земель отправлять военную службу. Впрочем, подобного рода мещанское землевладение было строго ограничено. Оно сохранилось главным образом в Полоцком и Витебском воеводствах. [11-стр. 134-138]

Статут 1566 г.

Статут Великого княжества Литовского 1566 - Второй Статут ВКЛ, свод юридических законов, действовавших в княжестве в 1566-1588 гг., на Правобережной Украине в XVII-XVIII вв. Памятник белорусской письменности и юридической мысли.

Содержание статута: Состоял из 14 разделов, 367 статей. Первые три раздела охватывали государственное право, 4-й раздел суд и судебный процесс, 5 - 10 уголовное право. Статут отражал общественно-политические изменения, происшедшие в Великом княжестве Литовском в 1530-1560-е гг., закрепил новое административно-территориальное деление, новую систему судов. Видна цель заменить употребление в административной и судебной деятельности обычное право «писаным». Некоторые статьи направлены против проникновения в княжество польских панов.

Основные источники статута 1566 г.: общеземские и областные привилегии, Судебник 1468, Статут Великого княжества Литовского 1529 и некоторые нормы обычного права; использованы также нормы церковного (римско-католического и греко-православного) права. В нем были соединены теоретические разработки местного права с практической деятельностью и теоретическими основами римского и западно-европейского права. [9-стр. 213-215]

Для подготовки Устава в 1551 предполагалось создать комиссию из 10 человек (5 католиков, 5 православных), но были определены имена только 5 католиков. Неизвестно, была ли создана такая комиссия, так как из текста Бельского привилегия 1564 следует, что проект Устава готовила другая комиссия: «личности певные, советы наши, маршалкове, врадники земскме, хоружие и иные личности ряду и народу шляхецкого, доктори пров чужоземских, которые заседши НЕ одно поправили тот статус старый, но теж новом рода некоторые розделы звлаша судовый, за засаженьем новым обычаем суда и порадку судового то становили и написали». Работой этой комиссии руководил канцлер М. Радзивилл Черный, в ней участвовал предводитель дворовым А.Б. Волович, вероятно, П. Раизий, А. Ратундус и др. Проект Устава 1566 отдан сейму на предварительное рассмотрение в 1561, утвержден только 1 липеня 1564, меркавапася ввести его в действие с 11 ноября 1564. Однако из-за споров по отдельным статьям вступил в законную силу с 1 марта 1566, некоторые изменения внесены в его привилегией 1 июля 1566. В Устав были вписаны Виленский привилей 1563, Бельский привилей 1564, Вильнюсский привилей 1565.

Устав 1566 закрепил основные принципы права: единство права для граждан, хотя оно не было равным для всех, государственный суверенитет (вопреки церковному космополитизма), ограничение власти хозяина (великого князя), приоритет писаного права. Впервые намечалось отделение суда от органов власти и управления. Для этого создавались земские суды и падкаморския суды. Более полно регламентировалась компетенции органов государственной власти и управления, которые были основаны на общих принципах феодального права: создания льгот и преимущество для класса феодалов и сословия шляхты, недопущение простых людей в органы управления, закрепление правового неравенства разных социальных групп населения. Составители Устава придали его нормам однородную и современную, на то время, форму и правовую терминологию (белорусский), понятную для большинства населения, что способствовало укреплению среди шляхты и мещан уважения к закону и государства.

Разработчики Статута 1566 г. сделали первые, но довольно значительные шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламентировав порядок формирования и деятельность земских поветовых и подканцлерских судов. [9-стр. 87]

