карантинирование животноводство противоэпизоотический
Сложная социально-политическая и экономическая ситуация в республике в первые годы ее суверенитета не могла не сказаться на развитии и становлении сельскохозяйственного производства, животноводства и ветеринарного обслуживания. И в данном отношении требовалось, хотя бы на первых порах, объединить усилия бывших союзных республик, используя сложившиеся деловые связи. 12 марта 1993 года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии между Республикой Беларусь и другими странами СНГ, содержащее 26 статей. Правительства государств-участников настоящего Соглашения, далее именуемые Стороны, руководствуясь желанием установить сотрудничество в области ветеринарии в целях предотвращения распространения инфекционных болезней животных и взаимного предохранения территорий от эпизоотий, исходя из интересов благоприятного развития хозяйственных и торговых связей между государствами, согласились о нижеследующем:
Статья 1. Стороны будут осуществлять сотрудничество в области ветеринарии, и принимать необходимые меры по предотвращению распространения инфекционных болезней животных с территории одной стороны на территории других Сторон при перевозках всех видов подконтрольных ветеринарному надзору грузов всеми видами транспорта.
Статья 2. Для реализации положений настоящего Соглашения в качестве компетентных органов Стороны уполномочивают свои центральные государственные ветеринарные службы. Для координации сотрудничества Стороны создадут Совет по сотрудничеству в области ветеринарии в составе руководителей ветеринарных служб государств, правительства которых являются участниками настоящего Соглашения.
|
Статья 3. В своей работе Стороны согласились руководствоваться законодательством, инструкциями, а также другими нормативными документами бывшего Союза ССР для ветеринарных служб Сторон, если они не противоречат законам государств, правительства которых являются участниками настоящего Соглашения.
Статья 4. Положения настоящего Соглашения применяются в отношении:
а) животных всех видов (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб и других гидробионтов, эмбрионов и сперму животных, оплодотворенную икру);
б) продуктов животного происхождения (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца, продукты пчеловодства);
в) сырья животного происхождения (шкуры, шерсть, пушнина, пух, перо, эндокринное и кишечное сырье, кровь, кости и другие виды сырья);
г) корм для животных;
д) ветеринарных препаратов, биологических материалов и предметов коллекционирования животного происхождения.
Статья 5. В целях предупреждения распространения и ликвидации инфекционных заболеваний Стороны будут информировать друг друга немедленно телеграфом о ситуации по инфекционным болезням животных списка «А» Международного эпизоотического бюро, массовым заболеваниям неизвестной этиологии и ранее не регистрировавшимся болезням, а также представлять необходимую информацию об эпизоотической обстановке в своем государстве по запросу одной из Сторон.
Статья 6. До окончательного решения Сторонами вопросов о членстве в международном эпизоотическом бюро их интересы в указанном бюро будет представлять делегация Российской Федерации. На этот период сбором и передачей в Международное эпизоотическое бюро информации об эпизоотическом состоянии государств, правительства которых являются участниками настоящего Соглашения, и обеспечением их сведениями, поступающими от международного эпизоотического бюро, будет заниматься Главное управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Стороны примут необходимые меры по вступлению в члены Международного эпизоотического бюро своих государств.
|
Статья 7. В целях недопущения заноса и распространения инфекционных болезней животных на территориях Сторон государственные ветеринарные органы граничащих областей (районов) будут своевременно информировать о возникновении инфекционных заболеваний, а при необходимости совместно разрабатывать и осуществлять экстренные мероприятия по ликвидации того или иного заболевания в пограничных районах.
Статья 8. Хозяйства, мясокомбинаты, молокозаводы, разделочные цеха, заводы, фабрики, базы и предприятия по переработке кожевенного сырья, шерсти и другого сырья, предприятия Сторон, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой и экспортно-импортными поставками животноводческой продукции, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, должны иметь разрешение от центрального ветеринарного органа своего государства и находиться под постоянным официальным контролем государственной ветеринарной службы.
|
Статья 9. Отбор, карантинирование, проведение диагностических исследований, контроль за транспортировкой между территориями Сторон животноводческих грузов, предусмотренных в статье 4 настоящего Соглашения, осуществляется государственной ветеринарной службой в соответствии с двусторонними соглашениями по этому вопросу между центральными ветеринарными органами Сторон.
