Программа обучения (Syllabus) для студента
На 2010-2011 учебный год по дисциплине
ACh3210 -Анатомия человека
1. Основная информация | ||||||||||||||||||||||
Факультет | Аграрно-биологический | |||||||||||||||||||||
Специальность | Биология | |||||||||||||||||||||
Курс | Семестр | Форма об. | очная | Программа | ||||||||||||||||||
Цикл дисциплины | БД | Компонент | Обязательный | |||||||||||||||||||
Кол-во кредитов | Количество часов | |||||||||||||||||||||
Место проведения занятий | Учебные аудитории | |||||||||||||||||||||
Лектор | Салатова Ольга Ивановна | |||||||||||||||||||||
Преподаватель | Салатова Ольга Ивановна | |||||||||||||||||||||
Время консультаций (СРСП оф.) | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | |||||||||||||||||||
Понедельник -9-30 | Понедельник -9-30 | Понедельник -9-30 | ||||||||||||||||||||
2 Пререквизиты и постреквизиты | ||||||||||||||||||||||
Пререквизиты | Биология, зоология, биохимия, гистология, цитология | |||||||||||||||||||||
Постреквизиты | Анатомия является научно-теоретической основой физиологии, генетики, биологии, антропологии, гигиены, педагогики и психологии, валеологии. Многие отрасли медицины базируются на данных физиологии и анатомии человека. | |||||||||||||||||||||
3 Цель и задачи дисциплины | ||||||||||||||||||||||
Цель | Формирование устудентов системы знаний и представлений о человеческом организме в связи с его строением, функциями; обучить практическим навыкам определения местоположения органов и других анатомических образований в теле человека, изучить их формы и строение; при изучении анатомии особое внимание должно быть уделено тому, чтобы студент научился переносить знания, полученные при изучении анатомических препаратов, на живого человека. | |||||||||||||||||||||
Задачи | Помочь студентам в освоении огромного фактического материала по строению человеческого тела; дать представления о форме, строении и развитии организма человека, его систем и органов, а также научить студентов анатомическому анализу с учетом конституциональных особенностей и вариантов строения; обеспечить современный уровень знаний о интегративной системе, организмастроении и деятельности человеческого организма, как в процессе онтогенеза, так и в филогенезе; вооружить студентов нужными, полезными знаниями, которые будут ему необходимы в ходе изучения различных дисциплин биологического плана. | |||||||||||||||||||||
4 Распределение академических часов | ||||||||||||||||||||||
Всего | Лек. | Практ. | Лаб. | СРСП ауд. | СРСП оф. | СРС | Форма контроля | |||||||||||||||
3 кредита - 135 часов | - | Экзамен | ||||||||||||||||||||
5 Содержание дисциплины | ||||||||||||||||||||||
«Анатомия человека» наряду с другими дисциплинами естественнонаучного цикла является фундаментальной теоретической дисциплиной, которая составляет фундамент знаний о закономерностях строения живых организмов на разных уровнях их организации. Анатомия изучает форму и строение организма в связи с его функциями. Знание строения организма человека и его отдельных органов систем органов в норме, знание приемов и методов соматоскопии, соматометрии дает возможность студентам иметь теоретическую базу для будущей профессии биолога. | ||||||||||||||||||||||
6 Политика курса | ||||||||||||||||||||||
1. Изучение курса анатомии должно быть активным. Студент должен регулярно, систематически готовиться к занятиям и выполнять все задания СРС. Студент должен приходить подготовленным на практические и лабораторные занятия. 2. Все виды контроля могут пересдаваться только один раз при получении отрицательной оценки. При этом баллы уменьшаются с коэффициентом 0,8. При получении положительной оценки пересдавать нельзя. Студент не должен без уважительных причин пропускать занятия. При пропусках лабораторных, практических занятий по уважительной причине студент должен обязательно их отработать в установленные сроки. По лекционному материалу самостоятельно готовится краткий конспект. 3. В верхней одежде заходить в лабораторию запрещается! 4. На занятиях студенты должны соблюдать технику безопасности, не отвлекаться и не пользоваться сотовыми телефонами. 5. Все задания по самостоятельной работе должны сдаваться в установленные сроки. Если задания сдаются не во время, то оценка по ним будет выставляться с понижающим коэффициентом 0,8. | ||||||||||||||||||||||
7 Список рекомендуемой литературы | ||||||||||||||||||||||
