Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива Гр.№36 Машинист локомотива
Урок №17
Тема программы 5.3.Устройство вспомогательных электрических машин
Тема урока: возбудитель ВС-650В техническая характе-ристика. Устройство возбудитель ВС-650В.
Цели урока: изучить назначение и устройство возбудителя ВС-650В, его техническую характеристику.
Оборудование урока:
компьютер, проектор.
План урока
I. Организационный момент.
II Изучение нового материала: назначение и устройство возбудителяВС-650В, его техническая характеристика. Устройство возбудителя ВС-650В..
Работа над новым теоретическим материалом
ВОЗБУДИТЕЛЬ ВС-650В
Служит для питания (через полууправляемый выпрямитель) постоянным током обмотки возбуждения тягового генератора. Он относится к вспомогательным тяговым электрическим машинам и представляет собой однофазный синхронный генератор повышенной частоты, защищенного исполнения, самовентилируемый.
Краткая техническая характеристика
Серия марка | Мощность, кВт | Напряжение, В | Ток, А | Частота вращения, об/мин | Частота питающей сети, Гц | Масса, кг | Обозначение, ТУ |
ВС-650В | 215/287 | 164/146 | 2470/330 | 165/220 | 355,0 | ИАКВ. 526654.002-03 |
Рис. 15 – Возбудитель ВС-650В
1 - лабиринтная крышка; 2 - упорное кольцо; 3 - шарикоподшипник; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - лабиринтная крышка; 6 - подшипниковый щит; 7 - траверса; 8 - станина; 9 - контактные кольца; 10 - якорь; 11 - обмотка; 12 - сердечник якоря; 13 - стеклобандаж; 14 - сердечник полюса; 15 - катушка полюса; 16 - вентилятор; 17 - подшипниковый щит; 18 - вал; 19 - щеткодержатель; 20 - паз сердечника якоря; 21 - смазочная трубка.
Статор возбудителя состоит из станины, изготовленной из листовой стали, в которой установлены восемь полюсов моноблочной конструкции. К станине приварены с обоих сторон лапы, которыми возбудитель опирается и крепится, а также стальные ребра с проушинами для подъема машины и ее транспортировки.
Сердечники полюсов собраны из штампованных листов электротехнической стали, спрессованы и стянуты заклепками. В башмаки полюсов встроена короткозамкнутая демпферная обмотка в виде медных стержней круглого и прямоугольного сечений.
Катушки полюсов являются элементами независимой обмотки возбуждения возбудителя и соединены последовательно. Концы обмотки выведены в коробку выводов. Изоляция полюсных катушек выполнена из материалов класса F. Катушку и сердечник полюса пропитывают в сборе в эпоксидном компаунде.
Якорь возбудителя соединен муфтой с распределительным редуктором дизеля и приводится им во вращение.
Сердечник якоря состоит из штампованных листов, электротехнической стали толщиной 0,5 мм, нашихтованных на стальной вал. Спрессованный сердечник удерживается в осевом направлении латунной втулкой со стороны контактных колец и обмоткодержателем со стороны свободного конца вала. Все детали крепятся на валу шпонками.
Обмотка якоря по типу волновая, концы ее катушек пропаяны серебросодержащим припоем в медных втулках, вставленных в прямоугольные пазы по окружности пластмассовой части втулки. Расположение проводников в пазах горизонтальное. Обмотка укреплена на сердечнике с помощью стеклобандажа.
Якорь пропитывается в термореактивном лаке. На его вал напрессованы изолированные от него два контактных кольца из специальной антикоррозийной стали, которые с помощью двух контактных шпилек соединены с выводами якорной обмотки.
На рабочей поверхности контактных колец нарезают винтообразные канавки. Якорь опирается на подшипниковые щиты через два шарикоподшипника. Подшипники насаживают на вал якоря с натягом и с обеих сторон закрывают стальными крышками с лабиринтными канавками. Подшипниковые щиты центрируют в станине «замками» и закрепляют на ней болтами.
Смазку в подшипники добавляют через стальные трубки, вваренные в отверстия подшипниковых щитов со стороны привода и контактных колец. При запрессовке смазка, заполняя внутреннюю смазочную полость каждого из подшипниковых узлов, проходит между шариками подшипника, смазывает их и попадает в наружную смазочную полость. Применяется консистентная смазка марки ЖРО ТУ32ЦТ520-73.
Щеткодержатели крепят на пластмассовой траверсе и соединяют токосборными шинами с отводами в коробку выводов, а траверсу – болтами к переднему подшипниковому щиту.
Конструкция щеткодержателя предусматривает постоянство усилия нажатия курка пружины на щетку по мере срабатывания последней. Щеткодержатель унифицирован с щеткодержателем генератора ГС-501А. На возбудителе применены щетки марки ЭГ-4 размером 25×32×64 мм резиновыми амортизаторами. Давление пружины на щетку обеспечивается в пределах 16 -20 Н (1,6- 2,0 КГс)
Охлаждающий воздух прогоняется через полость машины литым вентилятором из алюминиевого сплава и выбрасывается через окна в станине со стороны контактных колец. Вентиляционные окна на входе и выходе охлаждающего воздуха закрываются съемными сеткой и крышкой с выштампованными в них отверстиями. Вентилятор крепится болтами к стальной ступице, смонтированной на валу со стороны свободного конца.
Вопросы для самопроверки:
1.Назначение возбудителя ВС6509В?
2. Технические характеристики возбудителя ВС6509В?
3. Из каких основных частей состоит возбудитель?
4. Как выполнено охлаждение возбудителя?
5.Как и какую смазку добавляют в подшипники возбудителя?
IV. Домашнее задание:
Проработать текст, посмотреть предоставленные рисунки. Ответить на вопросы для самопроверки. Выучить позиции двухмашинного агрегата.Фото с ответами выложить в группу в контакте https://vk.com/club194189853 (Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение)или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1.С.П.ФилоновТепловоз 2ТЭ116, М.Транспорт,1985. 328с.;
2. А. Пойда Тепловозы. Механическое оборудование, устройство и ремонт, М.,
Транспорт, Г1988г.;
3.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.