Статья 10. При перевозках подконтрольных пограничному государственному ветеринарному контролю грузов между территориями Сторон из благополучных по инфекционным заболеваниям животных областей, краев и других административно-территориальных делений сохраняется действующий порядок. Каждая партия груза сопровождается ветеринарным свидетельством, заполненным на русском языке, заверенным печатью областного, краевого (республиканского - где нет областного деления) ветеринарного органа. При этом не требуется специального ветеринарного разрешения на транзит в пределах территорий Сторон.
Статья 11. В случае возникновения на территории одной из Сторон болезней, указанных в статье 5 настоящего Соглашения, компетентные ветеринарные органы этой Стороны должны немедленно информировать соответствующие организации всех Сторон телеграфом о сложившейся ситуации и прекратить вывоз животноводческих грузов, указанных в статье 4 настоящего Соглашения. Установленный порядок вывоза животноводческих грузов может быть возобновлен лишь после предварительных консультаций и взаимной договоренности между центральными ветеринарными органами всех заинтересованных сторон. В случае необходимости заинтересованная Сторона может обратиться к другим Сторонам за помощью, которая оказывается в виде консультаций, направления экспертов, поставок вакцин, сывороток, других ветеринарных препаратов и средств проведения диагностических исследований.
Статья 12. Термины «импорт», «экспорт» и «международный транзит» распространяются на перевозки животноводческих грузов через внешние границы территорий Сторон.
Статья 13. Пограничные контрольные ветеринарные пункты сторон, расположенные на их внешних границах, осуществляют пограничный государственный ветеринарный надзор за перевозками всех подконтрольных грузов для всех Сторон.
Статья 14. При экспорте из Стороны подконтрольных пограничному государственному ветеринарному надзору грузов ветеринарный сертификат, отвечающий требованиям Ветеринарно-санитарного кодекса Международного эпизоотического бюро, оформляется на месте пограничным контрольным ветеринарным пунктом государства-отправителя. Экспортируемые грузы транспортируются через территории других Сторон как транзитные по разрешениям их центральных ветеринарных органов. При импорте подконтрольных пограничному государственному ветеринарному надзору грузов Стороны пользуются едиными ветеринарными требованиями. На их основе Стороны могут в двустороннем порядке согласовать и парафировать образцы ветеринарных сертификатов на импортируемые животноводческие грузы с государственной ветеринарной службой государства-экспортера. В этом случае образцы ветеринарных сертификатов передаются пограничным контрольным ветеринарным пунктам, через которые будет осуществляться ввоз грузов. При импорте и международном транзите в обязательном порядке заблаговременно оформляются разрешения центральных государственных ветеринарных органов Сторон, на территории которых ввозится и через территории которых транспортируется подконтрольный груз. С ними также согласовывается маршрут следования.
Статья 15. Стороны согласились на уровне центральных государственных ветеринарных органов подготовить, подписать и использовать в работе единые Правила государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов, указанных в статье 4 настоящего Соглашения. В этих Правилах будут обобщены большинство действующих инструкций, указаний, распоряжений и других документов по государственному ветеринарному надзору, ветеринарные требования при импорте, образцы новых форм ветеринарных свидетельств и сертификатов, перечень животноводческих грузов, соответствующих Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, отвечающей Международной гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Статья 16. Государственные ветеринарные службы Сторон по мере необходимости и взаимной договоренности будут проводить консультативные совещания, а также обмениваться специалистами.
Статья 17. Стороны обеспечат ежегодную взаимную поставку лечебно-профилактических средств, инструментария и ветеринарного оборудования согласно двусторонним и многосторонним договорам, создадут противоэпизоотические резервы по отдельным вакцинам и диагностикумам, примут участие в организации совместных производств антигельминтиков, кокцидиостатиков и других фармацевтических и химических препаратов ветеринарного назначения, а также будут оказывать финансовую поддержку организациям в создании этих производств. Поставки по заключенным договорам производятся без предварительной оплаты.