Основная | 1. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека (биол. и мед. спец). -1996. 2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. - М., 1995. 3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. - М., 1989. 4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т. 1-3, - М., 1968,72,74. 5. Анатомия человека (для медиц)/Под ред. Сапина М.Р. Т. 1-2, - М., 1989. | |||||||||||||||||||||
Дополнительная | 6. Дарвин Ч. Происхождение человека. Т.5. - М., 1953. 7. Кнорре А.Г. Краткий очерк эмбриологии человека. - Л., 1967. 8. Лысенков Н.К., Бушкович В.И., Привес. Анатомия человека. - М., 1968. 9. Жданов Д.А. Лекции по функциональной анатомии человека. - М.,1979. 10. Борзяк Э.И. и др. Анатомия человека. - М.: Медицина. 1987. 11. Морфология человека/Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П.- М., 1983. 12. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. - М., 1977. | |||||||||||||||||||||
8 Календарно-тематический план
№ недели | Темы лекционных занятий | Часы | Темы практических занятий | Часы | Темы лабораторных занятий | Часы | Темы СРСП офисн. | Часы |
1 аттестационный период | ||||||||
Введение | Коллоквиум: Понятие о кон-ституции. Основные типы телосложения. Плоскости и оси, проводимые через тело человека. | Работа№1:Определение конституции, типа тело-сложения студентов. Работа№2: Определить пропорции тела, площа-дь тела, идеальный вес | Подготовить доклад на тему: Краткий исторический очерк развития анатомии | |||||
Скелетная система | Коллоквиум: Скелет тулови-ща, головы, конечностей. Соединения костей | Работа№3:Определение состава тела человека. Работа№4: Физиологи-ческие изгибы позвоно-чника и развитие кост-ного скелета, формы стопы. Студентов. | Письменная работа: Опишите анатомические особенности строения грудных, шейных и поясничных позвонков и их соединения. | |||||
Мышечная система | Коллоквиум: Мышцы спины, груди, живота, шеи, головы, таза, конечностей | Работа№5: Определе-ние развития мышечной ткани студентов. Работа№6: Зарисовать мышцы верхних и нижних конечностей | Письменная работа и взаимопроверка: Классификация мышц. | |||||
Пищеварительная система | Коллоквиум: Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник | Работа№7: Зарисовать строение зубов, языка. Работа№8: Строение желудка | Реферат: Отделы кишечного тракта. | |||||
Пищеварительная система | Коллоквиум: Печень, поджелудочная железа, брюшина | Работа№ 9: Строение поджелудочной железы | Зарисовать строение печени | |||||
Дыхательная система | Коллоквиум: Полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие | Работа№ 10: Зарисовать легкие и бронхи. | Зарисовать и показать строение гортани и полости носа. Укажите расположение обонятельной области полости носа. | |||||
Выделительная система | Коллоквиум: Строение мочевой системы. Строение почек | Работа№11: Зарисовать строение почки. | Письменная работа: Мочевыделительная система мужчин и женщин. | |||||
Половая система | Коллоквиум: Органы мужской и женской половой сферы | Работа№12: Зарисовать строение мужских и женских половых органов | Контрольная работа: 1в.Мышци и кости грудной клетки. 2в. Какие органы находятся в брюшной полости? | |||||
Всего часов за 1 аттестацию | ||||||||
2 аттестационный период | ||||||||
Эндокринная система | Коллоквиум: Строение эндокринных желез | Работа№13: Строение щитовидной железы | Доклад: Железы смешанной секреции | |||||
Сердечно-сосудистая система | Коллоквиум: Строение сердца | Работа № 14: Определение границ сердца | Клапаны сердца, строение, расположение. | |||||
Сердечно-сосудистая система | Коллоквиум: Кровеносная система | Работа№15: Строение крови человека под микроскопом | Письменная работа: нарисуйте большой и малый круги кровообращения. | |||||
Сердечно-сосудистая система | Сердечно-сосудистая система | Работа№16: Зарисовать строение сердца | Доклад: Органы кроветворения и иммунной системы | |||||
Нервная система | Коллоквиум: Спинной мозг, головной мозг | Работа№ 17:Зарисовать строение головного и спинного мозга | Оболочки головного и спинного мозга. | |||||
Нервная система | Коллоквиум: Периферическая нервная система | Работа№18: Зарисовать ветви спинномозговых нервов | Обзор черепных нервов | |||||
Органы чувств | Коллоквиум: Органы зрения, слуха, равновесия, обоняния и вкуса | Работа№19: Зарисовать строение глазного яблока и строение среднего уха. | Контрольная работа: 1в. Сердце и его кровоснабжение. 2в. Центральная нервная система. | |||||
Всего часов за 2 аттестацию | ||||||||
Итого часов |