литовский польский статут княжество

Введение
Литовские Статуты, юридические кодексы Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов, включавшие право государственное, земельное, уголовное, процессуальное, наследственное.
Статуты были написаны на белорусском языке. Их источниками стали нормы обычного права; Судебник Казимира 1468 года; привилегии 1447, 1497 годов; римское, польское и немецкое право. При подготовке статутов 1566 и 1588 годов использовалось текущее законодательство и судебные постановления. В целом Литовские статуты отразили эволюцию политического строя Великого княжества Литовского от магнатской монархии к шляхетской.
Статут 1529 года сохранял лидерство магнатов, определил их особую юрисдикцию. В тоже время он ограничил произвол магнатов в отношении шляхты, определил условия необходимые для зачисление в шляхетское сословие. В результате из числа шляхты были исключены некоторые слои населения. Статут 1566 года установил общую подсудность всей шляхты и ее обязательное присутствие на поветовых сеймиках. Статут 1588 года оформил единое сословие крепостного крестьянства путем слияния холопов с различными категориями сельского населения.
Уголовные статьи статутов были направлены прежде всего на защиту земельной собственности. Земельное право охраняло монополию литовской шляхты на владение землей от посягательств со стороны польских магнатов. В противоположность Люблинской унии 1569 года Литовский статут 1588 года закрепил в значительной степени самостоятельность Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой.
Литовский статут 1588 года действовал в отдельных своих частях в Восточной Белоруссии до 1831 года, а в других областях Белоруссии и Литве до 1840 года.
Причины и основания принятия Статута 1529 г., общая характеристика.
Работа по подготовке первого Статута 1529 г. велась на протяжении нескольких лет в первой четверти XVI в. Первый вариант проекта Статута был подготовлен в 1522 г., но он не был утвержден и работа над ним продолжалась еще семь лет.
Кто участвовал в подготовке точно неизвестно, есть основания утверждать, что в его подготовке принимали участие белорусский первопечатник и доктор права, Франциск Скорина, а также канцлер ВКЛ Альбрехт Гаштольд, под контролем которого состоял Статут. Основные положения Статута обсуждались с великим князем Литовским Сигизмундом Казимирович, которому принадлежит честь утверждения Статута.
Статут подготовлен на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права, постановлений судебных и государственных учреждений, Судебника 1468 года, привилегий. При его подготовке впервые выработаны системы и структура размещения правовых норм в зависимости от их содержания, включены типичные и обобщенные нормы; дана точная редакция каждой статьи; введено много новых правовых норм, в которых отражены тогдашние товарно-денежные отношения; включены нормы государственного, административного, гражданского, семейного, уголовного, судебно-процессуального и других отраслей права. Составители Статута отступили от системы кодификации, принятой в римском праве, и выработали свое. В ее основе заложены новые принципы: суверенность государства (вопреки средневековой космополитизме), единство права на приоритет писаного права. Статут включал нормы общего права и специальные нормы, которые обеспечивали привилегии господствующей класса или его группам. При этом они были не исключением, а составной частью в системе Статута 1529 года.
До принятия Статута в Великом княжестве Литовском господствовал произвол и насилие. На шляхетские имения периодически практиковались «гвалты» и «наезды», кроме того законодательного оформления требовали феодально-крепостнические отношения.
Статут введен в действие 29.9.1529. Состоит из 13 разделов и 244 статей. Позднее в него внесены дополнения, в результате количество статей увеличилось до двухсот восьмидесяти трех.
Издание Статута 1529 года вывела ВКЛ на одно из первых мест в мире по развитию права и правовой культуры. Вместе с тем, Статут 1529 года появился правовой основой для дальнейшего развития законодательства.

 