Статья 18. В целях повышения эффективности научных исследований в области ветеринарии Стороны обеспечат через Совет по сотрудничеству в области ветеринарии на договорных началах совместную разработку по совершенствованию мер борьбы и профилактики особо опасных и экзотических болезней животных, а также сотрудничество в области контроля, апробации, стандартизации, сертификации новых биологических и химико-фармацевтических препаратов, применяемых в животноводстве и ветеринарии.
Статья 19. Стороны будут не реже двух раз в год обмениваться информацией между собой о регистрации новых ветеринарных препаратов. Каждая Сторона самостоятельно определяет юридическую силу действия на своей территории регистрационных удостоверений, выданных другими Сторонами.
Статья 20. Стороны обеспечат на договорных началах подготовку офицеров ветеринарной службы для национальных Вооруженных Сил на базе военно-ветеринарного факультета при Московской ветеринарной академии имени К.И. Скрябина и сотрудничество в области военной ветеринарии на двусторонней или многосторонней основе.
Статья 21. Настоящее Соглашение может быть дополнено или изменено по взаимной договоренности Сторон.
Статья 22. В случае спора, касающегося толкования или применения положений настоящего Соглашения, компетентные уполномоченные органы Сторон проводят взаимные консультации для его разрешения.
Статья 23. Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других заключенных ими договоров, конвенций и соглашений или связанных с их участием в международных организациях по ветеринарии.
Статья 24. Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, заинтересованных в своем участии в нем и готовых принять на себя обязательства, вытекающие из настоящего Соглашения.
Статья 25. По истечении пятилетнего срока со дня подписания настоящего Соглашения любая Сторона может его денонсировать, письменно уведомив об этом депозитария. Соглашение утрачивает силу в отношении такой Стороны через шесть месяцев после получения депозитарием уведомления о денонсации.
Статья 26. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.
За 1991-1996 годы поголовье крупного рогатого скота и свиней уменьшилось соответственно на 33 и 35 %, производство мяса - на 55, молока - на 48, яиц - на 11 процентов. Наметилась тенденция роста заболеваемости и падежа всех видов животных. Так, за 1995 год пало 182,5 тысяч голов крупного рогатого скота и 843 тысячи свиней, их непроизводительное выбытие составило соответственно 522 тысячи и 1190 тысяч голов. Основным направлением в работе ветслужбы оставалась профилактика инфекционных и незаразных болезней животных. Она позволяла поддерживать стабильной эпизоотическую обстановку в республике по особо опасным и высококонтагиозным инфекциям. Но в ряде районов и хозяйств допускались серьезные нарушения, начиная со стадии составления проектов планов противоэпизоотических мероприятий. Чаще они разрабатывались без учета эпизоотической обстановки в конкретных районах, хозяйствах, мнения главных врачей колхозов и совхозов. Со стороны главных госветинспекторов районов и городов не принимались необходимые меры. Это было чревато самыми серьезными последствиями. На противоэпизоотические мероприятия выделялось недостаточное количество финансовых средств из республиканского бюджета. На 1996 год поступило 68 миллиардов рублей. Часть этих средств направлялась напрямую республиканскому объединению «Зооветснабпром» для приобретения и выдачи бесплатно вакцин против классической чумы свиней, рожи, бешенства, сибирской язвы, болезней Тешена и Ньюкасла, всех диагностикумов (включая туберкулин, лейкозный и бруцеллезный антигены и другие), реактивов, питательных сред, посуды и т.д. 70 % денег направлялось непосредственно в районы через ветотделы для приобретения других биопрепаратов, медикаментов и оборудования. Для экономии времени, денежных средств Главветупр отказался от ряда, по его мнению, необоснованных, ненужных вакцинаций, обработок и исследований с учетом эпизоотической обстановки в конкретном хозяйстве, населенном пункте. В частности, это было сделано по отношению к вакцинации крупного рогатого скота против ящура, сибирской язвы в стационарно благополучных хозяйствах и других инфекций. С начала 90-х годов было много сделано для ликвидации туберкулеза среди крупного рогатого скота. На конец 1995 года оставались неблагополучными по 15-20 хозяйств. Ежегодно выявлялось 20-25 новых благополучных пунктов и столько оздоравливалось. Лейкоз по широте распространения в эти годы был на первом месте на момент утверждения инструкции по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота в Республике Беларусь и начав активную работу по его ликвидации, в республике имелось только 51 хозяйство благополучное по лейкозу, а инфицированность вирусом составляла 19,6 % среди дойного стада. С 1992 по 1996 год инфицированность снизилась до 1,9 %. В 1996 году остро стал вопрос о росте заболеваний животных бешенством - более чем в 4 раза, что говорило о качестве и полноте охвата вакцинациями диких и домашних животных. Имели место серьезные вопросы по профилактике заболеваний классической чумой свиней, б. Ньюкасла, б. Гамборо, гиподерматозу и некоторым другим. В 1996 году для осенней обработки скота против гиподерматоза было направлено около 9 миллиардов рублей из республиканского бюджета. Плохо поставлена была и гинекологическая работа: ежегодно около одной четверти коров не давала приплода. Как уже указывалось, на протяжении 5-7 лет экономическая ситуация в республике продолжала оставаться достаточно сложной, допущен резкий спад в промышленности и сельскохозяйственном производстве. В тяжелом положении оставалась сельскохозяйственная наука, и это не могло не сказаться на развитии и состоянии сельскохозяйственного производства, животноводства и ветеринарного обслуживания. До 1997 года поголовье крупного рогатого скота в колхозах и совхозах уменьшилось на 1,7 млн. голов, или на 29,5 %, свиней - 950 тыс, 30,5 %, птицы на 8,7 млн и 31 %. Производство мяса к уровню 1992 года составляло 47 %, молока - 50 %, яиц - 97 %. Одновременно возрастал падеж и непроизводительное выбытие всех видов сельскохозяйственных животных, ухудшились показатели воспроизводства поголовья. Основными направлениями в работе ветеринарных специалистов оставались профилактика инфекционных и незаразных болезней животных, поддержание на необходимом уровне санитарного состояния объектов ветеринарного контроля, проведение лечебных мероприятий, охрана территории республики от заноса особо опасных и высококонтагиозных заболеваний. Осуществлялся постоянный контроль за выполнением плановых мероприятий в полном объеме. Проводимая работа позволяла поддерживать стабильную эпизоотическую обстановку в республике, не допустить существенного спада производства животноводческой продукции, повысить сохранность сельскохозяйственных животных, улучшить работу по воспроизводству стада. Так, за 8 месяцев 1997 года выращивание мяса скота и птицы возросло на 54 тысячи тонн, или на 13 %, привесы крупного рогатого скота и свиней возросли соответственно на 11 и 23 %, производство молока на 5 %, средние удои увеличились на 155 кг, или на 10 %, производство яиц - на 7 %. В основном стабилизировалось количество поголовья крупного рогатого скота и свиней, поголовье птицы возросло на 5 %, а в общественном секторе составило более 20 миллионов голов. За 1995-1998 годы серьезно улучшилась сохранность поголовья скота, уменьшилось непроизводительное его выбытие. Если за 1995 год пало крупного рогатого скота 182,5 тысячи голов, то за 1997 - 119,5 тысячи голов, а за 8 месяцев 1998 года - 67 тысяч голов, что меньше, чем в 1995 году, на 50 %. Падеж свиней в 1995 году снизился на 11,7 %, в 1997-м - на 30 % и 1998-м - на 26 %. Лучшие результаты по сохранности крупного рогатого скота имели ветслужбы Гродненской и Брестской областей, по сохранности свиней - Гродненской и Минской. Небольшие сдвиги в положительную сторону в этот период произошли в вопросах воспроизводства стада. В 1998 году получено больше соответствующего уровня 1991 года телят на 14,9 тысячи голов, на 100 коров и телок получено 66 голов приплода, что больше 1997 года на 5 голов. Эпизоотическая обстановка в республике оставалась стабильной, не было допущено возникновения особо опасных болезней, достигнуто снижение количества вспышек по большинству регистрирующихся инфекционных заболеваний. Вместе с тем со стороны главных госветинспекторов областей и районов не везде принимались меры по безусловному выполнению доведенных планов. Это могло явиться открытыми воротами для заноса опасных инфекций, особенно если учесть, что во многих странах Европы и Азии, других континентов эпизоотическая обстановка была крайне сложная. Достаточно назвать, что заболевание скота ящуром регистрировалось более чем в 40 странах, классической чумой свиней - в 24, африканской чумой свиней - в 3, чумой крупного рогатого скота - в 12, губкообразной энцефалопатией крупного рогатого скота в 7 странах, везикулярным стоматитом - 6, скрепи овец - 3, оспой овец и коз - 20, болезнью Ньюкасла в 27 странах и ряд других опасных болезней из списка А МЭБ. Заболевание животных ящуром, классической чумой свиней, оспой имело место в Грузии, Армении, России, Казахстане, Кыргызстане и других странах СНГ. Для недопущения заноса на территорию страны перечисленных и ряда других болезней Главком ветеринарии принимались радикальные меры по охране территории республики. Экспорт, импорт и транзит всех подконтрольных госветнадзору грузов осуществлялся только по согласованию с Главком ветеринарии и в соответствии с ветеринарными требованиями Республики Беларусь. Был запрещен ввоз животноводческой продукции более чем из 50 стран мира, в том числе из большинства стран Европы и Азии.Ввоз разрешался только с территорий, официально свободных от ниже перечисленных болезней, по истечении следующих сроков: губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец - в течение пяти лет; африканской чумы свиней - в течение последних трех лет; чумы крупного рогатого скота, контагиозной плевропневмонии, везикулярного стоматита, ящура, чумы мелких животных - в течение последних двенадцати месяцев и т. д. Осуществлялся контроль на границе, и без согласия Главка ветеринарии и разрешения министерства подконтрольные ветслужбе грузы на территорию страны не допускались. Тем самым на пути опасных болезней был поставлен серьезный заслон. Все лица, фирмы, организации, которые занимались импортом и экспортом животноводческой продукции, сырья животного происхождения, должны были согласовать эти вопросы в Минсельхозпроде, Главке ветеринарии Минсельхозпрода в обязательном порядке. В то же время далеко не все делалось непосредственно в хозяйствах, птицефабриках и комплексах, мясо- и молокоперерабатывающих предприятиях по поддержанию на высоком уровне санитарной культуры, охране объектов от возможного заноса опасных инфекций. Это относилось к главным госветинспекторам ряда районов. Несмотря на относительную стабильность эпизоотической обстановки в республике на протяжении длительного времени животноводство и ветслужбу продолжали беспокоить такие болезни, как туберкулез, лейкоз, бешенство, геморрагическая септицемия, сальмонеллез, эйшерихиоз, гиподерматоз и ряд других инфекционных и инвазионных болезней. За последние 10 лет суверенной Республики Беларусь много сделано для ликвидации туберкулеза крупного рогатого скота. Но начиная с 1996 года ситуация по данному заболеванию серьезно ухудшилась. В 1997-м году в республике насчитывалось 50 хозяйств и 60 ферм, неблагополучных по заболеванию крупного рогатого скота туберкулезом. Экономическая и производственная ситуация в республике в середине 90-х годов оставалась сложной. И это не могло не отразиться на состоянии ветеринарного обслуживания. В первую очередь это касалось обеспечения выполнения планов противоэпизоотических, профилактических и диагностических мероприятий по предупреждению инфекционных и незаразных болезней. Для выполнения в полном объеме этих мероприятий необходимо было закупить вакцины, сыворотки, диагностикумы, реактивы, приборы, оборудование, дезинфекционные материалы и технику более чем на 350 миллиардов рублей. В соответствии с бюджетом Республики Беларусь на 1997 год на эти цели было предусмотрено только 73,5 миллиарда рублей. Возможности колхозов, совхозов, комплексов в приобретении ветеринарных препаратов также были ограничены. В тяжелом положении оказались ветеринарные лаборатории, которые работали на оборудовании и приборах давно устаревших и морально, и физически еще в 70-80 годы. Это негативно отражалось на оперативности и достоверности результатов лабораторных исследований, не позволяло своевременно установить причины заболеваний животных. После распада СССР до конца 90-х годов не приобреталась дезинфекционная техника, ветучреждения плохо обеспечивались спецтранспортом. Кризисным было положение с обеспеченностью лекарственными препаратами, что отрицательно сказывалось на эффективности лечения молодняка сельскохозяйственных животных, акушерско-гинекологических заболеваний маточного поголовья, обработок против инвазионных заболеваний. К середине 1998 года государственная ветеринарная служба имела следующую структуру:
Главное управление ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией;
Республиканская Государственная ветеринарная лаборатория;
Госветцентр по контролю и стандартизации ветпрепаратов и кормовых добавок
Республиканская спецветлаборатория по особо опасным болезням животных;
управлений ветеринарии облсельхозпродов;
областных ветеринарных лабораторий;
районных ветеринарных станций;
районных ветеринарных лабораторий;
участковых ветеринарных лечебниц;
горветстанций;
лабораторий ветсанэкспертизы;
Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте;
Ветеринарная служба города Минска.
Частной ветеринарной практикой, в основном в городах, по лицензиям занималось более 100 ветспециалистов. Приказом по Минсельхозпроду при Главном управлении ветеринарии создана лицензионная комиссия по выдаче лицензий на ветеринарную практику, а также оптовую и розничную торговлю ветеринарными препаратами. Всего выдано 300 лицензий, в том числе за 1997 год - 165. Кроме этого, проводилась большая работа по регистрации ветеринарных препаратов и кормовых добавок, производимых в республике и зарубежных странах. Всего зарегистрировано 257 ветпрепаратов, 74 кормовые добавки (суперконцентраты, премиксы и т.д.).
Таким образом, ветеринарная служба сохранила структуру и вертикаль с подчинением по специальным вопросам, всех ветеринарных специалистов сверху донизу, что позволяло и в сложных условиях удерживать и контролировать эпизоотическую обстановку, проводить плановую работу по профилактике инфекционных и незаразных болезней, осуществлять охрану территории республики от заноса особо опасных болезней животных.
Благодаря плановой целенаправленной работе ветспециалистов разных уровней по профилактике заболеваний животных в 1998 году, в республике не допущено вспышек таких опасных заболеваний, как сибирская язва, ящур, чума свиней и птицы, губчатая энцефалопатия и др. В 1998 году по сравнению с 1997 годом снизились заболеваемость и падеж животных от колибактериоза, сальмонеллеза, пастереллеза и других заболеваний, вызываемых условно патогенными микроорганизмами. В то же время в 1998 году ухудшилась эпизоотическая обстановка по бешенству диких плотоядных, особенно в Витебской и Минской областях; значительно возросла заболеваемость крупного рогатого скота гиподерматозом, сложной оставалась эпизоотическая обстановка по лейкозу и туберкулезу в отдельных районах.
Если в 1990 году лейкоз регистрировался во всех областях и районах республики, было только 51 хозяйство, свободное от этой инфекции крупного рогатого скота, то на 1 января 1999 года полностью оздоровлено от лейкоза 11 районов, 1404 хозяйства, еще в 8 районах осталось от 20 до 40 больных лейкозом коров. Если в 1990 году заболеваемость коров лейкозом в общественном секторе составляла 19,6 процента, то в 1998-м году ее удалось снизить до 2,1 процента.
В 1991 году в колхозах и совхозах было 406,2 тысячи коров, инфицированных вирусом лейкоза, а на начало 1999 года с учетом ежегодного дополнительного выявления больных осталось 139,7 тысяч голов, что составляло 10,9 процента от наличия коров в колхозах и совхозах.
Согласно «Программе мероприятий по профилактике и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в Республике Беларусь на 1997-2000 годы», утвержденной 28 мая 1997 года на коллегии Минсельхозпрода (приказ № 157), в 1997-98 годах надо было сдать 91,6 тысячи коров. Выполнение составило 74,0 процента.
Сдача больных коров и оздоровление неблагополучных хозяйств от лейкоза сдерживались неудовлетворительной работой по воспроизводству и вводу нетелей в основное стадо.
За 1998 год в расчете на 100 коров введено только 21,4 нетелей, что крайне недостаточно для своевременной замены низкопродуктивных и больных коров, при норме 30-35 процентов.
В эти годы по туберкулезу крупного рогатого скота в республике проводилась целенаправленная работа по выявлению и оздоровлению неблагополучных очагов. За 1998 год в общественном и личном пользовании исследовано первично на туберкулез 4,6 млн., повторно - 3,1 млн. голов крупного рогатого скота. Выявлено 45, оздоровлено 23 неблагополучных хозяйства.
В 1992-1996 годах из-за отсутствия денежных средств для приобретения эффективных препаратов и запрета Минздравом по обработке коров хлорофосом и гиподермин-хлорофосом заболевание крупного рогатого скота гиподерматозом резко возросло. Если в 1990 году пораженность скота подкожным оводом в республике составляла 0,1 процента, то в 1996 году в отдельных хозяйствах и районах она возросла до 30-50 процентов. По подсчетам ученых БелНИИЭВ, убытки пораженности крупного рогатого скота гиподерматозом составляли более 3,0 трлн. рублей (из-за снижения продуктивности животных и полного обесценивания пораженных шкур).
Учитывая все это, в сентябре-ноябре 1997 года были закуплены высокоэффективные препараты и обработаны коровы общественного и личного пользования в количестве 1537,0 тысяч голов и 1269,5 тысячи голов молодняка.
В эти годы увеличилось заболевание животных такими паразитарными болезнями, как фасциолез, аскаридоз, криптоспоридиоз и др. Борьба с ними также проводилась планово и целенаправленно, но бюджетных средств на приобретение высокоэффективных антигельминтиков не хватало, а многие хозяйства были не в состоянии их приобретать. Работа по профилактике и ликвидации паразитарных заболеваний проводилась и в последующие годы.
Большие убытки хозяйства республики несли от заболеваний и падежа животных. Согласно данным бухгалтерского учета за 1997 год, убытки от падежа и гибели, животных в колхозах и совхозах составили 235,6 млрд. рублей. Общая заболеваемость крупного рогатого скота заразными и незаразными болезнями составила 58, свиней - 65 процентов, что соответственно на 10 и 12 процентов ниже уровня 1996 года.
В общей заболеваемости и падеже заболевание крупного рогатого скота и свиней и их отход от заразных болезней составлял 3-5 процентов.
В 1998 году по сравнению с 1997 годом возросла лечебная эффективность на 5 процентов. Во всех областях и большинстве районов отмечалось устойчивое улучшение сохранности крупного рогатого скота и свиней и это достигнуто, в первую очередь, за счет укрепления трудовой и производственной дисциплины, улучшения кормовой базы, скармливания животным премиксов, белково-витаминно-минеральных добавок, суперконцентратов, совершенствования ветеринарно-санитарного обслуживания и лечебно-профилактической работы. В то же время в республике падеж крупного рогатого скота увеличился в 13, свиней - в 20 районах.
В сельском хозяйстве к началу 1999 года создалась довольно сложная экономическая ситуация, которая характеризовалась возрастанием трудностей в организации производства сельхозпродукции, резким увеличением производственных затрат и снижением доходов хозяйств. И все это на фоне несовершенства существующей системы рыночного регулирования. Особенно наглядно такая тенденция проявлялась в молочном скотоводстве. В результате резкого снижения доходности молочное стадо страны сократилось по сравнению с 1990 годом на 490 тысяч коров, или на 27 %, надой молока на голову уменьшился на 1082 литра, или на 33 %, а валовое производство - на 2760000 тонн в год, то есть наполовину. Своеобразным барометром являлся официальный статистический показатель - процент получения телят. Так, если в 1989-90 годах было получено 85 телят от каждой сотни коров (и это своеобразный рекорд за последние 40 лет), а на 100 коров и нетелей - 90-91 теленок, то в 1998 году - 73 и 76 соответственно. В абсолютных цифрах это составляло 733 тысячи недополученных телят (37 %).
При советской власти в республике слабо развивалась фармацевтическая и биологическая промышленность. В середине и конце 90-х годов потребности ветеринарной службы в препаратах удовлетворялись только на 16 процентов. Из предприятий ветеринарного профиля работали Витебская биофабрика, построенная, кстати, в 30-е годы, 4 завода ветпрепаратов, цех по производству вакцин для птицепрома, ряд коммерческих структур. Долгие годы решался вопрос с реконструкцией Витебской биофабрики, для завершения которой было необходимо выделить и освоить 48,5 млрд. рублей. Была достигнута договоренность на уровне правительства республики, что необходимые средства будут изысканы, а биофабрика войдет в строй в 1999 году. Это позволило бы увеличить выпуск биопрепаратов и диагностикумов - как их количество, так и ассортимент. Одновременно велась реконструкция существующих заводов. Все это должно позволить к 2000 году обеспечить животноводство ветпрепаратами собственного производства как минимум на 40 процентов. Остальные планировалось закупать в Российской Федерации, в Украине, других странах. Однако необходимых средств для реконструкции Витебской биофабрики так и не было изыскано, и она продолжается до сих пор. Ниже об этом будет сказано подробнее.
В начавшемся XXI столетии сдвиги в сельскохозяйственном производстве республики, судя по приведенным в предыдущей главе цифрам, вселяли оптимизм. Однако, почти половина сельхозпредприятий оставались нерентабельными, убыточными, что не могло не сказываться на положении ветеринарной службы на местах, ее социальных аспектах и результативности работы.
Вместе с тем ветспециалисты продолжали наращивать объемы диагностических и профилактических мероприятий. Впервые в 2003 году республика стала благополучной по туберкулезу крупного рогатого скота, хотя не свободной полностью от данной инфекции, т.к. ежегодно продолжают выделяться реагирующие на туберкулин животные (в 2003 году - 285 голов). Значительно улучшилась ситуация по лейкозу крупного рогатого скота, и республика подошла вплотную к полному ее оздоровлению (в 2003 году выделено всего 50 РИД-позитивных коров).
Ежегодно против сибирской язвы с профилактической целью вакцинируется до 550 тысяч голов крупного и 4,5 - мелкого рогатого скота, 22,8 тысячи лошадей, что обеспечивает стабильность эпизоотической ситуации по этому зооантропонозному заболеванию. Но решение ведомственных интересов без согласования с ветеринарной службой создает предпосылки для возникновения сибирской язвы. При возведении разного рода объектов строительные организации не согласовывают их месторасположение с ветеринарной службой. В Кобринском районе через неблагополучный пункт проложена дорога, в Жлобинском - построена бензоколонка, в Малоритском - на месте захоронения находится автокомбинат, в Зельвенском районе такой пункт оказался под водной гладью водохранилища (А.А. Русинович, 2003).
В силу вышеперечисленных хозяйственных условий на 2004 год проблемными в животноводстве продолжали оставаться такие вторичные инфекции, как сальмонеллез крупного рогатого скота и свиней (заболело соответственно 857 и 11660 голов), колибактериоз (2301 и 12195 больных), гемофилезный полисерозит свиней (заболело более 17 тысяч голов). В этот период нарастала напряженность по бешенству животных. За 2003-2004 годы заболели 141 голова крупного рогатого скота, 6 лошадей, 109 собак, более 600 лис и волков.
В республике создана государственная лабораторно-диагностическая служба, в составе которой 105 диагностических подразделений районных ветеринарных станций, 12 межрайонных, 6 областных ветлабораторий, Белорусский государственный ветеринарный центр с республиканской государственной и республиканской специализированной по особо опасным болезням животных ветеринарными лабораториями. Лабораторное дело базируется на программном обеспечении с использованием информационных технологий гистологических, биохимических, химико-токсикологических, вирусологических, бактериологических и других видов исследований, на экспресс-методах, лабораторном мониторинге за эпизоотической ситуацией и многом другом. Все лаборатории проводят контроль за содержанием пестицидов, солей тяжелых металлов, нитратов, нитритов в воде, кормах, продуктах животноводства и выдают заключения об использовании продукции. В республике разработана и осуществляется «Система радиологического контроля продуктов питания, сельхозпродукции и объектов внешней среды». Спектрометрическим и радиохимическим методами проводятся исследования по контролю содержания радиоцезия 134-137, стронция-90, цезия-140, свинца-210 и кальция.
Ветеринарно-санитарную оценку мяса и мясопродуктов осуществляют отделы производственного ветеринарного контроля мясокомбинатов, мясоперерабатывающих предприятий и лабораторий ветсанэкспертизы на рынках, которые контролируют всю продукцию также и на содержание радионуклидов.