Общие положения Статута 1566 г.
После принятия Статута 1566 г., который определил границу между партикулярные средневековым правом и новым систематизированном и унифицированных законодательством, кодификация собственного законодательства, как отмечают исследователи, намного опередила аналогичные процессы в соседних государствах. Новый закон в основном базировался на предыдущем законодательстве (прежде всего Статуте 1529 г.), однако использовал и судебно-административную практику, а также римское право (классическое и переработанное), каноническое и церковное право. Так, романтическая концепция неограниченной собственности, которая совпала с активизацией товарно-денежных отношений и экономической реформой в государстве, нашла отражение в закреплении права полного распоряжения собственностью.
В Статут были включены три привилегии: Вильнюсский 1563 г., Бельский 1564 и Виленский 1566 В структурных отношениях, несмотря на определенные изменения, он придерживался предыдущего Статута, однако насчитывал уже 14 глав и 367 статей. Он содержал нормы всех отраслей тогдашнего права: конституционного, гражданского (в том числе обязательного, земельного, попечительского), брачно-семейного, административного, уголовного, судебно-процессуального и др.. Он закреплял и повторял на более высоком юридическом уровне положения о единстве права на всей территории государства и для всех подданных (хотя по феодального права быть не могло, и не было равным для всех категорий населения), государственном суверенитете, приоритете писаного права, ограничения власти великого князя и т.д. Самые важный, новые положения Статута касались конституционного, гражданского, судебно-процессуального и уголовного права.
Конституционному праву, как и в предыдущем Статуте 1529 г., были посвящены первые три раздела нового взвода законов государства, хотя конституционные нормы содержались и в других разделах. От имени великого князя Статут 1566 года запрещал пользование традиционным правом и потребовал отныне руководствоваться только статутными нормами. Он не только более точно и полно регламентировал деятельность таких высших органов государства, как великий князь и совет, но и закрепил законодательную функцию сейма. Закон говорил о составе и компетенции сейма, о порядке избрания уездных депутатов на сейм, о деятельности уездных сеймиков - органов шляхетской демократии. Власть князя ограничивалась не только советом, но и сеймом, без согласия которого он не имел права вводить новые налоги, принимать новые законы, начинать войну.
В Статуте говорилось о воинской обязанности с перечислением круга лиц, которые при достижении совершеннолетия (с 18 лет) по постановлению сейма должны были нести воинскую службу, а также обязанность всех подданных государства без постановления сейма, а в соответствии с великокняжеским письмом ехать на войну в случае внезапного нападения неприятеля, причем великий князь обязывался никого не освобождать (устным распоряжением или специальным письмом) от воинской службы.
Закон обязывал великого князя всех князей, господ рядных, феодалов, чиновников, знать, горожан. Впервые в статутном законодательстве шляхте разрешалось свободно передвигаться по территории государства (как по суше, так и по воде) с целью продажи собственного (не купленного) зерна, причем знать освобождалась от таможенного и мостового сбора.
В нормах Статута ярко проявилась тенденция отделения судебной власти от исполнительной, о чем впервые было заявлено на Бельским сейме привилегиям 1564. Регламентировалась деятельность новых - падкаморских и земских судов. Именно последние из них впервые объявлялись выборными, отделенными от администрации. Судьи, к которым предъявлялся ряд требований, выбирались на должности пожизненно, что свидетельствует о зарождении новых, более прогрессивных правоотношений в государстве. Шляхта на уездных сеймиков выбирала из своей среды судьями самых достойных и уважаемых лиц (закон регламентировал целый комплекс требований к кандидатам на судебные должности). Земский суд собирался на судебные сессии (роки земские) в определенные законом сроки три раза в год. Он рассматривал в основном гражданские и уголовные дела шляхты. К его компетенции относились также и нотариальные дела. Кроме того, в судебные книги земского суда записывались жалобы на незаконные действия местных должностных лиц Статут определял порядок принятия судебного должности судьями земского суда и приводил текст присяги судей, которую они приносили на первой судебной сессии при вступлении в должность. В ней говорилось, что судьи должны действовать только в рамках закона, судить честно и справедливо, не боясь мести и угроз, не обращая внимания на титулы, должности, богатство тех или иных лиц, "посулы и дары" и др.. Судебный писарь, который являлся членом земского суда, приносил отдельную присягу, которой обязывался добросовестно записывать показания сторон и других участников судебного процесса, ничего не добавляя и не исключая. Закон обязывал записи делать "слова Русскими", т.е. тогдашней белорусским языком.
Статья восьмой четвертого раздела запрещал выбирать судьями в земские суды представителей духовенства и должностных лиц местной администрации. Закон очень заботился об охране судебной власти и прямо требовал уважать ее. Всеми средствами сдерживался намерение покушения на судебную власть. Например, запрещалось вооруженным лицам (за исключением холодного оружия, которую имел каждый шляхтич) входит в судебный зал. О защите судебной власти, защите судей свидетельствуют многочисленные статьи четвертого раздела Стату



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: